ГОСТ 34728-2021. Межгосударственный стандарт. Техника пожарная. Автопеноподъемники пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний
7 Методы испытаний
7.1 Общие положения
7.1.1 Подлежащие испытаниям ППП должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта, технической и конструкторской документации, полностью укомплектованы и технически исправны.
7.1.2 ППП должен пройти надлежащую обкатку в соответствии с инструкцией изготовителя.
7.1.3 Для испытаний (в случае испытаний серийных образцов) ППП выбирают методом случайного отбора по ГОСТ 18321 представители организации, проводящей испытания, и представители заказчика из готовой продукции, выпущенной в текущем квартале, принятой отделом технического контроля изготовителя и не подвергшейся какой-либо специальной подготовке к испытаниям.
7.1.4 Дополнительная подготовка и переукомплектование испытываемых ППП, не предусмотренные настоящим стандартом, техническими условиями, руководством по эксплуатации, программой и методикой испытаний, не допускаются.
7.1.5 Особенности проведения иных видов испытаний ППП, не установленных в настоящем стандарте, должны быть определены в технических условиях на конкретную модель.
7.1.6 Топливо, масла и специальные жидкости должны соответствовать указанным в руководстве по эксплуатации и технической документации на конкретную модель.
7.1.7 В течение всего периода испытаний ППП должны проходить ежедневное техническое обслуживание в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации. Условия хранения ППП в период испытаний должны исключать возможность несанкционированного влияния на их техническое состояние, комплектность и регулировку.
7.1.8 Требования безопасности при проведении испытаний определены в ГОСТ 12.3.002, требования по электробезопасности - в ГОСТ 12.1.019.
7.1.9 Места проведения испытаний определяются представителями аккредитованных испытательных центров (лабораторий).
7.1.10 На испытательной площадке во время проведения испытаний должны быть установлены предупреждающие знаки по ГОСТ 12.4.026 с поясняющей надписью "Идут испытания!", а также вывешены инструкции и правила безопасности.
7.1.11 Применяемые для испытаний средства контроля и измерений должны обеспечивать создание требуемых испытательных режимов и условий испытаний.
7.1.12 Испытательное оборудование должно подвергаться первичной и периодической аттестации. Порядок подготовки, проведения и организации аттестации определен в соответствии с национальными требованиями.
7.1.13 Результаты испытаний заносят в протокол испытаний ППП, утвержденный в установленном порядке (рекомендуемая форма приведена в приложении Д).
7.1.14 Погрешность применяемого испытательного оборудования и средств измерений не должна превышать значения, установленные в приложении Ж.
7.2 Внешний осмотр
7.2.1 При внешнем осмотре визуально и (или) опробованием проверяют:
- наличие одобрения типа на базовое транспортное средство по 4.2.3;
- условное обозначение по 4.2.5 и маркировку по 4.10;
- конструкцию ППП по 4.2.13, 4.5.1, 5.1;
- наличие световозвращателей по 4.2.19;
- конструкцию подъемно-поворотного основания по 4.2.21;
- отсутствие утечки (подтекания) рабочей жидкости по 4.2.25;
- качество покрытий на соответствие 4.2.26 - 4.2.29 по ГОСТ 9.302 (контроль внешнего вида);
- наличие и окраску масленок по 4.2.30;
- возможность пломбирования сливной пробки и наливной горловины топливного бака по 4.2.31;
- перенос топливного бака по 4.2.33 (при необходимости);
- наличие у стреловой конструкции отдельных колен по 4.3.1 и возможности выдвигания и (или) раскладывания одного колена относительно другого;
- наличие устройства для крепления грузового каната (при использовании ППП в качестве крана), расположенного на вершине нижнего колена, по 4.3.2;
- наличие на стреле водопенных коммуникаций по 4.3.3;
- наличие датчиков и указателей давления по 4.3.4;
- наличие мест креплений устройств для подачи ОТВ по 4.3.6;
- расположение основного пульта управления на подъемно-поворотном основании или платформе по 4.4.1;
- наличие дополнительного (выносного) пульта управления и длину соединительного кабеля, если пульт не радиокомандный по 4.4.1;
- наличие на основном пульте управления органов управления, приборов контроля и сигнализации по 4.4.2;
- наличие органов управления блокировкой рессор (при наличии) и выносными опорами и место их расположения по 4.4.3;
- наличие контрольных приборов по 4.4.4, расположенных на пульте управления;
- наличие органов управления с автоматическим возвратом в исходное положение во влагопылезащищенном исполнении по 4.4.8;
- наличие выключателей аварийного останова красного цвета, расположенных выше других выключателей, по 4.4.9;
- наличие и объем отсеков для размещения съемного оборудования и принадлежностей, дверок с замками и ограничителей открывания по 4.5.2, 4.6.4;
- отсутствие скольжения на поверхностях платформы и ступенях по 4.5.3,
- символы на органах управления по 4.6.2;
- размещение ПТВ по 4.6.3;
- компоновку ППП по 4.6.5;
- расположение и конструкцию наливной горловины по 4.6.6;
- наличие внешних световых приборов и световой аварийной сигнализации по 4.7.2;
- наличие фар и (или) прожекторов по 4.7.3;
- электрооборудование по 4.7.4, 4.7.5;
- упаковку по 4.11;
- наличие расположенной в кабине водителя световой сигнализации по 5.6;
- наличие указателя горизонтальности подъемно-поворотного основания по 5.8;
- наличие дополнительной системы отвода отработавших газов по 5.11.
