БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования

10.7 Плавучие опоры и устройства для их перемещения

 

10.7.1 Для создания плавучих опор используются плавсредства:

- плашкоуты, комплектующиеся из инвентарных металлических понтонов закрытого типа, допускающих балластировку через донные отверстия, а сброс водного балласта - подачей воздуха в балластируемые понтоны;

- другие плашкоуты, плавучие платформы существующих проектов и индивидуальной проектировки;

- металлические палубные баржи;

- несколько барж или плашкоутов, жестко соединенных между собой в плане.

10.7.2 Конструкция применяемых плавсредств должна обеспечивать необходимые прочность и жесткость их корпуса на действия возникающих в процессе перевозки сил. При необходимости предусматривается усиление корпусов, определяемых расчетом.

10.7.3 Размеры и водоизмещение плавсредств, используемых для плавучих опор, и их взаимное расположение принимаются исходя из условия обеспечения необходимой грузоподъемности и остойчивости в продольном и поперечном направлениях как отдельных плавсредств, так и плавучей системы в целом, определяемых согласно 10.7.20 и 10.7.21, также предусматриваются:

- зазоры между бортами плавучих опор и пирсами, а также постоянными опорами, составляющие не менее 0,5 м при выводе плавучей системы из ковша и 1 м - при установке ее в пролете;

- запас глубины воды под днищем плавучих опор, принимаемый не менее 0,2 м с учетом возможного колебания горизонта воды в районе перевозки, определяемого с учетом габаритных размеров железобетонных якорей-присосов для случаев, если плашкоут или баржа проходит над ними.

10.7.4 Плашкоуты плавучих опор из понтонов принимаются преимущественно прямоугольного очертания в плане. Расположение понтонов выполняется симметрично относительно оси опорного давления. Понтоны типа КС при соединении их в плашкоуты располагаются продольной стороной в направлении действия наибольшего изгибающего момента согласно приложению Ж.

Объединение понтонов типа КС в плашкоуты допускается при высоте борта как 1,80 м, так и 3,60 м при обеспечении достаточных глубин воды на путях перемещения плавучей системы и обеспечении ее остойчивости.

10.7.5 При использовании для плавучих опор барж и других инвентарных плавсредств руководствуются их паспортными данными и исполнительными чертежами с учетом результатов натурного обследования их состояния. Баржи могут использоваться как сухогрузные, так и наливные с продольной и поперечными переборками. Кроме того, при выборе барж учитывается:

- грузоподъемность барж принимается не менее чем на 25% больше расчетной нагрузки на них;

- при образовании плавучей опоры из нескольких барж последние должны быть, как правило, однотипные и одинаковой грузоподъемности.

10.7.6 Плавучие опоры прямоугольного в плане очертания, имеющие значительную ширину и осадку, перемещаемые при скорости течения более 1 м/с, предусматривается оборудовать обтекателями преимущественно закрытого типа.

Плавучие опоры прямоугольного в плане очертания, при необходимости, проектируются в носовой и кормовой части с фальшбортами, продолженными вдоль бортов плашкоута от 3 до 4 м. Высоту фальшборта hф вычисляют по формуле

 

hф = 1,5hв - hб, (10.13)

 

где hв - расчетная высота волны, возможная во время перевозки пролетных строений, с вероятностью превышения 10%, м;

hб - высота надводного борта при наклонении плавучей системы на нос или корму от действия расчетной ветровой нагрузки, м.

Волновая нагрузка на фальшборты определяется по СП 38.13330.2018.

10.7.7 При значительных сосредоточенных нагрузках на плавучую опору от веса перевозимого пролетного строения или его блока для распределения усилий в плашкоуте плавучей опоры предусматривается:

- применение металлических ферм усиления, включаемых в совместную с корпусом плашкоута работу (в этом случае усилия между плашкоутом и фермами обстройки при расчете плавучих опор должны распределяться из условия совместности деформаций);

- создание предварительного напряжения в плавучей опоре путем придания плашкоуту обратного выгиба посредством балластировки его концевых частей, объединения обстройки с плашкоутом в единую конструкцию и последующего сбрасывания балласта.

