ГОСТ 34728-2021. Межгосударственный стандарт. Техника пожарная. Автопеноподъемники пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний
4 Технические требования
4.1 Основные параметры
4.1.1 ППП, в зависимости от максимальной рабочей высоты полностью разложенного автопеноподъемника, следует изготовлять следующих типоразмеров:
- ППП 20 - 35 - с высотой подъема устройств для подачи ОТВ 20 - 35 м;
- ППП 36 - 45 - с высотой подъема устройств для подачи ОТВ 36 - 45 м;
- ППП 46 - 55 - с высотой подъема устройств для подачи ОТВ 46 - 55 м.
Основные параметры ППП должны соответствовать значениям, указанным в приложении А.
4.1.2 В случае комплектации ППП насосом и емкостью для огнетушащих веществ следует соблюдать требования ГОСТ 34350 в части, касающейся применения указанных конструктивных элементов.
4.1.3 По заказу потребителя допускается изготовление ППП с рабочей высотой более 55 м с параметрами по технической документации на ППП конкретного типоразмера.
4.2 Общие требования
4.2.1 ППП должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, технических условий на конкретную модель и конструкторской документации, утвержденных в установленном порядке.
4.2.2 Конструкция ППП должна соответствовать требованиям действующих технических нормативных правовых актов (далее - ТНПА) в области обеспечения безопасности конструкций.
4.2.3 Требования к шасси, используемым для изготовления ППП, определяются заказчиком.
4.2.4 В качестве главного параметра, определяющего функциональное назначение ППП, используется высота подъема устройств для подачи огнетушащих веществ в метрах.
4.2.5 Примеры условного обозначения ППП:
- ППП высотой подъема 40 м на шасси МАЗ-6312, модель XXX (модель ППП устанавливается изготовителем):
ППП-40 (6312), модель XXX;
- ППП высотой подъема 51 м, оснащенный насосом с подачей 40 л/с на шасси МАЗ-6516, модель XXX (модель ППП устанавливается изготовителем):
ППП-51-40 (6516), модель XXX.
4.2.6 При движении по дорогам с различными покрытиями ППП должны сохранять:
а) конструкционную прочность, исключающую нарушение целостности конструкции и крепления съемного оборудования, а также изменение положения узлов и элементов конструкции;
б) управляемость и устойчивость, обеспечивающие безопасное движение с максимально допустимой скоростью.
4.2.7 ППП должны обладать статической и динамической устойчивостью, обеспечивающими возможность безопасного проведения работ по тушению пожаров, в том числе:
а) при установке их на поверхности с уклоном до 6° включительно;
б) работе с устройствами для подачи ОТВ;
в) скорости ветра на уровне вершины стрелы не более 10 м/с.
4.2.8 Полная масса ППП, распределение ее по осям и бортам должны соответствовать значениям, установленным для базовых шасси. При определении массы боевого расчета исходят из массы одного человека (80 кг), включая водителя, а также массы персонального снаряжения на каждого члена личного состава - 20 кг.
Угол поперечной статической устойчивости ППП при полной массе - в соответствии с таблицей А.1 (приложение А).
4.2.9 Коэффициент грузовой статической устойчивости ППП должен быть не менее 1,4 при отсутствии дополнительных нагрузок (силы инерции, реакции струи, ветровой нагрузки), а при их наличии - не менее 1,15.
4.2.10 ППП должны иметь аварийный привод, позволяющий привести их из рабочего положения в транспортное в случае отказа основного привода.
4.2.11 На ППП должно быть предусмотрено плавное (бесступенчатое) регулирование скоростей движений устройств для подачи ОТВ со всех пультов управления.
4.2.12 Среднее давление на грунт основанием выносной опоры или специального опорного щита должно быть не более 0,6 МПа (6 кгс/см2).
4.2.13 Привод поворота подъемно-поворотного основания должен быть самостопорящимся или оборудован тормозом с коэффициентом запаса прочности не менее 1,5.
