БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования

5.3 Временные технологические нагрузки

 

5.3.1 Вес складируемых материалов и грузов (номер 6 в таблице 1) определяется по количеству и физическим характеристикам материалов и грузов, складируемых на рассматриваемой конструкции, согласно принимаемым проектным решениям.

5.3.2 Нормативная нагрузка от веса людей, инструмента и мелкого оборудования (номер 7 в таблице 1) учитывается в соответствии с ГОСТ Р 58752, требованиями раздела 9.3 и данными таблицы 2.

 

Таблица 2

 

Нормативная нагрузка от веса людей, инструмента

и мелкого оборудования

 

Вид конструкции

Вид и величина нагрузок

Неинвентарные средства подмащивания: подмости сборно-разборные, подмости навесные, площадки, навешиваемые на конструкции

Поверхностная, равномерно распределенная, статическая нагрузка величиной 2500 Па <1>

Все горизонтальные несущие элементы средств подмащивания (независимо от расчета на нагрузку по 5.1)

Вертикальная сосредоточенная статическая нагрузка величиной 1300 Н, приложенная в центре тяжести элемента (независимо от общей поверхностной нагрузки)

Собираемые пролетные строения автодорожных мостов

Поверхностная, равномерно распределенная, статическая вертикальная нагрузка величиной 100 Па

<1> По условиям проектирования может назначаться другая величина.

 

5.3.3 Монтажное оборудование в расчетной схеме принимается в положении, оказывающем наибольшее силовое воздействие на рассчитываемую конструкцию. Вес монтажного технологического оборудования (номер 8 в таблице 1) принимается:

- для стандартизированного - по паспортным данным и каталогам;

- для нестандартизированного - по проектной документации, разработанной для такого оборудования.

Примечание - Если отсутствие груза на кране или копре может оказать более неблагоприятное влияние, чем его наличие, воздействие крана или копра в расчете принимается без груза.

 

5.3.4 Горизонтальные инерционные нагрузки от монтажного оборудования (номер 9 в таблице 1) определяются по правилам, которые перечислены в настоящем пункте.

5.3.4.1 Нагрузка, вызванная торможением электрического козлового, башенного крана и направленная вдоль кранового пути, принимается по паспорту крана или в размере 10% полного нормативного значения вертикальной нагрузки на тормозные колеса рассматриваемой стороны крана. Аналогично принимается продольная тормозная нагрузка для копров с электрическим приводом ходовой части.

5.3.4.2 Нагрузка, вызванная ударом крана о тупиковый упор и направленная вдоль оси пути, определяется по СП 20.13330.2016 и учитывается только при расчете упоров и их креплений к подкрановым конструкциям.

5.3.4.3 Нагрузка, вызванная торможением электрической крановой тележки или козлового крана и направленная поперек кранового пути, принимается с нормативным значением, определенным по паспорту крана или в размере 5% суммы подъемной силы крана и веса тележки. Нагрузка передается на одну нитку кранового пути, распределяется поровну между всеми колесами, опирающимися на нее, и может быть направлена как внутрь, так и наружу колеи.

5.3.4.4 Нагрузка, вызванная перекосом или забеганием одной плоскости не более чем на 5 градусов, принимается 12% от нормативной вертикальной нагрузки на колесо.

5.3.4.5 Горизонтальные нагрузки от торможения крана, торможения крановой тележки и перекоса ног считаются приложенными в месте контакта ходовых колес крана с рельсом и распределяются между колесами пропорционально вертикальному давлению на них.

5.3.4.6 Инерционные горизонтальные нагрузки T, возникающие при остановке механизма вращения крана или копра, принимают:

а) от веса стрелы по формуле

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (5.9)

 

б) от суммы весов груза, грузового блока и канатов грузового полиспаста по формуле

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (5.10)

 

где Gс - вес стрелы, приведенный к оголовку, тс;

Gгр - сумма весов груза, грузового блока и канатов грузового полиспаста, тс;

a' - величина замедления вращательного движения, м/с2, вычисляемая по формуле

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (5.11)

 

где n - скорость вращения платформы крана или копра с грузом, об/мин;

l - вылет стрелы, м;

t - время остановки в секундах, с, определяемое по таблице 3.

Примечания

1 Вес груза считается с учетом веса грузозахватных устройств, траверс и оттяжек.

2 При подъеме груза двумя или более грузозахватными механизмами учитывается неравномерность передачи веса груза в случае, если она может иметь место по условиям производства работ.

3 Сила T прикладывается к оголовку стрелы.

