ГОСТ 34875-2022. Межгосударственный стандарт. Грузозахватные приспособления. Стропы текстильные из искусственных волокон. Технические требования
5 Требования к изготовлению
5.1 Все швейные швы должны быть прошиты закрытым стежком "взамок" на швейной машине и обеспечивать плотность сшивания, исключающую видимое разделение сшиваемых поверхностей.
Примечание - Для облегчения контроля швейных швов при проверке, проводимой производителем, и при проверке, проводимой пользователем в процессе эксплуатации, швейная нить может отличаться от цвета материала стропа.
5.1.1 Строчки шва должны быть ровными, плотными и не иметь пропусков. При обрыве нитки строчку необходимо перекрывать новыми пятью-шестью стежками.
5.1.2 Количество стежков на 100 мм длины шва должно быть не менее 14. Каждый шов в начале и в конце должен быть прошит обратным швом не менее чем на пять-шесть стежков или закреплен на спецмашине для предупреждения распарывания.
5.2 Разность длин ветвей, используемых для комплектации 2-, 3-, 4-ветвевых стропов, не должна превышать 1% от номинального размера для стропов с длиной ветвей до 6000 мм и 60 мм для стропов с длиной ветвей более 6000 мм.
5.3 Не допускаются следующие дефекты изготовленных стропов:
- повреждения ленты, сердечника и разрывы чехла стропов;
- пропуски более двух стежков шва подряд;
- отсутствие перекрывающих швов в местах обрыва нити;
- если сердечник круглопрядного стропа не перемещается свободно в чехле;
- отсутствие закрепления нити в начале и конце шва;
- резкая стяжка шва;
- вытянутые пряди и нити;
- надрезы;
- неправильное сращивание текстильного каната;
- повреждения, вызванные нагревом (кроме концов текстильной ленты, резка которой выполняется термическим способом);
- повреждения, вызванные химическими веществами;
- наличие поврежденных или деформированных концевых элементов и соединительных звеньев.
5.4 Рабочая длина EWL стропа (см. рисунок 4) может отличаться от проектной длины не более чем на 2%, если строп уложен плашмя, натянут вручную и измерен стальной рулеткой или стальной линейкой с делениями в 1 мм.
а - двухпетлевой строп; б - кольцевой строп;
в - одноветвевой строп; г - многоветвевой
(трехветвевой) строп
Рисунок 4 - Рабочая длина EWL стропа
5.5 Стропы из текстильного каната
5.5.1 Ветви стропов должны быть изготовлены из цельного куска текстильного каната, а концы каната петлевых и кольцевых стропов должны быть соединены с основным канатом путем сращивания по установленной технологии, обеспечивающей требуемую прочность соединения. При этом должны быть выполнены следующие требования:
- в конструкции ветви петлевых стропов не допускается никаких других сращиваний, кроме сращиваний, необходимых для создания концевых петель;
- конструкция кольцевого стропа предпочтительно должна иметь только одно сращивание;
- если выступающие части прядей каната в сращивании дополнительно закрепляют (например, путем связывания, склеивания, сужения и т.п.) для улучшения внешнего вида готового изделия, то такая отделка не должна влиять на эксплуатационные характеристики сращивания;
- длина участка сращивания должна быть не менее 10 диаметров каната;
- использование узлов, зажимов или хомутов для изготовления стропов не допускается;
- коуши, применяемые в стропах, должны соответствовать требованиям ГОСТ 19030.
5.5.2 При проектировании концевых петель стропов следует соблюдать следующие требования (см. рисунок 5):
- размер B должен превышать диаметр каната d не менее чем в два раза;
- длина петли L должна быть не менее 3B (при этом угол не должен превышать 20°).
5.5.3 Отклонение длины петли L от номинального размера не должно превышать 10%.
