ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования
10.8 Плашкоуты
10.8.1 Проектирование плашкоутов и других плавсредств для установки сухопутных кранов, копров, буровых машин, а также для перевозки строительных конструкций и материалов выполняется по правилам, установленным в 10.7, с учетом необходимых дополнений настоящего подраздела.
10.8.2 Установка копров и кранов на плавсредства предусматривается при глубине воды, превышающей 1,0 м. Размеры и конструкция плашкоутов в плане при установке на них крана или копра назначаются в зависимости от принятой технологии сооружения фундамента, порядка забивки свай и размеров опоры.
10.8.2.1 На одном плашкоуте предусматривается бортовая установка копров, на двух плашкоутах - центральная, расположенная на мостике или портале, опирающаяся на два плашкоута, располагающиеся с разрывом. В последнем случае плашкоуты должны иметь в носу и корме съемное жесткое раскрепление по палубе.
10.8.2.2 Бортовая установка копра или другой сваебойной машины предусматривается для дизельных пневматических молотов, а также для вибропогружателей или других сваебойных средств, которые в рабочем состоянии закрепляются на голове сваи. При бортовой установке возможно свободное передвижение плашкоута вокруг забиваемой группы свай.
10.8.2.3 Для копров со свободно падающим молотом применяется центральная установка на мостиках или порталах с расположением молота над центром расчетной площади ватерлинии обоих плашкоутов.
10.8.2.4 Высота обстройки плашкоута увязывается с возможной отметкой верха свай после их забивки.
10.8.2.5 Рабочие мостики под машины проектируются, как правило, из инвентарных элементов МИК-П или из индивидуальных металлоконструкций.
10.8.3 Козловые краны устанавливаются на два плашкоута, располагающиеся с разрывом. Установка козлового крана на плашкоуты и раскрепление их друг с другом производятся аналогично случаю установки копра на мостике или портале.
10.8.3.1 При установке на плашкоуте крана с неповоротной стрелой размеры плашкоута в плане определяются плавучестью и остойчивостью плавучей системы.
10.8.3.2 Ширина плашкоута назначается исходя из того, чтобы при подъеме наиболее тяжелого груза при необходимом вылете стрелы, направленной перпендикулярно к продольной оси плашкоута, угол крена плашкоута не превышал предельного угла наклона крана, определяемого по паспортным данным.
10.8.3.3 Углы крена и дифферента при работе крана не должны превышать 2°.
10.8.3.4 Для крана, предусмотренного к установке на плашкоут, прилагается кривая грузоподъемности в зависимости от вылета и длины стрелы.
10.8.3.5 Для крана с поворотной стрелой масса противовеса определяется при стреле крана, развернутой на борт с максимальным грузом, при этом кран не должен иметь дифферент, а должен плавать на ровный киль.
10.8.4 Буровые машины могут устанавливаться на плавсредствах аналогично установке копров - бортовая установка на одном плавсредстве и на мостике между двумя плавсредствами.
При расчете плавсредств и обустройств для установки на них буровой машины учитываются дополнительные нагрузки, возникающие от усилия буровой машины при погружении-извлечении обсадных труб и бурового органа. Величина усилий принимается по паспортным данным буровых машин.
10.8.5 При проектировании плавсредств, применяемых в зимний период, предусматриваются условия взаимодействия их с ледовой нагрузкой. В документации составляются мероприятия, исключающие воздействие ледовых нагрузок, превышающих расчетные.
10.8.6 При прогнозируемом мощном ледоходе предусматривается на этот период либо снимать плавсредства с рабочих стоянок, либо обстраивать их соответствующими ледорезами.
10.8.7 При проектировании плавсредств для размещения на них стреловых кранов, копров, буровых машин и другого аналогичного оборудования, а также перевозки грузов выполняются следующие расчеты:
а) по первому предельному состоянию (на расчетные нагрузки):
1) прочности плашкоута, распределительных ростверков и других элементов;
2) мощности тяговых средств и якорных закреплений;
3) плавучести системы;
4) остойчивости системы;
б) по второму предельному состоянию (на нормативные нагрузки):
1) объема и размещения противовесов из условия, допустимого для данного крана или копра крена (дифферента) плашкоута.
Нагрузки и их сочетания для расчета плавучих средств под краны, копры и другое оборудование принимаются по таблице 23.
