ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования
5.3 Временные технологические нагрузки
5.3.1 Вес складируемых материалов и грузов (номер 6 в таблице 1) определяется по количеству и физическим характеристикам материалов и грузов, складируемых на рассматриваемой конструкции, согласно принимаемым проектным решениям.
5.3.2 Нормативная нагрузка от веса людей, инструмента и мелкого оборудования (номер 7 в таблице 1) учитывается в соответствии с ГОСТ Р 58752, требованиями раздела 9.3 и данными таблицы 2.
Таблица 2
Нормативная нагрузка от веса людей, инструмента
и мелкого оборудования
Вид конструкции | Вид и величина нагрузок |
Неинвентарные средства подмащивания: подмости сборно-разборные, подмости навесные, площадки, навешиваемые на конструкции | Поверхностная, равномерно распределенная, статическая нагрузка величиной 2500 Па <1> |
Все горизонтальные несущие элементы средств подмащивания (независимо от расчета на нагрузку по 5.1) | Вертикальная сосредоточенная статическая нагрузка величиной 1300 Н, приложенная в центре тяжести элемента (независимо от общей поверхностной нагрузки) |
Собираемые пролетные строения автодорожных мостов | Поверхностная, равномерно распределенная, статическая вертикальная нагрузка величиной 100 Па |
<1> По условиям проектирования может назначаться другая величина. |
5.3.3 Монтажное оборудование в расчетной схеме принимается в положении, оказывающем наибольшее силовое воздействие на рассчитываемую конструкцию. Вес монтажного технологического оборудования (номер 8 в таблице 1) принимается:
- для стандартизированного - по паспортным данным и каталогам;
- для нестандартизированного - по проектной документации, разработанной для такого оборудования.
Примечание - Если отсутствие груза на кране или копре может оказать более неблагоприятное влияние, чем его наличие, воздействие крана или копра в расчете принимается без груза.
5.3.4 Горизонтальные инерционные нагрузки от монтажного оборудования (номер 9 в таблице 1) определяются по правилам, которые перечислены в настоящем пункте.
5.3.4.1 Нагрузка, вызванная торможением электрического козлового, башенного крана и направленная вдоль кранового пути, принимается по паспорту крана или в размере 10% полного нормативного значения вертикальной нагрузки на тормозные колеса рассматриваемой стороны крана. Аналогично принимается продольная тормозная нагрузка для копров с электрическим приводом ходовой части.
5.3.4.2 Нагрузка, вызванная ударом крана о тупиковый упор и направленная вдоль оси пути, определяется по СП 20.13330.2016 и учитывается только при расчете упоров и их креплений к подкрановым конструкциям.
5.3.4.3 Нагрузка, вызванная торможением электрической крановой тележки или козлового крана и направленная поперек кранового пути, принимается с нормативным значением, определенным по паспорту крана или в размере 5% суммы подъемной силы крана и веса тележки. Нагрузка передается на одну нитку кранового пути, распределяется поровну между всеми колесами, опирающимися на нее, и может быть направлена как внутрь, так и наружу колеи.
5.3.4.4 Нагрузка, вызванная перекосом или забеганием одной плоскости не более чем на 5 градусов, принимается 12% от нормативной вертикальной нагрузки на колесо.
5.3.4.5 Горизонтальные нагрузки от торможения крана, торможения крановой тележки и перекоса ног считаются приложенными в месте контакта ходовых колес крана с рельсом и распределяются между колесами пропорционально вертикальному давлению на них.
5.3.4.6 Инерционные горизонтальные нагрузки T, возникающие при остановке механизма вращения крана или копра, принимают:
а) от веса стрелы по формуле
(5.9)
б) от суммы весов груза, грузового блока и канатов грузового полиспаста по формуле
(5.10)
где Gс - вес стрелы, приведенный к оголовку, тс;
Gгр - сумма весов груза, грузового блока и канатов грузового полиспаста, тс;
a' - величина замедления вращательного движения, м/с2, вычисляемая по формуле
(5.11)
где n - скорость вращения платформы крана или копра с грузом, об/мин;
l - вылет стрелы, м;
t - время остановки в секундах, с, определяемое по таблице 3.
Примечания
1 Вес груза считается с учетом веса грузозахватных устройств, траверс и оттяжек.
2 При подъеме груза двумя или более грузозахватными механизмами учитывается неравномерность передачи веса груза в случае, если она может иметь место по условиям производства работ.
3 Сила T прикладывается к оголовку стрелы.