7.2.2 Соответствие требованиям по 4.6.1, 4.7.1, 5.2 подтверждают наличием протоколов испытаний на соответствие [4] либо документа "Одобрение типа транспортного средства".
7.3 Определение времени совершения маневра
7.3.1 Временные характеристики при проверке на соответствие требованиям пунктов 4 - 6 таблицы А.1 (приложение А) должны определяться секундомером класса точности не более 2. В качестве нагрузки используют тарированные грузы, или грузы, предварительно взвешенные на весах. Нагрузку размещают, равномерно распределяя ее по стреле ППП. Определение временных характеристик проводят после стабилизации работы двигателя шасси, являющегося источником энергии для привода исполнительных механизмов.
7.3.2 Отсчет фиксируемого времени проводят с момента начала воздействия на управляющий элемент, с помощью которого обеспечивается управление соответствующим маневром, до его окончания.
7.3.3 Маневр считается выполненным, если исполнительный механизм, обеспечивающий выполнение данного маневра, достиг своего предельного положения или соответствующий элемент ППП достиг требуемого положения.
7.3.4 При определении времени установки ППП на выносные опоры последние перед началом этого маневра должны находиться в положении, соответствующем транспортному. Опорные щиты под выносные опоры не устанавливают.
7.3.5 Время совершения каждого маневра следует фиксировать не менее трех раз. За результат принимают среднеарифметическое значение полученных результатов.
7.3.6 В процессе определения временных характеристик также проводят проверку плавности регулирования скорости движения стрелы со всех пультов управления на соответствие требованиям 4.2.11, а также возможность совершения не менее двух маневров одновременно согласно 4.4.7.
7.3.7 При изменении скорости движения устройств для подачи ОТВ от минимальной до максимальной в любом направлении, а также наоборот, они должны перемещаться плавно, без видимых толчков и рывков. Разгонять и замедлять движение устройств для подачи ОТВ в любую сторону необходимо не менее пяти раз.
7.3.8 При одновременном совершении маневров следует совмещать не менее двух произвольно выбранных движений. Продолжительность маневров - не менее 20 с. Количество испытаний - не менее трех. При всех вариантах совмещения основной привод ППП должен обеспечить возможность одновременного совершения маневров.
7.4 Определение наружных размеров
7.4.1 Измерение наружных размеров по пунктам 11 и 13 таблицы А.1 (приложение А), а также проверку профильной проходимости по 4.2.16 выполняют в транспортном положении по ГОСТ 22748.
7.4.2 Размеры опорного контура на соответствие требованиям таблицы А.1 (приложение А) измеряют после установки ППП на выносные опоры. Размеры определяют по центрам приложения вертикальной опорной силы (узлам крепления опорных плит). Дополнительно определяют размеры опорного контура по внешним кромкам подкладок под выносные опоры. В основных технических характеристиках на ППП в технической документации на конкретную модель должны быть указаны оба показателя.
7.4.3 Высоту расположения подножки согласно 4.5.6 измеряют как в транспортном положении, так и при полностью выдвинутых опорах.
7.4.4 Высоту опускания устройств для подачи ОТВ до опорной поверхности измеряют при раскладывании ППП.
7.4.5 Ширину полос контрастирующего цвета по 4.2.26 проверяют средствами измерения с погрешностью по 7.1.13.
7.4.6 Длину рукава, отводящего отработавшие газы согласно 5.11, измеряют после его раскатывания на ровной поверхности.
7.4.7 За результат принимают среднеарифметическое значение не менее чем трех измерений каждого из линейных и угловых размеров.
7.5 Определение предельных размеров рабочего поля ППП (зоны досягаемости)
7.5.1 Для определения максимального вылета согласно пункту 2 таблицы А.1 (приложение А) следует использовать средства измерения с погрешностью по 7.1.13.
7.5.2 При определении предельных размеров рабочего поля ППП устанавливают на выносные опоры, стрелу поворачивают на (90 +/- 5)° и приводят в положение, соответствующее предельным значениям измеряемого показателя, устанавливая каждый раз лафетный ствол в требуемое для измерений положение.
7.5.3 Измерение размеров по горизонтали проводят от плоскости, параллельной продольной оси ППП и проходящей через ось вращения поворотного основания ППП, до указанной точки конструкции.
7.5.4 Измерение размеров по вертикали проводят от горизонтальной опорной поверхности до указанной точки конструкции.
7.5.5 В процессе определения рабочего вылета по 7.5.1 проводят сравнение и оценку показаний автоматической системы контроля положения стрелы согласно 4.4.4, 4.4.5. Результаты измерений считают удовлетворительными, если показания указателей отличаются от полученных не более чем на 5%.
7.5.6 При определении максимального вылета устройства для подачи ОТВ подводят к границе рабочего поля, при этом выбирают не менее трех произвольных, равномерно расположенных (два крайних - верхний и нижний - обязательны) по высоте уровня. На каждой из трех выбранных высот устройства для подачи ОТВ подводят к граничной зоне не менее трех раз. В каждом случае должны срабатывать звуковая и световая сигнализации согласно 5.5.
