ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования
10.5 Тяговые, толкающие и тормозные устройства
10.5.1 Надвигаемые пролетные строения и другие конструкции оснащаются тяговыми или толкающими, тормозными и стопорными устройствами. Приложение тягового или тормозного усилия осуществляется за края или свесы нижнего пояса, которые для обеспечения надежного захвата должны быть по ширине не менее 90 мм.
10.5.2 Тормозные устройства проектируются обязательно при надвижке:
- по уклону, тангенс угла которого превышает половину минимального коэффициента трения в накаточных устройствах;
- с помощью тяговых лебедок;
- когда ветровая нагрузка вдоль надвижки больше половины усилия от трения в устройствах скольжения.
Примечание - Для удержания пролетного строения между этапами сборки и надвижки проектируются стопорные (тормозные) устройства, исключающие произвольное перемещение надвигаемого пролетного строения от наибольшей расчетной продольной ветровой нагрузки, от уклона, от самопроизвольной сдвижки пролетного строения от воздействия температурных перепадов и других воздействий.
10.5.3 Тяговые и толкающие устройства должны обеспечивать плавную, без рывков, надвижку конструкции со скоростью:
- от 0,5 до 1,0 м/мин - при перекатке на роликовых каретках или тележках;
- от 0,2 до 0,4 м/мин - при использовании устройств скольжения и катков для возможности своевременной установки прокладок из антифрикционного материала и катков.
10.5.4 При работе тяговых и тормозных устройств и контроле усилий, возникающих при их работе, предусматривается их синхронизация. В процессе надвижки конструкций тормозные устройства должны находиться в постоянной готовности стопорения надвигаемой конструкции.
10.5.5 Для перемещения пролетных строений предусматриваются домкраты или полиспасты. Возможно применение специальных тихоходных редукторных лебедок большой грузоподъемности, обеспечивающих без полиспастов необходимое тяговое усилие и допустимые скорости перемещения. Лебедки предусматриваются с канатоемкостью от 200 м и до 400 м, домкраты - со скоростью рабочего хода приблизительно 5 мм/с.
10.5.6 Тяговые лебедки для перемещения пролетного строения с помощью плавучей опоры на переднем конце располагаются на пролетном строении, а на плавучей опоре - пеленажные лебедки.
10.5.7 При проектировании полиспастов предусматриваются:
- симметричное расположение полиспастов относительно продольной оси перекатки; в этом случае угол между направлением перекатки и осью полиспаста не должен превышать 10°;
- расстояние между блоками при максимальном сближении не менее пяти диаметров роликов;
- при расположении отводных роликов и лебедки подвод троса к барабану снизу под углом не более 5° выше и 90° ниже горизонта;
- возможность быстрого перекрепления блоков и перепасовки полиспаста при длине перекатки, превышающей максимальную длину полиспастов, определяемую канатоемкостью лебедки;
- диаметр отводных роликов и роликов полиспаста не менее 15 диаметров троса.
Паспортная грузоподъемность полиспастов или домкратов должна превышать величину нормативного тягового усилия не менее чем на 30%.
10.5.8 Тяговые и тормозные средства подбираются на суммарную нагрузку, включающую:
- силу трения, определяемую по разделу 5;
- нагрузку от продольного ветра на пролетное строение в процессе его надвижки при скорости V = 15 м/с;
- составляющую веса, направленную вдоль плоскости надвижки по уклону;
- гидродинамическое усилие, возникающее при надвижке с помощью плавучей опоры.
Коэффициент надежности по назначению для тяговых канатов принимается .
10.5.9 Выбор грузоподъемности лебедок осуществляют по соотношению величин расчетного тягового усилия Nр к усилию S в сбегающем конце троса у лебедки по формуле
(10.10)
где K - характеристика полиспаста по данным таблицы 19.
