ГОСТ Р 70348-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Стендеры морские. Общие технические условия
6.6 Конструктивные решения
6.6.1 Конструкция и присоединительные размеры патрубка для подключения стендера к береговому трубопроводу терминала - в соответствии с техническим заданием заказчика. По требованию заказчика изготовитель может включить в комплект поставки ответные фланцы для установки на береговой трубопровод в месте подключения стендера. Конструкция и присоединительные размеры соединителя в точке подключения к приемно-отливным патрубкам манифольда судна - в соответствии с ГОСТ 28822, ГОСТ 20772 и ГОСТ 1536.
Для присоединения стендера с соединителем одного номинального диаметра к приемно-отливному патрубку манифольда судна другого номинального диаметра используют переходники. Схемы возможных сочетаний номинальных диаметров переходников - по ГОСТ 20772.
6.6.2 Общий вид стендера с пантографом приведен на рисунке 2. Общий вид стендера с ротационным противовесом (в гаражном положении) приведен на рисунке 3 (поддерживающее устройство и электроизолирующий фланец на рисунке не приведены).
Рисунок 2 - Общий вид стендера с пантографом
Рисунок 3 - Общий вид стендера с ротационным противовесом
(в гаражном положении)
6.6.3 В состав стендера входят:
- шарнирно-сочлененные трубопроводы;
- система балансировки и противовесов;
- приводы перемещения трубопроводов;
- БП (на рисунках 2 и 3 не приведен). БП представляет собой гидравлическое, пневматическое и/или электрическое устройство, обеспечивающее работу соответствующих приводов стендера и других его компонентов;
- САР в комплекте с ПМАР;
- поддерживающее устройство тройного шарнирного узла;
- фиксаторы гаражного положения;
- СЛА в комплекте с источником бесперебойного питания и выносным ПУ (на рисунках 2 и 3 не приведена);
- электроизолирующий фланец;
- прерыватель вакуума;
- дренажные трубопроводы с запорной арматурой;
- лестницы и страховочные системы для обслуживающего персонала;
- системы ЭО (при необходимости);
- системы теплоизоляции (при необходимости);
- линия паровозврата (при необходимости);
- система очистки (пропарки, продувки инертной газовой смесью и т.п.) (при необходимости).
6.6.4 В состав шарнирно-сочлененных трубопроводов стендера входят:
- шарнир или иной поворотный механизм;
- стояк - участок шарнирно-сочлененного трубопровода, предназначенный для восприятия нагрузок всех элементов стендера и закрепления стендера на опорной плите причала. Стояк является несущим элементом стендера;
- внутреннее плечо - часть трубопровода и компоненты стендера, расположенные между стояком/кронштейном стояка и верхним шарнирным соединением;
- внешнее плечо - часть трубопровода и компоненты стендера, расположенные между верхним шарнирным соединением и тройным шарнирным узлом;
- тройной шарнирный узел - сборка из трех шарнирных соединений и отводов, расположенная на окончании внешнего плеча;
- соединитель - элемент, позволяющий герметично присоединить стендер к приемно-отливному патрубку манифольда судна. Соединитель стендера выполняют в виде фланцевого разъемного соединения или оснащают БРС с гидравлическими/пневматическими/гидропневматическими/электрическими захватами.
6.6.5 Шарнирно-сочлененный трубопровод выполняют в виде самонесущей конструкции с установкой непосредственно на нем системы балансировки и противовесов или в виде трубопровода для транспортировки рабочей среды, размещенного в опорной конструкции стендера.
Параметры шарнирно-сочлененного трубопровода определяют рабочую зону стендера.
6.6.6 Шарнир или иной поворотный механизм обеспечивает взаимное вращение внешнего и внутреннего плеч стендера в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Для шарнира выполняют расчет несущей способности.
6.6.7 Тройной шарнирный узел обеспечивает свободное перемещение соединителя в трех плоскостях. ПМАР размещают в вертикальной части тройного шарнирного узла, при этом механизм разъединения устанавливают в горизонтальной плоскости.
6.6.8 Соединитель стендера может быть оснащен БРС. БРС по требованию заказчика выполняют с ручным приводом или оборудуют электрическими/гидравлическими/пневматическими приводами.
