БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59998-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства противотаранные для обеспечения безопасности от транспортных средств. Общие технические требования и методы испытаний

3 Термины и определения

 

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 внешние движущие силы: Силы, развиваемые двигателем электромеханического устройства, необходимые для преодоления всех сил сопротивления транспортного средства или имитатора транспортного средства при проведении испытаний в испытательной лаборатории.

3.2 габион: Противотаранная малая архитектурная форма, выполненная в виде объема, ограниченного металлической сеткой и наполненного камнями, усиленного или нет железобетонными столбами.

3.3 защищенная зона: Зона охраняемого объекта, доступ в которую ограничен и контролируется, огражденная физическими барьерами, находящимися под постоянной охраной и наблюдением.

3.4 зона установки противотаранного устройства; ЗУПТУ: Часть пространства (участка дороги) перед охраняемым объектом, на котором установлено устройство противотаранное (управляемое и неуправляемое), ограниченное внешними габаритами устройства противотаранного в его вертикальной проекции, включая фундамент и другие конструктивные элементы, согласно конструкторской документации.

3.5 имитатор транспортного средства: Электромеханическое устройство, служащее для имитации таранного удара транспортным средством при проведении испытаний, которое может быть маятникового типа, свободнопадающим или другого типа.

3.6 инженерные средства физической защиты; ИСФЗ: Технические средства, инженерные конструкции и сооружения, своими физическими свойствами препятствующие несанкционированному проникновению на объект и/или охраняемую зону.

Примечание - См. ГОСТ Р 57278.

 

3.7 испытание противотаранного устройства: Экспериментальное определение заданных свойств устройства противотаранного по его преодолению транспортным средством с заявленными характеристиками (например, массой, скоростью, клиренсом и т.д.).

Примечание - См. ГОСТ Р 57362.

 

3.8 испытательная лаборатория; ИЛ: Орган, который осуществляет испытания.

3.9 капитальный ремонт: Плановый ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному ресурсу объекта с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

Примечание - См. ГОСТ 18322.

 

3.10 класс стойкости [защиты] противотаранного устройства к таранному удару: Численное обозначение способности конструкции противотаранного устройства противостоять разрушающему воздействию таранного удара при остановке транспортного средства с предопределенными характеристиками движения, сопоставленное предельному значению кинетической энергии таранного удара в кДж, не приводящего к последующему демонтажу противотаранного устройства с целью ремонта с восстановлением работоспособности.

3.11 конструкторская документация; КД: Совокупность конструкторских документов, содержащих данные, необходимые для проектирования (разработки), изготовления, контроля, приемки, поставки, эксплуатации, ремонта, модернизации, утилизации изделия.

Примечание - См. ГОСТ 2.001.

 

3.12 линия установки противотаранного устройства: Вертикальная прямая незамкнутая линия, образованная пересечением двух несовпадающих вертикальных плоскостей, имеющих как минимум одну общую точку: плоскости, проходящей через наиболее удаленную от геометрического центра противотаранного устройства горизонтальную кромку поверхности, противоположной фронтальной, и перпендикулярной ей плоскости.

3.13 малогабаритный транспорт: Механические транспортные средства, имеющие менее четырех колес, и квадрициклы категории L1 - L7.

Примечание - Категории согласно ГОСТ Р 52051.

 

3.14 (техническая допустимая) максимальная масса транспортного средства: Установленная изготовителем максимальная масса транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.

Примечание - См. ГОСТ Р 59483.

 

3.15 макет для испытаний: Изделие, представляющее упрощенное воспроизведение противотаранного устройства или его части и предназначенное для испытаний.

3.16 металлический еж: Противотаранное средство, выполненное из жестко скрепленных перекрещенных металлических балок, лежащих в разных несовпадающих плоскостях с общим центром.

Примечание - Могут быть скреплены жесткой или гибкой связкой, проходящей через их центры в единый противотаранный неуправляемый комплекс.

 

3.17 механическое транспортное средство: Колесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем.