Таблица 23
Нагрузки и их сочетания для расчета плавучих средств
Номер нагрузок по таблице 1 | Нагрузки и воздействия | Сочетания нагрузок | |||
при расчете прочности плашкоутов | при расчете плавучести и остойчивости | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Собственный вес плашкоута с обстройкой | + | + | + | + |
8 | Вес крана, копра и другого оборудования | + | + | + | + |
6 | Вес подвешенного к крану груза (молота, свай к копру): |
|
|
|
|
без динамики | - | - | + | - | |
с динамикой | + | - | - | - | |
6 | Вес противовесов и балласта | + | + | + | + |
17 | Давление ветра: |
|
|
|
|
на плашкоут | + | + | + | + | |
на кран (копер) | + | + | + | + | |
на груз (сваю) | + | - | + | - | |
3 | Гидростатическое давление воды | + | + | + | + |
4 | Волновая нагрузка | + | - | + | - |
Примечания 1 Расчетное значение нагрузки, обозначенное определенным номером в настоящей таблице и таблице 1, определяется по 5.2. 2 Для сочетаний 2 и 4 интенсивность ветровой нагрузки принимается равной расчетной для данного района; для сочетаний 1 и 3 - при V = 10 м/с. 3 Для сочетаний 1 и 3 центр тяжести груза должен приниматься в точке подвеса его к крану (копру) в сочетании с наиболее невыгодным положением копра или крана на плашкоуте. 4 Для сочетаний 1 и 3 рассматривается также случай обрыва груза с копра или крана. В этом случае вес груза условно прилагается к стреле снизу вверх. 5 При расчете плашкоутов для кранов необходимо для сочетаний 1 и 3 рассмотреть случаи с наибольшей высотой подъема груза и с наибольшим вылетом поднимаемого груза. 6 Волновая нагрузка определяется в соответствии с приложением В. |
10.8.8 Плавучесть плашкоутов допускается определять по формуле (10.14) при следующих коэффициентах надежности по назначению :
- при установке на плашкоутах копров и стреловых кранов;
- при установке на плашкоутах козловых кранов, при перевозке строительных конструкций и материалов, при использовании барж в качестве плашкоутов.
10.8.9 Остойчивость плашкоутов проверяется при выполнении условий 10.7.21 с дополнительным требованием о недопущении выхода из воды днища или середины скулы.
10.8.10 При установке на плашкоутах копров, стреловых кранов или буровых машин учитывается наклонение плашкоута (крен и дифферент) от действия, кренящего (дифферентующего) момента. Дополнительную осадку определяют по условиям 10.7.24, а угол крена и дифферента плашкоута вычисляют по формуле
(10.31)
где - расчетный момент от постоянных нагрузок;
- расчетный момент от временных нагрузок;
- принимается равным 1,2;
- расчетный вес плашкоута, кН, определяемый по условиям 10.7.20.
10.8.11 При проектировании плашкоута в плане применяются минимум три понтона, устанавливаемые вдоль плашкоута, и три поперек его. Не допускается применение одиночных инвентарных понтонов.
10.8.12 Понтоны типа КС с высотой борта 1,80 м рекомендуется устанавливать плашмя.
10.8.13 Плашкоут с копром или краном во время работы расчаливается не менее чем в четырех направлениях к якорям, заложенным на берегу, к якорям, уложенным на дно, или к ранее забитым сваям.
10.8.14 При установке копров на двух раздельных плашкоутах связи между ними рассчитываются на усилие от расчалок при транспортировке и разворотах плавучей установки с помощью лебедок. При этом в расчете учитывается наличие связей между плашкоутами.
10.8.15 При проектировании плашкоутов, предназначенных для установки сухопутных кранов и копров, в документации указывается:
- на углах плашкоута должны быть нанесены несмываемой краской водомерные рейки;
- ноль рейки должен соответствовать уровню днища.
10.8.16 Плашкоуты, предназначенные для перевозки строительных конструкций, машин, оборудования и материалов, должны иметь нанесенную несмываемой краской ватерлинию, располагаемую при высоте борта 1,8 м на высоте 1,40 м от днища.
10.8.17 Проектирование перевозки в морских условиях выполняется с учетом [13].
10.8.18 Спуск на воду плашкоутов, а также ряжей, колодцев и т.п. предусматривается производить по наклонным стапелям с уклоном не менее 1:10, имеющим надводную и подводную части.
10.8.18.1 Длина надводной части стапеля определяется условиями монтажа или сборки плашкоута, и подготовки его к спуску на воду.
10.8.18.2 Длина подводной части определяется условием перемещения плашкоута по стапелю до момента полного его всплытия.
10.8.18.3 Схема спуска плашкоута высотой 1,8 и 3,6 м из понтонов КС приведена в приложении К.
10.8.18.4 Для каждого конкретного случая строится диаграмма спуска плашкоута, представляющая зависимость от пути S сил, действующих на плашкоут от собственного веса и гидростатического давления, а также моментов этих сил относительно заднего конца плашкоута.