6.6.9 В конструкции стендера предусматривают обязательное использование защитной крышки соединителя во все периоды времени, кроме периода стыковки/расстыковки соединителя с приемно-отливным патрубком манифольда судна и слива/налива рабочей среды, для исключения попадания посторонних предметов внутрь присоединительных устройств.
6.6.10 Рукава высокого давления применяются для линий гидравлического управления, проходят от гидростанции до стендера, на стендере - в местах вращения и изменения углов конструкции, а также подходят к приводной муфте аварийного разъединения. Соединители рукавов высокого давления и гидравлических линий должны быть выполнены в коррозионностойком исполнении в соответствии с заданными условиями эксплуатации.
6.6.11 Система балансировки и противовесов должна обеспечить балансировку стендера по всей рабочей зоне. Баланс стендера должен быть нейтральным или иметь слабую тенденцию к возврату в гаражное положение при отсутствии управления.
6.6.12 Приводы перемещения трубопроводов стендера предназначены для механизированного изменения положения трубопроводов. После подключения к приемно-отливному патрубку манифольда судна стендер (в т.ч. и приводы перемещения) необходимо перевести в состояние, обеспечивающее свободное движение трубопроводов и системы противовесов стендера для компенсации всех возможных перемещений приемно-отливного патрубка манифольда судна в рабочей зоне. При срабатывании САР в любом варианте конструктивно должна быть обеспечена автоматическая активация приводов стендера для обеспечения подъема и фиксации трубопроводов стендера после физического разъединения ПМАР.
6.6.13 БП предназначен для обеспечения маневрирования стендера, работы приводного БРС (при наличии) и работы САР и ПМАР. По требованию заказчика один БП может служить источником питания для нескольких стендеров. БП вне зависимости от его типа (гидравлический, пневматический, электрический) должен обеспечивать фиксацию и удержание элементов стендера после физического разъединения ПМАР. Гидравлический БП необходимо укомплектовать двумя независимыми гидравлическими насосами для обеспечения возможности резервирования и резервным источником питания (например, ПГА). Резервный источник питания предназначен для обеспечения гарантированного срабатывания САР и ПМАР в аварийной ситуации, в т.ч. и при неисправности системы электропитания БП или полной потере электропитания на БиПС.
6.6.14 В соответствии с требованиями Федеральных норм и правил [3] и ISGOTT [4] стендер комплектуют автоматической САР и ПМАР (ПМАР в качестве исполнительного механизма САР).
6.6.15 ПГА для гидравлического БП должен иметь достаточное давление так долго, чтобы обеспечить полное аварийное разъединение при срабатывании САР согласно 6.6.18 и вывод стендера согласно 6.6.21.
6.6.16 САР представляет собой систему, включающую в себя комплекс устройств и компонентов стендера, обеспечивающую гарантированное разъединение стендера и судна при выходе приемно-отливного патрубка манифольда судна за пределы рабочей зоны или при необходимости разъединения БиПС и судна в случае возникновения аварийной ситуации на БиПС и/или судне.
6.6.17 САР проектируют исходя из параметров рабочей зоны, в которой должен находиться приемно-отливной патрубок манифольда судна в процессе слива/налива рабочей среды, на основании следующих данных:
- характеристик БиПС;
- типов и дедвейта судов;
- приливно-отливных параметров припортовой акватории;
- климатических характеристик, ветровых и волновых нагрузок, воздействующих на судно, влияющих на его движение при сливе/наливе рабочей среды;
- изменения осадки судна при сливе/наливе рабочей среды, а также иных факторов, влияющих на движение приемно-отливного патрубка манифольда судна и подключенного к нему стендера относительно причала при сливе/наливе рабочей среды.
6.6.18 САР срабатывает следующими способами:
- автоматически при достижении стендером обусловленного граничного положения рабочей зоны;
- автоматически в случае аварийной ситуации на терминале по команде от МПСА БиПС на аварийное отсоединение стендера;
- дистанционно нажатием кнопки на панели управления стендером СЛА или на выносном ПУ;
- дистанционно при нажатии кнопки на АРМ МПСА БиПС;
- вручную, непосредственно управляя клапанами ПМАР при прекращении подачи электроэнергии на терминал.