B - ширина или диаметр концевого элемента стропа
или соответствующий размер соединительного звена
или грузозахватного органа подъемного устройства;
d - диаметр текстильного каната; L - длина петли;
- угол в вершине треугольника, вписанного в петлю
Рисунок 5 - Размеры мягкой петли ветви стропа
5.5.4 При соединении гибких элементов из текстильных канатов с металлическими концевыми элементами или с грузозахватным органом подъемного устройства, или со строповочными элементами грузов отношение диаметра D примененного металлического концевого элемента к диаметру d текстильного каната стропа не должно быть менее единицы. Предпочтительным является значение этого отношения, равное трем. В случае если отношение D/d <= 3, грузоподъемность стропа WLL, определенная согласно 4.21 и 4.22, должна быть понижена в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3
Пониженная грузоподъемность стропа
из текстильного каната WLLП
D/d | Корзинная строповка | Кольцевой строп, присоединенный к металлическому концевому элементу (детали) |
До 3 | ||
3 | 0,7WLL | 0,90WLL |
2,5 | 0,7WLL | 0,85WLL |
2 | 0,65WLL | 0,8WLL |
1,5 | 0,6WLL | 0,75WLL |
1 | 0,5WLL | 0,65WLL |
5.6 Круглопрядные стропы
5.6.1 Круглопрядные стропы должны быть изготовлены исключительно из промышленной нити с прочностью не менее 60 сН/текс из одного из следующих материалов:
- полиамид (PA), высокопрочная мультифиламентная нить;
- полиэстер (PES), высокопрочная мультифиламентная нить;
- полипропилен (PP), высокопрочная мультифиламентная нить.
5.6.2 Сердечник круглопрядного стропа должен быть сформирован из одной или более текстильных нитей, намотанных вместе минимум в 11 витков и соединенных так, чтобы образовался бесконечный моток. Он должен быть намотан равномерно для обеспечения равномерного распределения нагрузки на нити сердечника. Любые дополнительные соединения нитей должны быть разделены не менее чем четырьмя витками нити и должны быть скомпенсированы одним дополнительным витком нити на каждое дополнительное соединение (см. рисунок 6).
Возможно изготовление сердечника из готовых текстильных прядей, которые формируют в бесконечный моток аналогично его изготовлению из нити.
1 - чехол стропа; 2 - нити или пряди сердечника;
3 - дополнительное соединение нити или пряди сердечника;
4 - виток, компенсирующий дополнительное соединение;
5 - соединение нити или пряди, формирующее бесконечный виток
Рисунок 6 - Круглопрядный кольцевой строп
5.6.3 Чехол должен быть изготовлен из ткани из того же материала, что и сердечник, при этом концы чехла должны быть наложены друг на друга и сшиты. Все швейные швы должны быть прошиты на швейной машине закрытым швом нитью из того же материала, из которого изготовлены сердечник и чехол.
5.6.4 Сердечник стропа должен выдерживать без разрушения по меньшей мере усилие, равное семикратному значению грузоподъемности стропа WLL, чехол не должен разрушаться под действием усилия, равного двукратному значению WLL.
5.6.5 Петлевой круглопрядный строп формируют из кольцевого стропа за счет изменения конструкции чехла, в котором формируют петли на концах стропа.
5.6.6 Круглопрядные стропы с увеличенной шириной допускается изготовлять модульного исполнения.
5.6.7 Размеры круглопрядных стропов должны соответствовать требованиям, указанным в 5.2 и 5.4.
5.7 Ленточные стропы
5.7.1 Лента для ленточных стропов должна быть изготовлена только из промышленной нити с прочностью не менее 60 сН/текс из одного из следующих материалов:
- полиамид (PA), высокопрочная мультифиламентная нить;
- полиэстер (PES), высокопрочная мультифиламентная нить;
- полипропилен (PP), высокопрочная мультифиламентная нить.
Ветви ленточных стропов следует изготовлять из лент одного материала. Сращивание лент из различных материалов, разной ширины, конструкции и разных заводов-изготовителей не допускается.
