БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования

10.2 Опоры для надвижки пролетных строений

 

10.2.1 Для монтажа пролетных строений методом продольной надвижки проектируется стапель, на котором предусматривается сборка пролетного строения и последующее его перемещение в проектное положение по перекатанным опорам, оборудованным устройствами скольжения или качения согласно 10.4.3, ось стапеля в вертикальной плоскости должна повторять профиль надвижки пролетного строения.

10.2.2 Количество, размеры и местоположение стапелей, вспомогательных опор, а также тип и количество перекаточных опор назначаются при соблюдении условий:

- прочности и устойчивости против опрокидывания надвигаемого пролетного строения в момент перед опиранием его лидерного конца или аванбеком на очередную перекаточную опору;

- прочности и устойчивости против опрокидывания опоры под действием расчетных нагрузок в их невыгодном сочетании;

- возможности размещения на оголовке опоры комплекса устройств для надвижки пролетного строения в проектное положение и последующего опускания его на капитальные опорные части.

10.2.3 Для сборочного стапеля предусматривается жесткое естественное основание или свайный фундамент. При размещении стапеля на вновь отсыпаемой насыпи предусматриваются работы по уплотнению грунтового основания до коэффициента уплотнения 0,98.

10.2.4 Перекаточные опоры предусматриваются в пределах стапеля, а также на капитальных и вспомогательных опорах. Сборочные опоры на стапеле проектируются с регулируемыми по высоте опорными площадками, позволяющими задать при сборке проектный строительный подъем балки жесткости надвигаемого пролетного строения.

10.2.5 Для продольной надвижки пролетных строений с прерывистыми верхними накаточными путями, например при надвижке сквозной фермы с расположением накаточных устройств только под узлами, размеры оголовков перекаточных опор по фасаду определяются длиной нижних накаточных путей. При этом они должны обеспечивать размещение на перекаточной опоре двух смежных участков верхних накаточных путей.

10.2.6 На оголовках перекаточных опор предусматриваются распределительные ростверки, обеспечивающие восприятие и передачу возникающих при надвижке горизонтальных и вертикальных сил.

10.2.7 Для конструкции распределительных ростверков предусматривается возможность размещения на них необходимого количества устройств скольжения и качения, устройств для ограничения его боковых смещений и выправки в плане с учетом строительного подъема монтируемого пролетного строения, а также устройств для поддомкрачивания пролетного строения.

10.2.8 Для надвижки сквозных ферм с расположением устройств скольжения и качения под продольными балками проезжей части на распределительных ростверках под поясами главных ферм предусматриваются страховочные клетки с зазором не более 3 см.

10.2.9 При надвижке пролетных строений с замыканием консолей в пролете предусматриваются устройства, обеспечивающие возможность горизонтального перемещения консоли вдоль оси пролетного строения над временно заблокированной опорной частью для точной установки на температурную ось.

10.2.10 Оголовки опор проектируются с приспособлениями для возможности замены деталей устройств скольжения.

10.2.11 Отметки распределительных ростверков перекаточных опор назначаются с учетом проектного или повышенного уровня надвижки пролетного строения, прогиба лидерного участка консоли при наезде на перекаточную опору, упругих и остаточных деформаций опор под нагрузкой.

10.2.12 При размере оголовка капитальной опоры, недостаточном для размещения всего комплекса оборудования перекаточной опоры, проектируется временное его уширение временной вспомогательной обстройкой. При этом предусматривается возможность установки опорных частей после надвижки пролетного строения без демонтажа конструкций уширения.

10.2.13 Опоры для надвижки, обстройка капитальных опор, устройства скольжения, накаточные пути рассчитываются на воздействие нагрузок в соответствии с таблицей 16.

 

Таблица 16

 

Нагрузки для расчетов конструкций при надвижке

 

Номер нагрузки по таблице 1

Нагрузки и воздействия

Сочетания нагрузок

1

2

3

1

Собственный вес перекаточной опоры

+

+

+

5

Вертикальная нагрузка от надвигаемого пролетного строения

+

+

+

14

Тяговое усилие при надвижке от сил трения

+

+

-

15

Поперечное усилие при надвижке

-

+

+

17

Давление ветра вдоль надвижки

+

-

-

17

Давление ветра поперек надвижки

-

+

+

Примечания

1 Для третьего сочетания принимается расчетная интенсивность ветровой нагрузки, в первом и втором - соответствующая ветровому давлению 14 кгс/м2 (при скорости ветра V = 15 м/с).

2 При сборке конструкций, надвигаемых половиной пролета с замыканием в пролете, опоры должны рассчитываться на надвижку вдоль и поперек моста.

3 Величина горизонтального усилия от ветра на пролетное строение распределяется между опорами пропорционально вертикальным давлениям на опоры.