Примечание - См. ГОСТ Р 59483.

 

3.18 модель для испытаний: Изделие, математическая модель, находящиеся в определенном соответствии с противотаранным устройством и (или) воздействиями на него и способные замещать их в процессе испытаний.

3.19 нормативный документ; НД: Документ, доступный широкому кругу потребителей и устанавливающий правила, общие принципы и характеристики, касающиеся определенных видов деятельности в области строительства и их результатов.

Примечание - См. ГОСТ 27751.

 

3.20 объект испытаний: Единичный образец неуправляемого противотаранного устройства в базовой комплектации или его модель, макет.

3.21 операция технического обслуживания [ремонта]: Отдельный вид работы, выполняемой при техническом обслуживании (ремонте), с целью поддержания или восстановления работоспособности объекта.

Примечание - См. ГОСТ 18322.

 

3.22 опоры ограждения: Элемент конструкции, предназначенный для монтажа полотна ограждения.

Примечание - См. ГОСТ Р 57278.

 

3.23 объект охраны (охраняемый объект): Объект, территория, область пространства, здание, сооружение, помещение, отдельные предметы, подлежащие охране.

3.24 перекат: Способ преодоления преграды транспортным средством с низкой скоростью на пониженной передаче, характеризующейся попеременным вывешиванием (свободным висением без точки опоры) колес.

3.25 полотно ограждения: Элемент конструкции, представляющий собой физический барьер, препятствующий проникновению нарушителя.

Примечание - См. ГОСТ Р 57278.

 

3.26 противотаранная малая архитектурная форма; ПМАФ: Противотаранное неуправляемое устройство, выполненное в виде отдельно стоящего элемента монументально-декоративного оформления территории, по весу соизмеримого с весом транспортного средства, для остановки которого оно предназначено, и представляющее собой вертикальную конструкцию с низко расположенным центром масс, без заглубленного основания.

3.27 преграждающая конструкция противотаранного устройства: Рабочая часть противотаранного устройства, непосредственно воспринимающая ударную нагрузку.

3.28 противотаранное заграждение; ПТЗ: Инженерное средство физической защиты, предназначенное для принудительной остановки транспортного средства.

Примечание - См. ГОСТ Р 57278.

 

3.29 противотаранный блок; ПТБ: Неуправляемое противотаранное устройство, выполненное в виде металлического или железобетонного изделия, не имеющее фундамента, массой, соизмеримой с массой автомобиля, высотой не ниже полуметра.

3.30 противотаранное тросовое заграждение; ПТТЗ: Неуправляемое противотаранное устройство, выполненное в виде системы связанных опор ограждения и полотна ограждения, в виде натянутых тросов и/или канатов с точечным либо ленточным фундаментом.

3.31 противотаранный комплекс; ПТК: Совокупность противотаранных устройств, спланированных и действующих как единое целое.

3.32 противотаранный ров; ПТР: Неуправляемое противотаранное устройство, выполненное в виде сооружения в земле, препятствующего проезду транспортного средства, - траншеи шириной не менее половины базы транспортного средства и глубиной не менее половины ширины траншеи.

3.33 расчетная поверхность удара: Часть фронтальной поверхности противотаранного устройства, соответствующая предполагаемому месту контакта с транспортным средством, на высоте достаточной для остановки транспортного средства, в соответствии с заявленным классом стойкости.

3.34 режим использования противотаранного устройства: Одноразовый или многоразовый режим использования противотаранного устройства, определяемый его разработчиком и подтверждаемый записью в эксплуатационной документации.

3.35 одноразовый режим использования противотаранного устройства: Режим использования противотаранного устройства, при котором необходим его демонтаж с места установки после остановки транспортного средства, соответствующего его классу стойкости.

3.36 многоразовый режим использования противотаранного устройства: Режим использования противотаранного устройства, при котором возможно его повторное использование после остановки транспортного средства, соответствующего его классу стойкости, после проведения технического обслуживания и ремонта с восстановлением работоспособности без демонтажа с места установки.