7.5.7 В каждом случае при достижении устройством для подачи ОТВ границ рабочего поля согласно 5.7 должна замедляться скорость перемещения устройства для подачи ОТВ, а также срабатывать блокировка движения устройств для подачи ОТВ. Испытания проводят с грузом, имитирующим массу ОТВ, и без него.
7.5.8 За результат измерения максимального рабочего вылета принимают среднеарифметическое значение не менее чем трех измерений каждого из вылетов соответственно.
7.6 Проверка водопенных коммуникаций
7.6.1 Подачу ОТВ и проверку водопенных коммуникаций на соответствие требованиям 4.3.3 ППП проводят, когда устройства для подачи ОТВ подняты на максимальную высоту при максимальном вылете.
Для подачи ОТВ следует использовать стационарные насосы или передвижную пожарную технику.
7.6.2 Для проверки водопенных коммуникаций, подачи ОТВ, осуществляемой через устройства для подачи ОТВ, определяют давление на входе перед этими устройствами с помощью 4.3.4. Подачу ОТВ измеряют с помощью устройств или приборов, определяющих непосредственно расход жидкости в трубопроводе.
7.6.3 В целях проверки работы устройств для подачи ОТВ их присоединяют к выходному патрубку, расположенному на вершине верхнего колена ППП, подают ОТВ в коммуникации ППП под давлением, указанным в руководстве по эксплуатации на эти устройства, непрерывно контролируя давление перед устройствами для подачи ОТВ.
Не менее чем через 5 с после появления струи необходимо визуально проконтролировать:
- получение ровной, без явно обозначенных борозд, поверхности сплошной струи (для устройств для подачи ОТВ, формирующих только сплошную струю);
- бесступенчатое изменение вида струи от сплошной до распыленной с равномерным распределением жидкости по контуру факела распыла при непрерывной подаче воды;
- свободное (без заеданий) переключение режимов работы устройств для подачи ОТВ.
7.6.4 Испытания повторяют не менее трех раз.
7.6.5 Струйные течи в соединениях подающих коммуникаций не допускаются. Допускается каплеобразование.
7.6.6 Проверку работоспособности сливного крана на соответствие требованиям 4.3.3 проводят каждый раз после испытаний по 7.6.2 - 7.6.4. В каждом случае сливной кран должен обеспечивать полный слив ОТВ из подающей коммуникации ППП за время не более 2 мин.
7.7 Определение показателей массы и поперечной статической устойчивости
7.7.1 Проверку показателей массы проводят на соответствие требованиям 4.2.8.
7.7.2 Полную массу ППП и ее распределение по осям и бортам определяют с погрешностью, не превышающей 1,5% от определяемой величины.
7.7.3 При определении осевой нагрузки на дорогу в момент взвешивания колеса взвешиваемой оси должны находиться на весовом устройстве, а колеса остальных осей - на твердой поверхности, лежащей в одной горизонтальной плоскости с его платформой. Допускается определять осевую нагрузку на одну из осей расчетным путем по результатам взвешиваний, которые получены для одной или нескольких других осей и всего ППП в целом.
7.7.4 При оценке распределения нагрузки на дорогу по бортам в момент взвешивания колеса, расположенные по одну сторону относительно продольной оси ППП, должны находиться на весовом устройстве, а находящиеся по другую сторону - на твердой поверхности, лежащей в одной горизонтальной плоскости с его платформой. По результатам этого взвешивания и взвешивания всего ППП рассчитывают нагрузку на другой борт.
7.7.5 Соответствие угла поперечной статической устойчивости требованиям пункта 9 таблицы А.1 (приложение А) проверяют на стенде опрокидывания с платформой соответствующей грузоподъемности и размеров. Платформа должна обеспечивать угол наклона в горизонтальной плоскости, при котором испытываемый ППП теряет устойчивость. Для определения угла следует использовать средства измерения с погрешностью по 7.1.13. Платформа стенда должна иметь устройства, позволяющие зафиксировать момент потери устойчивости (отрыв колес от поверхности платформы) и в то же время предотвращать дальнейшее опрокидывание машины. Допускается применение визуального контроля для фиксации отрыва колес от поверхности платформы.
7.7.6 Испытания могут проводиться как в закрытом помещении, так и на открытом воздухе. При испытаниях на открытом воздухе скорость ветра не должна быть более 3 м/с. Поверхность платформы стенда должна быть сухой, свободной от грязи и льда.
7.7.7 ППП устанавливают на платформе стенда таким образом, чтобы его продольная ось и направление движения колес были параллельны оси наклона платформы с отклонением не более чем на 1°. При испытаниях должны быть включены стояночный тормоз и первая передача. Сбоку колес, относительно которых будет происходить опрокидывание, устанавливают опорные брусья высотой 20 - 30 мм.
7.7.8 Измерение углов поперечной статической устойчивости ППП проводят в соответствии с ГОСТ 31507.
7.7.9 Координаты центра масс ППП определяют расчетным методом на основании результатов взвешивания и опрокидывания.
