БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 70359-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Краны грузоподъемные. Упоры тупиковые рельсовых путей. Технические требования

5 Проектирование

 

5.1 Проектирование тупиковых упоров выполняют специализированные организации в соответствии с требованиями настоящего стандарта и с учетом технических требований к конструкциям кранов, рельсовым путям и зданиям (сооружениям).

5.2 В случае разработки проекта тупиковых упоров эксплуатирующей либо иной организацией проект должен быть согласован с изготовителем крана [проект упоров для надземных путей - с проектировщиком здания (сооружения)] либо иной специализированной организацией в части расположения мест крепления тупиковых упоров и допустимых нагрузок на опорные элементы и каркас здания (сооружения).

5.3 Технические характеристики и параметры тупиковых упоров должны соответствовать техническому заданию на проектирование и данным по массе, скоростям крана, нагрузкам от ходовых колес, расположению буферов и другим сведениям, указанным в эксплуатационной документации крана. В отдельных случаях в техническом задании должна быть установлена необходимость подтверждения прочности опорных элементов в месте установки упоров.

5.4 Проект тупикового упора (комплекта тупиковых упоров) должен включать:

- технические условия (для впервые изготовляемых тупиковых упоров - техническое задание на проектирование, рекомендации по разработке которого приведены в приложении А);

- комплект рабочих чертежей, расчеты, паспорт тупикового упора (комплекта тупиковых упоров). Рекомендуемая форма паспорта приведена в приложении Б;

- рабочую программу и методику приемо-сдаточных испытаний тупиковых упоров.

5.5 Расчеты должны подтверждать, что в момент наезда крана на тупиковые упоры при условиях, приведенных в 4.1, будут обеспечены:

- остановка крана без опрокидывания и поломки его несущих конструкций;

- прочность конструкции тупиковых упоров и элементов их крепления к конструкциям рельсового пути, включая сварные монтажные соединения;

- устойчивость опорной грузовой тележки на подтележечных рельсах, в том числе при отсутствии груза на грузозахватном органе;

- прочность опорных элементов и рельсов в месте установки тупиковых упоров;

- отсутствие продольного и поперечного перемещения тупиковых упоров относительно головки рельса, за исключением тупиковых упоров ударного типа с клиновым устройством, у которых величина одновременного продольного перемещения упоров, установленных в одном поперечном сечении рельсового пути, при наезде на них крана, должна быть также определена расчетом.

5.6 Для получения положительных результатов расчетов по 5.5, с целью максимального поглощения кинетической энергии, возникающей при наезде крана на тупиковые упоры, следует увеличивать показатели их энергоемкости, в частности:

- взамен резиновых, полиуретановых и пружинных амортизаторов использовать пружинно-фрикционные, пружинно-шариковые или гидравлические конструкции амортизаторов, работающие с минимальной отдачей;

- прижим тупиковых упоров ударного типа к головке рельса осуществлять посредством клинового устройства, обеспечивающего в момент наезда крана определенное смещение упора относительно рельса;

- при отсутствии ограничений по уменьшению рабочей зоны рельсового кранового пути увеличивать длину рабочего хода амортизатора;

- уменьшать угол наклона прямолинейной поверхности накатной горки и (или) увеличивать ее длину и радиус кривой окружности переходной кривой.

Примечание - Характеристики амортизаторов и параметры (профиль) накатной горки должны обеспечивать замедление движения крана, не превышающее 4 м/с2.

 

5.7 Величина радиуса окружности переходной кривой, образующей рабочий участок накатной горки, зависит от общей массы крана, наезжающего на упор, и должна соответствовать приведенной в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Радиус окружности переходной кривой

рабочего участка накатной горки

 

Масса крана, т

Радиус окружности, м

До 100 включ.

От 1,25 до 1,5 включ.

Св. 100 до 200 включ.

1,5

Св. 200

От 1,75 до 2 включ.

