БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 34886-2022. Межгосударственный стандарт. Интеллектуальная собственность. Служебные результаты интеллектуальной деятельности

6 Принципы, критерии и показатели урегулирования отношений между работодателем и работником-автором в части служебных результатов интеллектуальной деятельности

 

6.1 Принципы урегулирования отношений между работодателем и работником(ами)-автором(ами) в области служебных РИД по жизненному циклу РИД включают в себя следующие основные правила деятельности:

- обеспечение законности при урегулировании отношений между работодателем и работником(ами)-автором(ами) в области служебных РИД (далее - принцип законности);

- обеспечение баланса интересов работодателя и работника-автора (далее - принцип баланса интересов);

- выявление и минимизация возможных рисков как результата неурегулированности отношений между работодателем и работником-автором в области служебных РИД (далее - принцип управления рисками);

- обеспечение приоритета экономической эффективности и целесообразности деятельности как в части расходов (затрат) на создание служебных РИД и поддержания правовой охраны РИД, так и на формирование нематериального актива на основе исключительных прав на служебные РИД (далее - принцип эффективности и целесообразности).

6.2 Принцип законности - принцип права, понимаемый как общие, обязательные к соблюдению нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и обязанность соблюдения которых распространяются на всех субъектов отношений.

Критериями для оценки соблюдения принципа законности при урегулировании отношений между работодателем и работником-автором в области служебных РИД принимаются следующие основные признаки:

- диспозитивность действий сторон;

- нормативность;

- обычаи и обыкновения (обычность);

- аналогия закона и аналогия права.

6.2.1 Диспозитивность действий сторон - договорное начало в отношениях сторон в области служебных РИД.

Обеспечение диспозитивности при урегулировании отношений между работодателем и работником-автором в области служебных РИД оценивается по наличию договоров между работодателем и работником-автором, регламентирующих различные аспекты в области служебных РИД.

6.2.2 Нормативность - регламентация в локальных нормативных актах работодателя отношений между работодателем и работниками по этапам жизненного цикла служебных РИД, в т.ч. в части неурегулированных национальным законодательством, подзаконными нормативными актами, договорными отношениями между работодателем и работником-автором, обычаями делового оборота, включая установление прав, обязанностей, ответственности работодателя и работника - автора служебного РИД по этапам жизненного цикла РИД.

Обеспечение нормативности при урегулировании отношений между работодателем и работником-автором в области служебных РИД оценивается по следующим показателям:

- наличие в локальных нормативных правовых актах работодателя регламентации отношений между работодателем и работником по этапам жизненного цикла служебных РИД, в т.ч. не урегулированных национальным законодательством, подзаконными нормативными актами, договорными отношениями между работодателем и работником-автором, обычаями делового оборота;

- наличие локальных нормативных правовых актов работодателя, регламентирующих отношения между работодателем и работником - автором служебных РИД, в рамках мероприятий и процессов по жизненному циклу служебного РИД, включая установление:

а) политики работодателя в сфере интеллектуальной собственности и в области служебных РИД,

б) размера, порядка и условий выплаты вознаграждений работнику - автору служебного РИД, включая процедуры и алгоритмы расчета размера вознаграждения работнику - автору служебных РИД, как за создание такого РИД, его использование, распоряжение правом на служебный РИД,

в) принадлежности исключительного права на служебный РИД, принадлежности права на подачу заявки на получение патента на служебный РИД, предела использования служебного РИД,

г) процедуры и формы уведомления работником-автором РИД, который может быть служебным, о его создании и уведомления работодателем работника-автора о признании такого РИД служебным, порядка фиксации созданного служебного РИД, его рассмотрения и идентификации в качестве служебного РИД, и форм участия работника(ов)-автора(ов) в процессах по идентификации служебного РИД,

д) процедур и форм для оформления прав на служебные творческие результаты по видам интеллектуальной собственности и форм участия работника(ов)-автора(ов) в оформлении прав,