6.6.19 САР осуществляет включение светозвуковой сигнализации по достижении определенных границ рабочей зоны ("зона 1" и "зона 2"), закрытие отсечных клапанов, вмонтированных в верхнюю и нижнюю части ПМАР, а также разъединение ПМАР при выходе судна за пределы рабочей зоны стендера или возникновении иной аварийной ситуации на терминале или судне. САР может инициировать сигналы на остановку подающих насосов.
6.6.20 При любом варианте срабатывания САР необходимо обеспечить одновременное закрытие двух отсечных клапанов ПМАР и только после этого обеспечить разъединение.
6.6.21 После срабатывания САР отсоединяемые части стендера с верхней частью ПМАР автоматически поднимаются на высоту не менее 2 м и заходят за причальную линию в направлении гаражного положения стендера. На этой высоте части стендера должны быть автоматически заблокированы гидравлическими приводами. Соударение прилегающих частей стендера в процессе разъединения не допускается.
6.6.22 ПМАР представляет собой исполнительный механизм САР, обеспечивающий быстрое и безопасное разъединение стендера и судна в случаях, предусмотренных САР. ПМАР представляет собой устройство разъединения с гидравлическим, пневматическим или электрическим приводом, расположенное между двумя механически или гидравлически сблокированными клапанами. Объем допустимого разлива рабочей среды при аварийном разъединении стендера и судна определяется конструкцией ПМАР. Клапаны ПМАР не являются регулирующей арматурой и не могут быть использованы ни для каких других целей, кроме целей аварийного разъединения.
При обесточивании СЛА срабатывание ПМАР при необходимости осуществляют вручную согласно РЭ.
6.6.23 Требования по огнестойкому исполнению клапанов ПМАР и ее приводов определяются заказчиком в соответствии с ГОСТ 33856.
6.6.24 Система гидравлических линий, обеспечивающая маневрирование (управление) стендером, и система гидравлических линий, обеспечивающая управление ПМАР, должны быть независимыми.
6.6.25 ПМАР дополнительно оснащают датчиками положений по согласованию с заказчиком.
6.6.26 Разъединение ПМАР с визуальным подтверждением происходит только при подтвержденном факте закрытия клапанов, что необходимо предусмотреть в конструктивном решении ПМАР.
6.6.27 Алгоритм работы ПМАР предусматривает:
- одновременное закрытие клапанов ПМАР согласно 6.7.12;
- физическое раскрытие механизма разъединения ПМАР согласно 6.7.14.
6.6.28 Конструктивное решение ПМАР должно полностью исключить возможность соударения частей муфты, включая механизм разъединения, при разъединении и после него до момента подъема стендера над судном во избежание искрообразования, а также возможность полнофункционального тестирования привода клапанов и механизма разъединения с их физическим срабатыванием.
6.6.29 При разъединении муфты нижняя ее часть со встроенным клапаном остается подсоединенной к приемно-отливному патрубку манифольда судна, а верхняя часть с клапаном остается подсоединенной к внешнему плечу стендера. Необходимо, чтобы нижняя часть ПМАР, оставшаяся на приемно-отливном патрубке манифольда судна, имела ограничитель поворота для исключения риска соударения с каплесборником, палубой или судовыми конструкциями.
6.6.30 Повторную сборку ПМАР после срабатывания САР и разъединения частей муфты осуществляют на БиПС (или судне, надежно ошвартованном у причала) без использования дополнительных приспособлений. Конструктивно ПМАР должна иметь контрольные маркеры для оценки правильности повторной сборки.
6.6.31 Поддерживающее устройство тройного шарнирного узла предназначено для снятия нагрузок на приемно-отливной патрубок манифольда судна и представляет собой конструкцию с регулируемыми опорными стойками. При расчете нагрузки на приемно-отливной патрубок манифольда судна влияние опорных стоек не учитывают.
6.6.32 Фиксаторы гаражного положения предназначены для предотвращения несанкционированного перемещения стендера, находящегося в гаражном положении, и обеспечивают фиксацию всех отдельных подвижных частей шарнирно-сочлененного трубопровода стендера. Фиксаторы гаражного положения выполняют с механическим, гидравлическим или электрическим приводом, с ручной механической блокировкой исполнительного механизма.
6.6.33 СЛА представляет собой систему, предназначенную для управления приводным БРС (при наличии), стендером и САР.