7.8 Определение уровня шума на рабочем месте оператора
7.8.1 При проверке уровня шума на соответствие требованиям 5.10 следует использовать шумомер первого класса по ГОСТ 17187. Площадка для проведения испытаний с асфальтобетонным или цементобетонным покрытием должна быть сухой, гладкой и чистой. На расстоянии 3 м от ППП не должно быть объектов, отражающих звук. Уровень шумовых помех должен быть не менее чем на 10 дБ ниже измеряемого уровня шума.
7.8.2 Измерение уровня шума на рабочем месте оператора проводят при выполнении всех возможных рабочих операций или маневров с максимальной рабочей нагрузкой.
7.8.3 При испытаниях микрофон устанавливают на уровне уха оператора и ориентируют в направлении его взгляда при выполнении конкретной операции или маневра.
7.8.4 Характеристикой постоянного шума на рабочем месте оператора являются уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами от 31,5 до 8000 Гц, выбранными в соответствии с ГОСТ 12090, и уровень звука. На шумомере должна быть установлена временная характеристика "медленно".
7.8.5 Характеристикой непостоянного шума на рабочем месте оператора являются эквивалентный уровень звука и эквивалентные уровни звукового давления в октавных полосах частот по ГОСТ 12090.
Калибровка средств измерения проводится до и после проведения измерений при помощи акустического калибратора 1 класса по [6], допустимый разброс показаний - +/- 0,5 дБ.
7.9 Определение уровня вибрации на рабочем месте оператора
7.9.1 Для проверки уровня вибрации на соответствие требованиям 5.4 следует использовать средства контроля в соответствии с ГОСТ ИСО 8041. При выборе средств контроля необходимо руководствоваться требованиями к погрешности измерения виброскорости и виброускорения, установленными в приложении Ж.
7.9.2 Измерение уровня вибрации на рабочем месте оператора проводят при выполнении всех возможных рабочих операций или маневров с минимальной и максимальной рабочими нагрузками.
7.9.3 При измерении общей вибрации с участием оператора вибропреобразователь устанавливают на переходном элементе-адаптере. По направлению действия вибрацию подразделяют в соответствии с направлением осей ортогональной системы координат. Для общей вибрации: ось Zо - вертикальная, перпендикулярная к опорной поверхности; ось Xо - горизонтальная, от спины к груди; ось Yо - горизонтальная, от правого плеча к левому.
7.9.4 Измерение величины виброускорения проводят по ГОСТ 12.1.012 и ГОСТ 31319.
7.10 Статические испытания
7.10.1 При проведении испытаний определяют соответствие требованиям пункта 1 таблицы А.1 (приложение А) и 4.2.7. В качестве нагрузки используют тарированные грузы, или грузы, предварительно взвешенные на весах. Погрешность средств измерения - по 7.1.13.
7.10.2 Испытания проводят как на горизонтальной площадке, так и на площадке с уклоном 6° +/- 30'. ППП полностью раскладывают и занимают положение, обеспечивающее максимальную рабочую высоту.
7.10.3 В этом положении, принимаемом за ненагруженное, определяют максимальную рабочую высоту подъема устройств для подачи ОТВ (по выходному патрубку), при этом высота опорных щитов не должна быть определяющей при оценке параметров максимальной рабочей высоты.
7.10.4 К стреле прикладывают распределенную испытательную нагрузку, равную нагрузке, создаваемой ОТВ, находящимся в водопенных коммуникациях стрелы. Нагрузку прикладывают на каждое колено в виде сосредоточенных нагрузок, пропорциональных массе ОТВ в коммуникациях.
7.10.5 В этом положении, принимаемом за нагруженное, определяют высоту (по выходному патрубку).
7.10.6 После выдерживания ППП в таком положении не менее 10 мин проводят повторное измерение по 7.10.5.
7.10.7 После снятия всех приложенных нагрузок проводят повторное измерение по 7.10.3 и осмотр элементов конструкций.
7.10.8 Общий прогиб стрелы определяют как среднее арифметическое значение разностей результатов соответствующих измерений по 7.10.3, 7.10.5 - 7.10.7. Прогиб не должен превышать 0,5 м.
7.10.9 К стреле прикладывают распределенную испытательную нагрузку, которая на 50% превышает нагрузку, создаваемую ОТВ, находящимся в водопенных коммуникациях стрелы. Нагрузку прикладывают на каждое колено в виде сосредоточенных нагрузок, пропорциональных массе ОТВ в коммуникациях колен.
7.10.10 В таком положении испытуемый образец выдерживают не менее 10 мин и проводят его осмотр. Не допускаются опускание стрелы, ее складывание, подтекание рабочей жидкости по штокам гидроцилиндров, нарушение механической и геометрической целостности элементов конструкции, а также потеря устойчивости ППП.
7.10.11 После снятия всех приложенных нагрузок проводят складывание ППП и осмотр элементов конструкции.
7.10.12 Стрелу устанавливают в положение, обеспечивающее максимальный вылет при максимальной для него высоте, и испытания по 7.10.3 - 7.10.11 повторяют.
7.10.13 Нижнее колено стрелы в сложенном состоянии устанавливают горизонтально под углом (90 +/- 5)° к продольной оси ППП.
7.10.14 К грузовому крюку на вершине нижнего колена прикладывают нагрузку, превышающую грузоподъемность для этого режима на 50%. В таком положении ППП выдерживают не менее 10 мин. Не допускаются опускание стрелы, нарушение механической и геометрической целостности элементов конструкции, а также потеря устойчивости ППП.
