БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 23381-2022. Межгосударственный стандарт. Стулья ученические и детские. Методы испытаний

6 Методы испытания на прочность

 

6.1 Испытание на прочность каркаса детских трансформируемых стульев и стульев для кормления

Сущность метода заключается в приложении к стулу горизонтальной нагрузки, вызывающей падение с последующей оценкой состояния образца.

6.1.1 Аппаратура

6.1.1.1 Пластина из эластичного материала размером не менее 900 (+/- 2) x 600 (+/- 2) мм, толщиной (20 +/- 2) мм, объемной плотностью 35 - 40 кг/м3.

6.1.1.2 Линейка измерительная металлическая с ценой деления 1 мм (по ГОСТ 427).

6.1.2 Подготовка к испытанию

Стул устанавливают на горизонтальную плоскость. На место предполагаемого падения стула устанавливают пластину из эластичного материала размером не менее 900 x 600 мм, толщиной (20 +/- 2) мм, объемной плотностью 35 - 40 кг/м3.

6.1.3 Проведение испытания

6.1.3.1 Стул толкают рукой, вызывая его падение вперед в соответствии с рисунком 5.

 

ГОСТ 23381-2022. Межгосударственный стандарт. Стулья ученические и детские. Методы испытаний

 

Рисунок 5 - Испытание трансформируемых стульев

и стульев для кормления на прочность

 

После падения стул осматривают и фиксируют видимые повреждения (сколы, изломы, трещины, нарушения клеевых соединений).

При отсутствии повреждений испытание повторяют до установленного количества падений.

6.1.3.2 Испытание стула в направлениях назад, влево и вправо проводят в соответствии с 6.1.3.1.

Если у испытанного образца появятся видимые дефекты повреждения до наступления нормативного количества циклов, дальнейшее испытание прекращают и стулья считают не выдержавшими испытания.

6.1.3.3 Количество падений и характер повреждений заносят в журнал (см. приложение А).

6.2 Испытание на прочность крепления подножки, стола трансформируемых стульев и стульев для кормления, и сиденья к металлическому каркасу ученических и детских стульев ростовых номеров 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Сущность метода заключается в приложении вертикальных циклических нагрузок к испытуемым элементам стульев с последующей оценкой состояния их деталей и соединений.

6.2.1 Аппаратура

6.2.1.1 Испытательное устройство, обеспечивающее свободное падение груза с частотой циклов (40 +/- 2) мин-1 (цикл/мин).

6.2.1.2 Грузы массой (10,0 +/- 0,1) кг, диаметром (100 +/- 5) мм для трансформируемых стульев и стульев для кормления, массой (30,00 +/- 0,15) кг - для ученических и детских стульев номеров 1, 2, 3; (50,00 +/- 0,25) кг - для ученических стульев номеров 4, 5, 6, диаметром (180 +/- 5) мм.

Грузы должны быть с плоской нижней поверхностью и закругленными краями радиусом 30 мм.

6.2.1.3 Пластина из эластичного пенополиуретана или другого эластичного материала размером не менее 200 x 300 мм, толщиной (20 +/- 2) мм, объемной плотностью 35 - 40 кг/м3.

6.2.1.4 Линейка измерительная металлическая с ценой деления 1 мм (по ГОСТ 427).

6.2.2 Подготовка к испытанию

6.2.2.1 При испытании подножки стул устанавливают под ударный механизм так, чтобы удар приходился по центру подножки, как показано на рисунке 6,а, и закрепляют.

 

ГОСТ 23381-2022. Межгосударственный стандарт. Стулья ученические и детские. Методы испытаний

 

Рисунок 6 - Испытание стульев на прочность

 

6.2.2.2 При испытании стола-стула трансформируемого стул переводят в положение "стул-стол-коляска" и устанавливают под ударный механизм так, чтобы удар приходился на стол в точке, находящейся на расстоянии (100 +/- 5) мм от ближнего от сиденья края, как показано на рисунке 6,б, и закрепляют. Съемные столики стульев для кормления не испытывают.

6.2.2.3 При испытании крепления сиденья к металлическому каркасу стул устанавливают под ударный механизм так, чтобы удар приходился по центру сиденья, как показано на рисунке 6,в, и закрепляют.

