БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования

9.6 Грунтовые якоря

 

9.6.1 Для закрепления вант, оттяжек, блоков полиспастов, отводных роликов, тяговых и анкерных тросов на суше предусматриваются полузакопанные, закопанные якоря, в том числе свайные и закладные, и наземные якоря.

9.6.2 Свайные якоря проектируют из одиночных бревен или брусьев, пакетов из них, железобетонных и стальных свай-стоек, забиваемых или закапываемых в грунт с соблюдением условий:

- якорь усиливается плитами или щитами в верхней части, расположенными со стороны внешнего усилия;

- сваи якоря закапываются или забиваются в грунт под углом около 90° к направлению внешнего усилия;

- отдельные бревна свайных якорей объединяются между собой и со щитом болтами диаметром не менее 20 мм;

- опирание тяжей или тросов на деревянные элементы производится перпендикулярно направлению усилия через металлические прокладки (тросы или тяжи закрепляются скобами для предотвращения соскальзывания).

9.6.3 При проектировании свайных якорей выполняются расчеты на прочность сечения столбов, плиты, щита и др., на глубину заделки столбов.

9.6.4 Расчет прочности свайного якоря производится на уровне на 0,75 м ниже поверхности грунта и без учета отпора верхней части грунта с соблюдением условий:

- момент сопротивления якоря из пакета бревен или брусьев принимается равным сумме моментов сопротивления отдельных бревен или брусьев, т.е. без учета их совместной работы;

- при устройстве врубки в месте опирания троса или тяжа дополнительно проверяется опорное сечение.

9.6.5 Свайные якоря проверяют на выдергивание от действия составляющей, направленной вдоль свай, как для висячей сваи, работающей на трение, по формуле

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (9.1)

 

Значения ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования и ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования для закопанных якорей принимаются по данным СП 22.13330.2016 (приложение А), как для насыпного грунта. Глубину t0, м, рекомендуется определять по Д.1 приложения Д.

9.6.6 Величина заглубления столба якоря h, м, и размеры опорной плиты a, b, d, м, показанные на рисунке 9.3, назначаются из условия h > 1,15t0.

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования

 

Рисунок 9.3 - Свайный якорь

 

9.6.7 Сечение элементов плиты рассчитывается в предположении равномерного реактивного давления по всей площади плиты.

9.6.8 Расчет закапываемых закладных якорей в виде зарытой в землю плиты, или горизонтального бревна, или пакета бревен со щитом или без него, показанных на рисунке 9.3, по несущей способности проводят по формуле

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (9.2)

 

где ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - расчетная выдергивающая сила, передаваемая на плиту якоря;

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - коэффициент надежности по назначению:

1,0 - для устройств горизонтальной перекатки;

1,2 - для сухопутных анкеров плавучих систем и анкеров лебедок, работающих на подъем;

gф - вес плиты якоря, т;

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - угол наклона силы ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования к вертикали;

Nн - несущая способность основания плиты якоря, определяемая по формуле

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (9.3)

 

где ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - удельный вес насыпного грунта засыпки, кН/м3;

V - объем обелиска выпирания, м3, определяемый по рисунку 9.4;

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - площадь боковой поверхности грани обелиска выпирания, м2;

c0 = 0,5c, где c - удельное сцепление грунта;

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - углы наклона к вертикали граней обелиска выпирания, показанные на рисунке 9.4 (ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - угол внутреннего трения насыпного грунта засыпки).

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования

 

Рисунок 9.4 - Расчетная схема закопанного закладного якоря

 

9.6.9 Расчет прочности сечений самой плиты или пакета бревен производится на равномерно распределенную по площади нагрузку, определяемую по формуле

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (9.4)

 

где F - площадь плиты или пакета, м2.

9.6.10 Наземные якоря проверяются на подъем и сдвиг:

а) на подъем якорь проверяют по формуле

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (9.5)

 

где Q - вес якоря;

P - расчетное усилие на якорь;

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования - угол наклона усилия P к горизонту;

б) проверку якоря на сдвиг выполняют по формуле

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (9.6)

 

где f - коэффициент трения нижней поверхности якоря о грунт.

Примечание - Коэффициент трения для якоря-присоса принимается по таблице 4.

TOC