10.7.8 Для восприятия горизонтальных поперечных составляющих усилий, передаваемых на плашкоуты или баржи при буксировке, при необходимости предусматривается раскрепление пролетного строения тросовыми расчалками за носовую и кормовую части плашкоутов или барж. В состав этих расчалок включаются натяжные устройства.

10.7.9 При вынужденной передаче нагрузки от веса перевозимого пролетного строения эксцентрично относительно продольной оси плавсредства, отдельно установленного в плавучей системе, обстройку смежных плашкоутов или барж предусматривается объединять соединительными фермами, установленными в средней части плавучих опор.

10.7.10 Обстройка плавучих опор должна распределять вес перевозимого пролетного строения в соответствии с расчетом плашкоута или баржи на прочность корпуса как эквивалентного бруса, а также местную прочность и устойчивость набора. Обстройка плавучих опор предусматривается, как правило, из инвентарных конструкций.

10.7.11 Высота обстройки плавучих опор назначается исходя из возможного максимального уровня воды в период перевозки с учетом длительных и суточных его колебаний. При колебаниях воды более +/- 0,2 м предусматривается регулировка высоты обстройки съемными оголовками и балочными клетками.

10.7.12 На плавучих опорах предусматриваются средства для регулирования и контроля:

- находящегося в них водного балласта;

- положения пролетного строения по высоте перемещения плавучей системы;

- перемещения плавучей системы;

- раскрепления пролетного строения к постоянным опорам при заводке в пролет моста;

- раскрепления плавучих опор между собой, с пролетным строением;

- раскрепления на якорях при сильном ветре, включая при необходимости аварийные якоря;

- закрепления якорных тросов на палубах плавсредств в виде специальных приспособлений, когда конструкция таких приспособлений обеспечивает быстрое и плавное торможение плавучей системы после сброса якорей.

10.7.13 Применяемые балластировочные средства и устройства должны обеспечивать:

а) балластировку плавучих опор не более чем за 2,0 ч и разбалластировку - за 2,5 ч;

б) подачу водного балласта во все балластируемые понтоны и отсеки плавучей опоры;

в) сброс водного балласта из всех без исключения понтонов и отсеков плавучей опоры;

г) безотказную подачу сжатого воздуха в понтоны для отжатия балласта в течение всего периода эксплуатации плавучей системы;

д) минимальную высоту неоткачиваемого или остаточного балласта, указанную в 10.7.26.

10.7.14 Предусматриваются необходимые условия для обеспечения балластировки понтонов.

10.7.14.1 При балластировке понтонов через донные отверстия на каждом плашкоуте предусматривается резервный самовсасывающий насос для откачки воды из глухих понтонов в случае их протечки.

10.7.14.2 При балластировке понтонов через донные отверстия часть понтонов, распределенных равномерно по площади плашкоута, закрывается от поступления воды через донные отверстия. Количество таких понтонов определяется согласно 10.7.20.

10.7.14.3 Остальные понтоны объединяются в четыре симметрично расположенные секции, каждая из которых должна иметь обособленную воздушную разводящую сеть к пульту управления.

10.7.14.4 Конструкция пульта управления проектируется с возможностью допускать подачу сжатого воздуха как от компрессоров, установленных на плавучей опоре, так и от береговых компрессорных станций, при их наличии.

10.7.14.5 При использовании береговых компрессорных станций на плавучей опоре предусматривается установка только рабочего и запасного компрессоров, используемых в особых случаях: при утечке воздуха из балластируемых понтонов в случае пробоины в обшивке небалластируемых понтонов.

10.7.14.6 Мощность рабочего и запасного компрессоров предусматривается не менее 15% мощности компрессоров, определенной согласно 10.7.12.

