БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования

9 Проектирование вспомогательных сооружений, устройств, приспособлений общего назначения

 

9.1 Подкрановые эстакады

 

9.1.1 Положения настоящего подраздела распространяются на проектирование конструкций эстакад, предназначенных для установки и передвижения по ним в процессе строительства монтажных кранов на рельсовом ходу: козловых, башенных, дерриков и других (кроме железнодорожных).

9.1.2 Подкрановый рельсовый путь на эстакаде и на ее подходах располагается горизонтально и прямолинейно в плане. Предельный уклон пути, возникающий от прогибов пролетных строений длиной более 10 м на длине, равной половине длины пролета, допускается не более ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования.

9.1.3 Рабочая документация конструкции подкрановой эстакады должна включать: верхнее строение пути и путевое оборудование, нижнее строение, допуски, контролируемые при устройстве пути и его эксплуатации, а также указания по устройству и эксплуатации эстакады и, при необходимости, расчеты всех элементов эстакады.

9.1.3.1 При необходимости заезда крана с берега и/или технологических площадок в состав документации эстакады включаются подходы, сооружаемые из земляной насыпи высотой, как правило, не более 2 - 3 м с рельсовым путем.

9.1.3.2 Для верхнего строения эстакады составляется документация на мостовое полотно, включая рельсы, скрепления, поперечины, элементы прикрепления рельс к поперечинам, охранные и противоугонные элементы.

9.1.3.3 Для путевого оборудования в документации предусматриваются: тупиковые упоры, ограничители передвижения, лотки для предотвращения износа кабеля, питающего электроэнергией краны, двусторонние перильные ограждения, настилы, предусмотренные 9.3, предупреждающие знаки.

9.1.3.4 Для нижнего строения разрабатывается документация на пролетные строения, прогоны, опоры и фундаменты опор, для мостовых кранов - на колонны, стены, фундаменты.

9.1.4 Конструкция мостового полотна эстакады должна обеспечивать стабильное положение рельсовых нитей, передавать усилия на пролетные строения, обеспечивая безопасную работу эксплуатации кранов.

9.1.5 При любом положении кранов, в том числе и в условиях их работы, все элементы мостового полотна, такие как тип рельса и его крепления, сечение подкладок и поперечин, расстояние между поперечинами, проектируются по расчету с учетом указаний паспорта крана и с учетом следующих требований:

а) рельсы на эстакаде применяются новые или старогодние групп годности I и II, прошедшие проверку и ремонт в рельсосварочных организациях РЖД или в организациях, имеющих соответствующие паспорта и сертификаты;

б) рельсы устанавливаются на плоские металлические подкладки, возможность применения которых подтверждается расчетом (подкладки с наклонной опорной площадкой для подкрановых путей не допускаются);

в) соединение рельсов с деревянными поперечинами наиболее предпочтительно клеммно-шурупного типа;

г) стыки рельсов перекрываются парными двухголовыми шестидырными накладками на болтах с пружинными шайбами;

д) рельсовые зазоры в стыках назначаются в соответствии с предполагаемой температурой рельсов (максимальный зазор при устройстве пути допускается не более 6 мм, при эксплуатации пути - не более 12 мм);

е) брусья-поперечины прикрепляются к пролетному строению лапчатыми болтами с пружинными шайбами;

ж) шурупы и костыли устанавливаются в просверленные гнезда, заполненные битумной мастикой по ГОСТ 32870 с учетом дорожно-климатической зоны строительства;

и) стыки рельсов и соединения рельсов с поперечинами должны обеспечивать возможность продольного перемещения пролетных строений относительно рельсового пути, для чего рельсы объединяются в звенья, закрепленные у неподвижных концов пролетного строения затяжкой клемм и противоугонными устройствами, а на подвижных участках клеммы не должны препятствовать передвижению рельс по рельсовым подкладкам;