 

5.8 Материалы для изготовления клина тупикового упора выбирают в зависимости от общей массы крана, наезжающего на упор, и показателей необходимой твердости клина, которые должны соответствовать рекомендациям, приведенным в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Рекомендуемые материалы для изготовления клина

тупикового упора ударного типа

 

Масса крана, т

Применяемый материал

До 100 включ.

Сталь углеродистая обыкновенного качества без термообработки с твердостью 21...23 HRC

Св. 100 до 200 включ.

Сталь углеродистая качественная конструкционная с термообработкой до твердости 36...42 HRC

Св. 200

Сталь рессорно-пружинная нелегированная специальная с термообработкой до твердости 58...61 HRC

 

5.9 Максимальное значение угла клина определяют в зависимости от общей массы крана, наезжающего на упор, и должно быть в пределах, приведенных в таблице 3.

 

Таблица 3

 

Максимальное значение угла клина тупиковых упоров

ударного типа с клиновым устройством

 

Масса крана, т

Максимальное значение угла клина

До 50 включ.

От 10°45' до 11°00' включ.

Св. 50 до 100 включ.

От 10°30' до 10°45' включ.

Св. 100 до 150 включ.

От 10°15' до 10°30' включ.

Св. 150 до 200 включ.

От 10°00' до 10°15' включ.

Св. 200 до 250 включ.

От 9°45' до 10°00' включ.

Св. 200

От 9°30' до 9°45' включ.

 

5.10 При расчете тупиковых упоров ударного типа и подборе амортизаторов рабочие характеристики буферов кранов, соударяющихся с амортизаторами, следует принимать исходя из свойств материалов резиновых монолитных буферов, приведенных в нормативных документах, устанавливающих требования к изготовлению данных буферов. При этом необходимо учитывать следующее:

- амортизаторы из твердых пород дерева следует применять в составе тупиковых упоров только для остановки кранов с ручным приводом;

- резиновые монолитные, полиуретановые, пружинные и пружинно-фрикционные амортизаторы следует применять в составе тупиковых упоров для остановки кранов, скорость которых в момент наезда на тупиковый упор не превышает 0,63 м/с;

- пружинно-шариковые и гидравлические амортизаторы, амортизаторы с гранулированным рабочим телом, а также иные амортизаторы, рассеивающие кинетическую энергию удара, следует применять в составе тупиковых упоров для остановки кранов, скорость которых в момент наезда на тупиковый упор может составлять 1,25 м/с.

При отсутствии ограничений, предусмотренных 5.11, и ограничений по уменьшению рабочей зоны рельсового пути, следует использовать тупиковые упоры безударного и комбинированного типа.

5.11 Возможность оборудования тупиковыми упорами безударного и комбинированного типа рельсовых путей мостовых и козловых кранов, установленных в помещении и под навесом, может быть реализована при наличии в зоне установки упоров расстояния не менее 1000 мм от наивысшей точки крана до потолка здания (навеса), до нижнего пояса стропильных ферм или до предметов, прикрепленных к ним, а также до нижней точки другого мостового крана, работающего ярусом выше. При этом следует учитывать возможную деформацию перекрытия (например, под воздействием снеговой нагрузки).

5.12 Конструкцией тупиковых упоров при наезде крана должны быть исключены:

- возможность контакта с элементами крана, за исключением контакта амортизатора с буфером и контакта накатной горки с ходовым колесом, у тупиковых упоров комбинированного типа дополнительно - контакта амортизатора с ходовым колесом;

- деформация и поломка устройств (щитков, плужков) крана, предназначенных для очистки рельсовых нитей от посторонних предметов. Зазор между нижней частью данных устройств и поверхностью катания рельса не должен превышать 10 мм.

5.13 Конструкция тупиковых упоров комбинированного типа должна удовлетворять следующим требованиям:

- рабочая поверхность амортизатора должна быть параллельна образующей рабочей поверхности ходового колеса крана и защищена прочным отбойником;

- амортизатор должен быть рассчитан на внецентренное приложение нагрузки;

- расстояние от нижней части отбойника в вертикальной плоскости до предельной точки нахождения ходового колеса крана на наклонной рабочей поверхности должно быть равно радиусу ходового колеса крана;

- радиус криволинейной конечной поверхности упора должен быть равен радиусу поверхности качения колеса.