10.7.14.7 Конструкция пульта управления и воздушной разводящей сети должна обеспечивать подачу и/или выпуск сжатого воздуха:

- одновременно во все секции;

- только в любую секцию;

- только в любой понтон.

10.7.14.8 Для каждого понтона предусматривается отдельный кран на воздушной разводящей сети.

10.7.15 Порядок балластировки и разбалластировки плавучих опор должен обеспечивать равномерное их загружение, не вызывать перенапряжения в конструкциях плавучей опоры или ее обстройки, а также обеспечивать остойчивость отдельных плавучих опор и всей плавучей системы в целом. Для выполнения этих условий проектированием предусматривается:

- до момента приобретения плавучей системой плавучести подача сжатого воздуха может производиться одновременно во все секции плашкоута;

- после приобретения плавучей системой плавучести подача сжатого воздуха может производиться только поочередно в секции, симметрично расположенные относительно осей плашкоута;

- не допускается соединять секции плашкоута между собой воздухопроводной сетью после приобретения системой плавучести.

10.7.16 Порядок погрузки, перевозки и установки пролетных строений на опорные части определяется проектом производства работ с учетом правил СП 46.13330.2012. Средства для перемещения и закрепления плавучих опор применяются согласно 10.7.29 - 10.7.39.

10.7.17 Для плавучих опор выполняются расчеты:

а) по первому предельному состоянию на расчетные нагрузки, определяющие:

1) прочность плашкоутов или барж, обстройки и соединительных ферм;

2) плавучесть плавучих опор и плавучей системы в целом;

3) остойчивость плавучих опор и плавучей системы в целом;

4) плавучесть отдельной опоры, балластируемой через донные отверстия в понтонах;

б) по второму предельному состоянию на нормативные нагрузки, определяющие объем водного балласта и емкость балластных резервуаров или отсеков, с учетом допустимых осадок, деформации плавучих опор и погрузочных обустройств.

10.7.18 Для расчетов плавучих опор используются следующие нагрузки:

- вес перевозимого пролетного строения с обустройствами;

- вес плавучей опоры с обустройствами и оборудованием;

- вес водного балласта;

- ветровая нагрузка;

- гидростатическое давление воды;

- волновая нагрузка.

10.7.19 Сочетания нагрузок, рассматриваемые при расчете плавучих опор в продольном и поперечном направлениях, принимаются по таблице 21. При расчете плавучих опор на прочность при втором сочетании нагрузок коэффициенты сочетаний к временным нагрузкам принимаются равными ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования.

 

Таблица 21

 

Сочетание нагрузок для расчета плавучих опор

 

Номер нагрузки по таблице 1

Нагрузки и воздействия

При расчете на прочность

При расчете на плавучесть

При расчете на остойчивость

сочетание нагрузок

плавсистемы в целом

отдельной опоры

плавсистемы в целом

отдельной опоры

1

2

5

Вес перевозимого пролетного строения с обустройствами P

+

+

+

-

+

-

1

Вес плавучих опор с обустройствами и оборудованием G

+

+

+

+

+

+

6

Вес остаточного балласта Gост

+

+

+

+

+

+

6

Вес регулировочного балласта Gрег

+

+

+

+

+

-

6

Вес рабочего балласта Gраб

+

-

-

+

-

-

17

Давление ветра на пролетное строение Wпр

-

+

-

-

+

-

17

Давление ветра на опору Wоп

-

+

-

-

+

+

3

Гидростатическое давление воды

+

+

+

+

+

+

4

Волновая нагрузка

-

+

-

-

-

-

Примечания

1 Расчетное значение нагрузки определяется по 5.2.

2 Гидростатическое давление воды определяется по 10.7.20.