 

Таблица 3

 

Зависимость времени остановки стрелы крана от ее длины

 

Вылет стрелы l, м

5

7,5

10

15

20

25

30

Время остановки t, с

1

1,5

2,5

4

5

8

10

Примечание - Для промежуточных значений l величины t определяют по интерполяции.

 

Реактивный момент M, Н·м, возникающий при пуске и остановке механизма вращения крана, копра или буровой машины, при известной мощности двигателя поворота механизма допускается вычислять по формуле

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (5.12)

 

где Nпов - мощность двигателя поворота в кВт;

n - число оборотов в минуту поворотной части механизма.

5.3.4.7 Крутящие моменты буровых машин, передаваемые на рабочий орган или обсадную трубу, принимаются по паспорту буровой машины.

5.3.4.8 Реактивный момент поворота и реактивный крутящий момент передаются на поддерживающие конструкции СВСиУ в точках опирания или закрепления механизма в виде пары или пар сил, величина которых определяется в зависимости от характера опирания (гусеницы, колеса, аутригеры) и координат точек опирания относительно центра вращения.

5.3.5 Вес транспортных средств (номер 10 в таблице 1) принимается по паспортным данным и каталогам.

5.3.6 Горизонтальные нагрузки от транспортных средств (номер 11 в таблице 1) вдоль направления движения принимаются:

- для автомашин и автокранов при скоростях не выше 30 км/ч - 0,25Pа (Pа - вес автомашины или автокрана);

- для гусеничных транспортных средств - равными 0,3Pт (Pт - вес транспортного средства);

- для нагрузки АК - согласно ГОСТ 33390.

Примечание - Тормозная нагрузка не учитывается для скоростей транспортных средств менее 5 км/ч.

 

5.3.7 Воздействие домкратов при регулировании усилий или выправке положения и строительного подъема возводимых конструкций (номер 12 в таблице 1) определяется как опорное давление на домкраты от нормативных нагрузок плюс дополнительное, устанавливаемое при проектировании конструкции, усилие, необходимое для регулирования в них напряжений и положения.

5.3.7.1 Определение опорных давлений или реакций на домкраты от монтируемой конструкции производится по расчетной схеме, установившейся к началу регулирования напряжений или выправки положения и строительного подъема, независимо от предшествовавшего порядка монтажа и распределения усилий.

5.3.7.2 Указанные в 5.3.7.1 факторы учитываются при расчете самой монтируемой конструкции или ее усиления в процессе монтажа.

5.3.8 Воздействие искусственного регулирования усилий в конструкциях вспомогательных сооружений (номер 13 в таблице 1) учитывается в случаях придания плашкоутам первоначально обратного выгиба соответствующим порядком их балластировки и т.п. Величина усилий устанавливается при разработке документации.

5.3.9 Сила трения ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования, кН (номер 14 в таблице 1), при перемещении пролетных строений, бездонных ящиков, подкрановых и подкопровых мостиков и др. по горизонтальной плоскости вычисляется по формулам:

а) при перемещении по рельсам на подкладках, салазках или бетонному, грунтовому и деревянному основанию

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (5.13)

 

б) при перемещении по рельсам на катках

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (5.14)

 

в) при перемещении по рельсам на тележках с подшипниками скольжения

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (5.15)

 

г) при перемещении по рельсам на тележках с подшипниками качения

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (5.16)

 

д) при перемещении по полимерным устройствам скольжения

 

ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования (5.17)

 

где P - нормативная нагрузка от веса перемещаемой конструкции или механизма, кН;

f1 - коэффициент трения скольжения, принимаемый по таблице 4;

f2 - коэффициент трения качения катка или колеса по рельсам, принимаемый по таблице 5;

f3 - коэффициент трения скольжения в подшипниках, принимаемый равным от 0,05 до 0,10;

f4 - коэффициент трения качения в подшипниках, равный 0,02;

f5 - коэффициент трения скольжения для полимерных материалов, принимаемый по таблице 6;

R1 - радиус катка, см;

R2 - радиус колеса, см;

k = 2 - коэффициент, учитывающий влияние местных неровностей рельсов и катков, перекоса катков, непараллельности накаточных путей и прочих факторов, вызывающих возрастание сопротивления движению;

r - радиус оси колеса или в подшипнике, см.

