ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования
9.5 Временные причалы
9.5.1 Причалы предусматриваются для перегрузки грузов и конструкций, заезда строительной техники на плавсредства и перевозки людей во время строительства моста.
9.5.2 Расположение причалов назначается из условия обеспечения длины свободного пространства акватории с каждой стороны причала, которая должна быть, как правило, не менее двойной длины наибольшего судна. Местоположение причала выбирается в основном с низовой стороны строящегося моста с учетом естественных условий, обеспечивающих удобный подъезд к нему и защиту сооружения от ледохода и волны.
9.5.3 Причалы проектируются как сплошные шпунтовые стенки, ряжевые, на сваях или плавучие. Выбор типа конструкции причала производится в зависимости от геологических и гидрогеологических условий, грузоподъемности и типа применяемых кранов, от конструкции и назначения обслуживаемых плавсредств и, при необходимости, с учетом положений [9].
9.5.4 Расчетный судоходный уровень назначается с учетом планируемого характера движения судов и, как правило, должен соответствовать межпаводковому уровню межени.
При необходимости эксплуатации причала в паводковый период за расчетный судоходный уровень принимается отметка паводкового горизонта с вероятностью превышения расхода 50% на основании данных гидрометеорологических изысканий, а в случае отсутствия таковых определяется по рекомендациям [10].
9.5.5 Глубина акватории у причала определяется исходя из наибольшей осадки судна, навигационного запаса глубины, равного 0,2 м, запаса на засорение акватории, равного 0,3 м, а также запаса на сгон воды. При необходимости предусматриваются дноуглубительные работы.
На реках с регулируемым стоком учитываются суточные и сезонные колебания уровня.
9.5.6 Отметка верха причала назначается с учетом высоты швартующихся плавсредств. Разность между отметкой палубы пассажирского судна и отметкой площадки, как правило, должна находиться в пределах +/- 0,75 м.
Примечание - В случае швартовки плавсредств с разной высотой или в случае значительной разности в уровнях воды, на которых эксплуатируется причал, он проектируется с площадками в разных уровнях или предусматривается оборудование причала лестничными сходами.
9.5.7 На причалах предусматриваются швартовные и отбойные устройства, колесоотбои высотой не менее 20 см, леерные и перильные ограждения высотой не менее 1,1 м.
Отбойные устройства предусматриваются навесными из отдельных секций, без жестких креплений к причалу.
9.5.8 Закрепление плашкоута, предназначенного под причал, предусматривается установкой не менее чем на четыре якоря или возможностью швартоваться за тумбы на берегу.
9.5.9 При навесных отбойных устройствах верхняя часть деревянной свайной причальной стенки обшивается деревянными пластинами толщиной не менее 12 см. Сваи защищаются от истирающего действия льда.
9.5.10 Съезды от причала к береговой территории предусматриваются крутизной не более 10%. Лестничные сходы с причалов на берег должны иметь уклон не более 1:3 и иметь двустороннее боковое ограждение.
Переходные мостики с причальных плашкоутов должны шарнирно крепиться к плашкоуту и свободно опираться на береговую опору.
9.5.11 Конструкция причала в целом и отдельных узлов рассчитывается на действие следующих нагрузок:
- собственного веса;
- от навала судна при причаливании в уровне отбойных устройств;
- от гидродинамического и ветрового воздействия на ошвартованные суда;
- от веса людей, инструмента и оборудования интенсивностью до 4 кПа;
- от веса складируемых грузов, предусмотренных для грузовых причалов;
- от подъемных и транспортных механизмов, передающих вертикальные и горизонтальные нагрузки;
- от давления грунта, действующего на причальные стенки.
9.5.12 Конструкция узлов ростверков свайных причалов должна обеспечивать передачу горизонтальных швартовых нагрузок через насадки и балки ростверка на сваи.
9.5.13 Расчет свайных фундаментов причальных сооружений, включая определение нагрузки от горизонтального давления грунта на причальные стенки, производится с учетом 8.2.
9.5.14 Плавучие причалы рассчитываются на остойчивость и плавучесть по 10.7.
9.5.15 Причалы оборудуются противопожарным и спасательным инвентарем.