3 При условии обеспечения местными организациями гидрометеорологической службы надежного прогноза о скоростях ветра на период перевозки расчет остойчивости плавучей системы в целом может производиться на давление ветра, вычисленное по расчетной ветровой нагрузке, равной 50 кгс/м2, независимо от высоты. Остойчивость отдельной опоры при ее отстое рассчитывается на давление ветра по 5.4, а при выводе ее из пролета - на нормативное ветровое давление, соответствующее скорости 10 м/с.

4 Дополнительные изгибающие моменты и поперечные силы от воздействия волновой нагрузки определяются согласно приложению И.

 

10.7.20 Для определения плавучести плавучих опор применяют формулу

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (10.14)

 

где ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - удельный вес воды, равный для пресной воды 10 кН/м3;

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - предельное водоизмещение опор плавучей системы, равное суммарному их водоизмещению при осадке, равной высоте борта по миделю (для плашкоутов, собранных из понтонов, прогиб плашкоута не учитывается);

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - расчетный вес плавучей системы, кН, равный сумме расчетных весов:

- перевозимого пролетного строения с обустройствами P;

- плавучих опор с обустройствами и оборудованием G;

- регулировочного и остаточного балласта Gрег + Gост;

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - коэффициент надежности по назначению, принимаемый 1,2 независимо от системы балластировки и 1,25 при использовании барж для плавучих опор.

10.7.20.1 Для плавучих опор, собранных из понтонов, балластируемых через донные отверстия, плавучесть от воздействия постоянных нагрузок обеспечивается только глухими небалластируемыми понтонами.

10.7.20.2 Для контроля за фактической осадкой плавучих опор в рабочих чертежах приводятся осадки плавучих опор от нормативных нагрузок.

10.7.21 При выполнении расчетов на остойчивость плавучей опоры, показанной на рисунке 10.15, предусматриваются определенные условия для проверки.

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования

 

Рисунок 10.15 - Схема определения остойчивости

плавучей опоры

 

10.7.21.1 Метацентрическая высота ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования предусматривается положительной во всех расчетных случаях, т.е. должно выполняться неравенство

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (10.15)

 

где ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - метацентрический радиус, равный расстоянию между центром тяжести вытесненного объема воды, центром водоизмещения Zv и метацентром Zm, расположенным в точке пересечения вертикали, проходящей через смещенный центр водоизмещения C'v, с осью Z плавучей системы или опоры;

a - расстояние от центра тяжести плавучей системы до центра водоизмещения Zv, принимаемое равным тому же расстоянию при начальном положении плавучей опоры или плавучей системы.

10.7.21.2 При крене и дифференте плавучих опор и плавучей системы в целом от действия нормативной ветровой нагрузки кромка палубы в любой точке не должна уходить под воду. Расчет осадок производится согласно 10.7.23 и 10.7.24.

10.7.21.3 Запас надводного борта плавучих опор, образованных из закрытых понтонов и металлических палубных барж, при максимальном крене или дифференте с учетом действия нормативных нагрузок должен быть не менее 20 см.

Примечания

1 При проверке остойчивости по 10.7.21.1 и 10.7.21.2 все нагрузки принимаются расчетными.

2 Для расчетов остойчивости плавучей системы, а также отдельных плавучих опор в случае применения плашкоутов из понтонов, балластируемых через донные отверстия, принимается условие, что все балластируемые понтоны изолированы от воздухопроводящей сети, т.е. краны у каждого понтона перекрыты. Такое условие обязательно предусматривается в разрабатываемой документации.

 

10.7.22 Метацентрический радиус ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования, м, вычисляют по формуле

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (10.16)

 

где J - момент инерции площади плашкоутов и/или барж в уровне ватерлинии плавучей опоры относительно оси ее наклонения, принимаемый при кренах относительно оси с меньшим моментом инерции, а при дифферентах относительно оси с большим моментом инерции площади, м4;

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - сумма собственных моментов инерции поверхности балласта в понтонах и/или отсеках барж относительно осей, проходящих через центры тяжести этих поверхностей, параллельно осям наклонения плавучей опоры и/или плавучей системы, м4;

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - объем или водоизмещение, м3, погруженной части опор плавучей системы или отдельной опоры.