5.7.2 Петли стропа, получаемые при сшивании свободных концов лент, могут быть следующих типов:
- плоская петля - петля, получаемая посредством пришивания ленты, повернутой без скручивания (рисунок 7);
Рисунок 7 - Плоская петля стропа
- скрученная петля - петля, полученная посредством пришивания свободного конца ленты, предварительно повернутого на 180° так, что лицевая сторона ленты уложена на изнаночную к основной ленте (рисунок 8);
Рисунок 8 - Скрученная петля стропа
- сложенная петля - петля, полученная путем сложения вдвое той части ленты, которая образует петлю. Такая петля вдвое уже ленты и позволяет применять широкий строп для навески его на грузозахватный орган подъемного устройства. Обе кромки ленты после сложения могут быть совмещены и сшиты между собой (рисунок 9 а) или сложены на ленте и прошиты (рисунок 9 б).
а - петля, сложенная пополам с одной стороны
б - петля, сложенная с обеих сторон
Рисунок 9 - Сложенная петля
Примечание - Сложенная петля может быть снабжена оболочкой, например из кожи или ткани, для лучшей защиты ленты от повреждений.
5.7.3 Швы, несущие нагрузку, должны иметь суммарную прочность не ниже прочности стропа в целом. При этом повреждения нитей лент (проколы), вызванные иглой при сшивке, не должны оказывать значительного воздействия на прочность стропа, а при испытаниях стропа не должно происходить разрушения стропа по швам и местам прохождения стежков.
5.7.4 Швы должны быть плоскими и охватывать ленту на всю толщину таким образом, чтобы ни одна часть стежка нити не отделялась от поверхности. Соединение стежков не должно быть видимым ни на одной из сторон ленты.
5.7.5 Стежки не должны касаться или повреждать край, их следует располагать на расстоянии от 2 до 4 мм от края (кромки) для лент толщиной до 10 мм и на расстоянии от 4 до 8 мм от края для лент большей толщины.
5.7.6 Стежки для закрепления от распускания должны начинаться и заканчиваться рядом прямой и обратной строчек длиной не менее 25 мм. Допускается один дефект в шве длиной 100 мм, например пропущенный стежок, разорванная нить и т.п., при этом каждый подобный дефект обязательно должен быть компенсирован новой строчкой длиной не менее 25 мм.
5.7.7 Концы разрезанной ленты должны быть обработаны таким образом, чтобы избежать распускания, расслоения. Допускается концы ленты не обрабатывать в случаях, если лента предварительно была пропитана раствором, предохраняющим нити от распускания и расслоения. Разрешается концы ленты оплавлять или обшивать нитью через край. Концы, оплавленные при нагреве, не допускается прошивать нитью через оплавленный край и повреждать ими нити сшивки и швы стропа.
5.7.8 Длина петли L должна быть не менее следующих размеров (рисунок 10):
- 100 мм, для лент шириной до 35 мм;
- тройной ширины ленты, для лент шириной от 35 до 150 мм;
- 2,5 ширины ленты для лент шириной более 150 мм.
Рисунок 10 - Длина петли стропа
5.7.9 Изготовление сшивок параллельных лент по длине стропа
5.7.9.1 Количество необходимых швов по длине лент определяют в зависимости от ширины ленты. Длина стежка во всех случаях составляет от 5 до 7 мм. Для лент шириной до 50 мм включительно применяют двухшовную сшивку с размерами, указанными на рисунке 11. Каждый шов в начале и в конце должен быть прошит обратным швом не менее чем на пять-шесть стежков или закреплен на спецмашине для предупреждения от распарывания.
Рисунок 11 - Двухшовная сшивка
5.7.9.2 Для лент шириной более 50 до 100 мм включительно применяют трехшовную сшивку с размерами, указанными на рисунке 12.
Рисунок 12 - Трехшовная сшивка
5.7.9.3 Для лент шириной более 100 мм, применяют пятишовную сшивку с размерами, указанными на рисунке 13.