Сиденье стула, трансформируемого на несколько ростовых номеров, устанавливают на высоту максимального ростового номера.

6.2.2.4 Груз, создающий ударную нагрузку, устанавливают на высоте h, равной (50 +/- 1) мм от подножки и стола трансформируемых стульев и (100 +/- 5) мм от сиденья ученических и детских стульев.

6.2.2.5 В месте приложения нагрузки помещают пластину из эластичного материала (см. 6.2.1.3).

6.2.3 Проведение испытаний

6.2.3.1 Включают стенд и проводят нагружение до нормативного количества циклов или до появления видимых дефектов разрушения (нарушение сварных швов, вырыв крепежных элементов, поломка деталей стульев).

Если у испытанного образца появятся видимые дефекты разрушения до наступления нормативного количества циклов, дальнейшее испытание прекращают и стулья считают не выдержавшими испытания.

6.2.3.2 Количество циклов нагружения и характер разрушений заносят в журнал (см. приложение А).

6.2.4 Обработка результатов

6.2.4.1 Стулья считают выдержавшими испытания на прочность, если каждый испытуемый образец выдерживает без проявления повреждений нормативное количество циклов нагружений, предусмотренное ГОСТ 19917 или ГОСТ 22046.

6.3 Испытание на статическую прочность ученических и детских стульев ростовых номеров 1, 2, 3, 4, 5, 6

Сущность метода испытания заключается в воздействии на спинку стула и на сиденье вертикальной статической нагрузки.

6.3.1 Аппаратура

6.3.1.1 Испытательное устройство, обеспечивающее:

- возможность приложения вертикальной статической нагрузки до 2000 Н;

- скорость нагружения (10 +/- 2) мм/мин;

- погрешность измерения нагрузки +/- 1%;

- установку стула в требуемое положение;

- установку груза массой (40 +/- 0,5) кг;

- закрепление прижимного приспособления (рисунок 7).

 

ГОСТ 23381-2022. Межгосударственный стандарт. Стулья ученические и детские. Методы испытаний

 

Рисунок 7 - Схема закрепления прижимного приспособления

 

Допустимые отклонения размеров, указанных на рисунке 7, +/- 1 мм для линейных размеров и +/- 1° - для угловых.

6.3.1.2 Линейка измерительная металлическая с ценой деления 1 мм (ГОСТ 427).

6.3.1.3 Секундомер механический с ценой деления 0,1 с (ГОСТ 8.423).

6.3.2 Подготовка к испытанию

6.3.2.1 При испытании спинки стул устанавливают на испытательное устройство так, чтобы линия действия вертикальной нагрузки P1 проходила через середину спинки стула.

При испытании сиденья стул устанавливают на площадку испытательного устройства так, чтобы линия действия нагрузки P2 проходила на расстоянии 150 мм от края сиденья.

Схемы нагружения спинки или сиденья стула приведены на рисунке 8.

 

ГОСТ 23381-2022. Межгосударственный стандарт. Стулья ученические и детские. Методы испытаний

 

Рисунок 8 - Схема нагружения спинки или сидения стула

 

6.3.2.2 При нагружении спинки груз массой (40 +/- 0,5) кг устанавливают в геометрическом центре поверхности сиденья.

6.3.2.3 На ребро спинки стула по центру (рисунок 8, а) накладывают прижимное приспособление (рисунок 7).

6.3.2.4 На сиденье стула, на расстоянии (150 +/- 5) мм от края сиденья (рисунок 8, б), накладывают жесткий диск диаметром (200 +/- 5) мм.

6.3.3 Проведение испытаний

6.3.3.1 Спинку или сиденье стула нагружают с указанной скоростью вертикальной статической нагрузкой P (рисунок 8) до нормы, установленной ГОСТ 19917 и ГОСТ 22046, и выдерживают под нагрузкой в течение (60 +/- 5) с.

6.3.3.2 Значение нагрузки и характер разрушений заносят в журнал (см. приложение А).

6.3.4 Обработка результатов

6.3.4.1 Стулья считают выдержавшими испытание на статическую прочность спинки и сиденья, если после снятия нагрузки в каждом испытуемом образце не будут обнаружены видимые дефекты (нарушение сварных швов, изгиб трубы, вырыв фурнитуры, сколы и смятие древесины).