7.10.15 ППП устанавливают на площадке с уклоном 6° или уклон имитируют с помощью подкладок под выносные опоры и колеса. Операции по 7.10.12 - 7.10.14 повторяют для случаев установки ППП вдоль уклона и поперек.
7.10.16 Стрелу устанавливают под углом (45 +/- 5)° и (135 +/- 5)° относительно продольной оси ППП и испытания проводят по 7.10.12 - 7.10.15.
7.11 Динамические испытания
7.11.1 Динамические испытания проводят только при положительных результатах статических испытаний.
При проведении динамических испытаний определяют соответствие требованиям 4.2.7. В качестве нагрузки используют тарированные грузы, или грузы, предварительно взвешенные на весах. Погрешность средств измерения - по 7.1.13.
7.11.2 Испытания проводят как на горизонтальной площадке, так и на площадке с уклоном 6° +/- 30'.
7.11.3 При проведении динамических испытаний скорость маневров - максимальная.
7.11.4 ППП устанавливают на опоры, разворачивают в рабочее положение и устанавливают устройства для подачи ОТВ.
7.11.5 К стреле прикладывают распределенную испытательную нагрузку, равную 10% от нагрузки, создаваемой ОТВ, находящимся в водопенных коммуникациях стрелы. Данную нагрузку прикладывают в виде сосредоточенных нагрузок на каждое колено, пропорциональных массе ОТВ в коммуникациях колен.
7.11.6 Коммуникации ППП заполняют ОТВ.
7.11.7 Стрелу поворачивают вправо и влево не менее чем на (180 +/- 5)° в рабочем поле ППП с прохождением наиболее нагруженных точек рабочего поля и одновременным поворотом устройств для подачи ОТВ во всех возможных направлениях.
7.11.8 После этого осуществляют подачу ОТВ с номинальным напором.
7.11.9 При подаче ОТВ стрелу поворачивают вправо и влево не менее чем на (180 +/- 5)° в рабочем поле ППП с прохождением наиболее нагруженных точек рабочего поля и одновременным поворотом устройств для подачи ОТВ во всех возможных направлениях. В наиболее нагруженных точках рабочего поля осуществляется резкое начало и прекращение подачи ОТВ.
7.11.10 ППП обладает динамической устойчивостью и прочностью, если не происходит нарушений механической и геометрической целостности элементов конструкции и устойчивость ППП сохраняется.
7.12 Определение грузоподъемности ППП при работе в качестве крана
7.12.1 При проверке грузоподъемности на соответствие требованиям пункта 8 таблицы А.1 (приложение А) стрела ППП должна быть полностью сложена и установлена горизонтально, перпендикулярно продольной оси ППП, ограничитель предельного груза должен быть отключен.
7.12.2 К крюку грузового кранового устройства подвешивают груз, превышающий грузоподъемность для этого режима на 10%.
7.12.3 Груз поднимают на 0,5 - 1,0 м, проводят поворот стрелы вправо и влево не менее чем на 45° или на максимально возможный угол. После подъема груза на максимальную высоту повторяют поворот стрелы вправо и влево на 180° или на максимально возможный угол. Затем стрелу возвращают в исходное положение и груз опускают.
7.12.4 Нарушение механической и геометрической целостности элементов конструкции, а также потеря устойчивости ППП не допускается.
7.13 Определение усилий на органах управления
7.13.1 Для определения усилия на органах управления на соответствие требованиям 4.2.22 следует применять динамометры не ниже второго класса точности, с требуемым диапазоном измерения.
7.13.2 К органу управления в том месте, где прикладывают усилие, присоединяют динамометрическое звено, через которое это усилие и передается.
7.13.3 К динамометрическому звену прикладывают усилие, необходимое для перемещения органа управления в крайнее положение, при этом фиксируют его максимальное значение. Если конструкция органа управления предусматривает его перемещение в нескольких направлениях, то измерения проводят по всем направлениям, а за величину усилия на данном органе управления принимают максимальное значение.
7.13.4 За результаты испытаний принимают среднеарифметическое значение не менее чем трех измерений на каждом из органов управления.
7.14 Проверка скоростных свойств
7.14.1 При испытаниях ППП определяют:
- максимальную скорость;
- время разгона до заданной скорости.
7.14.2 Испытаниям подвергают технически исправный ППП при полной массе (с боевым расчетом в салоне по технической документации на конкретную модель, укомплектованную пожарно-техническим вооружением и аварийно-спасательным оборудованием согласно формуляру), определенной нормативным документом, с агрегатами, прогретыми до рабочей температуры. Двигатель, трансмиссия и шины должны пройти надлежащую обкатку и пробег в соответствии с инструкцией изготовителя базового шасси.
7.14.3 Проверку скоростных свойств на соответствие требованиям 4.2.17 следует проводить средствами измерения с погрешностью по 7.1.13.
7.14.4 Испытания на максимальную скорость проводятся на ровной дороге с искусственным покрытием.
7.14.5 Измерительный участок дороги должен быть длиной не менее 1 км.
7.14.6 Максимальная скорость должна быть установлена до начала измерительного участка не менее чем за 100 м. Движение должно осуществляться при полной подаче топлива (педаль до упора).