4.2.14 ППП должны быть оборудованы механизмом управления двигателем, который обеспечивает запуск, остановку и регулирование числа оборотов коленчатого вала двигателя, звуковой и (или) световой сигнализацией, информирующей о критических режимах работы двигателя, с размещением органов управления и сигнализации на пультах управления, в кабине и платформе ППП.
4.2.15 Конструкцией ППП должна быть предусмотрена возможность обеспечения опускания устройств для подачи ОТВ на высоту до (1 +/- 0,1) м от опорной поверхности, на которой находится ППП.
4.2.16 Показатели профильной проходимости должны соответствовать техническим условиям на конкретную модель. В отдельных случаях, по согласованию с изготовителем базового шасси и заказчиком, показатели профильной проходимости могут быть изменены.
4.2.17 Максимальная скорость ППП должна быть не менее 80 км/ч. Время разгона до максимальной скорости - не более чем у базового шасси с максимальной нагрузкой.
4.2.18 Технические требования к тормозным системам и нормы их эффективности - по [1] и ГОСТ 33997.
На шасси, оборудованных пневматической тормозной системой и стояночным тормозом с пружинным аккумулятором энергии, должно быть предусмотрено устройство, обеспечивающее подключение внешнего источника сжатого воздуха (возможность поддержания рабочего давления в тормозной системе в режиме ожидания) и его удобное отключение (например, автоматическое). При отсутствии такого устройства падение давления в пневматической тормозной системе, превышающее 60% от номинального за сутки, не допускается.
4.2.19 ППП должны быть оборудованы световозвращателями согласно [2] и ГОСТ 33997, а также дополнительными габаритными огнями на выносных опорах и стреле.
4.2.20 Основная система привода должна обеспечивать непрерывную работу ППП в течение не менее 6 ч с последующим перерывом не более 1 ч.
4.2.21 Конструкцией выносных опор должна быть предусмотрена возможность обеспечения выравнивания положения ППП относительно горизонтали при работе на площадке с уклоном до 6°.
Системой управления ППП должна быть предусмотрена возможность обеспечения оперативной укладки стрелы в транспортное положение и остановка ее в момент совпадения с продольной осью ППП.
4.2.22 Усилия на органах управления должны быть:
- на органах управления рабочим оборудованием, используемым в каждом рабочем цикле, не более: 60 Н - для рычагов, маховиков управления и штурвалов, 120 Н - для педалей;
- органах управления, используемых не более пяти раз в смену, не более: 200 Н - для рычагов, маховиков управления и штурвалов, 300 Н - для педалей;
- маховиках ручного привода арматуры трубопроводов в момент запирания запорного органа (или страгивания при открытии) - не более 450 Н.
4.2.23 ППП должны быть снабжены счетчиками моточасов работы привода надстройки, который должен автоматически включаться с включением коробки отбора мощности.
4.2.24 ППП должны изготавливаться в климатических исполнениях У, УХЛ или ХЛ, категории размещения 1 (эксплуатация на открытом воздухе), в атмосфере типов 1 и 2 (условно чистой и промышленной) по ГОСТ 15150 с размещением в период оперативного ожидания по ГОСТ 12.4.009 (помещения с температурой воздуха не ниже 10 °C), если иное не предусмотрено требованиями к конкретной модели. По требованию заказчика возможно изготовление ППП для использования при более широком диапазоне температур. Дополнительные технические требования к таким ППП устанавливаются в ТД на конкретные модели ППП.
4.2.25 Не допускается появление течи рабочей жидкости в гидросистеме ППП.
4.2.26 Цветографическая схема окраски ППП и установка специальных световых и звуковых сигналов - в соответствии с национальными требованиями.
4.2.27 Выбор покрытий поручней и ручек замков отсеков платформы ППП следует осуществлять в соответствии с ГОСТ 9.303.
4.2.28 Наружные поверхности ППП должны иметь защитные лакокрасочные покрытия (кроме резины, стекол и поверхностей с декоративными металлическими покрытиями) не ниже IV класса по ГОСТ 9.032. Группа условий эксплуатации У1 (если другая не предусмотрена в технических условиях на конкретную модель) - по ГОСТ 9.104.
