ГОСТ Р 70359-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Краны грузоподъемные. Упоры тупиковые рельсовых путей. Технические требования
11 Указания по эксплуатации и ремонту
11.1 Эксплуатацию и ремонт тупиковых упоров осуществляют в соответствии с указаниями, содержащимися в их паспорте и настоящем стандарте.
В процессе эксплуатации должны быть соблюдены графики периодических осмотров, плановых проверок, комплексного обследования, технических обслуживаний и ремонтов рельсовых путей, сведения о проведении которых вносят в паспорт рельсового пути, а также принимать профилактические меры по предупреждению нарушений установленных правил безопасности.
11.2 Контроль за состоянием тупиковых упоров, рельсовых нитей и опорных элементов в местах крепления упоров осуществляют:
- при ежесменном осмотре рельсового пути (надземного - только для кранов с кабиной управления), проводимом крановщиком (оператором) в объеме, предусмотренном производственной инструкцией;
- при осмотре рельсового пути, проводимом после каждых 24 смен работы крановщиком (оператором) под руководством компетентного лица, ответственного за содержание кранов в работоспособном состоянии;
- при ежегодной плановой проверке рельсового пути, проводимой крановщиком (оператором) и компетентным лицом, ответственным за содержание кранов в работоспособном состоянии под руководством компетентного лица, ответственного за соблюдение требований безопасности при эксплуатации кранов.
11.3 При контроле согласно 11.2, за исключением ежесменного осмотра, оценивают техническое состояние и работоспособность тупиковых упоров, соответствие мест их крепления к рельсам или опорным элементам требованиям паспорта и раздела 10, выявляют наличие смещений или зазоров от сдвигов и других дефектов, приведенных в 11.7.
11.4 Оценку технического состояния и работоспособности тупиковых упоров, а также проверку отклонений от соосности амортизаторов тупиковых упоров и буферов крана, правильности положения рабочей поверхности амортизаторов или нижней точки накатных горок в одном поперечном сечении рельсового пути проводят визуальным и измерительным методами контроля с применением универсального измерительного инструмента. Момент (усилие) затяжки болтовых соединений элементов крепления упора к головке рельса определяют с учетом требований 10.13 (при наличии таких соединений). Момент затяжки должен соответствовать значению, приведенному в паспорте упора.
11.5 Оценку фактического соответствия по высоте амортизаторов тупиковых упоров и буферов крана проводят путем измерения и сравнения размеров по вертикали от уровня головки рельса соответственно до буфера и амортизатора тупикового упора, входящего в соприкосновение с буфером в момент ожидаемого наезда. Разность измеренных величин должна быть не более 10 мм.
11.6 Правильность положения рабочей поверхности амортизаторов или нижней точки накатных горок, обеспечивающего одновременность наезда крана на все упоры, установленные в одном поперечном сечении рельсового пути, проверяют путем перемещения крана до соприкосновения буферов с амортизаторами или ходовых колес с накатными горками. Значения измеренных отклонений от общей вертикальной плоскости рабочих элементов тупиковых упоров не должны превышать величин, установленных в 10.8.
11.7 Запрещается эксплуатация тупиковых упоров при наличии следующих дефектов:
- трещины и разрывы в основном металле и сварных швах элементов конструкций;
- деформации основных металлоконструкций величиной более 0,01 длины или высоты корпуса, стойки, укосины и т.п. элементов;
- неполный комплект или ослабление болтовых соединений;
- местные деформации металлоконструкции, величиной более 50% толщины элемента; уменьшения толщины элементов и деталей вследствие коррозии, более чем на 7%;
- износ осей, втулок более 3% от первоначального размера;
- уменьшение толщины амортизатора более чем на 30%;
- поломка или деформация пружин и болтов;
- течь или отсутствие рабочей жидкости в гидравлических амортизаторах;
- более одного разрыва в резиновых амортизаторах длиной более 25 мм;
- отклонения от общей вертикальной плоскости рабочих элементов тупиковых упоров, превышающих допускаемые значения, установленные в 10.8;
- продольное и поперечное смещения тупиковых упоров относительно рельса или опорного элемента, за исключением упоров с клиновой фиксацией;
- отклонение (излом) оси амортизатора от оси рельса в плане;
- отклонение поверхности катания накатной горки от оси рельса в плане;
- сколы, трещины и другие дефекты на поверхности железобетонных опорных элементов в местах установки тупиковых упоров;
- отсутствие ребер или других элементов подкрепления тупиковых упоров в местах их установки на листовых металлических опорных элементах.
11.8 Результаты контроля состояния тупиковых упоров, проводимого при осмотре рельсовых путей после каждых 24 смен работы под руководством компетентного лица, ответственного за содержание крана в работоспособном состоянии, должны быть внесены им в журнал осмотра рельсовых путей или в вахтенные журналы всех кранов, установленных на одном рельсовом пути. Результаты контроля состояния тупиковых упоров мостовых кранов, управляемых с пола, данные сведения вносят в журнал осмотра рельсовых путей.
Результаты контроля состояния тупиковых упоров, проводимого при ежегодной плановой проверке рельсовых путей, отражают в паспорте тупиковых упоров и акте, который хранится с паспортом крана.
Внеочередную проверку состояния тупиковых упоров проводят после наезда крана на тупиковые упоры при обстоятельствах, приведенных в 3.11 и 4.1. Проверку проводят под руководством компетентного лица, ответственного за соблюдение требований безопасности при эксплуатации кранов. Результаты данной проверки отражают в паспорте тупиковых упоров с указанием причины, вызвавшей наезд, а также необходимости ремонта. При выбраковке (утилизации) тупиковых упоров запись об этом и об их замене с соблюдением требований 10.16 вносят в паспорт рельсового пути.
11.9 При обнаружении в конструкции тупиковых упоров или в местах их крепления дефектов, приведенных в 11.7, и в случае невозможности их оперативного устранения эксплуатация крана может быть разрешена при условии установки дублирующего комплекта тупиковых упоров и отключающих устройств на период устранения дефектов. Данная установка должна быть выполнена в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
11.10 Ремонт с применением сварки выполняют в соответствии с ремонтной документацией, в том числе путем демонтажа (замены) дефектного тупикового упора, с соблюдением мер против угона крана ветром (для кранов, установленных на открытом воздухе). Во всех случаях сварные соединения при ремонте должны быть проконтролированы методами неразрушающего контроля, приведенными в разделе 7.
11.11 Сведения о выполненном ремонте отражают в акте (протоколе) ремонта с указанием сведений о персонале, выполнившем ремонт, его квалификации, а также о примененных материалах и их сертификатах и сопровождают внесением соответствующих сведений в паспорт тупикового упора.
11.12 При ограничении рабочей зоны крана, в том числе по причине неработоспособного состояния рельсового пути или подкрановых строительных конструкций необходимо переустановить (установить дополнительные) тупиковые упоры и отключающие устройства. Данная переустановка (установка) должна быть выполнена в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
11.13 Ремонт должны выполнять специализированные организации (специализированные подразделения эксплуатирующей организации), выполняющие работы по техническому обслуживанию и ремонту соответствующего типа рельсовых путей или передвигающихся по ним кранов.
11.14 В зимний период времени тупиковые упоры и отключающие устройства, расположенные на открытом воздухе, необходимо очищать от снега и наледи.