БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 34823-2022. Межгосударственный стандарт. Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Организация и производство строительно-монтажных работ на территории распространения многолетнемерзлых грунтов

6 Подготовительные работы

 

6.1 При планировании подготовки строительства необходимо учитывать сезонность доставки строительных материалов и оборудования по временным дорогам, а также ледовым переправам, их весогабаритные характеристики и необходимость усиления временных дорог и переездов.

6.2 Для соблюдения сроков строительства подрядчик при разработке ППР учитывает мощность, характер и время образования снежного покрова, продолжительность летнего и зимнего периодов. Дополнительно при разработке ППР учитывают мероприятия по минимизации риска выхода из строя оборудования, несвоевременной доставке материалов, возможной эвакуации персонала при возникновении неблагоприятных погодных условий и/или изменений условий строительства.

6.3 Оформление карьеров и разрешительной документации на право пользования недрами и проведение СМР, связанных с нарушением почвенного покрова, выполняют в соответствии с НД <1>.

--------------------------------

<1> В России действуют:

- Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах";

- Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ).

 

6.4 Мероприятия по инженерной защите территории строительства от опасных геокриологических (мерзлотных) процессов выполняют в соответствии с ПД (РД) и НД <2>. При использовании ММГ по принципу I в ППР на основании данных ПД (РД) предусматривают мероприятия по сохранению мерзлого состояния грунтов в период СМР, к которым относят:

- предпостроечное промораживание грунтов;

- планировку территории, устройство дренажей и стоков поверхностных вод;

- применение теплоизоляции, в том числе теплоизолирующих подсыпок;

- промораживание грунтов или понижение температуры ММГ в основании строящихся сооружений и окружающей застройки при помощи охлаждающих установок (ТСГ и пр.);

- другие мероприятия.

--------------------------------

<2> В России действует СП 116.13330.2012 "СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения".

 

6.5 При использовании ММГ по принципу I строительство надземных частей сооружений, установку оборудования внутри сооружений, гидравлические испытания РВС, монтаж трубопроводов надземной прокладки на опоры выполняют после достижения требуемой температуры ММГ в рабочей зоне свай. Требуемую температуру ММГ приводят в ППР на основании данных ПД (РД).

Примечание - Порядок определения температуры ММГ в скважинах (среднее, пиковое и другие значения) приводят в ППР на основании данных ПД (РД).

 

6.6 До начала выполнения СМР проводят проверку характеристик местных грунтовых материалов на соответствие ПД (РД), применяемых для сооружения дорог, планировочных насыпей, подсыпки и присыпки трубопровода.

6.7 При проведении геодезических разбивочных работ в качестве основания под временные пункты ГРО не допускается использовать легко демонтируемые устройства (бетонные тумбы, деревянные рамы, треноги и другие конструкции).

6.8 Необходимость и методы строительства временных дорог, а также маршруты движения транспорта приводят в ППР при разработке транспортных схем в соответствии с ПД (РД) и НД <3>.

--------------------------------

<3> В России действует СП 410.1325800.2018 "Трубопроводы магистральные и промысловые для нефти и газа. Строительство в условиях вечной мерзлоты и контроль выполнения работ".

 

На обводненных, заболоченных, слабонесущих грунтах и болотах временные дороги сооружают с устройством:

- лежневых дорог;

- дорог из грунтовых модулей,

и другими способами.

Устройство временных дорог на ММГ выполняют без снятия мохорастительного покрова. Устройства верхних слоев насыпей, подверженных сезонному промерзанию и оттаиванию, рекомендуется выполнять из непучинистых грунтов (песков и крупнообломочных грунтов).

6.9 Для транспортировки грузов по льду рек, ручьев и озер сооружают ледовые переправы. Допустимую расчетную толщину льда при отсутствии в нем трещин определяют в ППР в соответствии с ПД (РД).

При строительстве и эксплуатации ледовых переправ, проложенных по рекам, ручьям и озерам, проводят работы по поддержанию ледового покрова в рабочем состоянии. Усиление ледовых переправ осуществляют при естественном промерзании и за счет дополнительного намораживания льда. При необходимости проезжую часть усиливают хворостяной выстилкой, деревянным настилом, композитными материалами, а также мобильными дорожными покрытиями.

6.10 Ледовые переправы устанавливают в каждом направлении отдельно. Расстояние между осями полос ледовых переправ - не менее 100 м. Ширина полосы ледовой переправы - на 5 м более ширины наиболее габаритного груза, но не менее 20 м.

