БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 70231-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Гигиена пищевой продукции. Одежда для работников производства пищевой продукции и общественного питания. Требования, основанные на принципах ХАССП

4.4 Применение одежды для работников

 

4.4.1 Смена одежды для работников

4.4.1.1 Общие требования

Одежду для работников необходимо заменять в зависимости от выполняемой работы. Подробнее о носке одежды для работников см. в приложении B.

Надевать одежду для работников нужно в специально предназначенных для этого местах перед входом в рабочую зону и снимать сразу после выхода из рабочей зоны.

Для перерыва могут быть установлены особые правила внутреннего распорядка.

Следует избегать перекрестного загрязнения с грязной одеждой для работников.

Следует обращать внимание на установленное время ношения одноразовых предметов, таких как перчатки, маски и набородники.

Они должны быть заменены после перерывов и при смене рабочего места.

Перед возобновлением работы должны быть надеты неиспользованные одноразовые предметы.

Предметы одежды, упавшие на пол, должны быть выброшены или очищены (дезинфицированы).

4.4.1.2 Смена одежды для работников в зонах низкого гигиенического риска (RK1)

Одежда для работников класса риска RK1 обычно должна заменяться еженедельно; в случае загрязнения необходима более частая смена.

4.4.1.3 Смена одежды для работников в зонах высокого гигиенического риска (RK2)

Одежда для работников класса риска RK2 обычно должна заменяться ежедневно; в случае загрязнения необходима более частая смена после окончания выполняемой работы и перед началом другой выполняемой работы.

4.4.1.4 Смена одежды для работников в зонах наивысшего гигиенического риска (RK3)

В зонах наивысшего гигиенического риска класса RK3 одежда для работников должна заменяться ежедневно, в случае загрязнения необходима более частая смена.

4.4.2 Обслуживание

Обслуживание с использованием соответствующих чистящих средств и процедур может проводиться внутри организации или сторонними поставщиками услуг; дезинфекция должна проводиться при необходимости.

Обслуживание одежды работниками в домашних условиях запрещается из-за санитарно-гигиенических соображений.

Санитарно-гигиеническое состояние одежды для работников может быть обеспечено с помощью системы контроля биозагрязнений (см. [3]).

Микробиологические испытания (в соответствии с приложением A) необходимы для контроля результатов обслуживания.

После обслуживания все предметы одежды должны быть в надлежащем санитарно-гигиеническом и готовом к использованию состоянии.

В случае повреждения или возникновения дефекта должны быть проведены ремонтные работы; непригодные предметы должны быть утилизированы.

При обслуживании необходимо следить за тем, чтобы не происходило загрязнения от другой одежды или посторонних предметов.

4.4.3 Внутреннее хранение

4.4.3.1 Чистая текстильная одежда для работников должна храниться в специально предназначенном, защищенном от грязи, сухом и промаркированном хранилище, запираемом при необходимости, например в шкафу. Предоставление предметов одежды для работников (например, халатов или брюк) может осуществляться, основываясь на условиях рабочего места, размера одежды, личных или других критериях.

4.4.3.2 Загрязненная одежда для работников должна храниться в устройствах для сбора, гарантирующих отсутствие какого-либо вредного воздействия на гигиену предприятия. В частности, в случае мокрой одежды для работников, необходимо обеспечить наличие герметичных контейнеров для сбора и быстрого обслуживания.

4.4.3.3 Должны быть предусмотрены раздевалки, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, с индивидуальными шкафчиками. Следует избегать перекрестного загрязнения личной одежды и одежды для работников, например путем разделения их внутри шкафов.

4.4.3.4 Другие предметы одежды, которые обычно носят в течение более длительного периода времени, такие как ботинки, сабо и фартуки, а также специальные защитные средства, такие как кольчужные фартуки или кольчужные защитные перчатки, должны временно храниться в специально отведенных местах после очистки и, при необходимости, дезинфекции и сушки.