ГОСТ 34875-2022. Межгосударственный стандарт. Грузозахватные приспособления. Стропы текстильные из искусственных волокон. Технические требования
4 Общие положения
4.1 Текстильные стропы из искусственных волокон необходимо проектировать и изготовлять с учетом требований и мер безопасности, приведенных в настоящем стандарте.
4.2 Текстильные стропы, сердечники и чехлы для стропов должны быть изготовлены из полиамидных (капрон), полиэфирных (полиэстер, лавсан), полипропиленовых нитей или нитей из высокомодульного полиэтилена. При этом нити из высокомодульного полиэтилена для изготовления ленточных и круглопрядных стропов не применяют.
4.3 Стропы из нитей полипропилена пригодны для использования и хранения, при температурах окружающей среды и транспортируемого груза не выше 80 °C, стропы из высокомодульного полиэтилена - не выше 70 °C, а стропы из полиэфирных и полиамидных нитей - не выше 100 °C. Минимальная температура использования и хранения для стропов из всех видов материалов - не ниже минус 60 °C, за исключением стропов из высокомодульного полиэтилена, для которых минимальная температура составляет минус 40 °C. Температурный режим эксплуатации стропов для применения в агрессивных средах зависит от состава агрессивной среды.
Примечание - Материал, из которого изготовляют стропы, обладает избирательной стойкостью к химическим веществам (см. приложение А), что необходимо учитывать при проектировании. При этом полиэстер устойчив к большинству минеральных кислот, но разрушается под воздействием щелочей, полиамиды практически устойчивы к действию щелочей, однако подвержены воздействию минеральных кислот, а полипропилен мало подвержен воздействию кислот и щелочей и подходит для применения там, где требуется наиболее высокая устойчивость к воздействию химических веществ, за исключением растворителей. Следует принимать во внимание то, что безвредные щелочные или кислотные растворы могут стать настолько концентрированными в результате испарения, что могут причинить вред.
4.4 Текстильные волокна и нити, применяемые для изготовления канатов, ленты, прядей и сердечников для круглопрядных стропов, должны соответствовать требованиям ГОСТ 10063, ГОСТ 16008, ГОСТ 24662.
Текстильные канаты, применяемые для изготовления стропов, должны соответствовать требованиям ГОСТ ISO 1140, ГОСТ ISO 1141, ГОСТ ISO 1346, ГОСТ ISO 1969 (см. также [1] <1> и [2] <2>).
--------------------------------
<1> В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 1140-2014 "Изделия канатные 3-, 4-, 8- и 12-прядные полиамидные. Общие технические условия".
<2> В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 10325-2012 "Канаты плетеные 8-прядные, 12-прядные и канаты с оболочкой из высокомодульных полиэтиленовых волокон. Общие технические требования".
4.5 Металлические концевые элементы и соединительные звенья стропов должны быть выбраны таким образом, чтобы соответствовать следующим требованиям:
- материал должен соответствовать механическим и экологическим требованиям, предъявляемым к конструкции стропа и/или узлу стропа, а также характеристикам окружающей среды, для эксплуатации в которой предназначен строп, при этом коэффициент запаса прочности концевых элементов должен быть не менее пяти;
- ширина B опорной поверхности должна быть выбрана равной или более ширины b гибкого элемента конструкции стропа с учетом его сплющивания под нагрузкой (см. рисунок 1);
- толщина должна быть выбрана более диаметра или толщины гибкого элемента конструкции стропа для исключения эффекта перерезывания (см. также 5.5.4);
- шероховатость поверхности должна быть такой, чтобы исключить или минимизировать ее влияние на износ гибкого элемента конструкции стропа;
- острые кромки, способные перерезать нити гибкого элемента стропа, должны быть исключены;
- в случае применения сварных элементов они должны быть расположены так, чтобы сварные швы оставались видимыми при использовании стропа.
1 - грузовая цапфа; 2 - грузовая скоба
(концевой элемент стропа); 3 - гибкий элемент стропа
Рисунок 1 - Ширина опорной поверхности строповочного
элемента груза и концевого элемента стропа
4.6 Типы концевых элементов и соединительных звеньев стропов выбирают из приведенных в ГОСТ 19030, ГОСТ 25573, ГОСТ EN 1677-1 и ГОСТ EN 1677-2.
