БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 70433-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (система антимонопольного комплаенса) в организации

5.3 Принципы системы антимонопольного комплаенса

5.3.1 При реализации основных задач системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица в рамках настоящего стандарта рекомендуется осуществлять деятельность контролируемого лица на основе следующих принципов:

- приоритетности развития конкуренции;

- регулярности оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;

- обеспечения законности, правовой определенности, системности и комплексности;

- исполнимости обязательных требований при определенности и неотвратимости наступления ответственности за антиконкурентные действия (бездействие);

- информационной открытости, гласности и предсказуемости функционирования антимонопольного комплаенса контролируемого лица.

Перечень принципов, указанных в настоящем пункте стандарта, не является исчерпывающим. Контролируемое лицо определяет принципы внутреннего контроля соблюдения антимонопольного законодательства в соответствии со своими организационной структурой и направлением деятельности.

5.3.2 Приоритетность развития конкуренции предусматривает развитие конкуренции и установление обязательных требований в отношении охраняемых законом ценностей как приоритета экономической политики контролируемого лица на основе конституционных гарантий поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности, а также равенства признания и защиты всех форм собственности.

Обоснованность обязательных требований при их установлении предполагает:

- выявление наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований;

- возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты этих ценностей;

- экономическую обоснованность принимаемых решений;

- должную осмотрительность в части проверки контрагентов на предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства;

- а также наличие и эффективность применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

5.3.3 Регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства осуществляется при непрерывности функционирования системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица и ее совершенствовании в целях своевременного выявления признаков нарушений и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, а также в целях предупреждения их появления, и предполагает проведение на регулярной основе уполномоченным подразделением (должностным лицом) контролируемого лица анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства, локальных нормативных правовых актов контролируемого лица и их проектов, мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства, систематизации, оценки и классификации по уровням антимонопольных рисков, оценки эффективности коллегиальным органом контролируемого лица разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

5.3.4 Обеспечение законности в части соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации и баланса между публичными и частными интересами развития конкуренции на товарных рынках осуществляется на основе разумного сочетания законодательных запретов монополизации, злоупотребления правом и недобросовестной конкуренции в экономической деятельности и ограничений их применения контролируемым лицом, оптимизации подходов к определению перечня запрещенных практик, признаваемых недобросовестной конкуренцией, включая злоупотребления.

Правовая определенность, системность и комплексность предполагает, что обязательные требования должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования этих требований, а также противоречий между ними, а их содержание должно быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом.

Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков, предусматривает меры по созданию благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции.

Обязательные требования должны соответствовать современному уровню развития науки, техники и технологий в соответствующей сфере деятельности, развития национальной экономики и материально-технической базы. Обязательные требования, установленные в отношении одного и того же предмета регулирования, не должны противоречить друг другу.

Дифференциация подходов при организации защиты от недобросовестной конкуренции предполагает необходимость учета частных интересов иностранных компаний и публичных интересов вывода отечественной продукции на национальный, евразийский и международный рынки.

Комплексность мер правоприменительной практики обеспечиваются при заинтересованности руководства контролируемого лица в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса, в т.ч. на основе разработки и применения в составе ключевых показателей для оценки эффективности менеджмента контролируемого лица соответствующих показателей, направленных на минимизацию количества совершаемых нарушений антимонопольного законодательства, в том числе показателей, отражающих количество решений (действий) руководителей контролируемого лиц, признанных необоснованными или не соответствующими требованиям антимонопольного законодательства, либо повлекших нарушение этого законодательства.

5.3.5 Исполнимость обязательных требований при определенности и неотвратимости наступления ответственности за антиконкурентные действия (бездействие) предполагает при установлении обязательных требований выполнение следующих мер:

- оценку затрат лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение;

- соразмерность указанных затрат рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота;

- минимизацию рисков их последующего избирательного применения.

5.3.6 Информационная открытость, гласность и предсказуемость проводимой конкурентной (антимонопольной) политики достигаются, в том числе посредством размещения сведений о деятельности системы антимонопольного комплаенса контролируемых лиц в средствах массовой информации и на официальном сайте контролируемого лица в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием информационно-коммуникационных технологий и трансграничного пространства доверия в рамках ЕАЭС; проведения обучения и периодической аттестации работников и руководителей хозяйствующего субъекта на знание антимонопольного законодательства, а также формирования официальной статистической информации на принципах профессиональной независимости; научной обоснованности и сопоставимости; полноты и достоверности; актуальности и своевременности, эффективности затрат.

Внутренние локальные правовые акты (внутренний локальный правовой акт) системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица (стандарт организации), устанавливающие обязательные требования с учетом [1] (ст. 9.1), ГОСТ Р 1.4, в совокупности должны содержать:

- требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением контролируемым лицом своей деятельности (включая виды осуществляемой деятельности и совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования; содержание обязательных требований, в т.ч. условия, ограничения, запреты, обязанности);

- меры, направленные на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением контролируемым лицом своей деятельности (включая, определение перечня лиц, обязанных соблюдать обязательные требования; формы оценки соблюдения обязательных требований (государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности, оценка соответствия продукции и иные формы оценки и экспертизы);

- меры, направленные на осуществление контролируемым лицом контроля за функционированием системы антимонопольного комплаенса;

- порядок ознакомления работников контролируемого лица с внутренним локальным правовым актом (внутренними локальными правовыми актами);

- информацию о должностном лице, ответственном за функционирование системы антимонопольного комплаенса.

Не применяются обязательные требования, содержащиеся в неопубликованных в установленном порядке внутренних локальных правовых актах. Обязательные требования должны быть доведены до сведения лиц, обязанных их соблюдать, путем опубликования указанных внутренних локальных правовых актов, устанавливающих указанные обязательные требования, с соблюдением соответствующей процедуры, как на условиях свободного доступа в информационной системе контролируемого лица, так и в рамках проведения обучения работников (инструктажей) (см. 11.4.9), семинаров по вопросам антимонопольного законодательства.

В целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц создается перечень действующих документов, регламентирующих систему антимонопольного комплаенса контролируемого лица, определяющих обязательные требования, информацию об установивших их внутренних локальных правовых актах, сроке их действия (см. 10.2.7 и 11.4).

Перечень внутренних локальных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, подлежит размещению на условиях свободного доступа в информационной системе контролируемого лица, а также на официальных сайтах контролируемых лиц.

TOC