БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования

10.4 Накаточные пути, устройства скольжения и качения

 

10.4.1 Общие требования к проектированию

10.4.1.1 Накаточные пути, устройства скольжения, перекаточные устройства, тяговые и тормозные средства, применяемые при надвижке (перекатке) пролетных строений, должны обеспечивать плавное, без рывков и перекосов, движение перемещаемых конструкций, надежность их закрепления и безопасность работы.

10.4.1.2 Конструкция устройств скольжения и накаточных путей проектируется с условием, исключающим появление в пролетном строении недопустимых напряжений, с обеспечением местной устойчивости элементов пролетного строения и возможности контроля деформаций конструкций накаточных опор. Конструкция устройств также должна исключать возможность поворота опорных сечений пролетных строений и смещений надвигаемой конструкции поперек направления надвижки свыше допускаемых.

10.4.1.3 Во всех случаях верхний прерывистый и непрерывный накаточный путь проектируется прямолинейным в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Прямолинейность накаточного пути в вертикальной плоскости обеспечивается применением поперечин переменной высоты и их прирубкой к поясам ферм или продольных балок или применением металлических распределительных прокладок переменной высоты.

10.4.1.4 Для конструкции накаточных путей и устройств скольжения предусматривается возможность размещения домкратов для установки пролетного строения на накаточные пути и опорные части и возможность замены деталей устройств скольжения.

10.4.1.5 Нижние накаточные пути на насыпи подходов предусматривается укладывать на щебеночный или крупнозернистый песчаный балласт, толщина которого под подошвой шпалы должна быть не менее 25 см.

10.4.1.6 Шаг шпал в зависимости от погонной нагрузки на накаточный путь принимается:

0,7 м - при погонной нагрузке до 600 кН/м;

0,5 м - при погонной нагрузке от 600 до 1000 кН/м.

При давлении более 1000 кН/м предусматривается сплошная выкладка из шпал или сплошная железобетонная плита.

10.4.1.7 Профиль накаточного пути, включая сборочный стапель, проектируется в соответствии с проектным профилем пролетного строения и обосновывается расчетом на всех стадиях надвижки. Изменение указанного профиля на стапеле обосновывается расчетом пролетного строения для всех стадий надвижки.

Уклон накаточных путей в сторону надвижки принимается по возможности величиной не более половины минимального значения коэффициента трения элементов скольжения в перекаточных устройствах.

10.4.1.8 Нижние накаточные пути или устройства скольжения на оголовках опор должны обеспечивать восприятие горизонтальных нагрузок, возникающих при перекатке или надвижке пролетных строений.

10.4.1.9 Для опирания на накаточные пути берегового конца пролетного строения, надвигаемого с плавучей опорой, предусматривается специальная балансирная каретка, обеспечивающая равномерную передачу нагрузок независимо от вертикальных перемещений плавучей опоры.

10.4.1.10 При выполнении расчетов реакций и удельных давлений на накаточные устройства учитывается возможная перегрузка балок пролетного строения в поперечном направлении, поэтому накаточные пути, устройства скольжения и пролетные строения рассчитываются на наибольшие величины давления. В необходимых случаях предусматривается поперечная балансировка накаточных устройств, а также применение датчиков для контроля фактических величин давления.

10.4.1.11 При продольной надвижке пролетных строений по насыпи подходов или перекаточным опорам величины удельных давлений на перекаточные устройства принимаются по огибающим эпюрам давлений, определяемым для различных участков накаточного пути и стадий надвижки согласно 10.2 - 10.5.

10.4.1.12 При поперечной передвижке пролетных строений величины удельных давлений определяются согласно формулам (10.6) и (10.7).

10.4.1.13 Верхние накаточные пути проектируются с плотным прилеганием к нижнему поясу надвигаемой конструкции с учетом его конфигурации.