Таблица 3
Зависимость времени остановки стрелы крана от ее длины
Вылет стрелы l, м | 5 | 7,5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 |
Время остановки t, с | 1 | 1,5 | 2,5 | 4 | 5 | 8 | 10 |
Примечание - Для промежуточных значений l величины t определяют по интерполяции. |
Реактивный момент M, Н·м, возникающий при пуске и остановке механизма вращения крана, копра или буровой машины, при известной мощности двигателя поворота механизма допускается вычислять по формуле
(5.12)
где Nпов - мощность двигателя поворота в кВт;
n - число оборотов в минуту поворотной части механизма.
5.3.4.7 Крутящие моменты буровых машин, передаваемые на рабочий орган или обсадную трубу, принимаются по паспорту буровой машины.
5.3.4.8 Реактивный момент поворота и реактивный крутящий момент передаются на поддерживающие конструкции СВСиУ в точках опирания или закрепления механизма в виде пары или пар сил, величина которых определяется в зависимости от характера опирания (гусеницы, колеса, аутригеры) и координат точек опирания относительно центра вращения.
5.3.5 Вес транспортных средств (номер 10 в таблице 1) принимается по паспортным данным и каталогам.
5.3.6 Горизонтальные нагрузки от транспортных средств (номер 11 в таблице 1) вдоль направления движения принимаются:
- для автомашин и автокранов при скоростях не выше 30 км/ч - 0,25Pа (Pа - вес автомашины или автокрана);
- для гусеничных транспортных средств - равными 0,3Pт (Pт - вес транспортного средства);
- для нагрузки АК - согласно ГОСТ 33390.
Примечание - Тормозная нагрузка не учитывается для скоростей транспортных средств менее 5 км/ч.
5.3.7 Воздействие домкратов при регулировании усилий или выправке положения и строительного подъема возводимых конструкций (номер 12 в таблице 1) определяется как опорное давление на домкраты от нормативных нагрузок плюс дополнительное, устанавливаемое при проектировании конструкции, усилие, необходимое для регулирования в них напряжений и положения.
5.3.7.1 Определение опорных давлений или реакций на домкраты от монтируемой конструкции производится по расчетной схеме, установившейся к началу регулирования напряжений или выправки положения и строительного подъема, независимо от предшествовавшего порядка монтажа и распределения усилий.
5.3.7.2 Указанные в 5.3.7.1 факторы учитываются при расчете самой монтируемой конструкции или ее усиления в процессе монтажа.
5.3.8 Воздействие искусственного регулирования усилий в конструкциях вспомогательных сооружений (номер 13 в таблице 1) учитывается в случаях придания плашкоутам первоначально обратного выгиба соответствующим порядком их балластировки и т.п. Величина усилий устанавливается при разработке документации.
5.3.9 Сила трения , кН (номер 14 в таблице 1), при перемещении пролетных строений, бездонных ящиков, подкрановых и подкопровых мостиков и др. по горизонтальной плоскости вычисляется по формулам:
а) при перемещении по рельсам на подкладках, салазках или бетонному, грунтовому и деревянному основанию
(5.13)
б) при перемещении по рельсам на катках
(5.14)
в) при перемещении по рельсам на тележках с подшипниками скольжения
(5.15)
г) при перемещении по рельсам на тележках с подшипниками качения
(5.16)
д) при перемещении по полимерным устройствам скольжения
(5.17)
где P - нормативная нагрузка от веса перемещаемой конструкции или механизма, кН;
f1 - коэффициент трения скольжения, принимаемый по таблице 4;
f2 - коэффициент трения качения катка или колеса по рельсам, принимаемый по таблице 5;
f3 - коэффициент трения скольжения в подшипниках, принимаемый равным от 0,05 до 0,10;
f4 - коэффициент трения качения в подшипниках, равный 0,02;
f5 - коэффициент трения скольжения для полимерных материалов, принимаемый по таблице 6;
R1 - радиус катка, см;
R2 - радиус колеса, см;
k = 2 - коэффициент, учитывающий влияние местных неровностей рельсов и катков, перекоса катков, непараллельности накаточных путей и прочих факторов, вызывающих возрастание сопротивления движению;
r - радиус оси колеса или в подшипнике, см.