Рисунок 13 - Пятишовная сшивка
Примечание - Для транспортных и пакетирующих стропов допускается другая сшивка параллельных лент по длине стропа с изменением указанного количества швов, которое должно соответствовать требованиям утвержденной конструкторской документации на строп.
5.7.10 Изготовление сшивок концов лент
5.7.10.1 Применение поперечных швов для сшивки концов лент не допускается.
5.7.10.2 Для лент любой ширины допускается применять прямые продольные швы с размерами, указанными на рисунке 14.
Рисунок 14 - Изготовление сшивок концов лент
Примечание - Допускается другое расположение швов (кроме поперечных), с соблюдением одинакового интервала между ними не менее 5 мм и обеспечивающих требуемую прочность соединения. Расположение швов должно указываться в конструкторской документации стропа.
5.7.11 Формирование петель на конце (на концах) стропа
Формирование петель на конце(ах) стропа осуществляют одним из приведенных ниже способов в зависимости от ширины и толщины лент:
- петли с шириной ленты более 50 мм и толщиной в одну ленту складывают вдвое вдоль ленты (см. рисунок 9), прошивают не менее чем двумя швами и, при необходимости, дополнительно обшивают прочной тканью;
- петли стропов, состоящие из двух и более слоев лент, изготовляют одним из способов, приведенных на рисунках 7 и 8. Петли в этих случаях допускается прочной тканью не обшивать.
5.7.12 Требования к концевым элементам стропа
5.7.12.1 Для удобства навески ветвей стропа на грузозахватный орган подъемного устройства и повышения срока службы изнашиваемой части стропа применяют звенья в виде неразъемных или разъемных элементов. Подобные звенья в виде крюков, скоб и петель могут быть установлены также и в нижней части стропа для повышения надежности и улучшения технологии строповки (захвата) груза.
5.7.12.2 Диаметр D части концевого элемента, опирающейся на петлю, не должен быть более 1/3,5 длины петли L, и угол в петле должен быть не более 20° (рисунок 15).
C - зона сшивки петли стропа
Рисунок 15 - Допустимый угол в петле стропа
при соединении с концевым элементом
5.7.12.3 Элемент крепления концевого элемента с петлей стропа в перпендикулярной к ленте стропа плоскости должен быть прямой для петель стропа шириной более 75 мм. Для ленты со средней шириной петли b менее или равной 75 мм допускается применять концевой элемент с кривизной R или применять кольца или крюки с отверстием с радиусом кривизны отверстия R не менее 0,75 ширины петли b (рисунок 16). Если петлю надевают непосредственно на крюк подъемного устройства, радиус кривизны зева крюка должен также соответствовать данным требованиям, а толщина зева - требованиям 5.7.12.2.
Рисунок 16 - Назначение радиуса кривизны R
для стропов из лент с b <= 75 мм
5.7.13 Транспортные ленточные стропы
5.7.13.1 Транспортные ленточные стропы применяют при погрузке грузов в транспортные средства, и они остаются на грузе при его дальнейшем транспортировании. По конструкции транспортные ленточные стропы изготовляют кольцевого и петлевого типов.
5.7.13.2 При использовании транспортных стропов при свободном расположении на грузе "в обхват", например длинномерных грузов - труб, металлопроката и т.п., стропы следует применять с линейной траверсой, располагать строго вертикально и равноудаленно от центра тяжести груза. При этом число стропов на грузе должно быть не менее двух. При отсутствии возможности применения линейной траверсы, груз должен быть обвязан транспортными стропами способом, обеспечивающим его устойчивое положение при подъеме и перемещении. Свободное расположение стропов на грузе не допускается.
5.7.13.3 Лента, используемая для изготовления транспортных стропов, должна полностью соответствовать требованиям 4.11.
5.7.13.4 Коэффициент запаса прочности транспортных ленточных стропов по отношению к разрушающей нагрузке должен быть не менее пяти.