к) деревянные брусья-поперечины применяются из сосны первого сорта по ГОСТ 8486 (для предупреждения трещин брусья укрепляются болтами, проволокой или скобами);

л) профиль пути со строительным подъемом на пролетных строениях длиной более 12 м обеспечивается врубками или прокладками из досок, прикрепляемых снизу бруса-поперечины гвоздями;

м) на внешних сторонах подкранового пути предусматриваются охранные брусья или уголки;

н) предусматриваются проходы шириной не менее 80 см и двусторонние перила согласно 9.3 (при проектировании козловых кранов это требование относится к каждой ноге крана);

п) расстояние в свету от перильного ограждения до движущихся частей крана должно быть не менее 80 см;

р) требования к другим видам путевого оборудования и устройствам геодезической основы для планово-высотного положения рельсового пути принимаются в соответствии с ГОСТ Р 51248 и с учетом [4] и [5].

9.1.6 При оформлении документации эстакады указываются места монтажа кранов, взаимное расположение кранов на эстакаде, места установки кранов в нерабочем положении с соответствующими расчетами прочности и устойчивости элементов эстакады.

9.1.7 Проектирование рельсового пути на подходах к эстакаде, верхнего строения, нижнего строения и путевого оборудования выполняется в соответствии с ГОСТ Р 51248, по [5], с учетом [6] и [7].

9.1.8 Предельно допустимые величины отклонений рельсовых путей от проектного положения в плане и профиле при устройстве и эксплуатации принимаются по [5].

При назначении предельно допустимых отклонений колеи рельсового пути учитываются поперечные деформации пролетных строений и опор от усилий в соответствующих сочетаниях нагрузок, приведенных в таблицах 11 и 12.

 

Таблица 11

 

Сочетания нагрузок для поворотных кранов

(башенных и дерриков)

 

Номер нагрузки по таблице 1

Нагрузки и воздействия

Сочетание нагрузок

1

2

3

4

5

1

Собственный вес рассчитываемых элементов опоры (эстакады)

+

+

+

+

+

8

Вес монтажного крана

+

+

+

+

+

5

Номинальный вес груза:

 

 

 

 

 

- без динамики

+

-

+

-

-

- с динамикой

-

+

-

+

-

9

Инерционные силы при торможении и вращении крана

+

-

+

-

-

17

Давление ветра:

 

 

 

 

 

- на рассчитываемый элемент

-

-

+

+

+

- на кран

-

-

+

+

+

- на груз

-

-

+

+

-

Примечание - Интенсивность давления ветра в третьем и четвертом сочетаниях нагрузок принимается при V = 15 м/с, а в пятом - по расчетной интенсивности.

 

Таблица 12

 

Сочетания нагрузок для козловых кранов

 

Номер нагрузки по таблице 1

Нагрузки и воздействия

Сочетание нагрузок

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5

Вес номинального груза Gгр

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

8

Собственный вес монтажного крана Gi

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

1

Собственный вес элементов эстакады

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

Инерционная сила при торможении грузовой тележки H'i

+

-

+

+

-

-

-

-

-

-

9

Инерционная сила при торможении крана Hi

-

+

-

-

+

+

-

-

-

-

Продольная сила при заклинке одной из ног крана (перекос крана) Tпер

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

17

Продольный ветер Wi при V = 15 м/с

-

-

+

-

+

-

-

-

-

-

17

Поперечный ветер Wi при V = 15 м/с

-

-

-

+

-

+

-

-

-

-

17

Продольный ветер расчетной интенсивности W'i

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

17

Поперечный ветер расчетной интенсивности (перекос крана) W't

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

 

9.1.9 Подкрановые эстакады рассчитываются по первому и второму предельным состояниям на нагрузки и воздействия в их невыгодном сочетании.