10.4.1.14 Скорость перемещения пролетных строений по накаточным путям не должна превышать следующие величины:

- 17 мм/с - при перекатке на катках;

- 7 мм/с - при надвижке на карточках скольжения.

10.4.1.15 Скорость подъема и опускания пролетных строений не должна превышать 15 мм/с.

10.4.2 Проектирование устройств скольжения

10.4.2.1 Для надвижки пролетных строений, когда пролетное строение периодически приподнимается при помощи домкратов, для изменения положения кареток и контртел применяются устройства скольжения циклического действия, показанные на рисунке 10.8.

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования

 

а - с переставным контртелом; б - с переставной кареткой;

1 - опорная поверхность пути скольжения; 2 - контртело;

3 - каретка; 4 - шарнир; 5 - полимерная прокладка;

6 - надвигаемая конструкция; 7 - домкрат для подъемки;

8 - домкрат для надвижки

 

Рисунок 10.8 - Устройства скольжения циклического действия

 

Устройства скольжения непрерывного действия, показанные на рисунке 10.9, применяются в случае надвижки пролетного строения на значительную часть длины без остановок и поддомкрачивания.

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования

 

1 - накаточная или балансирная балка; 2 - опорная часть

(шарнир); 3 - резиновая прокладка; 4 - контртело;

5 - полимерные прокладки (карточки скольжения);

6 - надвигаемое пролетное строение; 7 - подферменник опоры

 

Рисунок 10.9 - Устройства скольжения непрерывного действия

 

10.4.2.2 Для устройства пути скольжения применяются контртела из стального проката, покрытые атмосферостойкими, имеющими глянцевый блеск, грунтами или эмалями по ГОСТ 6465. Поверхность проката перед покраской должна быть ровной, без следов ржавчины, с шероховатостью не ниже Ra 0,20 в соответствии с ГОСТ 2789.

10.4.2.3 На всей длине пути скольжения применяется непрерывный полированный лист из нержавеющей стали с шероховатостью Ra 0,10 по ГОСТ 2789. По концам листа устраиваются уклоны спереди и сзади.

Примечание - В исключительных случаях допускается стыковка листов без выступов, сварные швы зачищаются заподлицо с последующей полировкой или покраской.

 

10.4.2.4 Антифрикционные прокладки изготавливаются из фторопласта-4 марки А или Б незакаленного в соответствии с ГОСТ 10007 или полиэтилена ВП в соответствии с ГОСТ 16338, высокомолекулярного полиэтилена, нафтленовой ткани или применяются готовые карточки скольжения с покрытием тефлоном. Размер прокладок в плане назначается исходя из расчетного сопротивления смятию прокладок скольжения.

10.4.2.5 Для устройств скольжения, показанных на рисунках 10.8 и 10.9, предусматриваются при положительных температурах номинальные вертикальные давления для фторопласта-4 до 15 МПа, для полиэтилена ВП - до 15 МПа, а при отрицательных температурах соответственно до 20 и 30 МПа. На нафтленовую ткань давление не должно превышать 30 МПа, на карточки скольжения с тефлоном - по данным поставщика.

10.4.2.6 Полимерные прокладки в устройствах скольжения, показанные на рисунке 10.10 а, располагаются свободно на стальном листе с шероховатостью поверхности Rz 40 - Rz 80 или закрепляются в обойму, показанную на рисунке 10.10 б, с шероховатостью дна Rz 40 - Rz 80 в соответствии с ГОСТ 2789 или закрепляются на фанерных карточках в случае применения нафтленовой ткани.

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования

 

а - прокладки, свободно опирающиеся на шероховатую

поверхность; б - прокладки, заключенные в обойму;

1 - надвигаемая конструкция; 2 - контртело; 3 - полимерная

прокладка; 4 - опорная поверхность; 5 - обойма

 

Рисунок 10.10 - Расположение антифрикционных прокладок

в устройствах скольжения циклического действия

 

10.4.2.7 При свободном расположении прокладок их толщина принимается равной от 2 до 5 мм, при расположении в обойме - от 4 до 20 мм. Листы фторопласта укладываются в обойме на резиновую и стальную прокладки. При этом из обоймы может выступать до половины толщины прокладки, но не менее 2 мм.