4.7 Расчет гибких элементов стропов, используемых как для непосредственной обвязки груза, так и для захвата последнего с помощью концевых элементов, производят только на растяжение.
4.8 Расчет трех- и четырехветвевых стропов производят из условия, что груз удерживается тремя ветвями. Для стропов из текстильного каната расчет производят из условия, что груз удерживается двумя ветвями.
4.9 Для стропов общего назначения при расчете на действие номинальной нагрузки коэффициент запаса прочности для каждой отдельной ветви по отношению к ее разрушающей нагрузке должен быть не менее семи при условии максимального угла между ветвями 90°. При расчете стропов, предназначенных для подъема и транспортирования заранее известного груза, в качестве расчетных углов между ветвями стропов принимаются фактические углы.
При расчете транспортных стропов коэффициент запаса прочности должен быть не менее пяти при условии вертикального положения стропа, а угол между ветвями самого стропа при строповке "в обхват" должен быть не более 60° (см. рисунок 2).
Примечания
1 Зацепка груза стропом с отклонением стропа от вертикали не более чем на 5° может считаться вертикальной.
2 При строповке "в обхват" кольцевой строп надевается на груз с его торца и (его положение) не фиксируется на нем.
Примечание - Угол равен 90° +/- 5° (вертикальное положение)
Dу - условный диаметр груза; 1 - грузозахватный орган
подъемного устройства; 2 - грузоподъемная траверса;
3 - транспортный строп; 4 - груз
Рисунок 2 - Допустимые углы при строповке груза
транспортными стропами "в обхват"
Примечание - При строповке "в обхват" транспортные стропы должны быть только в вертикальном положении и равноудалены от центра тяжести груза.
При расчете пакетирующих стропов с ограниченным числом перегрузок коэффициент запаса прочности должен быть не менее пяти, а пакетирующих стропов многократного применения должен быть не менее семи при условии максимального угла между двумя стропами 90° и между ветвями самого стропа 60° (см. рисунок 3).
4.10 Тканую текстильную ленту для ленточных стропов изготовляют переплетением нитей основы, утка и прошивки, которое удерживается прочной кромкой по краю ленты, не допускающей ее распускания при повреждении.
4.11 Лента, используемая для изготовления ленточных стропов, должна быть изготовлена так, чтобы:
- прочность ленты при растяжении была не менее 1,5 кН на один миллиметр ширины ленты;
- сужение ленты при воздействии на сшитый текстильный элемент нагрузки, эквивалентной его двукратной грузоподъемности (WLL), было не более 10% для ленты шириной до 100 мм включительно и не более 12% для ленты шириной более 100 мм,
- плотность ленты по утку была (45 +/- 3) нитей утка на 100 мм длины ленты.
Dу - условный диаметр груза; 1 - грузозахватный орган
подъемного устройства; 2 - двухветвевой строп;
3 - пакетирующий строп; 4 - груз
Рисунок 3 - Допустимые углы при пакетировании и строповке
груза пакетирующими стропами при наклонном положении стропов
Примечание - При применении траверс пакетирующие стропы могут располагаться вертикально.
4.12 Отклонение рабочей длины ветвей, используемых для комплектации двух-, трех-, четырехветвевых стропов, не должно превышать 1% от длины одной ветви, выбранной в качестве эталона для выполнения сравнения длин.
4.13 Ленточные стропы сшивают нитями из материала, примененного для изготовления ленты.
4.14 Применение различных материалов для отдельных ветвей многоветвевых стропов не допускается.
4.15 В целях предохранения несущих гибких элементов круглопрядных стропов от внешних воздействий (атмосферные осадки, пыль, ультрафиолетовое излучение, механические повреждения) во время хранения, транспортирования и использования их полное покрытие чехлами (оболочками), которые могут быть круглоткаными (например, по ГОСТ 7877) или сшивными. Края чехла должны быть обработаны таким образом, чтобы они не распускались и не ухудшали работу несущего элемента (сердечника) стропа, а внутренние размеры чехла должны обеспечивать его свободное перемещение в чехле.
Примечание - Тип материала(ов), используемого(ых) в покрытии, зависит от эксплуатационных требований и потенциальных рисков (истирание, порезы, проколы, воздействие химических веществ и т.д.), которые необходимо снизить.