Время разгона до заданной скорости определяют до начала измерительного участка.
Максимальную скорость, км/ч, определяют по формуле
, (1)
где S - длина мерного участка, м;
t - время прохождения мерного участка, с.
7.14.7 За окончательное значение максимальной скорости принимают среднеарифметическое значение результатов двух заездов в противоположных направлениях
7.14.8 Если полная масса, распределение ее по осям и бортам ППП не превышают значений, установленных для базового шасси, проверку скоростных свойств допускается не проводить. За результат принимают значение, приведенное для базового шасси и установленное в технической документации на базовое шасси.
7.15 Проверка герметичности пневматической тормозной системы
7.15.1 Герметичность пневматической тормозной системы ППП по 4.2.18 определяют с помощью штатных манометров и секундомера класса точности не более 2.
7.15.2 После прекращения работы двигателя фиксируют показатели давления и начинают отсчет времени. Нарушение герметичности пневматической тормозной системы ППП при испытаниях не должно вызывать падение давления воздуха при неработающем компрессоре более 0,05 МПа в течение 30 мин при свободном положении органов управления или в течение 15 мин при включенных органах управления тормозами.
Общее падение давления в пневматической тормозной системе за сутки не должно превышать 60% от номинального.
7.16 Проверка блокировок ППП
7.16.1 При проверке блокировок движения стрелы при незаблокированных рессорах и поднятых опорах ППП должен находиться в транспортном положении (выносные опоры должны быть убраны и рессоры не заблокированы). При попытке выполнить любое из движений стрелой с основного и дополнительного (выносного) пультов она должна оставаться неподвижной согласно 5.3.
7.16.2 Блокировку выдвижения опор проверяют при движении ППП путем выполнения маневров. Опоры должны оставаться в исходном транспортном положении согласно 5.3.
7.16.3 Устанавливают ППП на опоры. Подводят стрелу к краю рабочего поля и осуществляют попытку ее дальнейшего движения. После достижения крайнего положения в рабочем поле дальнейшее движение стрелы должно прекратиться согласно 5.3.
7.16.4 ППП устанавливают на опорах. Поднимают стрелу на минимальный угол. В этом положении согласно 5.3 при попытке выполнить подъем опор ППП опоры должны оставаться неподвижными, а при попытке выполнить движение автомобиля ППП должен оставаться неподвижным.
Поднимают стрелу на максимальный угол и выдвигают ее. Осуществляют попытку движения ППП, при этом он должен остаться неподвижным согласно 5.3. Те же требования должны выполняться и при установке ППП на поверхностях с уклоном до 6°.
Проводят опускание стрелы в транспортное положение. При попытке дальнейшего опускания стрелы стрела должна оставаться неподвижной, силовое воздействие привода должно отключаться.
7.16.5 Опускают опоры до упора в грунт и производят выравнивание ППП. Блокировка рессор (при наличии) должна происходить автоматически. Степень блокировки рессор и положение колес должны обеспечивать устойчивость ППП при работе на поверхностях с уклоном до 6°.
7.16.6 Испытания по 7.16.1 - 7.16.5 проводят не менее трех раз.
7.17 Проверка аварийного привода
7.17.1 При проверке аварийного привода на соответствие требованиям 4.2.10 следует установить на вершину стрелы устройства для подачи огнетушащих веществ. Основным приводом поворачивают стрелу на угол (90 +/- 5)° вправо или влево относительно продольной оси ППП и производят подъем или наклон устройств для подачи огнетушащих веществ на максимальную или минимальную высоту при максимальном вылете.
7.17.2 С помощью аварийного привода приводят стрелу в транспортное положение из наиболее высокой и низкой точек рабочего поля движения стрелы и сдвигают выносные опоры.
7.17.3 Проверку по 7.17.1 - 7.17.2 проводят не менее трех раз.
7.17.4 Результаты испытаний считаются положительными, если после завершения маневров с помощью аварийного привода ППП имеет возможность перемещаться по испытательной площадке (может совершать транспортное движение).
7.18 Проверка счетчика моточасов
7.18.1 Для проверки счетчика моточасов на соответствие требованиям 4.2.23 необходимо включить коробку отбора мощности, по показанию счетчика моточасов убедиться, что он автоматически включается одновременно с включением коробки отбора мощности.
7.18.2 Количество включений - не менее трех. ППП считают снабженным работоспособным счетчиком моточасов, если этот счетчик автоматически включается и выключается одновременно с коробкой отбора мощности.
7.19 Проверка конструкционной прочности
7.19.1 Конструкционную прочность ППП на соответствие требованиям 4.2.6 проверяют при эксплуатационных испытаниях или испытаниях на надежность пробегом по дорогам общего пользования.
Ежедневно, непосредственно перед началом испытаний и в конце их, а также через каждые 50 - 300 км пробега (в зависимости от качества дорожного покрытия) проводят проверку работы надстройки и ее приводов на номинальных режимах.
7.19.2 Осмотр и проверка целостности и отсутствия повреждений элементов конструкций ППП должны проводиться без снятия и разборки агрегатов и узлов.
