БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 70433-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (система антимонопольного комплаенса) в организации

6 Основные субъекты антимонопольного комплаенса

 

6.1 К основным субъектам отношений в области регулирования настоящего стандарта на территории Российской Федерации относятся:

- национальные государственные органы, уполномоченные в сферах антимонопольного регулирования и защиты конкуренции, в том числе при осуществлении государственного контроля/надзора;

- контролируемые лица, в том числе организации (субъекты рынка) и индивидуальные предприниматели, чья деятельность, в соответствии с антимонопольным законодательством, подлежит антимонопольному регулированию и контролю;

- наднациональные органы ЕАЭС, уполномоченные в сфере конкурентной политики на трансграничных рынках.

6.2 Перечень национальных государственных органов и их полномочия в сферах антимонопольного регулирования и защиты конкуренции, в том числе при осуществлении государственного контроля/надзора приведены в приложении А.

6.3 Контролируемые лица (субъекты рынка)

6.3.1 К организациям (субъектам рынка) - контролируемым лицам относятся российские и иностранные организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, а также организации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, если соглашения между российскими и (или) иностранными лицами, а также совершаемые ими действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации. Различают коммерческие и некоммерческие организации, правовой статус которых и его особенности определены федеральными законами.

6.3.2 Коммерческие организации - это организации (юридические лица), преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности [6] (ст. 50) могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:

- хозяйственные товарищества и общества (акционерные общества и публичные акционерные общества, включая инвестиционные фонды; общества с ограниченной ответственностью (см. [6], [9] - [11]);

- крестьянские (фермерские) хозяйства (см. [6], ст. 86.1);

- хозяйственные партнерства (см. [6], [12]);

- производственные кооперативы (см. [6], [13]);

- государственные и муниципальные унитарные предприятия (см. [6], [14]);

- а также организации финансового рынка (кредитные, страховые, организации рынка ценных бумаг) (см. [6], [15], [16] - [20]).

6.3.3 Некоммерческие организации - это организации (юридические лица), не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками, которые могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям (см. [6], ст. 50).

Некоммерческие организации могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:

- потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (см. [6], [21]);

- общественных организаций, к которым относятся в том числе органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления (см. [6], [22], [23]);

- общественных движений (см. [6], [23]);

- ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства (см. [6], [22]) саморегулируемые организации (см. [6], [24], [25]), объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты (см. [6], [26]);

- товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества (см. [6]);

- казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (см. [6]);

- общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (см. [6], [22], [27], [28]);

- фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды (см. [6], [22]);

- учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения (см. [6], [22], [29], [30], [31]);

- автономных некоммерческих организаций (см. [6], [22], [23]);

- публично-правовых компаний (см. [6], [32]);

- адвокатских палат (см. [6], [33]);

- адвокатских образований (являющихся юридическими лицами) (см. [6], [33]);

- государственных корпораций (см. [6], [22], [34], [35], [36]);

- нотариальных палат (см. [6], [32]).

6.3.4 В перечень субъектов - контролируемых лиц отнесены также индивидуальные предприниматели, чья деятельность, в соответствии с антимонопольным законодательством, подлежит антимонопольному регулированию, а действия или результаты деятельности которых подлежат государственному контролю (надзору) в сфере антимонопольного регулирования.

6.3.5 К основным категориям контролируемых лиц, чья деятельность отнесена к приоритетным областям регулирования для системы антимонопольного комплаенса, согласно перечню (см. 7.3.1 - 7.3.14), относятся:

а) контролируемые лица, занятые производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, включенные в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль в соответствии с [37], за исключением субъектов, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации) от реализации товаров за последний год не превышает 400 млн руб.;

б) контролируемые лица, имеющие размер необходимой валовой выручки за предыдущий год свыше 10 млрд руб.;

в) контролируемые лица, осуществляющие регулируемые виды деятельности, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), имеющие размер необходимой валовой выручки за предыдущий год свыше 10 млрд руб.;

г) контролируемые лица (за исключением указанных в 6.3.5.1 и 6.3.5.2), осуществляющие виды деятельности, имеющие выручку за предыдущий год свыше 10 млрд руб.;

д) иные контролируемые лица (за исключением указанных в перечислениях а) - в)), осуществляющие виды деятельности, подлежащие приоритетному регулированию для системы антимонопольного комплаенса.

6.4 Перечень наднациональных органов ЕАЭС и их полномочия в сфере конкурентной политики на трансграничных рынках приведены в приложении Б.

TOC