3.37 скорость соударения: Скорость транспортного средства или имитатора транспортного средства в момент нанесения таранного удара.

3.38 сигнальная разметка: Цветографическое изображение с использованием сигнальных и контрастных цветов, нанесенное на поверхности, конструкции, стены, перила, оборудование, машины, механизмы (или их элементы), ленты, цепи, столбики, стойки, заградительные барьеры, щиты и т.п. в целях обозначения опасности, а также для указания информации.

Примечание - См. ГОСТ 12.4.026.

 

3.39 стойкость противотаранного устройства к таранному удару: Способность конструкции противотаранного устройства противостоять разрушающему воздействию таранного удара от движущегося транспортного средства с заданными характеристиками движения.

3.40 стационарный столб (боллард); СС: Неуправляемое противотаранное устройство, представляющее собой короткий, прочный, вертикальный столб (верхняя часть) с соосным верхней части заглубленным основанием по месту установки.

3.41 тактика применения противотаранного устройства: Совокупность правил, методов и приемов размещения и эксплуатации противотаранного устройства как самостоятельно, так и в составе комплекса средств, описанная и утвержденная в нормативном документе защищаемого объекта.

3.42 таранный удар (таран): Ударное воздействие движущегося транспортного средства, направленное на преодоление противотаранного устройства и действующее в горизонтальной плоскости.

Примечание - См. ГОСТ Р 57362.

 

3.43 технические условия; ТУ: Документ, содержащий требования (совокупность всех показателей, норм, правил и положений) к изделию, его изготовлению, контролю, приемке и поставке, которые нецелесообразно указывать в других конструкторских документах.

Примечание - См. ГОСТ 2.102.

 

3.44 транспортное средство; ТС: Устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Примечание - См. ГОСТ Р 59483.

 

3.45 тросовые сети; ТрС: Неуправляемое противотаранное устройство, выполненное в виде противотаранного тросового заграждения (ПТТЗ), в котором полотна ограждения выполнены в виде натянутой сети.

3.46 ударная нагрузка [воздействие]: Динамическая нагрузка, создаваемая на преграждающую конструкцию противотаранного устройства таранным ударом.

Примечание - См. ГОСТ Р 57362.

 

3.47 противотаранное устройство; ПТУ: Управляемая или неуправляемая инженерно-техническая конструкция одноразового или многоразового использования, препятствующая преднамеренному проникновению одиночного транспортного средства с заранее предопределенными характеристиками движения на охраняемую территорию и обеспечивающая его задержание и принудительную остановку в зоне установки.

Примечание - ПТУ относится к инженерно-техническим средствам физической защиты. Оно не должно допускать проникновения кузова и шасси ТС за зону установки.

 

3.48 неуправляемое противотаранное устройство; НПТУ: Инженерно-техническая конструкция, одноразового или многоразового использования, препятствующая проникновению одиночного транспортного средства на охраняемую территорию, обеспечивающая его задержание и (или) принудительную остановку в зоне установки НПТУ, не оборудованная исполнительными устройствами для управления ее состоянием.

Примечание - Многоразовость использования НПТУ устанавливается производителем и отражается в конструкторской документации.

 

3.49 фронтальная поверхность противотаранного устройства: Поверхность противотаранного устройства, контактирующая с ТС в момент таранного удара.

3.50 фундамент: Часть сооружения, которая служит для передачи нагрузки от сооружения на основание.

Примечание - См. СП 22.13330.

 

3.51 фундамент НПТУ: Точечный или ленточный фундамент, выполненный в зависимости от типа грунта в виде:

- заливки бетона или засыпки специально подготовленной песочно-гравийной смесью в заранее пробуренные ямы с одновременной установкой опоры;

- фундаментного блока в виде "башмака", винтовой опоры или трубчатой забивной опоры.

3.52 эксплуатационный документ [документация]; ЭД: Документ(ы), предназначенный(е) для использования при эксплуатации, обслуживании и ремонте изделия в процессе эксплуатации.

Примечание - См. ГОСТ 2.102.

TOC