БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования

10 Проектирование специальных вспомогательных сооружений и устройств для монтажа стальных и сталежелезобетонных конструкций

 

10.1 Сборочные подмости и промежуточные опоры для полунавесной и навесной сборки пролетных строений

 

10.1.1 Способ монтажа пролетных строений предусматривается проектной, рабочей и организационно-технологической документацией. В зависимости от способа монтажа определяется выбор схемы подмостей, конструкции оснований и надстройки с учетом конструкции пролетного строения, а также в зависимости от гидрогеологических, судоходных и других местных условий мостового перехода.

10.1.2 Сборка балочных пролетных строений может осуществляться:

- полунавесным способом с опиранием собираемой конструкции на систему опорных устройств, состоящую из участков сплошных подмостей, временных промежуточных опор и капитальных опор моста, показанным на рисунке 10.1 а;

- навесным способом без временных опор в пролетах между капитальными опорами, показанным на рисунке 10.1 б.

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования

 

а - с опиранием на временную опору; б - закрепляемые

за постоянную опору; 1 - сборочные краны; 2 - опорное

устройство; 3 - временная опора; 4 - постоянная опора

 

Рисунок 10.1 - Опорные устройства для уравновешенной сборки

 

10.1.3 Длина опорных устройств для сборки базовой части пролетного строения, собираемого уравновешенно-навесным способом, показанным на рисунке 10.1, назначается из условий обеспечения его устойчивости против опрокидывания относительно крайних граней опорных устройств в процессе двусторонней навесной сборки и прочности его элементов перед опиранием собираемых консолей на постоянные или временные опоры.

10.1.4 Количество, расположение в пролетах моста и размеры промежуточных опор для полунавесной сборки назначаются из условий обеспечения:

- устойчивости положения и прочности элементов собранной части пролетного строения в момент перед опиранием его переднего конца на последующую опору или приемную консоль;

- прочности и устойчивости положения промежуточной опоры при действии вертикальных и горизонтальных нагрузок в их невыгодном сочетании.

10.1.5 Опоры подмостей для сборки пролетных строений располагаются:

- под основными узлами ферм;

- в согласованных местах с разработчиком главных балок.

10.1.6 Отметка настила подмостей назначается с учетом установки под нижними поясами пролетного строения домкратов и сборочных или страховочных клеток высотой от 0,7 до 1,0 м. Опирание домкратов предусматривается по 10.6.

10.1.7 Домкраты и клетки устанавливаются в местах, где исключена опасность потери местной устойчивости или повреждения монтируемой и поддерживающей конструкции. В необходимых, определяемых расчетом случаях, конструкции усиливаются, рабочие чертежи усиления согласовываются с разработчиком основной конструкции пролетного строения.

10.1.8 На оголовках промежуточных опор и опорных устройствах при полунавесной сборке при необходимости предусматриваются распределительные ростверки с домкратными батареями и опорными или страховочными клетками для регулирования положения монтируемого пролетного строения.

10.1.9 Отметка верха распределительных ростверков промежуточных опор при полунавесной сборке назначается из условия обеспечения проектного положения опорных узлов пролетного строения с учетом возможных деформаций опоры и прогиба монтируемой консоли, а также связанного с ним допустимого уклона пути сборочного крана.

10.1.10 При возникновении большого прогиба монтируемой консоли предусматривается монтаж в повышенном уровне, устройство столиков, аванбека, подъемных приспособлений на конце консоли и т.п.

10.1.11 При навесной и полунавесной сборке, а также при продольной надвижке пролетных строений должна быть обеспечена аэродинамическая устойчивость монтируемых консолей в соответствии с требованиями СП 35.13330.2011 (пункт 5.48) и других нормативных документов.

10.1.12 Монтажные агрегаты обеспечиваются устройствами перемещения и торможения, исключающими самопроизвольное движение гидроцилиндров, тросовых закреплений на лебедках и др. по уклонам монтируемого пролетного строения.

10.1.13 Для замыкания пролетных строений в пролете предусматриваются специальные обустройства, обеспечивающие возможность горизонтального перемещения пролетного строения в пределах, необходимых для установки элементов замыкающей панели, с учетом колебаний температуры и солнечной радиации.

10.1.14 При монтаже пролетных строений обеспечивается свобода их температурных деформаций и упругих перемещений, а при невозможности обеспечения перемещений учитываются возникающие при этом усилия. Как правило, предусматривается обеспечение контроля за опорными реакциями и перемещениями по трем осям.

10.1.15 Оголовки опор и опорные устройства проектируются с рабочими площадками и ограждениями, отвечающими требованиям 9.3.