При потолочном расположении применяются полимерные прокладки толщиной от 5 до 20 мм. Их монтажные крепления предусматривается выполнять потайными винтами или планками, которые не должны выходить за поверхность обоймы.

10.4.2.8 При надвижке пролетных строений, расположенных на продольном уклоне или вертикальной кривой, уклон плоскости скольжения устройств скольжения на каждой опоре предусматривается равным уклону пролетного строения на этой опоре.

10.4.2.9 Для снижения коэффициента трения по фторопласту и тефлону может применяться силиконовая смазка. При надвижке пролетных строений в условиях температуры ниже 0 °C могут применяться устройства скольжения с обогреваемым контртелом, показанным на рисунке 10.11. Конструкция устройства скольжения и терморегулятора должна обеспечивать равномерный нагрев контртела и постоянство температуры с точностью +/- 5 °C.

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования

 

1 - надвигаемая конструкция; 2 - фанера; 3 - фторопласт;

4 - контртело; 5 - стальной лист с пазами;

6 - электронагреватели; 7 - листовой асбест;

8 - стальной лист толщиной от 4 до 6 мм;

9 - резиновая прокладка; 10 - опорная конструкция

 

Рисунок 10.11 - Деталь устройства скольжения

с обогреваемым контртелом

 

10.4.2.10 Для обеспечения проектного положения пролетных строений в плане при надвижке их по полимерным устройствам скольжения предусматриваются специальные направляющие устройства, показанные на рисунке 10.12, рассчитанные на восприятие бокового усилия при надвижке.

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования

 

1 - балансирная балка накаточного устройства; 2 - устройство

скольжения; 3 - опорная часть балансирной балки;

4 - железобетонный подферменник опоры; 5 - направляющие

ролики; 6 - винтовой домкрат; 7 - опорная конструкция

направляющего устройства; 8 - надвигаемое пролетное строение

 

Рисунок 10.12 - Направляющее устройство

 

10.4.2.11 Величина бокового усилия для расчетов принимается равной сумме нагрузок от давления ветра рабочего состояния (V = 15 м/с) в сочетании с усилиями от бокового смещения надвигаемой конструкции по 5.3.11 или на полное расчетное ветровое усилие для зоны строительства.

10.4.2.12 Боковые устройства также рассчитываются на разность усилия от давления ветра расчетной интенсивности поперек надвижки и горизонтального усилия в устройствах скольжения - третье сочетание нагрузок по таблице 17.

10.4.2.13 Механизм изменения зазора в направляющем устройстве рассчитывается на усилие бокового смещения надвигаемой конструкции.

10.4.2.14 Установка направляющих устройств, обеспечивающих правильное положение надвигаемой конструкции в плане, предусматривается попарно на всех перекаточных опорах. При этом расстояние между роликами или упорами направляющих устройств при их максимальной раздвижке должно быть не более чем на 30 мм больше габарита надвигаемой конструкции с учетом допусков на изготовление и монтаж.

10.4.2.15 При проектировании полимерных устройств скольжения предусматривается заземление надвигаемой конструкции на всех стадиях сборки и надвижки.