6.6.34 Для обеспечения резервного питания СЛА стендер комплектуют источником бесперебойного питания для обеспечения функционирования САР и работы СЛА не менее 1 ч в случае полной потери электропитания на БиПС. Характеристики источника бесперебойного питания согласовывают с заказчиком.
6.6.35 Электроизолирующий фланец предназначен для обеспечения электрической изоляции стендера от судна. Его предусматривают в месте расположения тройного шарнирного узла и изготавливают из материала, обеспечивающего сопротивление изоляции в соответствии с рабочей средой.
6.6.36 Конструктивно электроизолирующий фланец может выполняться как отдельный компонент стендера или выступать как часть шарнирного соединения тройного шарнирного узла. Электроизолирующий фланец должен соответствовать требованиям к конструкционной прочности стендера и обеспечивать отсутствие утечек рабочей среды и потери электрического сопротивления. Конструкция и технические параметры электроизолирующего фланца определяются конструкцией стендера.
6.6.37 Расположение электроизолирующего фланца предусматривают таким образом, чтобы гарантировать отсутствие его соприкосновения с конструкциями судна.
6.6.38 Электроизолирующий фланец или электроизолирующую вставку в шарнирном соединении устанавливают с применением пластиковых шайб, пластиковых втулок и пластиковых заглушек выступающих частей болтов с обеих сторон фланца.
6.6.39 Электроизолирующая вставка должна не менее чем на 3 мм выступать внутрь трубопровода.
6.6.40 При оснащении стендера линией паровозврата данную линию оснащают вставкой из материала, обеспечивающего электрическую изоляцию.
6.6.41 Прерыватель вакуума представляет собой клапан, установленный в верхней точке шарнирно-сочлененного трубопровода, или иное конструктивное решение, предназначенное для разрушения вакуума внутри трубопровода и обеспечения гравитационного дренирования шарнирно-сочлененного трубопровода перед отключением от приемно-отливного патрубка манифольда судна.
6.6.42 Для опорожнения шарнирно-сочлененных трубопроводов стендера применяют дренажные трубопроводы с запорной арматурой, которые размещаются в нижней части приемного патрубка стояка и тройного шарнирного узла.
6.6.43 Лестницы и страховочные системы на стендере предназначены для безопасного доступа обслуживающего персонала к компонентам и узлам стендера, расположенным на трубопроводах, входящих в состав стендера.
6.6.44 Система ТИ и ЭО стендера предназначена для исключения образования в трубопроводах несливаемых объемов рабочей среды, а также снижения вероятности образования отложений.
6.6.45 При необходимости оснащения стендера линией паровозврата она размещается на элементах конструкции основного жесткого шарнирно-сочлененного трубопровода и представляет собой жесткий, гибкий или комбинированный трубопровод для отвода паровоздушной смеси, вытесняемой из судовых трубопроводов и танков судна в процессе налива рабочей среды. Необходимость включения линии паровозврата в конструкцию стендера определяется типом рабочей среды, особенностями расположения манифольда отвода паров на судне, а также требованиями заказчика.
6.6.46 Шланг, используемый в линии паровозврата стендера, представляет собой систему, состоящую из жестких трубопроводов, оканчивающихся шлангом для подключения к манифольду отвода паров судна.
6.6.47 Шланг, используемый в линии паровозврата стендера, необходимо оконцевать фитингами. Материал шланга и материал фитингов должны быть совместимы друг с другом и с паровоздушной смесью, образуемой при сливе/наливе нефти/нефтепродукта, а также соответствовать климатическим условиям эксплуатации.
6.6.48 Линию паровозврата, входящую в состав конструкции стендера, оснащают муфтой аварийного разъединения.
6.6.49 Система очистки стендера устанавливается по требованию заказчика и представляет собой средство подвода в стояк стендера инертной газовой смеси, пара или промывочной жидкости с последующим сливом через патрубок дренажных трубопроводов, расположенный на внешнем рукаве стендера в районе тройного шарнирного узла.
6.6.50 Для проведения ТО стендера:
- для шарниров и гидроцилиндров компонентов стендера обеспечивают проушины для возможности замены;
- шарниры оснащают устройствами для периодической замены и добавления смазки;
- обеспечивают возможность стравливания воздуха из гидравлической системы.