6.11 Автозимники в зависимости от их расположения на местности и значений объема снегопереноса сооружают в нулевых отметках или насыпях.

6.12 При строительстве автозимников в нулевых отметках рекомендуется ограничиваться промораживанием поверхности грунта с последующим уплотнением снежного покрова. Убираемый с поверхности дорог при промораживании снег необходимо разравнивать. Снежные отвалы высотой более 1 м рекомендуется выполнять с откосами крутизной не более 1:6.

6.13 Автозимники в насыпи из снега сооружают в условиях повышенного снегопереноса при невозможности обеспечить необходимую расчистку проезда дорожной техникой. Крутизна откосов - не более 1:6.

6.14 Параметры и методы строительства автозимников и ледовых переправ устанавливают в ППР при разработке транспортных схем в соответствии с ПД (РД) и НД <1>.

--------------------------------

<1> В России действует ГОСТ Р 58948-2020 "Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания".

 

6.15 Временные дороги, как правило, сооружают с использованием лесопорубочных остатков в качестве основания для увеличения срока их службы и несущей способности. Конструкцию временной дороги устанавливают в ППР в соответствии с ПД (РД). Допускается сооружать временные дороги с применением геомодулей, мобильных дорожных покрытий и т.п.

6.16 В ППР на основании данных ПД (РД) указывают участки дорог, требующие особого внимания по инженерно-геологическим, метеорологическим или иным условиям, спуски и подъемы, места возможной остановки/стоянки транспортных средств.

6.17 В местах пересечения временными дорогами малых водотоков, оврагов, балок сооружают мосты или насыпи с водопропускными трубами. При применении водопропускных труб на постоянных водотоках предусматривают противоналедные мероприятия.

6.18 Для централизованного управления СМР и передачи оперативной информации, в том числе при транспортировании грузов на объекты строительства и при мониторинге состояния ММГ, в ППР необходимо разработать мероприятия по организации системы связи в соответствии с действующими НД. Применяемые средства связи должны обеспечивать работоспособность в условиях низких температур.

6.19 Сроки выполнения работ по расчистке трассы трубопровода назначают в ППР в соответствии с ПД (РД) в зависимости от типа местности и принятого принципа использования ММГ.

6.20 Расчистку трассы трубопровода при использовании ММГ по принципу I выполняют с учетом следующих положений:

- корчевку пней, деревьев и кустарников, срезку бугров пучения проводят только в зимний период, при этом рекомендуется сохранять снежные отложения толщиной не более 20 см;

- работы по устройству просеки выполняют с заделом не более 30 календарных дней к следующему этапу работ по строительству трубопровода надземной прокладки (монтаж свайных фундаментов и опор, укладка трубопровода и пр.);

- работы проводят с полным сохранением мохорастительного покрова в пределах полосы расчистки трассы трубопровода;

- проезд дорожных машин и строительной техники по просеке осуществляют только в зимний период после промерзания грунта на глубину не менее 20 см.

6.21 Корчевку пней, деревьев и кустарников на ММГ проводят только на полосе будущей траншеи трубопровода, кабелей связи, местах установки фундаментов опор вдольтрассовой линии электропередач, антенно-мачтовых сооружений, блок-контейнеров. На остальной части полосы отвода деревья спиливают на уровне поверхности земли.

6.22 Защиту от снежных заносов, расчистку или задержание снега осуществляют в соответствии с ППР на основании данных о розе ветров и объемах снегопереноса.

6.23 Вертикальную планировку строительной полосы на ММГ выполняют подсыпкой из талого или сыпучемерзлого минерального грунта. При необходимости срезки грунта вскрытые льдистые ММГ защищают от протаивания присыпками.

6.24 Срезку микрорельефа на ММГ для планировки трассы трубопровода выполняют только по полосе будущей траншеи.

6.25 Ширину, протяженность и глубину планируемой строительной полосы определяют в ППР на основании данных ПД (РД), при этом каждую снеголедовую дорогу оборудуют разъездами.

6.26 Сооружения временного назначения, используемые в период СМР (жилые городки, склады материалов, места стоянки и ремонта техники и т.п.), располагают за пределами зон обводнения и заболоченности (на возвышенных участка рельефа) или на предварительно отсыпанных и утрамбованных площадках при условии свободного стока поверхностных вод.

6.27 Для выполнения земляных работ кроме машин обычных модификаций рекомендуется применять механизмы в климатическом исполнении ХЛ по ГОСТ 15150 с рабочими органами и ходовой частью повышенной хладостойкости, а также машины повышенной проходимости.

TOC