 

Таблица 4

 

Значения коэффициентов трения скольжения

различных материалов

 

Пара трущихся тел

Коэффициенты трения скольжения

(при трогании с места)

сухие поверхности

поверхности, смоченные водой

смазанные поверхности

Сталь по стали (без обработки)

0,20

0,45

0,15

Дерево по дереву:

0,60

0,70

0,15

при параллельных волокнах

0,48

(для дуба)

-

-

при взаимно перпендикулярных волокнах

0,55

0,71

0,20

торцом

0,45

-

-

Дерево: по стали

0,50

-

-

по льду

0,04

0,65

0,20

по грунту

0,50 - 0,60

-

-

по бетону

0,40

0,1 - 0,25

-

Бетон: по глине

0,25

0,10

-

по суглинкам и супесям

0,30

0,25

-

по песку

0,40

0,25

-

по гравию и гальке

0,50

-

-

по скале

0,60

0,25

-

по бетону

0,60

-

-

по тиксотропной рубашке из глинистого раствора

-

0,01

-

Сталь по льду

0,02

-

-

Полимерные прокладки по стали

По таблице 6

 

Сталь по асфальту

0,35

0,40

-

Сталь по неопалубленной поверхности бетона

0,45

-

0,25

Сталь по гладкой бетонной поверхности

0,35

-

0,20

Примечание - Коэффициенты трения стали по стали указаны для давления до 2 МПа. Для обработанных поверхностей в стыках на высокопрочных болтах.

 

Таблица 5

 

Коэффициенты трения качения катка (колеса) по рельсам

 

Диаметр катка (колеса), мм

Коэффициент трения качения f2

200 - 300 мм и менее

0,04

400 - 500

0,06

600 - 700

0,08

800

0,10

900 - 1000

0,12

 

Таблица 6

 

Коэффициенты трения скольжения для полимерных материалов

 

Материал трущейся пары

Давление, МПа

Коэффициент трения полимерных устройств скольжения f5 при температуре

отрицательной

положительной

Полированный лист - фторопласт

<= 10

0,12

0,07

> 10

0,09

0,06

Полированный лист - нафтлен

<= 10

0,12

0,07

> 10

0,10

0,06

Полированный лист - полиэтилен ВП

<= 10

0,18

0,10

> 10

0,12

0,06

Полированный лист - карточки скольжения с покрытием тефлоном:

 

 

 

без смазки

19,6

0,07

0,06

с силиконовой смазкой

19,6

0,04

0,03

Примечания

1 Значения коэффициента трения указаны при трогании с места. При скольжении значения коэффициента трения понижаются в среднем на 20% по сравнению со значениями, указанными в таблице.

2 Коэффициенты трения по карточке скольжения с тефлоном уточняются по данным поставщика.

3 Коэффициенты трения приведены для случая применения нового полированного листа с шероховатостью поверхности не ниже десятого класса в состоянии поставки.

 

5.3.10 Воздействие электрических лебедок при подъеме, опускании грузов и конструкций принимается равным паспортной грузоподъемности лебедок с коэффициентом по нагрузке ГОСТ Р 59626-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования, если не предусмотрены специальные конструктивные решения по ограничению этого воздействия.

5.3.11 Боковое усилие Nб, Н (номер 15 в таблице 1), от перекоса катков, от давления на боковые ограждения и от непараллельности накаточных путей, действующее в направлении, перпендикулярном к направлению передвижки надвигаемой конструкции, определяется в соответствии с условиями:

а) при поперечном перемещении по пирсам на тележках с устройством подвижного опирания на тележку одного конца пролетного строения

 

Nб = 0,015R, (5.18)

 

б) то же, при неподвижном опирании обоих концов пролетного строения

 

Nб = 0,15R, (5.19)

 

в) при продольном перемещении на катках

 

Nб = 0,03R, (5.20)

 

г) при перемещении на полимерных устройствах скольжения

 

Nб = f5R, (5.21)

 

где R - нормативная опорная реакция от веса надвигаемой конструкции, Н.

Примечание - При поперечной передвижке элементов распорных арок (сводов) устройство подвижного опирания одного конца передвигаемого элемента и его проверка на прочность при измененной статической схеме выполняются обязательно.

 

5.3.12 Вертикальные и горизонтальные нагрузки от бетонной смеси (номер 16 в таблице 1) при ее укладке и вибрировании учитываются в соответствии с ГОСТ 34329-2017 (приложение Д).

5.3.13 Давление бетонной смеси определяется путем умножения горизонтального давления бетонной смеси на синус угла наклона поверхности формы к горизонту. При угле наклона менее 30° к горизонтали горизонтальное давление бетонной смеси на форму не учитывается.

TOC