9.1.10 Расчет эстакад под козловые краны типов К-451, К-651 и др. производится отдельно под жесткую и гибкую или шарнирную ноги крана в продольном и поперечном направлениях, показанных на рисунке 9.1, на следующие нагрузки:

а) собственный вес пролетных строений эстакады Gпс;

б) собственный вес опор эстакады Gо;

в) давление на эстакаду ветра через пролетные строения Wпс и опоры Wо;

г) нагрузки от перемещающегося по эстакаде крана:

1) вертикальная P;

2) горизонтальная продольная N;

3) горизонтальная поперечная Q от перекоса крана.

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования

 

а - к пролетному строению; б - к опоре в продольном

направлении; в - к опоре в поперечном направлении

 

Рисунок 9.1 - Схемы приложения нагрузок

в подкрановых эстакадах

 

9.1.11 Усилия P, Q и N, показанные на рисунке 9.1, считаются приложенными в уровне головки рельса подкранового пути и определяются под гибкой и жесткой ногами крана с учетом положения и особенностей передачи горизонтальных воздействий на гибкую и жесткую ноги в козловых кранах.

9.1.12 При определении усилий по сочетаниям 3, 4, 5 и 6, предусмотренным в таблицах 11 и 12, временные нагрузки учитываются с коэффициентом сочетаний ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования.

9.1.13 Вес груза учитывается без динамического коэффициента в сочетаниях 1 - 9, в сочетании 10 - с динамическим коэффициентом.

9.1.14 При сочетании нагрузок 3 и 4, предусмотренных в таблице 12, для козловых кранов рассматриваются:

Gжн, Gгн, Gр, Gхт, Gг, Gгр - веса собственно жесткой ноги, гибкой ноги, ригеля, ходовой тележки, грузового полиспаста, груза;

Wт, Wр, Wжн, Wгн, Wгр - усилия от продольно направленного ветра, приходящиеся соответственно на грузовую тележку, ригель, жесткую и гибкую ноги, груз;

W'т, W'р, W'жн, W'гн, W'гр - усилия от поперечно направленного ветра, приходящиеся соответственно на грузовую тележку, ригель, жесткую и гибкую ноги, груз;

Hт, Hр, Hжн, Hгн, Hгр - инерционные силы при торможении крана, приложенные соответственно к грузовой тележке, ригелю, жесткой ноге, гибкой ноге, грузу;

H'т, H'гр - инерционные силы при торможении тележки и груза.

Направление инерционной силы от торможения грузовой тележки принимается совпадающим с направлением поперечного ветра, а положение тележки принимается максимально приближенным к ноге крана, в сторону которой действует сила торможения тележки, показанная на рисунке 9.2.

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования

 

а - на жесткую ногу; б - на гибкую ногу

 

Рисунок 9.2 - Схема приложения нагрузок к козловому крану

 

9.1.15 При учете воздействия на опоры ледохода и волновой нагрузки последние в сочетаниях с технологической нагрузкой принимаются с коэффициентом сочетаний ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования, в сочетании с ветровой нагрузкой ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования.

9.1.16 Величина продольных усилий от кранов, передаваемых через рельсы и пролетные строения на опоры эстакады, определяется с учетом величины вертикальных реакций, длины рельсовых путей, пролетов эстакады и их прикрепления к опорным элементам, типа опорных частей, а также жесткости опор и температурных воздействий.

9.1.17 Для поворотных кранов башенных и дерриков в сочетаниях 5 и 6 таблицы 11 направление стрелы крана принимается совпадающим с направлением ветра, а в сочетаниях 7 и 8 - перпендикулярно направлению ветра.

9.1.18 Наибольшие прогибы от временной нагрузки пролетных строений подкрановых эстакад для кранов, перемещающихся на рельсовом ходу, не должны превышать величины 1/500L, где L - расчетный пролет балки эстакады.

9.1.19 Обеспечение предельно допустимого уклона i <= 0,003 для пролетов более 12 м от суммарной нагрузки на половине длины пролета производится с учетом 10.1.5.

TOC