10.1.16 На судоходных реках и реках с карчеходом предусматривается объединение надстройки опор и нижнего ростверка для предохранения опор от сдвига при ударе.

Для защиты одиночных стоек от повреждения при навале бревен предусматриваются защитные стенки треугольного очертания в плане.

10.1.17 Стойки опор связываются в неизменяемую пространственную конструкцию поперечными, продольными, а в необходимых случаях диагональными и горизонтальными связями. Отдельные опоры из плоских рам связываются с прогонами и ростверками. Продольная устойчивость системы пролетного строения и временных опор обеспечивается закреплением пролетного строения за капитальную опору.

10.1.18 Размеры временных опор поперек моста назначаются из условия обеспечения поперечной устойчивости системы под действием вертикальных и горизонтальных нагрузок, с учетом ширины и конструкции поперечного сечения пролетного строения.

10.1.19 Конструкции опор рассчитываются на прочность и устойчивость положения при воздействии нагрузок в наиболее невыгодных их сочетаниях (таблица 15), которые могут возникнуть до момента включения в работу монтируемого пролетного строения.

 

Таблица 15

 

Сосредоточенные нагрузки и их сочетания, определяемые

под узлами пролетного строения

 

Номер нагрузки по таблице 1

Нагрузки и воздействия

Сочетание нагрузок

на прочность

на устойчивость положения

1

2

3

1

Собственный вес опоры или опорных устройств

+

+

+

+

5

Вес монтируемого пролетного строения

+

+

-

+

1

Вес рештований, передвижных подмостей, подкрановых и транспортных

+

+

-

+

8

Вес сборочного крана:

 

 

 

 

с грузом

+

-

-

-

без груза

-

+

+

+

10

Вес транспортных средств с грузом

+

-

-

-

7

Вес людей, инструмента и мелкого оборудования

+

+

-

-

17

Давление поперечно направленного ветра на пролетное строение, кран и опору

-

+

+

+

12

Давление от домкратов при регулировании нагрузок между опорами

-

-

+

-

Примечания

1 Вес передвижных подмостей и транспортных средств с грузом учитывается в зависимости от их наличия и невыгоднейшего положения на пролетном строении.

2 Ветер на кран, перемещающийся по проезжей части пролетного строения, учитывается на ветровую поверхность крана, не закрытую пролетным строением.

3 При расчетах устойчивости положения ветровая нагрузка принимается расчетной интенсивности, при расчетах на прочность в третьем сочетании - соответствующей V = 15 м/с, а во втором сочетании - расчетной интенсивности, но не выше принятой в проекте пролетного строения (для стадии монтажа).

4 При необходимости учитывают температурные воздействия во всех сочетаниях.

5 В зависимости от местных условий опоры рассчитывают также на гидродинамическое воздействие воды и ледоход. Эти нагрузки в сочетании с крановой принимаются с ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования, а в сочетании с ветровой ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования.

 

10.1.20 Элементы оголовков промежуточных опор и подмостей рассчитываются на нагрузку: передаваемую через сборочные опорные клетки при сборке и домкраты при поддомкрачивании; от собственного веса, а также веса людей, инструмента и мелкого оборудования на рабочих площадках оголовков.

10.1.21 Прогоны сборочных подмостей рассчитываются как однопролетные балки на равномерно распределенную по длине прогона нагрузку и сосредоточенные нагрузки, передающиеся через сборочные клетки при сборке, и домкраты - при поддомкрачивании.

10.1.22 Равномерно распределенная нагрузка слагается из собственного веса настила, поперечин и прогонов; веса людей, инструмента и мелкого оборудования, размещаемого на тротуарах; веса подкрановых и транспортных путей, если они располагаются на настиле подмостей.

10.1.23 Сосредоточенная нагрузка слагается из веса монтируемого пролетного строения и веса рештований на нем; веса подкрановых и транспортных путей, сборочного крана и транспортных средств с грузами, если они расположены на пролетном строении; давления поперечно направленного ветра на пролетное строение.

10.1.24 Величина сосредоточенной нагрузки под узлами пролетного строения определяется для двух случаев монтажа:

а) при опирании пролетного строения на сборочные клетки в предположении его разрезности в узлах учитывают: вес монтируемого пролетного строения; вес рештований, передвижных подмостей, подкрановых и транспортных; вес сборочного крана с грузом и без груза; вес транспортных средств с грузом; давление от домкратов при регулировании нагрузок между опорами;

б) при опирании пролетного строения на домкраты в предположении его неразрезности в узлах учитывают: вес монтируемого пролетного строения; вес рештований, передвижных подмостей, подкрановых и транспортных; давление от домкратов при регулировании нагрузок между опорами.