7.19.3 Протяженность испытаний опытных (экспериментальных) образцов ППП должна быть не менее гарантийного пробега. При эксплуатационных испытаниях протяженность пробеговых испытаний на конструкционную прочность должна быть не менее 1000 км. Допускается определение конструктивной прочности путем проведения ускоренных испытаний на специальных дорогах автополигонов. Распределение протяженности пробега по видам дорог представлено в приложении Б.
7.19.4 Нарушение целостности конструкции, крепления съемного оборудования, а также изменение положения узлов ППП относительно их транспортного положения не допускаются.
7.20 Проверка освещенности рабочего места оператора и отсеков платформы
7.20.1 Для проверки уровня освещенности на соответствие требованиям 4.4.2, 4.4.10, 4.5.4 следует применять люксметр с минимальным показателем измерения от 1 лк и основной погрешностью измерения на всех пределах измерений не более +/- 10%.
7.20.2 При наличии внешнего освещения рабочих зон по периметру его источники света должны быть включены при измерении уровня освещенности отсеков платформы.
7.20.3 Измерение уровня освещенности органов управления на пульте проводят при непосредственном касании чувствительного элемента тыльной стороной выступающих элементов органов управления. При измерении освещенности чувствительный элемент люксметра размещают в левом верхнем углу пульта управления, затем последний перемещают в центр и завершают измерение в правом нижнем углу.
7.20.4 Измерение освещенности в отсеках проводят при условии отсутствия в последних съемного оборудования. Чувствительный элемент люксметра размещают в центре левой стенки так, чтобы тыльная сторона касалась чувствительного элемента последней, затем размещают элемент в центре отсека на полу и последнее измерение проводят в центре правой стенки.
7.20.5 При измерении освещенности двигатель ППП должен быть прогрет и выведен на номинальный режим работы холостого хода.
7.20.6 Перед измерением освещенности в каждой контрольной точке всех возможных потребителей электроэнергии, влияющих на общий баланс мощности бортовой энергосистемы, выводят на номинальный режим работы и измеряют напряжение бортовой сети ППП.
7.20.7 Колебания напряжения бортовой сети ППП не должны превышать +/- 1 В от номинального для испытываемого образца.
7.20.8 Измерение уровня освещенности в соответствии с 7.20.3, 7.20.4 проводят не менее трех раз в каждом из мест, указанных выше. За результат измерения принимают среднеарифметическое значение.
7.21 Испытания на надежность
7.21.1 Испытание на надежность опытного образца(ов) ППП проводят в составе приемочных испытаний. Количество образцов для испытаний должно быть оговорено в техническом задании.
При испытаниях контролируют (определяют) гамма-процентную наработку агрегатов ППП и их привода до отказа. Гамма-процентный
ресурс агрегатов ППП до первого капремонта определяют по результатам наблюдений за ППП в условиях эксплуатации.
7.21.2 Испытание на надежность ППП серийного производства проводят в составе периодических и типовых испытаний (если вносимые в конструкцию ППП изменения могут повлиять на его надежность) или выделяют в самостоятельно проводимые испытания, если необходимая продолжительность испытаний не позволяет завершить их в установленные сроки.
Контроль (определение) гамма-процентной наработки и гамма-процентного ресурса осуществляют при следующих исходных данных:
- регламентированная вероятность ;
- доверительная вероятность при годовом объеме выпуска соответственно: менее 1000 шт. - 0,8; от 1000 до 2000 шт. - 0,9; более 2000 шт. - 0,95.
Установленное число отказов (предельных состояний) r = 1.
В соответствии с принятыми величинами исходных данных количество ППП для контроля гамма-процентных показателей должно соответствовать величинам, указанным в приложении В.
7.21.3 Испытания ППП проводят в циклическом режиме, который включает следующие последовательно выполняемые операции:
- включение коробки отбора мощности;
- выдвигание и опускание опор;
- подъем стрелы из транспортного положения и поворот ее на 90°;
- опускание устройств для подачи огнетушащих веществ на высоту до (1 +/- 0,1) м от опорной поверхности, на которой находится ППП;
- подъем устройств для подачи ОТВ на максимальную высоту;
- поворот стрелы на 360°;
- опускание устройств для подачи огнетушащих веществ на высоту до (1 +/- 0,1) м от опорной поверхности, на которой находится ППП.
7.21.4 Операции - включение коробки отбора мощности, выдвигание и опускание опор, подъем стрелы из транспортного положения и поворот ее на 90°, опускание устройств для подачи ОТВ - повторяют после 10-кратного повторения операций: подъем устройств для подачи ОТВ на максимальную высоту, поворот стрелы на 360°.
7.21.5 Распределение общего количества операций (кроме установки и снятия с выносных опор) при выполнении циклов в зависимости от перемещения силового исполнительного органа (гидроцилиндр, гидромотор и т.д.) в пределах зоны его рабочего использования и рабочей нагрузки - в соответствии с приложением Г.
7.21.6 Время непрерывной работы ППП согласно 4.2.20 должно быть не менее 6 ч при максимальном количестве циклов с последующим перерывом не менее 1 ч. При этом полная наработка должна составлять не менее 100 ч.
7.21.7 Контроль полного среднего срока службы ППП до списания проводят методом сбора и обработки статистических данных при подконтрольной эксплуатации ППП в пожарных аварийно-спасательных подразделениях.
7.21.8 В случае комплектации ППП насосом и емкостью для огнетушащих веществ испытания их на надежность проводят в соответствии с ГОСТ 34350.
