ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования
10.3 Пирсы
10.3.1 Береговые пирсы и подмости для сборки пролетных строений, устанавливаемых на плаву, проектируют, как правило, с низовой стороны моста и на расстоянии, обеспечивающем свободный вывод, перемещение плавучей системы вдоль моста, разворот и введение ее в пролет.
10.3.2 Длина береговых пирсов назначается исходя из обеспечения возможности заводки между ними плавучих опор для снятия с пирсов пролетных строений при рабочем горизонте воды с учетом его колебания и запаса глубины ковша под днищем плавучих опор согласно 10.7.
Уклон подводной части откосов ковша для пирса предусматривается от 1:3 до 1:5 в зависимости от грунта дна.
10.3.3 При значительной высоте моста или длине перекатки на мелководье береговые пирсы сооружаются в низком уровне. Перекатка пролетных строений в этом случае выполняется:
- для проектного уровня на специальных перекаточных опорах, являющихся концевыми частями сборочных подмостей;
- для низкого уровня на тележках, катках или специальными передвижными подъемниками. Подъемка пролетных строений с тележек в уровень перевозки на плаву осуществляется подъемниками, сооружаемыми в конце пирсов.
10.3.4 Пирсы для выкатки пролетных строений на плавучие опоры располагаются под опорными узлами перпендикулярно продольной оси сборочных подмостей.
10.3.5 Речные пирсы, смонтированные в пролете параллельно оси моста, проектируют под опорными узлами пролетных строений.
Сопряжение пирсов с капитальными опорами обеспечивается плавным переходом катков или тележек с пирса на опору, для чего для пирсов предусматривается строительный подъем, компенсирующий их деформации под нагрузкой.
10.3.6 На незатапливаемых участках поймы реки пирсы могут располагаться под промежуточными узлами пролетных строений. В этом случае передвинутое по пирсам на проектную ось пролетное строение переставляется на капитальные опоры с помощью домкратов.
10.3.7 Поперечные размеры пирсов определяются количеством накаточных путей и условиями обеспечения их поперечной устойчивости под действием вертикальных и горизонтальных нагрузок. На одиночном пирсе предусматривается размещение накаточного пути под один конец пролетного строения, на совмещенном пирсе - под концы пролетных строений двух смежных пролетов.
10.3.8 Отметка верха пирсов назначается с учетом конструкции накаточного пути, перекаточных и подъемных устройств, упругих деформаций конструкций пирсов и накаточных путей и увязывается с отметкой сборочных подмостей и отметками установки пролетных строений на плавучих или капитальных опорах.
10.3.9 При проектировании конструкции пирсов предусматривается возможность установки на них домкратов для поддомкрачивания пролетного строения при установке его на накаточном пути и снятия с него. В уровне накаточных путей предусматриваются рабочие настилы и тротуары, отвечающие требованиям 9.3.
10.3.10 Пирсы, накаточные пути и подъемные устройства рассчитываются на прочность и устойчивость положения в продольном и поперечном направлениях по сочетаниям, приведенным в таблице 17. Дополнительно к сочетаниям нагрузок пирсы проверяются расчетом:
- на давление поперечно направленного ветра расчетной интенсивности при отсутствии на них пролетного строения;
- на нагрузки от домкратов в местах поддомкрачивания пролетного строения при установке его на накаточные устройства и снятии с них.
Таблица 17
Сочетание нагрузок для расчетов пирсов
Номер нагрузки по таблице 1 | Нагрузки и воздействия | Сочетания нагрузок | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Собственный вес рассчитываемых элементов пирсов | + | + | + | + |
5 | Вертикальные нагрузки от перекатываемого пролетного строения | + | + | + | + |
14 | Тяговое усилие от сил трения при перемещении пролетного строения | + | - | + | - |
15 | Поперечная сила при перемещении пролетного строения | - | - | + | - |
17 | Ветер на пролетное строение и пирс вдоль перекатки | + | + | - | - |
17 | Ветер на пролетное строение и пирсы поперек перекатки | - | - | + | + |
Примечание - Величина ветровой нагрузки в сочетаниях 1 и 3 принимается соответствующей давлению 135 Па (13,8 кгс/м2) при скорости ветра V = 15 м/с, в остальных сочетаниях - расчетной интенсивности. |
В расчетах учитывают следующее:
Q - нагрузка от перекатываемого пролетного строения;
NТ - тяговое усилие;
Nб - боковое усилие, принимаемое с учетом 5.3.11;
G - собственный вес рассчитываемых элементов пирса;
Wпс, Wо - давление ветра на пролетное строение и опору вдоль перекатки;
W'пс, W'о - то же, поперек перекатки.
Схемы приложения нагрузок показаны на рисунке 10.6.
а - вдоль пирсов; б - поперек пирсов
Рисунок 10.6 - Схемы приложения нагрузок к пирсам
10.3.11 Нагрузка Q от веса пролетного строения на нижний накаточный путь принимается равномерно распределенной по длине верхних накаточных путей при симметричном относительно середины пролетного строения их расположении.
10.3.12 В поперечном направлении давление W прикладывается на одиночные пирсы центрально, а на совмещенные - с эксцентриситетом e, показанным на рисунке 10.6.
10.3.13 Тяговое усилие NТ, ветровая нагрузка на пролетное строение поперек перекатки W'пс и воздействие от перекоса катков Nб прикладываются в уровне верха нижних накаточных путей.
10.3.14 Распределение между опорами пирса тягового усилия и нагрузки от ветра на пролетное строение вдоль перекатки принимаются:
- при длине пирса 50 м и менее - равномерно между всеми опорами, независимо от величин пролетов в пирсе;
- при большей длине пирса - равномерно между опорами на длине 50 м.
10.3.15 Погонная нагрузка на накаточный путь Px, Н/м, от воздействия на пролетное строение ветра, показанная на рисунке 10.7, вдоль перекатки определяется по методу внецентренного сжатия по формуле
(10.9)
где Qп, Wпс - приходящиеся на пирс нагрузки от пролетного строения и давления ветра;
hx - возвышение центра ветрового давления над верхом нижних накаточных путей, м;
m - коэффициент условий работы, принимаемый:
m = 1,1 при C2 = 0; m = 1,0 при .
Рисунок 10.7 - Расчетная схема давления на накаточный путь
10.3.16 При расчете элементов опор и прогонов или ферм пирсов расчетные сопротивления материалов делятся на коэффициент надежности по назначению . Прогибы прогонов или ферм пирсов от временной нагрузки не должны превышать 1/300L, где L - пролет прогонов или ферм пирсов.