 

10.2.14 Дополнительно к расчетам на сочетания нагрузок, приведенных в таблице 16, опоры проверяются на следующие нагрузки:

а) давление продольного и поперечного ветра расчетной интенсивностью на ненагруженную пролетным строением опору;

б) поперечное гидродинамическое воздействие воды и давление льда на незагруженную опору;

в) воздействие домкратов, если в процессе надвижки предусмотрено поддомкрачивание конца консоли надвигаемого пролетного строения;

г) воздействие пролетного строения и монтажного крана, если после надвижки пролетного строения, например металлической балки сталежелезобетонного пролетного строения, его сборка будет продолжена в пролете с использованием перекаточных опор;

д) усилия, возникающие при выправке пролетного строения в плане, перекосе катков и непараллельности путей.

10.2.15 Опоры рассчитываются на прочность и устойчивость положения в продольном и поперечном направлениях. В расчетах учитывают:

P1 и P2 - удельные давления на накаточные устройства, кН/м;

Wпс и Wо - давление ветра соответственно на пролетные строения и опору, направленное поперек оси моста;

W'пс и W'о - то же, вдоль оси моста;

NТ - тяговое усилие;

G - собственный вес опоры.

Расчеты выполняют в соответствии со схемами приложения нагрузок на опору, показанными на рисунке 10.4.

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования

 

а - продольное направление; б - поперечное направление

 

Рисунок 10.4 - Схема приложения нагрузок

к перекаточной опоре

 

При расчете опор на прочность и устойчивость учитываются следующие условия:

- удельные давления P1 и P2 определяются с учетом жесткости передвигаемой конструкции и накаточных устройств;

- при определении усилий во втором сочетании по таблице 16 к нагрузкам от поперечного ветра учитывается коэффициент сочетаний ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования;

- расчеты по второму предельному состоянию при надвижке металлических пролетных строений выполняются при вычислении их строительного подъема, а также в тех случаях, когда возможно появление осадок опор, опасных для надвигаемого пролетного строения.

10.2.16 Давление от металлического пролетного строения на опоры при числе их не более двух, как показано на рисунке 10.5, определяется исходя из предположения, что пролетное строение имеет абсолютную жесткость.

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования

 

а - опирание пролетного строения на одном участке

накаточного пути; б - опирание пролетного строения

на двух участках накаточного пути

 

Рисунок 10.5 - Расчетные схемы нижнего накаточного пути

при продольной перекатке

 

При этом условии давление определяется:

а) при опирании пролетного строения на одном участке накаточных путей, показанном на рисунке 10.5 а, по формулам:

- для первого случая при C < 3a

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (10.2)

 

- для второго случая при C >= 3a

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования P2 = 0; (10.3)

 

б) при опирании пролетного строения на двух участках накаточного пути, показанном на рисунке 10.5 б, по формулам:

- для давления в любой точке накаточного пути

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (10.4)

 

- для наибольшей величины давления

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (10.5)

 

где Q - вес пролетного строения и верхних накаточных путей в центре массы, кН;

Px - удельное давление на накаточный путь, кН/м;

C, C1, C2 - длина участков опирания пролетного строения на накаточный путь, м;

e - расстояние от центра площадок опирания до точки приложения силы Q, м;

x - координаты точки для определения давления Px;

xmax - координаты точки для определения максимального давления Pmax;

J - момент инерции площадок опирания, м, вычисляемый по формуле

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (10.6)

 

где an - расстояние от центра тяжести площадок опирания до середины каждой площадки, м.

Положение общего центра всех площадок опирания l0 вычисляют по формуле

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (10.7)

 

где l1, l2 - координаты центров площадок опирания.

10.2.17 При количестве опор более двух давление на каждую опору от пролетного строения определяется с учетом его жесткости, податливости опор и взаимного смещения линии отметок накаточных путей и упругой линии сборки пролетного строения.

10.2.18 Для продольной надвижки неразрезных пролетных строений расчет усилий, перемещений, опорных реакций производится на ЭВМ, при этом шаг надвижки принимается не более длины блока или шага изменения расчетных сечений. Проверка стенки на местную устойчивость обязательна. Также при расчете надвижки пролетного строения определяются параметры въезда консоли пролетного строения или аванбека на опоры и съезда конца пролетного строения с накаточных путей.

10.2.19 Тяговое усилие и равнодействующая сила продольного и поперечного ветрового давления от действующего на пролетное строение ветра распределяются между опорами или участками опирания пропорционально вертикальным нагрузкам, приходящимся на опоры от надвигаемого пролетного строения

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (10.8)

 

где NТ - полное тяговое усилие, удовлетворяющее условиям 10.5.5;

NТn - усилие, приходящееся на n-ю опору;

WД и WП - давление продольного и поперечного ветра на пролетное строение;

WДn и WПn - соответственно равнодействующие продольного и поперечного ветрового давления, приходящиеся на n-ю опору;

Q - полная вертикальная нагрузка от пролетного строения;

Qn - вертикальная нагрузка, приходящаяся на n-ю опору.

Тяговое усилие и давление ветра следует считать приложенными в уровне верха нижних накаточных путей.

10.2.20 Вертикальные нагрузки на опоры от веса пролетного строения и верхних накаточных путей определяются как площадь соответствующих эпюр давления, показанных на рисунке 10.5, вычисленных по формуле (10.8).

TOC