е) условий участия работника(ов)-автора(ов) во внедрении служебных РИД и их развитии с созданием новых служебных РИД,

ж) процедур по формированию затрат, связанных с созданием РИД и доведением его до состояния, пригодного к использованию и форм участия работника(ов)-автора(ов) в этих процессах,

и) процедур отказа работодателя от правовой охраны служебного РИД или отчуждения исключительных прав на РИД, в т.ч. в пользу автора(ов),

к) процедуры перехода служебных РИД в общественное достояние,

л) процедур заключения договоров о передаче/предоставления права на РИД и форм участия работника(ов)-автора(ов) в этих процессах,

м) процедур по обеспечению защиты интеллектуальной собственности работодателя и форм участия работника(ов)-автора(ов) в этих процессах (см. [1], [3], [9] - [11], [12]).

6.2.3 Обычаи и обыкновения (обычность) - сложившееся в области служебных РИД и широко применяемое не предусмотренное национальным законодательством правило поведения в части разрешения коллизий не урегулированных нормативными правовыми актами, договором, не противоречащее обязательным для работодателя и работника - автора служебного РИД положениям международного договора/соглашения, национального законодательства или договора (трудового, гражданско-правового), независимо от того, зафиксировано ли правило поведения в каком-либо документе или нет.

Обеспечение обычности при урегулировании отношений между работодателем и работником-автором в области служебных РИД оценивается по следующим показателям:

- наличию судебной практики разрешения правовых коллизий в области служебных РИД, неурегулированных договорами, национальными нормативными правовыми актами, в т.ч. международными договорами/соглашениями;

- наличию практики медиации и третейского судопроизводства в области служебных РИД по вопросам, неурегулированных договорами, судебной практикой, национальными нормативными правовыми актами, в т.ч. международными договорами/соглашениями;

- наличию сложившейся практики ведения делового оборота в области служебных РИД в части разрешения коллизий, неурегулированных договорами, национальными нормативными правовыми актами в т.ч. международными договорами/соглашениями, судебной практикой, третейским судопроизводством.

6.2.4 Аналогия закона - применение к спорному отношению в области служебных РИД, которое прямо не урегулировано конкретной нормой национального закона, т.ч. международным договором/соглашением, соглашением сторон, локальным нормативным актом работодателя и к которому отсутствует применимый обычай делового оборота, правил и процедур, установленных нормами закона и применяемых для разрешения спорных ситуаций в других областях правоотношений (аналогичных областях правоотношений) и регулирующих сходные отношения (если это не противоречит их существу).

Аналогия права - применение к спорному отношению в области служебных РИД, которое прямо не урегулировано конкретной нормой национального закона, в т.ч. международным договором/соглашением, соглашением сторон, локальным нормативным актом работодателя и отсутствует применимый к спорному отношению обычай делового оборота, а также отсутствует возможность применения аналогии закона, общих начал и смысла (то есть принципов) гражданского законодательства с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости.

Критерии аналогия закона и аналогия права применяются при урегулировании спорных отношений в области служебных РИД, которые прямо не урегулированы конкретной нормой национального закона, в т.ч. международным договором/соглашением, соглашением сторон, локальным нормативным актом работодателя, отсутствуют применимые к спорному отношению обычаи делового оборота.

Обеспечение аналогии закона при урегулировании отношений между работодателем и работником-автором в области служебных РИД оценивается по наличию в организационно-распорядительных документах Работодателя положений, расширяющих существо норм национального закона применительно к специфике и особенностям хозяйственной (производственной) деятельности работодателя с использованием норм гражданского законодательства, правил и процедур, установленных нормами права, в т.ч. международным договором/соглашением и применяемых для разрешения спорных ситуаций в других областях правоотношений (аналогичных областях правоотношений) и регулирующих сходные отношения (если это не противоречит их существу).