10.4.3 Проектирование накаточных путей и устройств качения

10.4.3.1 Накаточные пути проектируются из железнодорожных рельсов на деревянных поперечинах или из балок с соблюдением следующих условий:

- количество и тип рельсов или балок в накаточных путях, а также шаг поперечин определяются расчетом с учетом конструкции перекаточных устройств;

- при перекатке на катках нижний накаточный путь, как правило, должен иметь на 1 рельс или балку больше, чем верхний;

- стыки рельсов располагаются вразбежку, а рельсы соединяются без зазоров и перекрываются накладками;

- при перекатке на катках концы рельсов или балок накаточных путей должны быть плавно отогнуты по радиусу не менее 50 см в сторону подошвы с уклоном до 15%, в этом случае отгиб рельсов или балок нижних путей предусматривается на длине не менее 1,0 м, верхних - на длине не менее 0,2 м;

- конструкция крепления рельсового пути к шпалам должна обеспечивать передачу продольных усилий;

- рабочие поверхности накаточных путей должны быть ровными, сварные стыки и прочие выступы - зачищены;

- старогодные рельсы должны иметь одинаковую высоту.

10.4.3.2 Верхний накаточный путь проектируется как непрерывным, так и прерывистым.

Прерывистый путь предусматривается под узлами ферм в случаях недостаточной прочности и жесткости поясов пролетных строений, а также при надвижке их по непрерывному нижнему накаточному пути на насыпи подходов или сплошных подмостях.

При использовании нижнего пояса балок со сплошной стенкой верхний накаточный путь может не применяться.

10.4.3.3 Количество рельсов накаточного пути, длина накаточных кареток, диаметр катков и их количество на погонный метр пути назначаются исходя из величин предельных нагрузок на пересечении катка с рельсом или балкой накаточного пути, принимаемых по таблице 18, и наибольших величин удельных давлений на накаточный путь с учетом коэффициента надежности по нагрузке ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования.

 

Таблица 18

 

Величины предельных нагрузок для катка

 

Диаметр стального катка

Предельная нагрузка на одно пересечение, кН

с рельсом типа Р50 и тяжелее

с балкой N 55 и тяжелее

80

30

75

100

50

100

120

60

110

 

10.4.3.4 Каретки для поперечной перекатки на катках скрепляются с перекатываемой конструкцией и рассчитываются с учетом возможного бокового усилия (распора).

10.4.3.5 Роликовые опоры составляются из отдельных двухроликовых элементов, последовательно объединяемых шарнирно в группы из двух, четырех, восьми элементов.

10.4.3.6 Распределительные устройства, каретки и роликовые тележки, показанные на рисунке 10.13, должны обеспечивать балансирное и равномерное распределение нагрузки на катки или ролики.

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования

 

1 - опорный узел пролетного строения; 2 - опорные части;

3 - каретка; 4 - катки; 5 - нижний накаточный путь

 

Рисунок 10.13 - Опирание узла пролетного строения

на накаточные пути

 

10.4.3.7 Конструкция тележек для поперечной перекатки, показанная на рисунке 10.14, должна обеспечивать: равномерную нагрузку на все ролики тележки и возможность продольного перемещения одного из концов перекатываемого пролетного строения по тележке для уменьшения влияния распора, возникающего от непараллельности накаточных путей, забега тележек и от изменения длины пролетного строения при прогибах и температурных перепадах.

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования

 

1 - опорный узел пролетного строения; 2 - катки;

3 - перекаточная тележка; 4 - опорные плиты тележки;

5 - ограничители положения катков

 

Рисунок 10.14 - Опирание узла пролетного строения

при поперечной перекатке на тележках

 

10.4.3.8 Тележки должны быть устойчивыми в свободном состоянии. Высота реборд колес менее 20 мм не допускается. Тип рельса для перекаточного пути выбирается по 9.1.

10.4.3.9 Катки для перекатки применяются диаметром от 80 до 120 мм из твердых сталей не ниже марки Ст5 в соответствии с ГОСТ 380, с шероховатостью поверхности катания Rz 20, в соответствии с ГОСТ 2789. Катки точеные с минусовым допуском - глубиной наибольшей впадины профиля Rv - 220 мкм.

Длина катков предусматривается не менее 200 мм и не более 300 мм больше ширины накаточного пути. Расстояние между катками в свету - не менее 50 мм.

TOC