4.2.29 Нижние поверхности платформы, кабины, отсеков, подножек должны иметь лакокрасочные покрытия не ниже V класса по ГОСТ 9.032, группа условий эксплуатации - в соответствии с 4.2.28.
4.2.30 Все масленки, установленные на ППП, кроме масленок базового шасси, должны быть окрашены в желтый цвет или около них должна быть маркировка в виде окружности желтого цвета диаметром 10 - 15 мм.
4.2.31 Конструкция топливного бака должна обеспечивать возможность пломбирования сливной пробки и пробки наливной горловины.
4.2.32 Уровень радиопомех, создаваемых при эксплуатации ППП, не должен превышать значений, установленных в [3].
4.2.33 По условиям компоновки ППП допускается перенос топливного бака и аккумуляторов с их штатных мест на базовом шасси, не ухудшающий работы его двигателя, по согласованию с изготовителем базового шасси.
4.2.34 Дополнительные требования, относящиеся к конкретным моделям ППП, должны быть указаны в технической документации на них.
4.3 Требования к стреле
4.3.1 Стрела должна состоять из отдельных колен, соединенных между собой телескопически и (или) шарнирно. Система выдвигания (сдвигания) и (или) раскладывания (складывания) колен должна обеспечивать их плавное движение, а при остановке - надежно удерживать колена относительно друг друга.
4.3.2 В зависимости от конструктивных особенностей ППП конкретной модели на вершине нижнего колена стрелы может быть предусмотрено устройство для крепления грузового каната при работе ППП в качестве крана.
4.3.3 Стрела ППП должна иметь водопенные коммуникации, обеспечивающие подачу огнетушащих веществ в соответствии с 4.2.7 и снабженные сливным краном, обеспечивающим полный слив ОТВ из водопенных коммуникаций за время не более 2 мин.
4.3.4 Для определения давления на входе в водопенные коммуникации и выходе перед устройствами для подачи ОТВ должны быть установлены датчики давления с выводом результатов на указатели давления, расположенные в отсеках или пультах управления ППП.
4.3.5 Рукава высокого давления, расположенные на стреле в местах соединения, должны обеспечивать требуемую при работе ППП надежность, долговечность, износостойкость и теплостойкость.
4.3.6 На конце стрелы должны быть предусмотрены места для крепления устройств для подачи ОТВ, управление которыми должно осуществляться с основного или носимого пультов.
4.3.7 По согласованию с потребителем на ППП допускается установка системы стационарной водяной защиты автомобиля и/или стрелы в зависимости от тактических возможностей его применения.
4.4 Требования к пульту управления и рабочему месту оператора
4.4.1 Основной пульт управления должен быть расположен на поворотном устройстве или платформе ППП.
Дополнительный (выносной) пульт управления должен иметь возможность быть отнесенным на расстояние не менее 50 м от ППП.
4.4.2 На пульте управления должны находиться:
- органы управления двигателем;
- органы управления, обеспечивающие движения стрелы и подъемно-поворотного основания;
- органы управления, обеспечивающие движения устройств для подачи ОТВ (подъем, поворот, опускание);
- орган аварийного останова всех движений;
- система, обеспечивающая возможность принудительной работы механизмов ППП при срабатывании блокировок;
- приборы контроля за работой и состоянием системы привода;
- приборы световой и звуковой сигнализации.
4.4.3 Органы управления блокировкой упругой подвески (при наличии) и выносными опорами должны располагаться на задней панели платформы ППП, при этом в процессе установки ППП на опоры последние должны быть в поле зрения оператора. Допускается располагать органы управления в другом месте, если при этом не ухудшаются условия работы оператора.
4.4.4 ППП должны быть оборудованы указателями (контрольными приборами):
- угла наклона нижнего колена стрелы;
- перегрузки (при использовании в качестве крана).