Обеспечение аналогии права при урегулировании отношений между работодателем и работником-автором в области служебных РИД оценивается по наличию в организационно-распорядительных документах работодателя положений, расширяющих существо норм национального права, в т.ч. международным договором/соглашением применительно к специфике и особенностям хозяйственной (производственной) деятельности работодателя с использованием общих начал и смысла (то есть принципов) законодательства в сфере интеллектуальной собственности, заимствуя базовые подходы гражданского права к правовому регулированию аналогичных проблем.

Общим признаком обеспечения аналогии закона и аналогии права является отсутствие неустранимых путем переговоров споров и коллизий в отношениях сторон.

6.3 Принцип баланса интересов - обеспечение справедливого экономического (имущественного) баланса интересов сторон в сфере служебных РИД и соблюдение неимущественных прав автора(ов) служебных РИД на основе диспозитивности действий сторон, соразмерности прав, обязанностей и ответственности сторон, равных возможностей для реализации своих законных интересов.

Под балансом интересов сторон также необходимо понимать такое состояние правоотношения, в котором права, обязанности и ответственность сторон в сфере служебных РИД соразмерны и стороны имеют равные возможности для реализации своих законных интересов как имущественного характера, так и неимущественных прав автора(ов) служебных РИД.

Критериями для оценки соблюдения принципа баланса интересов при урегулировании отношений между работодателем и работником-автором в области служебных РИД принимаются следующие основные признаки:

- наличие мотивации сторон на осуществление законных действий;

- определенность (конкретность) характеристик, отражающих форму и содержание отношений сторон;

- соотносимость прав участников отношений в части служебных РИД и ответственности с их действиями в отношении служебных РИД и прав на них;

- измеримость процессов и результатов деятельности сторон в части служебных РИД;

- доступность национальных правовых регуляторов, показателей и сведений об использовании служебных РИД и распоряжении правом.

6.3.1 Наличие мотивации сторон на осуществление законных действий в области служебных РИД.

Обеспечение мотивации при урегулировании отношений между работодателем и работником-автором в области служебных РИД оценивается по следующим показателям:

- проведению выплат вознаграждений работнику(ам) - автору(ам) служебных РИД за их создание и использование;

- участию работника(ов)-автора(ов) в процессах по доведению служебных РИД до состояния, пригодного к дальнейшему практическому применению (использованию) и совершенствованию потребительной значимости (технической сущности, изобразительности и т.п.) служебных РИД;

- росту доли вознаграждений работнику-автору за служебный РИД от базового вознаграждения за труд;

- росту доходности работодателя от использования служебных РИД.

6.3.2 Определенность и конкретность количественных и качественных характеристик, отражающих форму и содержание отношений сторон.

Обеспечение определенности характеристик при урегулировании отношений между работодателем и работником-автором в области служебных РИД оценивается по наличию согласованных сторонами форм документооборота в части служебных РИД - формул расчета размера вознаграждений и порядка его выплаты, первичных форм для оформления автором(ами) уведомлений о создании служебного РИД, форм ответа автору(ам) о признании таких результатов служебными (служебным РИД), форм соглашений с работодателем, форм соглашений между работниками-соавторами, форм оценки и принятия решений по служебному РИД, других форм, исходя из особенностей и специфики хозяйственной деятельности работодателя.

6.3.3 Соотносимость прав обязанности и ответственности сторон в отношении служебного РИД.

Обеспечение соотносимости при урегулировании отношений между работодателем и работником-автором в области служебных РИД оценивается по следующим показателям:

- соответствию действий работников - авторов служебных РИД установленным работодателем нормам и правилам работы со служебными РИД, в т.ч. соблюдение работодателем порядка расчета и выплаты вознаграждений;

- готовности сторон идти на взаимные уступки, исходя из существа созданных служебных РИД в контексте хозяйственных (производственных) перспектив использования служебных РИД и распоряжения правами на них;

- соразмерности предоставленных прав, установленных обязанностей и ответственности сторон в рассматриваемой области, научно-технической (культурой) значимости создаваемого служебного РИД и перспективности хозяйственного (производственного) его использования.