5.7.13.5 Транспортные ленточные стропы предназначены только для погрузки запакетированного груза и поочередного приподнимания концов груза для обеспечения возможности заведения под них инвентарных стропов, применяемых при выгрузке. Запрещено повторное применение транспортных ленточных стропов после снятия их с груза.
5.7.14 Пакетирующие стропы
5.7.14.1 Конструкция пакетирующих ленточных стропов должна обеспечивать пакетирование груза при его подъеме за счет веса самого груза (самозатягивание стропа) и фиксирование стропа после затяжки на грузе. Пакетирование груза с использованием пакетирующих ленточных стропов может осуществляться без его предварительной обвязки стальной лентой или проволокой. При пакетировании длинномерных грузов (например труб, металлопроката и т.п.) на одном пакете должно быть не менее двух пакетирующих стропов.
5.7.14.2 Способ фиксирования стропа после пакетирования груза должен обеспечивать целостность пакета без ослабления стропа во время погрузки-разгрузки и всего процесса транспортирования груза, а также в процессе его складирования и хранения в стеллажах и штабелях. Фиксирование стропа на пакете после пакетирования груза может быть обеспечено силами трения конструкции гибкого элемента или дополнительным применением замковых устройств (металлических пряжек).
5.7.14.3 Пакетирующие стропы, в конструкции которых отсутствуют металлические элементы, могут использоваться многократно в связи с исключением вероятности повреждения текстильной ленты стропа его металлическими элементами в процессе эксплуатации (транспортировании и хранении груза) и гарантированной сохранностью поверхности пакетируемых грузов, имеющих легко повреждаемые покрытия, и возможностью распакетирования груза без повреждения стропов.
5.7.14.4 Пакетирующие стропы надежно фиксируются на пакетируемом грузе, а запакетированный груз находится в устойчивом положении, поэтому при строповке и перемещении груза пакетирующие стропы на длинномерных грузах могут располагаться под максимально допустимым углом к вертикали 45°.
5.7.14.5 Конструкция стропа должна обеспечивать безопасную расстроповку пакета груза при приложении незначительного растягивающего усилия, приложенного к определенному элементу стропа грузозахватным органом подъемного устройства, при этом стропальщик не должен находиться рядом с грузом. Наиболее предпочтительной является расстроповка без непосредственного участия человека, которая возможна на пакетирующих стропах без металлических замковых устройств. Допускается распакетирование груза путем перерезания текстильной ленты в удобном и безопасном месте, а на пакетирующих стропах с металлическими фиксирующими элементами (замками) возможен только такой способ распакетирования груза. При этом груз должен находиться в ложементе или приспособлении, исключающем его раскатывание и травмирование стропальщика.
5.7.14.6 Пакетирующие транспортные стропы, предназначенные для ограниченного количества перегрузок пакета и остающиеся на грузе в процессе его транспортирования, допускается изготовлять из текстильной ленты с коэффициентом запаса прочности, равным пяти.
5.7.14.7 Пакетирующие стропы, предназначенные для многократного применения, должны быть изготовлены из текстильной ленты с коэффициентом запаса прочности не менее семи.
5.7.15 При изготовлении всех типов ленточных стропов не допускаются следующие видимые дефекты:
- порезы и разрывы лент независимо от их размеров;
- поверхностные обрывы нитей ленты;
- необработанные от распускания концы ленты;
- расслоение лент стропов в местах заделки краев ленты, а также отслоение края или сшивки ленты у петли;
- пропуски более двух стежков подряд;
- резкая стяжка швов;
- отсутствие закрепления швов от распускания прямой и обратной строчкой длиной не менее 25 мм в начале и конце шва или в местах обрывов шва.
5.8 При изготовлении стропов необходимо выполнять операционный контроль, осуществляемый внешним осмотром во время выполнения или после завершения определенных операций по изготовлению деталей стропов. При этом материалы, изготавливаемые элементы стропа, а также качество выполненных швов должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и проектной документации на изготовление стропа.