4.4.5 Указатели (контрольные приборы) должны быть скомпонованы в едином блоке, хорошо видимом с рабочего места оператора, и иметь погрешность показаний не более 5%.
4.4.6 На ППП должна быть предусмотрена система блокировок, исключающая возможность одновременного управления ППП с основного и дополнительного (выносного) пультов управления.
4.4.7 Органы управления ППП должны обеспечивать возможность выполнения одновременно не менее двух маневров.
4.4.8 Органы управления должны иметь обозначения направлений включаемых движений механизмов, быть с автоматическим возвратом в исходное положение и выполнены во влагопылезащищенном исполнении.
4.4.9 Выключатели аварийного останова должны располагаться выше других выключателей и быть красного цвета.
4.4.10 Величина освещенности органов управления в темное время суток должна быть не менее 30 лк по ГОСТ 27472. В случае оснащения органов управления подсветкой изнутри, а также ЖК-дисплеями с активной подсветкой должна обеспечиваться читаемость обозначений на органах управления и показаний дисплея с рабочего места оператора.
4.5 Требования к платформе
4.5.1 Конструкцией платформы должны быть предусмотрены удобство подъема и передвижения оператора по платформе, где его перемещение затрудняется или ограничивается конструкциями ППП, обслуживания агрегатов и механизмов ППП, а также наличие отсеков для размещения ПТВ и принадлежностей.
4.5.2 Отсеки для размещения ПТВ и принадлежностей должны быть оборудованы дверками с замками и ограничителями открывания. Размещение рукавов водопенных коммуникаций должно исключать трение между собой, а также движущимися частями платформы, в том числе от вибрации во время работы насосного оборудования.
4.5.3 Пол платформы должен обладать коррозионной стойкостью и препятствовать скольжению, конструкцией пола должна быть предусмотрена возможность исключения сбора воды на поверхности.
4.5.4 Уровень освещенности отсеков должен быть не менее 10 лк.
4.5.5 Конструкция отсеков должна исключать попадание в них воды и пыли и соответствовать степени защиты IP 45 по ГОСТ 14254.
4.5.6 Нижняя ступень подножки для подъема на платформу должна быть расположена на высоте не более 500 мм от уровня земли, как в транспортном положении, так и при полностью выдвинутых опорах.
Подножки должны изготавливаться из предотвращающего скольжение материала с рифами высотой от 1 до 2,5 мм, просечного листа и т.п.
4.6 Требования к эргономике
4.6.1 Требования к эргономике - по [4] (подраздел 2.2 приложения N 6).
4.6.2 Для обозначения функционального назначения органов управления следует применять символы по ГОСТ 32681. Допускается применение дополнительных символов, не установленных ГОСТ 32681, которые отражают специфику назначения и работы ППП и его агрегатов.
4.6.3 Размещение ПТВ в отсеках должно учитывать тактику его оперативного использования и обеспечивать надежность его фиксации, удобство и оперативность съема и установки. При размещении ПТВ в отсеках рекомендуется объединять его по группам назначения. Для облегчения поиска места для размещения ПТВ и другого оборудования на внутренней поверхности дверей или боковых стенках отсеков должны быть установлены хорошо видимые таблицы-указатели.
4.6.4 Отсеки на платформе должны быть выполнены с учетом требований, изложенных в ГОСТ 12.2.033.
4.6.5 Компоновка ППП должна обеспечивать возможность свободного доступа ко всем устройствам и узлам пневмо-, гидро- и электросистем, подлежащим техническому обслуживанию и контролю в процессе эксплуатации.
4.6.6 Расположение и конструкция наливной горловины топливного бака должны обеспечивать возможность его заливки как на автозаправочных станциях с помощью заправочного пистолета, так и вручную из канистры.
4.7 Требования к дополнительному электрооборудованию и освещению
4.7.1 Электрооборудование ППП должно удовлетворять требованиям [4] (пункт 2.1.6 приложения N 6).
4.7.2 Установка устройств освещения и световой аварийной сигнализации должна быть выполнена в соответствии с [5] и ГОСТ 33997.
