ГОСТ 23381-2022. Межгосударственный стандарт. Стулья ученические и детские. Методы испытаний
5 Методы испытания на устойчивость
5.1 Испытания на устойчивость детских трансформируемых стульев и стульев для кормления
Сущность метода заключается в приложении к стулу горизонтальной нагрузки, вызывающей его опрокидывание.
5.1.1 Аппаратура
5.1.1.1 Пружинный динамометр или другой прибор, обеспечивающий возможность измерения нагрузок P до 200 Н, с погрешностью измерения +/- 5 Н.
5.1.1.2 Груз массой m (10 +/- 0,1) кг с площадью основания (0,008 +/- 0,001) м2.
5.1.1.3 Упоры высотой (20 - 30) +/- 2 мм.
5.1.1.4 Линейка измерительная металлическая с ценой деления 1 мм (ГОСТ 427).
5.1.2 Подготовка к испытанию
5.1.2.1 Стул устанавливают вплотную к упору, в зависимости от направления испытаний, в одном из трех положений в соответствии с рисунком 1.
Рисунок 1 - Испытание трансформируемых стульев
и стульев для кормления на устойчивость
5.1.2.2 На подножку или сиденье стула устанавливают груз.
5.1.3 Проведение испытаний
5.1.3.1 Испытание стула на устойчивость в трех направлениях проводят в соответствии с рисунком 1.
5.1.3.2 С помощью динамометра к стулу прикладывают горизонтальную нагрузку P и постепенно увеличивают ее до начала отрыва от пола пары ножек.
5.1.3.3 Значение нагрузки P, вызывающей начало опрокидывания стула, заносят в журнал (см. приложение А).
5.2 Испытания детских и ученических стульев при падении
Сущность метода заключается в определении угла наклона, при котором происходит опрокидывание стула с установленным на сиденье грузом.
5.2.1 Аппаратура
5.2.1.1 Испытательное устройство с регулируемым углом наклона, обеспечивающее установку стула в требуемом положении (рисунок 2) и изменение угла наклона с погрешностью +/- 1°.
Рисунок 2 - Испытание детских и ученических стульев
на устойчивость
5.2.1.2 Специальные грузы в соответствии с рисунком 3.
1 - упор; 2 - центр массы (ЦМ)
Рисунок 3 - Специальные грузы для испытаний
Параметры грузов в зависимости от ростовых номеров стульев указаны в таблице 1.
Таблица 1
Параметры грузов в зависимости от ростовых номеров стульев
Параметр груза | Значение параметра для ростовых номеров | ||
00, 0 | 1, 2, 3 | 4, 5, 6, 7 | |
Масса груза m, кг | 10 +/- 0,5 | 40 +/- 0,5 | 60 +/- 0,5 |
Высота центра массы груза над сиденьем h, мм | 100 +/- 5 | 160 +/- 5 | 200 +/- 5 |
Размер опорной площадки груза, мм | 390 +/- 5 | 390 +/- 5 | 460 +/- 5 |
b1 | 65 +/- 5 | 135 +/- 5 | 175 +/- 5 |
b | 135 +/- 5 | 220 +/- 5 | 250 +/- 5 |
5.2.1.3 Линейка измерительная металлическая с ценой деления 1 мм (ГОСТ 427).
5.2.2 Подготовка к испытанию
5.2.2.1 Для определения устойчивости в направлении назад стул устанавливают на стенд спинкой в сторону наклона в боковом направлении так, чтобы передняя и задняя ножки касались упора.
5.2.2.2 На сиденье, вплотную к стойкам спинки стула, устанавливают груз (см. таблицу 1) широкой стороной основания. Упор груза выдвигают до соприкосновения со спинкой стула и закрепляют в этом положении.
5.2.3 Проведение испытания
5.2.3.1 Платформу наклоняют, фиксируют на шкале стенда (прибора) угол наклона в момент начала опрокидывания стула. Началом опрокидывания считают момент отрыва передних концов опор или ножек от платформы.
Показателем устойчивости стула считают наименьший угол наклона при опрокидывании образца.
5.2.3.2 Значение угла наклона заносят в журнал (см. приложение А).
5.2.4 Обработка результатов
5.2.4.1 Трансформируемые стулья и стулья для кормления считают устойчивыми, если значение нагрузки, вызывающей опрокидывание в любом направлении каждого образца, соответствует норме, установленной ГОСТ 19917.
5.2.4.2 Ученические и детские стулья считают устойчивыми, если значение угла наклона, при котором происходит опрокидывание образца, соответствует норме, установленной ГОСТ 22046 и ГОСТ 19917.
5.3 Испытания на устойчивость трансформируемых стульев и стульев для кормления при воздействии вертикальных нагрузок
Сущность метода заключается в приложении вертикальной нагрузки к столику и подножке стула, вызывающей его опрокидывание.
5.3.1 Аппаратура
5.3.1.1 Приспособление, обеспечивающее статическое приложение вертикальной нагрузки до 200 Н к столу и подножке стула. Погрешность приложения нагрузки +/- 5%.
5.3.1.2 Упоры высотой (20 - 30) +/- 2 мм.
5.3.1.3 Линейка измерительная металлическая с ценой деления 1 мм (по ГОСТ 427).
5.3.1.4 Секундомер механический с ценой деления 0,1 с (по ГОСТ 8.423).
5.3.2 Подготовка к испытанию
5.3.2.1 Опоры стула фиксируют упорами высотой (12 +/- 2) мм таким образом, чтобы во время испытаний они не скользили.
Приложение вертикальных нагрузок происходит на приставные элементы.
5.3.3 Проведение испытания
Ставят ненагруженный детский стул для кормления с прикрепленной к нему подставкой для ног и столиком.
Постепенно прикладывают направленное вниз вертикальное усилие величиной 200 Н до полного нагружения к подставке для ног или горизонтально расположенным компонентам в точке, расположенной на расстоянии 25 мм от внешней кромки. Если ширина подставки для ног или горизонтально расположенных компонентов меньше 50 мм, прикладывают данное усилие в центре (см. рисунок 4).
Рисунок 4 - Испытание стульев на устойчивость
при нагружении вертикальной нагрузкой подставки
для ног и горизонтально расположенных компонентов
Показателем устойчивости стула считают значение нагрузки, вызывающей опрокидывание образца.
Значение нагрузки и место ее приложения заносят в журнал (см. приложение А).
5.3.4 Оценка результатов
Стул считают устойчивым, если значение нагрузки, приложенной к горизонтальному элементу, соответствует норме, установленной ГОСТ 19917.