10.7.22.1 Для плашкоутов, образованных из понтонов, балластируемых по 10.7.14 через донные отверстия, собственные моменты инерции поверхности балласта в понтонах учитываются как для балластируемых, так и для небалластируемых понтонов.

10.7.22.2 Примеры определения моментов инерции для различных случаев расположения понтонов в опорах и способов их балластировки приведены в приложении Ж.

10.7.22.3 Последовательность балластировки в пролете плашкоутов, образованных из понтонов, балластируемых через донные отверстия, указывается в рабочих чертежах.

10.7.23 Осадки плавучих опор определяются с учетом применения определенных плавсредств.

10.7.23.1 Осадку плашкоутов плавучей опоры tв, м, от вертикальных нагрузок вычисляют по формуле

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (10.17)

 

где ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - расчетная или нормативная нагрузка, определяемая согласно 10.7.20, приходящаяся на данную плавучую опору, кН;

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - площадь плавучей опоры по ватерлинии, м2;

kв - коэффициент полноты водоизмещения, принимаемый для понтонов типа КС равным значению 0,97.

10.7.23.2 При балластировке понтонов через донные отверстия, с учетом условий согласно 10.7.14, осадку отдельной опоры t'в, м, вычисляют при отсутствии избыточного давления воздуха в балластируемых понтонах по формуле

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (10.18)

 

где ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - суммарная площадь небалластируемых понтонов, м2.

10.7.23.3 Осадка барж плавучей опоры определяется по паспортным данным в зависимости от расчетной нагрузки на баржу.

10.7.24 Изменение осадки плавучих опор ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования, м, от расчетных ветровых нагрузок, вызывающих крен или дифферент отдельной опоры или плавучей системы, вычисляют по формуле

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (10.19)

 

где ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - угол крена (дифферента) плавучей опоры;

b - половина размера плавучей опоры в плоскости кренящего или дифферентующего момента, показанного на рисунке 10.14;

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования вычисляют по формуле

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (10.20)

 

где ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - суммарный момент относительно центра водоизмещения от расчетных ветровых нагрузок, кН·м, приходящийся на плавучую опору;

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - коэффициент, учитывающий динамическое воздействие ветра при его порывах и инерцию плавучей опоры.

Угол ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования должен удовлетворять условиям

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования и ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования, (10.21)

 

где ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - угол крена (дифферента), соответствующий началу входа кромки палубы в воду;

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - угол крена (дифферента), соответствующий началу выхода из воды днища или середины скулы.

10.7.25 Объем водного балласта V, м3, для балластировки плавучих опор вычисляют по формуле

 

V = Vраб + Vрег + Vост, (10.22)

 

где Vраб, Vрег, Vост - объемы соответственно рабочего, регулировочного и остаточного балласта, м3.

10.7.25.1 Объем рабочего балласта Vраб, необходимый для погружения или всплытия плавучих опор при погрузке пролетного строения и/или при установке его на опорные части, вычисляют по формуле

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (10.23)

 

где P - нормативный вес пролетного строения, кН;

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - погружение или всплытие опоры, м (для предварительных расчетов ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования принимается от 0,15 до 0,20 м), вычисляемое по формуле

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (10.24)

 

где ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - упругие деформации пролетного строения при погрузке или установке его на опорные части;

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования и ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - деформации погрузочных обустройств плавучей опоры;

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - зазор между низом пролетного строения и верхом погрузочных обустройств или опорных частей, принимаемый от 0,05 до 0,10 м.

10.7.25.2 Объем регулировочного балласта Vрег вычисляют по формуле

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (10.25)

 

где hрег - величина регулирования осадки плавучих опор на случай возможных колебаний уровня воды за время одного цикла перевозки, но не менее чем за сутки.