6.3.4 Измеримость процессов и результатов деятельности сторон в области служебных РИД при обеспечении баланса их интересов (далее - измеримость).

Достижение признака измеримости при урегулировании отношений между работодателем и работником-автором в области служебных РИД оценивается по следующим показателям:

- возможности формирования количественных и качественных характеристик в части создаваемых служебных РИД;

- возможности проводить количественную и качественную оценку деятельности работодателя и работника(ов) в области служебных РИД по их жизненному циклу.

6.3.5 Доступность национальных правовых регуляторов, показателей и сведений об использовании служебных РИД и распоряжении правом на них (далее - доступность).

Обеспечение доступности при урегулировании отношений между работодателем и работником-автором в области служебных РИД оценивается по следующим показателям:

- наличию практического доступа работника(ов)-автора(ов) к организационно-распорядительным документам работодателя, регламентирующим различные процессы и процедуры в рассматриваемой сфере;

- возможности доступа работника(ов) - автора(ов) служебных РИД к методикам расчета, расчетным показателям, результатам расчетов в части дохода от использования служебных РИД и от распоряжения правами на них;

- доступу к сведениям об использовании служебных РИД и распоряжении правами на них.

6.4 Управление рисками (выявление, минимизация, контроль) - процесс принятия и реализации управленческих решений по жизненному циклу служебных РИД, направленных на достижение относительного баланса интересов заказчиков, работодателя и автора(ов) служебных РИД, снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата при использовании служебных РИД и управлении правами на них, минимизацию разноплановых потерь в части служебных РИД по их жизненному циклу.

Критериями для оценки соблюдения принципа управление рисками при урегулировании отношений между работодателем и работником-автором в области служебных РИД признаются следующие основные признаки:

- контролируемость действий сторон по процессам и процедурам в рассматриваемой области;

- документирование юридических фактов по процессам, связанным со служебными РИД;

- оптимизация издержек при управлении рисками;

- справедливость возложения рисков при заказе (госзаказе) создания служебных РИД.

6.4.1 Контролируемость действий сторон по процессам и процедурам, связанным с регулированием отношений в части служебных РИД.

Обеспечение контролируемости при урегулировании отношений между работодателем и работником-автором в области служебных РИД оценивается по следующим показателям:

- регламентации в организационно-распорядительных документах работодателя ключевых процессов и процедур в области служебных РИД по их жизненному циклу, исходя из специфики производственной (хозяйственной) деятельности работодателя;

- отсутствию фактов "сокрытия" созданных служебных РИД;

- отсутствию фактов отказа автора(ов) в содействии оформления прав на служебные РИД и внедрения служебных РИД в хозяйственной деятельности работодателя;

- возможности проведения мониторинга и контроля исполнения сторонами процессов и процедур в области служебных РИД;

- непрерывности и итерационности управленческих воздействий по созданию РИД, их развитию, идентификации и оформлению в качестве служебных РИД.

6.4.2 Документирование юридических фактов по процессам, связанным со служебными РИД.

Обеспечение документирования при урегулировании отношений между работодателем и работником-автором в области служебных РИД оценивается по следующим показателям:

- наличию документооборота по процессам и процедурам, связанным с регулированием отношений в части служебных РИД с фиксацией, согласно установленных работодателем процедур, форм, правил, отражающих специфику и особенности хозяйственной (производственной) деятельности работодателя, ключевых событий по этапам жизненного цикла служебных РИД;

- возможности формирования данных для всех видов учета служебных РИД - бухгалтерского, корпоративного, статистического, в т.ч. признания в качестве нематериальных активов.