Таблица 4
Значения коэффициентов трения скольжения
различных материалов
Пара трущихся тел | Коэффициенты трения скольжения (при трогании с места) | ||
сухие поверхности | поверхности, смоченные водой | смазанные поверхности | |
Сталь по стали (без обработки) | 0,20 | 0,45 | 0,15 |
Дерево по дереву: | 0,60 | 0,70 | 0,15 |
при параллельных волокнах | 0,48 (для дуба) | - | - |
при взаимно перпендикулярных волокнах | 0,55 | 0,71 | 0,20 |
торцом | 0,45 | - | - |
Дерево: по стали | 0,50 | - | - |
по льду | 0,04 | 0,65 | 0,20 |
по грунту | 0,50 - 0,60 | - | - |
по бетону | 0,40 | 0,1 - 0,25 | - |
Бетон: по глине | 0,25 | 0,10 | - |
по суглинкам и супесям | 0,30 | 0,25 | - |
по песку | 0,40 | 0,25 | - |
по гравию и гальке | 0,50 | - | - |
по скале | 0,60 | 0,25 | - |
по бетону | 0,60 | - | - |
по тиксотропной рубашке из глинистого раствора | - | 0,01 | - |
Сталь по льду | 0,02 | - | - |
Полимерные прокладки по стали | По таблице 6 |
| |
Сталь по асфальту | 0,35 | 0,40 | - |
Сталь по неопалубленной поверхности бетона | 0,45 | - | 0,25 |
Сталь по гладкой бетонной поверхности | 0,35 | - | 0,20 |
Примечание - Коэффициенты трения стали по стали указаны для давления до 2 МПа. Для обработанных поверхностей в стыках на высокопрочных болтах. |
Таблица 5
Коэффициенты трения качения катка (колеса) по рельсам
Диаметр катка (колеса), мм | Коэффициент трения качения f2 |
200 - 300 мм и менее | 0,04 |
400 - 500 | 0,06 |
600 - 700 | 0,08 |
800 | 0,10 |
900 - 1000 | 0,12 |
Таблица 6
Коэффициенты трения скольжения для полимерных материалов
Материал трущейся пары | Давление, МПа | Коэффициент трения полимерных устройств скольжения f5 при температуре | |
отрицательной | положительной | ||
Полированный лист - фторопласт | <= 10 | 0,12 | 0,07 |
> 10 | 0,09 | 0,06 | |
Полированный лист - нафтлен | <= 10 | 0,12 | 0,07 |
> 10 | 0,10 | 0,06 | |
Полированный лист - полиэтилен ВП | <= 10 | 0,18 | 0,10 |
> 10 | 0,12 | 0,06 | |
Полированный лист - карточки скольжения с покрытием тефлоном: |
|
|
|
без смазки | 19,6 | 0,07 | 0,06 |
с силиконовой смазкой | 19,6 | 0,04 | 0,03 |
Примечания 1 Значения коэффициента трения указаны при трогании с места. При скольжении значения коэффициента трения понижаются в среднем на 20% по сравнению со значениями, указанными в таблице. 2 Коэффициенты трения по карточке скольжения с тефлоном уточняются по данным поставщика. 3 Коэффициенты трения приведены для случая применения нового полированного листа с шероховатостью поверхности не ниже десятого класса в состоянии поставки. |
5.3.10 Воздействие электрических лебедок при подъеме, опускании грузов и конструкций принимается равным паспортной грузоподъемности лебедок с коэффициентом по нагрузке , если не предусмотрены специальные конструктивные решения по ограничению этого воздействия.
5.3.11 Боковое усилие Nб, Н (номер 15 в таблице 1), от перекоса катков, от давления на боковые ограждения и от непараллельности накаточных путей, действующее в направлении, перпендикулярном к направлению передвижки надвигаемой конструкции, определяется в соответствии с условиями:
а) при поперечном перемещении по пирсам на тележках с устройством подвижного опирания на тележку одного конца пролетного строения
Nб = 0,015R, (5.18)
б) то же, при неподвижном опирании обоих концов пролетного строения
Nб = 0,15R, (5.19)
в) при продольном перемещении на катках
Nб = 0,03R, (5.20)
г) при перемещении на полимерных устройствах скольжения
Nб = f5R, (5.21)
где R - нормативная опорная реакция от веса надвигаемой конструкции, Н.
Примечание - При поперечной передвижке элементов распорных арок (сводов) устройство подвижного опирания одного конца передвигаемого элемента и его проверка на прочность при измененной статической схеме выполняются обязательно.
5.3.12 Вертикальные и горизонтальные нагрузки от бетонной смеси (номер 16 в таблице 1) при ее укладке и вибрировании учитываются в соответствии с ГОСТ 34329-2017 (приложение Д).
5.3.13 Давление бетонной смеси определяется путем умножения горизонтального давления бетонной смеси на синус угла наклона поверхности формы к горизонту. При угле наклона менее 30° к горизонтали горизонтальное давление бетонной смеси на форму не учитывается.