10.1.25 Промежуточные опоры и опорные обустройства при полунавесной сборке рассчитываются по первому предельному состоянию на прочность и устойчивость положения. В расчетах учитывают следующее:

q - нагрузка, распределенная равномерно от веса пролетного строения, рештований, подкрановых и транспортных путей, трубопроводов, людей, инструмента и мелкого оборудования;

Pкр - равнодействующая собственного веса крана;

Pэл - вес наиболее тяжелого монтажного элемента с динамическим коэффициентом при наибольшем вылете стрелы;

Pтс - равнодействующая веса транспортных средств с грузом, при их наличии;

Pп - равнодействующая веса передвижных подмостей с людьми и инструментом (при наличии);

G - собственный вес промежуточной опоры с опорными устройствами;

Wкр, Wпс, Wо - давление ветра соответственно на кран, пролетное строение и опору.

Прочность и устойчивость положения определяют в соответствии с расчетными схемами, показанными на рисунке 10.2.

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования

 

а - при полунавесной сборке;

б - при уравновешенно-навесной сборке

 

Рисунок 10.2 - Расчетные схемы нагрузок

на промежуточные опоры и опорные устройства

 

10.1.26 Нагрузки определяются при предельной длине консоли монтируемого пролетного строения и наиболее невыгодных положениях сборочного крана, транспортных средств и подвесных подмостей.

10.1.27 В случае подачи монтажных элементов сбоку от крана при определении нагрузок от крана Pкр учитывается эксцентриситет приложения нагрузки.

10.1.28 Вертикальные нагрузки для каждой из промежуточных опор в пролете при полунавесной сборке определяются в предположении полной разгрузки всех предыдущих промежуточных временных опор.

10.1.29 Вертикальные нагрузки на опорные устройства для уравновешенно-навесного монтажа пролетного строения определяются по схеме двухконсольной балки. При этом за опорную базу балки принимается расстояние между постоянной опорной частью и опорной клеткой со стороны наиболее загруженной консоли, расстояние C, показанное на рисунке 10.2 б.

10.1.30 Давление поперечно направленного ветра на пролетное строение и кран передается на опоры подмостей в виде горизонтальных сил W1(Wпс) и W2(Wкр), а также в виде пары вертикальных сил PW, показанных на рисунке 10.3, определяют по формуле

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (10.1)

 

где MW - момент ветровой нагрузки;

b - расстояние между осями балок или фермы, м.

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования

 

Рисунок 10.3 - Расчетная схема сборочных подмостей

 

10.1.31 Горизонтальные нагрузки от ветра на пролетное строение и краны передаются на опорные устройства через клетки или домкраты пропорционально приходящейся на них доле вертикальной нагрузки.

10.1.32 Промежуточные опоры проверяются на устойчивость до загрузки пролетным строением и после загрузки. Устойчивость ненагруженных опор проверяется при действии ветровой нагрузки вдоль и поперек моста, а после загрузки - только поперек.

10.1.33 При размещении промежуточных опор в реке или на акватории они проверяются также на устойчивость от действия ветра, или ледохода, или гидродинамического воздействия воды в незагруженном состоянии. При этом горизонтальные нагрузки принимаются с коэффициентом сочетаний ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования.

10.1.34 Усилия в стойках опор определяются без учета работы стоек на растяжение, если конструкция сопряжений стоек с ростверками и нижнего ростверка с основанием не обеспечивает передачу растягивающих усилий. В случае, когда по расчету в стойках оказываются растягивающие усилия, расчет повторяется с исключением растянутых стоек.

10.1.35 Для конструкции вертикальной анкеровки от опрокидывания монтируемого пролетного строения предусматривается возможность компенсации горизонтальных перемещений анкеруемого конца пролетного строения.

10.1.36 При проектировании подмостей и опор СВСиУ в местах сопряжения отдельных элементов учитываются остаточные деформации, компенсируемые в последующем строительным подъемом с учетом следующих размеров, мм:

0,2 - в местах примыкания металла к металлу, в т.ч. в сжатых фланцевых стыках;

0,5 - в местах примыкания металла к бетону;

1,0 - в местах примыкания дерева к металлу и бетону на одно сопряжение или контакт;

2,0 - в местах примыкания дерева к дереву на одно сопряжение или контакт;

5,0 - при осадке песочниц, заполненных песком;

10,0 - при осадке полотна подбитых лежней.

TOC