БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 70433-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (система антимонопольного комплаенса) в организации

7 Объекты системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица

 

7.1 К объектам антимонопольного комплаенса для целей настоящего стандарта относятся:

- деятельность контролируемых лиц, которая может влечь (создает риск) или повлекла нарушение антимонопольного законодательства;

- действия (бездействие) работников (в том числе должностных лиц, иных лиц, выполняющих управленческие функции) и собственников контролируемых лиц, которые могут влечь (создают риск) или повлекли нарушение антимонопольного законодательства;

- порядок функционирования (в том числе управления) контролируемых лиц, осуществления прав и обязанностей работниками этих лиц, устанавливаемый решениями органов управления контролируемых лиц (внутренний порядок функционирования), нарушение которого может влечь (создает риск) или повлекло нарушение антимонопольного законодательства;

- причины и условия (обстоятельства), относящиеся к деятельности и внутреннему порядку функционирования контролируемых лиц, которые способствуют (создают риск) или способствовали нарушению таким субъектом антимонопольного законодательства.

7.1.1 Под деятельностью контролируемых лиц, которая может влечь (создает риск) или повлекла нарушение антимонопольного законодательства понимается деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность на соответствующем(их) товарном(ых) рынке(ах), с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения требований антимонопольного законодательства, оценки вероятности их несоблюдения, а также масштаба экономической деятельности и социально-экономической значимости отрасли (сферы) экономики, в которой осуществляется экономическая деятельность.

7.1.2 Под действиями (бездействием) работников (в том числе должностных лиц, иных лиц, выполняющих управленческие функции) и собственников контролируемых лиц, которые могут влечь (создают риск) или повлекли нарушение антимонопольного законодательства, понимаются:

- совершенные умышленно или по неосторожности гражданско-правовые деликты, административные правонарушения и преступления, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства или создающие причины или условия для нарушения антимонопольного законодательства;

- дисциплинарные проступки указанных лиц, повлекшие создание умышленно или по неосторожности причин или условий для совершения нарушений антимонопольного законодательства.

7.1.3 Под порядком функционирования (в том числе управления) контролируемых лиц, осуществления прав и обязанностей работниками этих лиц, определяемым решениями органов управления (внутренним порядком функционирования контролируемых лиц, нарушение которого может влечь (создает риск) или повлекло нарушение антимонопольного законодательства понимается совокупность документально закрепленных прав и обязанностей органов управления контролируемых лиц, правил (процедур) согласования и принятия такими органами решений, относящихся к осуществлению контролируемыми лицами своих уставных задач, включая осуществление закупочной деятельности, торговой политики, совершение иных сделок, правила внутреннего распорядка, служебных (должностных) регламентов работников контролируемого лица, нарушение которых работником контролируемого лица образует состав гражданско-правового деликта, административного правонарушения, преступления или дисциплинарного проступка, повлекшего создание умышленно или по неосторожности причин или условий для совершения нарушений антимонопольного законодательства.

7.1.4 К правовым источникам, определяющим порядок функционирования (в том числе управления) контролируемых лиц, осуществления прав и обязанностей работниками этих лиц, также относятся:

- решения и предписания антимонопольного органа в отношении указанных контролируемых лиц;

- предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства должностным лицам контролируемого лица;

- предупреждения о прекращении контролируемым лицом действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

- решения и предписания антимонопольного органа в отношении хозяйствующих, занимающих аналогичное положение на товарном рынке;

- действующие требования антимонопольного органа о регулярном предоставлении информации (мониторинги);

- судебные решения, принятые в отношении указанных контролируемых лиц;

- судебные решения в отношении хозяйствующих субъектов, занимающих аналогичное положение на товарном рынке;

- мировые соглашения контролируемых лиц по итогам антимонопольных разбирательств;

- добровольные обязательства, взятые на себя контролируемыми лицами в рамках кодексов добросовестных практик.

7.1.5 Под причинами и условиями (обстоятельствами), относящимися к деятельности и внутреннему порядку функционирования контролируемых лиц, которые способствуют (создают риск) или способствовали нарушению такими субъектами антимонопольного законодательства, понимаются действия (бездействие) или их результат:

- закономерно (как правило) и непосредственно влекущие нарушение антимонопольного законодательства или являющиеся обязательным условием такого нарушения;

- непосредственно повлекшие нарушение антимонопольного законодательства или ставшие обязательным условием такого нарушения.

7.2 К объектам антимонопольного комплаенса для целей настоящего стандарта не относятся:

- деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов организаций и органов, государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации (см. [1], ст. 1, 7), которая может влечь (создает риск) или повлекла нарушение антимонопольного законодательства, включая недопущение, ограничение и устранение конкуренции; действия (бездействие) их должностных лиц и иных работников; порядок функционирования соответствующих органов и организаций (в том числе фондов), осуществления полномочий (прав и обязанностей) их должностных лицами и иными работниками; причины и условия (обстоятельства), относящиеся к деятельности и внутреннему порядку функционирования соответствующих органов и организаций (в том числе фондов), осуществления их работниками прав и обязанностей, определяемых решениями таких органов и организаций, которые способствуют (создают риск) или способствовали нарушению указанными органами, организациями, их должностными лицами и иными работниками антимонопольного законодательства;

- деятельность (действия или бездействие) физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателя, но осуществляющих профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (см. [1], ст. 4), которая может влечь (создает риск) или повлекла нарушение антимонопольного законодательства.

7.3 К приоритетным областям регулирования для антимонопольного комплаенса контролируемым лицом, внедряющим систему антимонопольного комплаенса на основе анализа своей деятельности и оценки рисков, могут быть отнесены, в том числе следующие виды деятельности контролируемых лиц с учетом их вида и специфики соответствующей деятельности, установленных Правительством РФ критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации [38]:

а) торговая деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети (за исключением субъектов, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации) от реализации товаров за последний год не превышает 400 млн руб., а также торговая деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает 400 млн руб.);

б) производство и продажа лекарственных препаратов, медицинских изделий;

в) медицинские услуги;

г) услуги связи;

д) транспортировка газа, нефти и нефтепродуктов по трубопроводам;

е) железнодорожные перевозки;

ж) услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

и) услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

к) производство электрической и тепловой энергии;

л) услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

м) водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры;

н) услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

п) строительство, реконструкция, ремонт объектов железнодорожной и дорожно-транспортной инфраструктур;

р) услуги по организации обязательных в силу требований федерального закона торгов.

TOC