Величина hрег принимается не менее максимального суточного изменения уровня воды, зафиксированного за последние 10 лет наблюдений на период перевозки. В необходимых случаях учитывается балласт, применяемый для устранения крена или дифферента несимметричной плавучей опоры или системы.

10.7.25.3 Объем остаточного балласта Vост вычисляют по формуле

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (10.26)

 

где ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - толщина слоя остаточного балласта, м, принимаемая для понтонов КС, балластируемых наливом воды насосами, равной 0,10 м, а для барж - в зависимости от конструкции набора днища.

Для понтонов КС, балластируемых через донные отверстия, толщина слоя остаточного балласта принимается равной 0,08 м.

10.7.26 Объем балластных резервуаров плавучей опоры принимается достаточным для размещения расчетного объема балласта, что проверяется расчетом.

При балластировке понтонов через донные отверстия учитывается условие, при котором уровень воды в балластных понтонах не может быть выше уровня воды за бортом.

10.7.27 При расчете плашкоутов и барж на прогиб и поперечную силу от гидростатического давления в уровне днища плашкоутов или барж форма эпюры гидростатического давления должна соответствовать форме эпюры объема, вытесненной плашкоутом или баржей воды.

Определенные изгибающие моменты и поперечные силы алгебраически суммируются с моментами и поперечными силами от волновой нагрузки, вычисляемыми по приложению Ж.

10.7.28 При проектировании командного пункта плавучей системы предусматривается оборудование радиотелефонной связью с буксирами и береговыми обустройствами и громкоговорящей связью - с плавучими опорами.

10.7.29 Устройства для перемещения плавучей системы, такие как буксиры, лебедки, полиспасты и др., должны обеспечивать перемещение в заданном направлении при скорости ветра до 10 м/с. Якорные и раскрепляющие обустройства, включая аварийные якоря, должны обеспечивать удержание одной плавучей системы при расчетном давлении ветра.

10.7.30 Вывод плавучей системы с акватории пирса или ковша и заводка в пролет моста предусматриваются только с помощью лебедок. Перемещение плавучей системы проводится с помощью буксиров, а при небольших расстояниях - электролебедками.

Точная наводка при установке пролетного строения на опорные части производится с помощью талей, установленных на оголовках опор, и лебедок с короткими тросами, установленных на плашкоутах или баржах.

10.7.31 Лебедки для перемещения плавучих систем предусматривается размещать:

а) при перевозке на плаву пролетных строений с помощью буксиров - на плашкоутах плавучей системы;

б) при перевозке на плаву пролетных строений с помощью лебедок - на плашкоутах плавучей системы и на одном или обоих берегах;

в) при продольной надвижке пролетных строений - с опиранием одного конца на плавучую опору:

1) тяговые лебедки - на пролетном строении;

2) тормозные лебедки - на берегу;

3) пеленажные лебедки - на плашкоуте плавучей опоры.

Количество лебедок и мощность полиспастов выбирают такими, чтобы номинальная грузоподъемность каждой лебедки была на 30% более нормативного усилия в выходной ветви полиспаста.

10.7.32 Прокладывание тросов тяговых лебедок предусматривается через закрепленные к палубе устройства, например киповую планку, обеспечивающие:

а) изменение направления тросов как в плане, так и в вертикальной плоскости;

б) относительно быстрое (5 мин) закрепление тросов и восприятие полностью нагрузок на случай раскрепления плавучей системы на якорях при усилении ветра;

в) закрепление троса без скольжения.

Конструкция соединений тяговых и буксирных тросов предусматривается простой, обеспечивающей быстрое выполнение работ по их соединению и разъединению при наводке.

