БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 34728-2021. Межгосударственный стандарт. Техника пожарная. Автопеноподъемники пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний

3 Термины и определения

 

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийный привод: Система механизмов, предназначенная для приведения пожарного автопеноподъемника из рабочего в транспортное положение в случае неисправности электрической системы управления, основного гидропривода или двигателя шасси.

3.2 базовое шасси: Колесное шасси, специально изготовленное либо серийно выпускаемое, предназначенное для размещения на нем составных частей пожарного автопеноподъемника.

3.3 время маневра: Промежуток времени с момента перемещения органа управления, с помощью которого обеспечивается управление соответствующим маневром, до момента, когда исполнительный механизм, обеспечивающий выполнение данного маневра, достиг своего предельного положения или соответствующий элемент пожарного автопеноподъемника достиг требуемого положения.

3.4 водопенные коммуникации: Система трубопроводов, емкостей для огнетушащего вещества и насосной установки (при наличии), расположенных на платформе, отсеках и комплекте колен (стреле) пожарного автопеноподъемника, обеспечивающих доставку огнетушащего вещества от постороннего источника огнетушащего вещества или собственного (возимого) запаса огнетушащего вещества к устройствам для подачи огнетушащего вещества.

3.5 вылет: Расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до наружного края устройства для подачи огнетушащего вещества, при его горизонтальном положении и направлении продольной оси, совпадающей с продольной осью стрелы.

3.6 выносные опоры: Устройства, обеспечивающие устойчивость пожарного автопеноподъемника при работе и предохраняющие рессоры и шины базового шасси от воздействия дополнительных нагрузок, возникающих при работе.

3.7 высота подъема: Расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до продольной оси устройства для подачи огнетушащего вещества, при его горизонтальном положении и направлении продольной оси, совпадающей с продольной осью стрелы.

3.8 гидравлическая система; основной привод: Силовая группа, гидропривод, система трубопроводов и гидравлических распределителей, предназначенных для функционирования исполнительных механизмов пожарного автопеноподъемника, регулирования и поддержания давления рабочей жидкости в необходимых пределах.

3.9 грузоподъемность: Максимально допустимая масса груза, которым может быть нагружен комплект колен (стрела) пожарного автопеноподъемника для данного вылета.

3.10 грузовая статическая устойчивость: Способность пожарного автопеноподъемника противодействовать силам, стремящимся его опрокинуть (массе груза, силе инерции и ветровой нагрузке).

3.11 динамические испытания: Испытания пожарного автопеноподъемника путем выполнения рабочих движений с нагрузкой, на 10% превышающей допустимую грузоподъемность.

3.12 динамическая устойчивость: Способность пожарного автопеноподъемника сохранять устойчивость при подаче огнетушащего вещества или при работе в качестве крана.

3.13 дополнительный [выносной] пульт управления: Пульт управления, обеспечивающий управление пожарным автопеноподъемником на расстоянии.

3.14 комплект колен; стрела: Комплект звеньев (колен) пожарного автопеноподъемника, телескопически или шарнирно соединенных между собой, обеспечивающий маневрирование специальными устройствами для подачи огнетушащего вещества в пределах рабочего поля движения комплекта колен (стрелы).

3.15 конструкционная прочность: Способность пожарного автопеноподъемника сохранять при движении и работе целостность элементов конструкции и надежность крепления съемного оборудования.

3.16 коэффициент грузовой устойчивости: Отношение удерживающего момента, создаваемого массой пожарного автопеноподъемника, к опрокидывающему моменту относительно ребра опрокидывания, проходящего через центры выносных опор.

3.17 коэффициент поперечной статической устойчивости: Величина, определяемая зависимостью

 

K = b/2h,

 

где b - ширина колеи базового шасси пожарного автопеноподъемника, м;

h - высота центра массы пожарного автопеноподъемника в транспортном положении.

3.18 механизм компенсации уклона: Механизм, автоматически устанавливающий поперечную и продольную оси подъемно-поворотного основания в горизонтальное положение.

3.19 несущая рама: Основание, прикрепленное к раме базового шасси, на котором устанавливаются все основные элементы конструкции пожарного автопеноподъемника.

3.20 ограничитель грузоподъемности: Устройство, автоматически отключающее привод механизмов пожарного автопеноподъемника в случае превышения грузоподъемности комплекта колен (стрелы).

3.21 ограничитель рабочего поля движения комплекта колен; стрелы: Устройство, предотвращающее возможность вывода комплекта колен (стрелы) пожарного автопеноподъемника за границу его рабочего поля.

3.22 одновременный маневр стрелой: Одновременное выполнение стрелой пожарного автопеноподъемника двух и более маневров.

3.23 основной пульт управления: Пульт управления, расположенный на подъемно-поворотном основании или платформе пожарного автопеноподъемника.

3.24 подъемно-поворотное основание: Устройство, обеспечивающее подъем комплекта колен (стрелы) в вертикальной плоскости и поворот его относительно вертикальной оси.

3.25 пожарный автомобиль; ПА: Пожарная машина на базе автомобильного шасси, оснащенная с учетом целевого применения пожарно-техническим вооружением и предназначенная для доставки личного состава пожарных подразделений, запаса огнетушащих веществ (в некоторых типах ПА) на место тушения пожара и (или) проведения аварийно-спасательных работ.

3.26 пожарный автопеноподъемник; ППП: Пожарный автомобиль со стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается устройством для подачи огнетушащих веществ.

3.27 поперечный угол наклона: Угол между горизонтальной плоскостью и опорной поверхностью в направлении поперечной оси пожарного автопеноподъемника.

3.28 полная масса пожарного автопеноподъемника; полная масса ППП: Максимальная масса пожарного автопеноподъемника в полностью заправленном состоянии (топливом, смазкой, охлаждающей жидкостью, огнетушащими веществами), укомплектованного пожарно-техническим вооружением, инструментом и запасным колесом, с боевым расчетом и водителем, заявленная изготовителем в технической документации.

3.29 пульт управления: Устройство, обеспечивающее управление и контроль за положением комплекта колен (стрелы), устройствами для подачи огнетушащего вещества и состоянием основных элементов конструкции пожарного автопеноподъемника при его работе.

3.30 рабочее поле; зона досягаемости: Зона, очерченная вершиной комплекта колен (стрелы) или внешним краем устройства для подачи огнетушащего вещества, при маневрировании ими с максимальными допустимыми значениями вылета и высоты для соответствующего значения грузоподъемности.

3.31 система блокировки упругой подвески: Устройства, предназначенные для ограничения хода подвески вывешенных мостов при работе на выносных опорах.

3.32 статические испытания: Испытания пожарного автопеноподъемника путем статического приложения нагрузки, на 50% превышающей допустимую грузоподъемность.

3.33 счетчик моточасов: Устройство, фиксирующее время работы приводов механизмов пожарного автопеноподъемника.

3.34 угол подъема нижнего колена стрелы: Угол между горизонтальной плоскостью и продольной осью нижнего колена стрелы.

3.35 устройство для подачи огнетушащих веществ: Устройство, закрепленное на вершине стрелы пожарного автопеноподъемника и служащее для доставки огнетушащего вещества в очаг пожара.

3.36 ширина опорного контура: Расстояние между вертикальными осями двух противоположных относительно продольной оси пожарного автопеноподъемника выносных опор.

TOC