Применение дополнительных защитных чехлов и оболочек на стропах может исключить возможность визуальной оценки состояния несущих элементов стропа, поэтому при проектировании следует предусмотреть сдвигание защитного чехла, его полное снятие с несущего элемента или другие способы, обеспечивающие надлежащий контроль за целостностью стропа (кроме чехлов на круглопрядных стропах, которые являются неотъемлемой частью их конструкции).
4.16 Разрушающая нагрузка чехла круглопрядного стропа должна быть менее разрушающей нагрузки стропа.
4.17 В целях идентификации стропов по грузоподъемности цвет поверхности стропов должен соответствовать указанному в таблице 1. Допускается применение неокрашенной ленты и чехлов с идентификацией по грузоподъемности продольными полосами из цветной нити по числу полос соответствующему грузоподъемности стропа в тоннах.
Примечание - Данное требование не применяют для стропов из высокомодульного полиэтилена.
4.17.1 При использовании неокрашенной нити для изготовления стропов или чехлов допускается применять нить контрастного цвета по всей длине стропа.
4.17.2 Для транспортных и пакетирующих стропов способ и вид цветовой маркировки по грузоподъемности определяется производителем стропов и указывается в конструкторской и эксплуатационной документации.
4.17.3 Красители, применяемые для окраски волокна, не должны влиять на его прочностные характеристики и оказывать токсичное воздействие на человека и окружающую среду при изменении температуры в допустимых диапазонах применения.
4.18 Гибкие элементы стропа могут быть подвергнуты поверхностной обработке типа пропитки для улучшения потребительских свойств, например, уменьшения накопления статического электричества, а также для улучшения износоустойчивости. Виды обработки и используемые для этого материалы не должны быть токсичными для человека и окружающей среды и снижать прочностные характеристики стропа.
Таблица 1
Идентификационная окраска гибких элементов стропов
Грузоподъемность WLL, т <*> | Цвет ленты, чехла |
1 | Фиолетовый |
2 | Зеленый |
3 | Желтый |
4 | Серый |
5 | Красный |
6 | Коричневый |
8 | Синий |
10 и более | Оранжевый |
<*> При изготовлении стропов с иными грузоподъемностями применение указанной идентификационной окраски стропов не допускается. |
4.19 Концевые элементы и соединительные звенья стропов подлежат окраске в предупредительные цвета согласно требованиям ГОСТ 12.4.026. При этом окрашивание их подвижных, разборных и резьбовых частей не допускается.
4.20 Если строп предназначен для использования во взрывоопасных или пожароопасных средах обязательным является применение средств защиты от искрообразования.
4.21 Грузоподъемность WLL стропов из текстильных канатов, круглопрядных и ленточных стропов для конкретного типа стропа или применения необходимо рассчитывать на основе WLL ветви стропа для данного типа стропа путем умножения на соответствующий коэффициент строповки M согласно таблице 2.
Примечание - Для сборных стропных конструкций грузоподъемность WLL стропов должна учитывать характеристики поднимаемого груза (размер, форму, вес, положение центра тяжести) вместе с предполагаемой схемой строповки груза.
4.22 Коэффициент строповки M позволяет определять предельную безопасную нагрузку на ветвевой строп, исходя из грузоподъемности одной ветви (одного гибкого элемента) стропа при ее отклонении от вертикали на указанный угол , с учетом количества ветвей стропа, которые учитываются при расчете нагрузки ветвевого стропа (4.8).
Примечание - Положение ветви стропа считают вертикальным, если ее отклонение от вертикали не превышает 5°.
Таблица 2
Коэффициенты строповки для ленточных,
круглопрядных и канатных текстильных стропов
Прямой подъем | Подъем затяжной петлей ("на удавку") | Корзинная строповка | Двухветвевой строп | 3- или 4-ветвевой строп | ||||
Угол между ветвью стропа и вертикалью | ||||||||
- | - | 0° | <= 30° | <= 45° | 0° | <= 30° | <= 45° | <= 45° |
Коэффициент строповки M | ||||||||
1 | 0,8 <*> | 2 | 1,7 | 1,4 | 2 | 1,7 | 1,4 | 2,1 <**> |
<*> Производитель может указать иное значение M по результатам испытаний. <**> Для канатных стропов из высокомодульного полиэтилена значение M принимают равным 1,4.
Примечание - Значения M актуальны при условии равенства углов |