ГОСТ Р 70359-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Краны грузоподъемные. Упоры тупиковые рельсовых путей. Технические требования
10 Указания по монтажу
10.1 Монтаж и демонтаж тупиковых упоров выполняют в соответствии с требованиями, приведенными в их паспорте, проекте рельсового кранового пути, настоящем стандарте и проекте производства работ (ППР) по его устройству (при наличии).
10.2 Тип и исполнение тупикового упора, приведенного в проекте рельсового пути, должны соответствовать принципиальному конструктивному решению, содержащемуся в руководстве (инструкции) по эксплуатации крана. В случае несоответствия приоритет имеет конструкция тупикового упора, принятая изготовителем крана.
10.3 Возможность оборудования тупиковыми упорами безударного и комбинированного типа рельсовых путей мостовых и козловых кранов, установленных в помещении и под навесом, может быть реализована при условии соответствия места их монтажа требованиям 5.11.
10.4 Из ППР по устройству рельсового кранового пути используют:
- указания по применению механизмов, приспособлений и кранов для монтажа и демонтажа тупиковых упоров;
- схему монтажа и демонтажа тупиковых упоров, с указанием последовательности выполняемых рабочих операций, включая схему строповки (при необходимости).
10.5 Монтаж тупиковых упоров выполняют с учетом особенностей конструкции, в том числе узла крепления к рельсу или к опорному элементу и в соответствии с требованиями техники безопасности при выполнении работ. На каждой рельсовой нити пути должно быть установлено по два тупиковых упора, ограничивающих рабочую зону, обслуживаемую краном (кранами). Тупиковый упор устанавливают на рельсовом пути так, чтобы его рабочая поверхность была направлена в сторону ходовых колес крана.
10.6 Соответствие монтируемых тупиковых упоров требованиям настоящего стандарта, руководства по эксплуатации крана и (или) проекта рельсового пути должно быть подтверждено паспортами, оформленными их изготовителем или разработанными иной специализированной организацией, подтвердившей их соответствие требованиям настоящего стандарта (последнее - при утере или порче).
10.7 Тупиковые упоры (в зависимости от их конструкции) следует устанавливать на рельсе на расстоянии не менее 500 мм от конца рельсовой нити или непосредственно на подкрановой балке на расстоянии не более 100 мм от конца рельсовой нити (в сечении, перпендикулярном продольной оси рельсового пути).
Расстояние от места установки тупикового упора на рельсовом пути башенного крана, оснащенного рельсовыми полуавтоматическими захватами, до ближайшего болтового стыкового соединения рельсовой нити должно быть меньше или больше базы крана на величину, превышающую 2 м.
10.8 Тупиковые упоры должны быть выставлены таким образом, чтобы кран одновременно касался всех тупиковых упоров, установленных в одном поперечном сечении рельсового пути, при этом допуск на отклонение от общей вертикальной плоскости рабочей поверхности амортизаторов или нижней точки накатных горок должен составлять:
- 0,8S/1000, но не более 8 мм - для рельсовых путей 1-го класса;
- S/1000, но не более 10 мм - для рельсовых путей 2-го класса;
- 1,25S/1000, но не более 12,5 мм - для рельсовых путей 3-го класса;
- 1,6S/1000, но не более 16,5 мм - для рельсовых путей 4-го класса,
где S - величина пролета (колеи) крана в мм.
Примечание - Класс рельсового пути - в соответствии с ГОСТ 34020 и ГОСТ Р 56944.
Проверку одновременности касания рабочих поверхностей тупиковых упоров с краном следует проводить не менее трех раз, при этом кран подводят к упорам, после прохождения расстояний, соответствующих 100%, 50% и 25% длины рельсового пути. При прохождении данных участков грузовая тележка крана мостового типа должна находиться как по центру пролета, так и в крайних положениях, а стрела крана стрелового типа - в положениях, перпендикулярных и параллельных оси рельсового пути. Окончательные места крепления упоров следует определять с учетом наименьшего зазора между рабочей поверхностью одного из упоров и краном, в то время как рабочая поверхность другого упора соприкасается с буфером крана.
10.9 При монтаже тупиковых упоров ударного типа, прижимаемых к головке рельса посредством клинового устройства, клинья упоров, устанавливаемых в одном поперечном сечении рельсового пути, должны быть поджаты с одинаковым усилием, что обеспечивается правильной установкой чеки-гайки и проверкой момента затяжки регулировочного болта в соответствии с паспортными данными упора.
10.10 При установке тупиковых упоров ударного типа должна быть обеспечена соосность амортизатора упора с буфером крана, допускаемое отклонение которой не должно превышать 10 мм. У тупиковых упоров с амортизаторами прямоугольного сечения ось буфера должна совпадать с точкой пересечения диагоналей амортизатора.
10.11 При креплении тупиковых упоров к опорным элементам посредством сварки, требования к ее выполнению, сварным соединениям и контролю их качества должны соответствовать 6.10, 7.10 - 7.14.
10.12 Не допускается крепление тупиковых упоров к рельсу посредством сварки, а также резка и прожигание отверстий в рельсах или в опорных элементах с помощью сварки или иными способами, которые могут вызвать деформации, изменение структуры материала и несущей способности.
10.13 При креплении тупиковых упоров посредством монтажных болтовых соединений с контролируемым натяжением, указанным в их паспорте, к затяжке и приемке данных соединений следует допускать персонал, прошедший соответствующую подготовку и использующий калиброванный инструмент под руководством компетентного лица, ответственного за выполнение указанного вида работ.
10.14 На одной из рельсовых нитей пути перед тупиковыми упорами должны быть установлены отключающие устройства, конструкция которых зависит от типа концевого выключателя, установленного на кране. Ограничители механизмов передвижения крана должны обеспечивать отключение двигателей механизмов на следующем расстоянии до тупикового упора:
- для башенных, портальных, козловых кранов и мостовых перегружателей не менее полного пути торможения;
- для остальных кранов не менее половины пути торможения.
Указанное расстояние в момент отключения привода измеряют между контактирующими элементами крана и тупикового упора.
10.15 Тупиковые упоры при поставке их в грунтованном состоянии следует окрашивать после окончания монтажа в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026 в отличительный от подкрановых строительных конструкций цвет (например, красный).
10.16 После завершения работ по монтажу тупиковых упоров специализированная организация, выполнившая монтаж, должна оформить акт монтажа с необходимыми приложениями, подтверждающий соответствие установки тупиковых упоров требованиям проекта рельсового пути и паспорта тупикового упора, а также внести в паспорт тупикового упора соответствующую запись.