10.7.33 Для переносных донных якорей предусматриваются следующие требования:

а) обеспечение расчетной грузоподъемности при изменении направления троса в секторе до 120° с начальным перемещением якоря по дну не более 15 м от места его установки;

б) применение поплавков для определения местоположения якоря и размещения на них тросовых соединений. На судоходных реках поплавки должны быть оборудованы сигналами речного флота;

в) донные якоря-присосы испытываются на нагрузку, превышающую расчетную с коэффициентом 1,4.

10.7.34 Расположение якорей не должно нарушать условий судоходства и должно обеспечивать удобное перемещение плавучей системы. Переносные донные якоря, как правило, предусматривается размещать в створе с капитальными опорами.

10.7.35 Лебедки и якоря для перемещения и раскрепления плавучих систем или опор рассчитываются на сочетания нагрузок, приведенных в таблице 22.

 

Таблица 22

 

Расчетные нагрузки для расчета лебедок и якорей

 

Номер нагрузки по таблице 1

Расчетные нагрузки

Сочетания нагрузок

расчет лебедок

расчет якорей

верховой ветер

низовой ветер

поперечный ветер

верховой ветер

низовой ветер

поперечный ветер

17

Ветровая нагрузка на плавучую систему расчетной интенсивности Wр

-

-

-

+

+

+

17

Ветровая нагрузка при скорости ветра V = 10 м/с

+

+

+

-

-

-

4

Максимальное гидродинамическое давление на подводную часть плавучей системы Nmax

+

-

+

+

-

+

4

Минимальное гидродинамическое давление на подводную часть плавучей системы Nmin

-

+

+

-

+

+

Примечания

1 Нагрузки определяются по 5.2.4, 5.4.1 и 5.4.5.

2 Поперечный ветер - ветер поперек течения водотока.

3 Усилия, передаваемые на якоря и лебедки, определяются с учетом принятого расположения якорей (мест закрепления тросов за постоянные опоры) и невыгоднейших углов подхода к ним (в плане) тросов.

 

10.7.36 Для подбора якорей учитываются особенности их конструкций и выполняются необходимые расчеты.

10.7.36.1 Якоря и якорные канаты, показанные на рисунке 10.16, рассчитываются на горизонтальные усилия S, Н, вычисляемые по формулам

 

для верховых закреплений - Sв = Wp + Nmax

(10.27)

и для низовых закреплений - Sн = Wp - Nmin,

(10.28)

 

где Wр, Nmin и Nmax принимают по таблице 22 с соответствующими коэффициентами надежности по нагрузке.

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования

 

Рисунок 10.16 - Схема определения длины якорного каната

 

10.7.36.2 Минимальную длину якорного каната lmin, м, вычисляют с учетом условия, чтобы канат подходил к якорю горизонтально, по формуле

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (10.29)

 

где q - погонный вес якорного каната, Н/пог. м;

H - высота приложения усилия, м, показанная на рисунке 10.16.

10.7.36.3 Горизонтальное усилие на якорь адмиралтейского типа принимается не более 6 весов якоря при песчаных и 12 весов якоря при глинистых грунтах.

10.7.36.4 Горизонтальное усилие на железобетонный якорь-присос принимается не более 1,6 веса якоря, или не более 70% предельного усилия, определенного при испытании якоря.

10.7.37 Подбор лебедок и тросов для пеленажных раскреплений производится на максимальные усилия, возникающие в них от действия расчетных нагрузок при указанных в таблице 22 сочетаниях для различных положений перемещаемой системы.

10.7.38 Коэффициент надежности по назначению для тросов принимается ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования по отношению к разрывному усилию троса в целом.

10.7.39 При перемещении плавучих систем буксиром его мощность Nбукс, кВт, вычисляют по формуле

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (10.30)

 

где W10 - расчетное давление ветра на надводную часть плавучей системы при его скорости V = 10 м/с;

Nmax - расчетная гидродинамическая нагрузка на подводную часть плавучей системы, Н;

P - удельная сила тяги буксира, принимаемая от 1,4 до 2 Н/кВт.

TOC