6.4.3 Оптимизация издержек при управлении рисками в области служебных РИД

Достижение оптимизации издержек при урегулировании отношений между работодателем и работником-автором в области служебных РИД оценивается по следующим показателям:

а) наличию качественных показателей, характеризующих предусмотренные организационно-распорядительными документами мероприятия и действия сторон по снижению издержек по этапам жизненного цикла служебных РИД, к которым относится:

- создание служебных РИД, предназначенных для использования при выпуске продукции/оказании услуг и других целей,

- регулярный мониторинг целесообразности поддержания прав на служебные РИД и отказ от правообладания на служебные РИД, которые не планируются использовать в производственной (хозяйственной) деятельности и/или для формирования нематериального актива по направлению деятельности работодателя;

б) наличию количественных показателей, предусмотренных организационно-распорядительными документами в рамках мероприятий и действий сторон по снижению издержек, связанных с процессами внедрения и использования служебных РИД и/или распоряжения правами на них:

- снижение себестоимости выпуска продукции/оказания услуг (за счет использования служебных РИД),

- повышение рентабельности производства (за счет использования служебных РИД),

- увеличение перечня служебных РИД и доли учетных объектов в части исключительных прав в составе объектов нематериальных активов.

6.4.4 Справедливость возложения рисков при заказе (госзаказе) создания служебных РИД

Обеспечение справедливости рисков при урегулировании отношений между работодателем и работником-автором в области служебных РИД оценивается по следующим показателям:

- наличию возможности оценить риски сторон по различным аспектам, связанным со служебными РИД и сопоставить риски сторон в зависимости от вклада в создание служебных РИД;

- наличию экспертизы с целью прогнозирования и минимизации возможных рисков для каждой из сторон (имущественного, неимущественного, правового и других характеров) по этапам жизненного цикла служебных РИД.

6.5 Эффективность и целесообразность - принцип деятельности работодателя и автора(ов) в области служебных РИД в рамках корпоративной инновационной среды, выражающийся в отношении полезных конечных результатов, при создании которых использовалась служебный РИД, к ресурсам, затраченным на создание этих служебных РИД и доведения до состояния, пригодного к использованию в разрезе целей и задач развития общества/предприятия.

Критериями для оценки соблюдения принципа эффективности и целесообразности при урегулировании отношений между работодателем и работником-автором в области служебных РИД являются:

- соответствие действий сторон в отношении служебных РИД целям и задачам работодателя;

- использование служебных РИД и управлении правами на них в хозяйственной (производственной) деятельности и инновационном развитии;

- наличие системы управления интеллектуальной собственностью как инструмента повышения эффективности и целесообразности.

6.5.1 Соответствие действий сторон в отношении служебных РИД целям и задачам работодателя.

Обеспечение соответствие целям при урегулировании отношений между работодателем и работником-автором в области служебных РИД оценивается по следующим показателям:

- соответствию сущности создаваемых служебных РИД достижению текущих и перспективных целей и задач работодателя;

- соответствию создаваемых ОИС задачам формирования нематериального актива.

6.5.2 Использование служебных РИД в хозяйственной деятельности и инновационном развитии и управление правами на них.

Соблюдение признака использование служебных РИД при урегулировании отношений между работодателем и работником-автором оценивается по следующим показателям:

- практическому использованию служебных РИД в хозяйственной деятельности (производстве), распоряжении правами;

- росту доходов от использования служебных РИД и распоряжения правами на них;

- росту объектов нематериальных активов общества/предприятия за счет исключительных прав на служебные РИД;

- росту интеллектуального и человеческого нематериального актива работодателя.

6.5.3 Наличие СУИС как инструмента повышения эффективности и целесообразности.

Соблюдение признака наличие СУИС при урегулировании отношений между работодателем и работником-автором в области служебных РИД оценивается по следующим показателям:

- наличию сформированной адаптивной системы управления интеллектуальной собственностью;

- наличию в СУИС объектов по видам интеллектуальной собственности, характерным для хозяйственной (производственной) деятельности работодателя;

- наличию практики выявления, распределения и закрепления прав на служебные творческие результаты;

- другим мероприятиям, целью которых является повышение эффективности и целесообразности деятельности в области служебных РИД.