Таблица 19
Характеристика полиспаста K
Число рабочих нитей в полиспасте | Число рабочих роликов в блоках полиспастов | Значения K при отводных роликах (уточняются в зависимости от типа подшипников роликов) | |||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | 0 | 1,00 | 0,96 | 0,92 | 0,88 | 0,85 | 0,82 |
2 | 1 | 1,96 | 1,88 | 1,81 | 1,73 | 1,65 | 1,60 |
3 | 2 | 2,88 | 2,76 | 2,65 | 2,55 | 2,44 | 2,35 |
4 | 3 | 3,77 | 3,62 | 3,47 | 3,33 | 3,20 | 3,07 |
5 | 4 | 4,62 | 4,44 | 4,26 | 4,09 | 3,92 | 3,77 |
6 | 5 | 5,43 | 5,21 | 5,00 | 4,80 | 4,61 | 4,43 |
7 | 6 | 6,21 | 5,96 | 5,72 | 5,49 | 5,27 | 5,06 |
8 | 1 | 6,97 | 6,69 | 6,42 | 6,17 | 5,92 | 5,68 |
9 | 8 | 7,69 | 7,38 | 7,09 | 6,80 | 6,53 | 6,27 |
10 | 9 | 8,38 | 8,04 | 7,72 | 7,41 | 7,12 | 6,83 |
11 | 10 | 9,04 | 8,68 | 8,33 | 8,00 | 7,68 | 7,37 |
Примечания 1 Ролик неподвижного блока, с которого сбегает конец троса, считается отводным. 2 Данные относятся к полиспастам с блоками на подшипниках трения. |
10.5.10 При проектировании надвижки с помощью домкратов предусматривается:
- расположение домкратов строго симметрично относительно оси надвижки и объединение в общую батарею (толкание пролетного строения одним домкратом не рекомендуется);
- расположение тянущих домкратов на устоях мостов с передачей нагрузки на тягу через рамку или траверсы;
- применение тянущих устройств с необходимой тягой, с вытяжкой при расчетном тяговом усилии не более 10 см (предпочтительно в виде пластинчатых цепей);
- применение передвижных упоров и съемных вставок, устанавливаемых между домкратами и торцом пролетного строения, при опирании домкратов в хвостовую часть пролетного строения;
- применение перемещающихся домкратов с зажимами, типа гидропередвижчика, при использовании сплошных нижних накаточных путей, закрепленных от смещения;
- применение стальных прокладок из высокопрочных материалов с высоким коэффициентом трения или стальных прокладок с насеченной и закаленной поверхностью;
- использование специальных домкратов для возврата поршней тянущих домкратов в исходное положение.
10.5.11 Для продольной надвижки стальных и сталежелезобетонных балочных пролетных строений допускается использование тяговых и тормозных устройств в виде парных гидроцилиндров с ходом штока 200 см и более, оборудованных на концах клещевыми гидрозахватами. При этом:
- приложение тягового или тормозного усилия осуществляется за края или свесы нижнего пояса, которые для обеспечения надежного захвата должны быть по ширине не менее 90 мм;
- неподвижный конец гидроцилиндров закрепляется на стапеле, на капитальной опоре либо на вспомогательной опоре; при расчете каждой из конструкций вводятся максимально возможные усилия от действия тяговых или тормозных устройств.
10.5.12 При надвижке пролетных строений в условиях температуры наружного воздуха ниже минус 40 °C применение механизмов предусматривается в соответствии с требованиями ГОСТ 15150. При этом требуется предусматривать меры по предотвращению хрупкого разрушения металла основных и вспомогательных конструкций.
10.5.13 При надвижке пролетных строений применяются аванбеки, арьербеки, шпренгели и приемные консоли, входящие в общую надвигаемую систему совместно с надвигаемой конструкцией.
10.5.14 Проектирование аванбека с назначением его длины и жесткости при надвижке неразрезных пролетных строений предусматривается с соблюдением условий:
- обеспечения прочности и устойчивости против опрокидывания надвигаемой системы в момент перед опиранием аванбека на следующую перекаточную опору;
- обеспечения прочности и устойчивости элементов надвигаемого пролетного строения с усилиями не выше предельно допустимых.
10.5.15 Для облегчения заведения аванбека на перекаточную опору в некоторых случаях его конец проектируется с плавным подъемом кверху с учетом прогиба консольной части от собственного веса.
10.5.16 При больших прогибах пролетных строений, в случае необходимости, на переднем конце аванбека предусматриваются устройства для выборки прогиба.
10.5.17 Конструкция аванбека и его крепление к пролетному строению рассчитываются для следующих трех положений:
- нахождение аванбека на весу, когда он работает как консоль;
- поддомкрачивание переднего конца аванбека;
- опирание аванбека в любом из его промежуточных сечений.
10.5.18 При надвижке пролетного строения со шпренгелем может применяться короткий аванбек, предназначенный для приема конца пролетного строения на очередной опоре.
10.5.19 При необходимости конструкция шпренгеля должна обеспечивать возможность регулирования прогиба консоли пролетного строения при его наезде на перекаточные опоры. Как правило, это осуществляется путем поддомкрачивания стойки шпренгеля. При этом в документации указываются способы непосредственного измерения усилий в шпренгеле и стойке на всех стадиях надвижки.
10.5.20 Приемные консоли рассчитываются на воздействие нагрузок, приведенных в таблице 20 в наиболее невыгодном их сочетании и положении.
10.5.21 Усилия, передаваемые приемными консолями на перекаточную опору, не должны превышать усилий, воспринимаемых этой опорой. При этом в случае размещения приемных консолей на капитальной опоре производится проверка данной опоры, включая основание, на монтажные нагрузки.
10.5.22 Для надвижки пролетного строения на последних стадиях может применяться арьербек.
10.5.23 При использовании тяговых и тормозных устройств с клещевыми гидрозахватами конструкция арьербека предусматривается совместимой с ними для работы в штатном режиме без дополнительного переустройства.
10.5.24 При надвижке необходимо обеспечить устойчивость надвигаемой конструкции от сдвига и опрокидывания на всех этапах работ, в том числе в период сборки на стапеле, а также от продольного смещения при опускании на анкерной опоре.