5.14 Конструкция тупиковых упоров, устанавливаемых на головке рельса, должна обеспечивать возможность их надежного крепления, в том числе на старогодных рельсах и на рельсах, имеющих износ головки в пределах значений, приведенных в нормативных документах, устанавливающих требования к контролю технического состояния рельсовых крановых путей.

5.15 Конструкция тупиковых упоров безударного и комбинированного типов, устанавливаемых на головке рельса, должна исключать заклинивание щек рельсового полуавтоматического захвата противоугонного устройства крана при наезде крана на накатную горку, а также продольное и поперечное перемещение упора относительно головки рельса, в том числе в момент наезда ходового колеса крана на накатную горку, когда реборда колеса вплотную прижата к головке рельса.

5.16 У тупиковых упоров ударного типа, устанавливаемых на рельсовых крановых путях, должна быть предусмотрена возможность регулировки амортизатора по высоте и в горизонтальной плоскости на расстояние не менее 30 мм в каждом направлении, на рельсовых подтележечных путях - не менее 15 мм.

5.17 Элементы подкрановых строительных конструкций и рельсы в месте установки тупиковых упоров должны быть спроектированы так, чтобы выдерживать нагрузки от соударения упоров с краном при условиях, приведенных в 4.1.

5.18 Конструкция узла крепления тупикового упора к рельсу либо к опорному элементу (в положении рельса под упором) должна обеспечивать доступ к промежуточным скреплениям и возможность их ослабления и последующей затяжки с целью выполнения рихтовки рельсовых нитей в вертикальной и горизонтальной плоскостях для компенсации изменения их проектного положения, которое может происходить в процессе эксплуатации. При этом следует учитывать, что максимальное допускаемое смещение оси рельсовой нити от оси подкрановой балки не должно превышать 20 мм для железобетонных балок и половины толщины стенки балки для металлических балок.

5.19 Конструкция тупикового упора должна обеспечивать возможность безопасного захвата руками или строповки при его подъеме, перемещении и монтаже. При необходимости в паспорте упора должна быть приведена схема строповки.

5.20 Места установки тупиковых упоров, предназначенных для обеспечения безопасной эксплуатации движущихся составных частей кранов, должны быть подкреплены диафрагмами, ребрами или другими элементами усиления мест установки при установке упоров на полых листовых металлоконструкциях. При этом упоры должны быть установлены на сборочные единицы крана на окончательном этапе его монтажа на месте эксплуатации, если не исключена возможность их поломки или деформации при транспортировании или на начальных этапах монтажа крана или данное требование обусловлено точностью их установки.

При необходимости более точного позиционирования движущихся составных частей кранов, фиксации и (или) восприятия тупиковыми упорами рабочей нагрузки после остановки составных частей, упоры допустимо не снабжать амортизаторами или снабжать монолитными амортизаторами с более высокими показателями твердости, чем показатели, установленные для резиновых монолитных буферов, приведенные в нормативных документах, устанавливающих требования к изготовлению данных буферов. При этом должна быть обеспечена циклическая прочность амортизаторов в течение срока службы составной части.

5.21 Разрушение узла крепления тупиковых упоров, предназначенных для обеспечения безопасной эксплуатации движущихся составных частей кранов, не должно приводить к разрушению конструкции сборочной единицы или потере ее несущей способности, способной привести к аварии крана.

5.22 Применяемые в стальных металлических конструкциях тупиковых упоров материалы должны удовлетворять требованиям ГОСТ 32578.

5.23 В случае использования в конструкции тупиковых упоров элементов ранее применявшихся тупиковых упоров, проект должен включать обоснование такой возможности с учетом их фактического технического состояния.

TOC