4.7.3 Для освещения мест работы на ППП должны быть установлены фары или прожекторы:
- на вершине верхнего колена стрелы для освещения зоны устройств для подачи ОТВ в рабочем положении;
- на вершине нижнего колена для освещения рабочего места на земле при использовании ППП в качестве крана для подъема груза;
- у основания крепления нижнего колена для освещения при движении ППП задним ходом. Допускается не устанавливать, если в задних фонарях предусмотрены секции освещения при движении задним ходом.
4.7.4 Электрические цепи питания элементов дополнительного электрооборудования должны оснащаться плавким предохранителем или автоматическим выключателем.
4.7.5 Для обозначения габаритов ППП необходимо предусмотреть:
- габаритные фонари выносных опор, расположенные на торцевых сторонах опор;
- световозвращатели, расположенные на боковых сторонах выносных опор;
- габаритные фонари стрелы.
Световые приборы должны быть оборудованы предохранительными сетками и ограждениями от повреждения падающими предметами, ветками и т.д.
4.8 Требования надежности
4.8.1 Гамма-процентная наработка до отказа агрегатов и их приводов - не менее 100 ч.
4.8.2 Гамма-процентный ресурс агрегатов ППП до первого капитального ремонта - не менее 1500 ч.
4.8.3 Полный средний срок службы ППП до списания - не менее 10 лет с момента ввода в эксплуатацию.
Полный средний срок службы до списания ППП конкретной модели устанавливается согласно технической документации на конкретную модель ППП.
4.9 Комплектность
В комплект поставки ППП должны входить:
- комплект ПТВ в соответствии с технической документацией на конкретную модель ППП;
- запасные части, инструмент, принадлежности и материалы согласно ведомости;
- эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601;
- первичные средства пожаротушения согласно национальным требованиям;
- два противооткатных упора;
- аптечка;
- знак аварийной остановки.
4.10 Маркировка
4.10.1 На каждом ППП на свободном и видном месте должна быть установлена маркировочная пластинка согласно [4], дополнительно содержащая:
- условное обозначение типа ППП;
- обозначение технических условий, по которым выпускается ППП;
- дату выпуска (ММ.ГГГГ);
- страну - изготовителя ППП.
4.10.2 На табличку изготовителя или вблизи маркировочной таблички должен быть нанесен единый знак обращения продукции на рынке государства - участника Соглашения, в котором введен в действие настоящий стандарт, при наличии документа, подтверждающего соответствие.
4.11 Упаковка
4.11.1 Полностью укомплектованный ППП должен отправляться потребителю в собранном виде без упаковки.
4.11.2 Эксплуатационная и сопроводительная документация должна быть упакована по ГОСТ 23170 и техническим условиям на конкретную модель.
4.11.3 Перед отправкой потребителю ППП должен быть подвергнут пломбированию. Места пломбирования и виды пломб должны быть указаны в технических условиях на конкретную модель. Перед пломбированием и отправкой потребителю необходимо:
- слить воду из системы охлаждения и омывателя стекол (незамерзающие жидкости допускается не сливать);
- отключить аккумуляторную батарею;
- удалить воздух из пневмосистемы шасси;
- в топливный бак шасси залить топливо объемом, гарантирующим пробег не менее 50 км. Пробка топливного бака должна быть исправна, плотно закрыта и опломбирована;
- на лобовое стекло кабины с внутренней стороны приклеить ярлык с указанием информации об удалении воды из системы охлаждения, воды из омывателя стекол, воздуха из пневмоприводов, об отключении и о состоянии аккумуляторной батареи (с электролитом, без электролита), о смазке в двигателе и силовых передачах (летняя, зимняя);
- заправить техническим спиртом вне зависимости от времени года предохранитель от замерзания пневмопривода тормозной системы тех ППП, для которых это предусмотрено технической документацией на базовое шасси.
4.11.4 Если потребитель получает ППП непосредственно от изготовителя, указанные подготовительные мероприятия не проводят.