7.22 Проверка степени защиты отсеков
Испытание отсеков ППП на степень защиты согласно 4.5.5 проводят по ГОСТ 14254.
7.23 Проверка механизма управления двигателем при работе гидропривода
7.23.1 Для проверки механизма управления двигателем ППП на соответствие требованиям 4.2.14 необходимо:
- прогреть двигатель до устойчивых оборотов коленчатого вала на холостом режиме работы;
- включить коробку отбора мощности основного привода ППП и проверить установившееся значение частоты вращения коленчатого вала двигателя на контрольных приборах ППП;
- начать маневрирование стрелой или опорами подъемника и проверить изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя на контрольных приборах ППП.
7.23.2 Проверяют не менее трех раз запуск и остановку двигателя при включенном зажигании с пульта управления и достижение заданного рабочего давления в гидросистеме.
7.23.3 ППП считают оборудованным механизмом управления двигателем базового шасси, если механизм управления двигателем обеспечивает плавное изменение числа оборотов двигателя как при их повышении, так и при понижении, а запуск и останов двигателя осуществляют при переключении исполнительного устройства на пульте управления.
7.24 Проверка световой сигнализации, размещенной в кабине водителя
7.24.1 Испытание световой сигнализации на соответствие требованиям 5.6 необходимо проводить при включенном зажигании базового шасси.
7.24.2 Перед началом проверки включают коробку отбора мощности, а при окончании выключают. При каждом включении коробки отбора мощности в кабине водителя должна срабатывать световая сигнализация, соответственно, при выключении - отключаться.
7.24.3 В произвольной последовательности выдвигают каждую из выносных опор из транспортного положения не менее двух раз. Выдвижение проводят не более чем на 0,10 м.
При каждом выдвижении в кабине водителя должна срабатывать световая сигнализация, соответственно, при сдвигании опор - отключаться.
7.24.4 В произвольной последовательности открывают и закрывают не менее двух раз каждый из отсеков.
При каждом открывании в кабине водителя должна срабатывать световая сигнализация, соответственно, при закрытии отсека - отключаться.
7.24.5 По результатам испытаний считают, что ППП оборудован световой сигнализацией открытых отсеков и выдвинутых опор, если выполняются требования 5.6.
7.25 Определение уровня радиопомех
Уровень излучаемых ППП радиопомех согласно 4.2.32 определяют по [3].
7.26 Определение коэффициента грузовой статической устойчивости
Коэффициент грузовой и собственной (при отсутствии дополнительных нагрузок) статической устойчивости ППП по 4.2.9 определяют расчетным методом в соответствии с приложением Е.
7.27 Определение давления на грунт выносной опоры
7.27.1 Для проверки среднего давления на грунт, создаваемого выносной опорой, на соответствие требованиям 4.2.12 применяют средства измерения с погрешностью по 7.1.13, а также динамометры сжатия с диапазоном измерения от 15 до 150 кН и классом точности не ниже 2.
7.27.2 Выносные опоры выдвигают, динамометры устанавливают под их опорную плиту и выравнивают ППП. Устройства для подачи ОТВ поднимают на максимальную высоту при максимальном вылете. Заполняют водопенные коммуникации или к стреле прикладывают распределенную испытательную нагрузку, равную нагрузке, создаваемой ОТВ, находящимся в водопенных коммуникациях стрелы. Стрелу поворачивают в сторону опоры, под которой установлены динамометры, фиксируя нагрузки от выносных опор.
7.27.3 При наличии одного динамометра допускается устанавливать его поочередно под каждую из выносных опор ППП, при этом стрела разворачивается в сторону создания максимальной нагрузки на испытуемую выносную опору.
7.27.4 Измерения проводят не менее трех раз для каждой выносной опоры ППП. За результат принимают среднеарифметическое значение измеренных величин.
7.27.5 Измеряют площадь опорных плит каждой выносной опоры ППП. Результаты, полученные в ходе испытаний по 7.27.4, разделяют на площадь каждой из опорных плит соответственно.
7.27.6 Допускается определять величину давления расчетным методом.
7.28 Определение минимального радиуса поворота
Проверку минимального радиуса поворота ППП проводят согласно действующим национальным требованиям и в соответствии с утвержденной программой и методикой испытаний.
7.29 Проверка световых и цветовых характеристик устройств освещения и световой аварийной сигнализации
Проверку устройств освещения и световой аварийной сигнализации ППП на соответствие 4.7.2 проводят согласно [5].
7.30 Проверка управляемости и устойчивости
Проверку ППП на управляемость и устойчивость на соответствие 4.2.6 проводят по ГОСТ 31507.
7.31 Проверка климатического исполнения ППП
Климатическое исполнение ППП согласно 4.2.24 подтверждают применением соответствующих материалов, комплектующих и оборудования, использованных в их конструкции.
7.32 Проверка специальных световых и звуковых сигналов
Работоспособность специальных световых и звуковых сигналов проверяют в соответствии с национальными требованиями.
7.33 Определение уровня вредных веществ на рабочем месте оператора
Определение содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны оператора по 5.9 проводят по ГОСТ 12.1.005 при работающем двигателе стационарно, при работе ППП на привод спецагрегатов в максимальном режиме.
