ГОСТ Р 52399-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования
4.5 Поперечный профиль
4.5.1 Основные параметры поперечного профиля проезжей части и обочин автомобильных дорог принимают в зависимости от их категории по таблицам 8 и 9.
Таблица 8
Параметры основных элементов проезжей части
и земляного полотна автомобильных дорог
Наименование параметра | Значение параметра для категории автомобильной дороги | ||||||
IА | IБ | IВ | II | III | IV | ||
Количество полос движения | 4 и более | 2; 4 | 2 | 2 | |||
Ширина полосы движения, м | От 3,5 до 3,75 <*> | 3,5 | 3,0 | ||||
Ширина обочины, м | 3,75 | 3,5 | 3,5 | 2,5 | 2,0 | ||
Ширина остановочной полосы, м | 2,5 | - | |||||
Минимальная ширина укрепленной части обочины (не считая укрепление засевом трав, одерновкой), м | всего | - | 2,0 | 1,5 | 1,0 | ||
в том числе краевой полосы у обочины | - | 0,5 <**> | |||||
<*> Для двухполосных дорог категории II и четырехполосных дорог категории I ширину всех полос движения следует принимать 3,75 м, для дорог категории I с шестью полосами движения и более ширину первой и второй полос (от обочины) следует принимать 3,75 м, остальных полос - 3,5 м. Для дорог категории IА с расчетной скоростью 150 км/ч ширину всех полос движения следует принимать 3,75 м, для дорог категории II с тремя и четырьмя полосами движения ширину всех полос движения следует принимать 3,5 м. <**> При установке бортового камня или прикромочных лотков ширину краевой полосы у обочины допускается увеличивать до 1,0 м.
Примечания 1 При капитальном ремонте и реконструкции на дорогах категории II допускается устройство четырех полос движения. 2 Ширину обочин дорог в горной местности, на участках, проходящих по ценным сельскохозяйственным угодьям, в местах с переходно-скоростными полосами и с дополнительными полосами на подъем допускается уменьшать до 1,5 м - для дорог категорий IА, IБ, IВ и II и до 1 м - для дорог остальных категорий. 3 Параметры основных элементов проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог категорий IVА-п, IVБ-п, IVА-р, IVБ-р, VА, VБ следует назначать в соответствии с ГОСТ Р 58818. | |||||||
Таблица 9
Параметры элементов разделительной полосы
автомобильных дорог
Наименьшая ширина центральной разделительной полосы с дорожными ограждениями, м | 1,0 + S <*> + 1,0 |
Наименьшая ширина краевой полосы, м | 0,75 |
<*> S - ширина ограждения, расположенного в середине разделительной полосы, м.
Примечания 1 Сопряжение проезжих частей противоположных направлений на дорогах категории I и дорогах категории II с четырьмя полосами движения устраивают с центральной разделительной полосой. Центральные разделительные полосы на дорогах категории I и дорогах категории II с четырьмя полосами движения следует проектировать с дорожными ограждениями. 2 При капитальном ремонте автомобильных дорог категории II с четырьмя полосами движения для разделения транспортных потоков встречных направлений допускается установка тросовых ограждений или ограждений с отделяющейся балкой без консоли по ГОСТ Р 52289. Ширину разделительной полосы при этом допускается уменьшать до ширины, равной 0,5 + S + 0,5 м. |
4.5.2 С целью обеспечения требований к минимально допустимым расстояниям между примыканиями и обслуживания объектов дорожного сервиса, прилегающих к дороге жилых, промышленных и складских территорий, а также для улучшения условий движения на пересечениях в разных уровнях, в составе поперечного профиля автомобильной дороги может быть предусмотрено устройство коллекторно-распределительных дорог и коллекторно-распределительных проезжих частей.
Требования к геометрическим элементам коллекторно-распределительных дорог и коллекторно-распределительных проезжих частей следует принимать в соответствии с действующими нормативными документами и технической документацией.
4.5.3 Для облегчения выполнения обгонов медленно движущихся транспортных средств предусматривают дополнительные полосы для опережения. Дополнительной полосой, предназначенной для опережения, следует считать левую полосу движения. Длина полос опережения (не включая участки отгона) должна составлять от 1000 до 2000 м (длина дополнительных полос на подъеме определяется длиной участка подъема - см. 4.5.5). Места смены числа полос рекомендуется располагать на прямолинейных участках или на участках кривых в плане радиусом более 2000 м. Длину участков отгона следует принимать по таблице 10.
Таблица 10
Длина участков отгона дополнительных полос
Категория дороги | Длина отгона, м |
IА | 120 |
IБ, IВ, II | 80 |
III | 60 |
IV | 30 |
Не допускается расположение мест смены числа полос движения на участках с затрудненным отводом воды и подверженных обледенению (на мостах и путепроводах). В пересеченной или горной местности полосы опережения должны находиться, по возможности, в направлении подъема и соответствовать требованиям устройства дополнительных полос проезжей части на подъем.
4.5.4 Количество полос движения на дорогах категорий I и II устанавливают в зависимости от интенсивности движения и рельефа местности по таблице 11.
Таблица 11
Количество полос движения на дорогах категорий I и II
Рельеф местности | Интенсивность движения, авт./сут <*> | Количество полос движения |
Равнинный, пересеченный, горный | От 10 000 до 40 000 | 4 |
От 40 000 до 80 000 | 6 | |
Св. 80 000 | 8 | |
Трудные участки пересеченной и горной местностей | От 10 000 до 34 000 | 4 |
От 34 000 до 70 000 | 6 | |
Св. 70 000 | 8 | |
<*> За интенсивность движения следует принимать интенсивность, приведенную к легковому автомобилю. |
4.5.5 Полосу опережения (дополнительную полосу проезжей части на подъем) следует предусматривать на участках дорог категорий II и III, расположенных на подъемах:
- при продольном уклоне от до
и протяженности подъема свыше 1 км,
- при продольном уклоне, равном или превышающем и протяженности подъема свыше 0,5 км.
4.5.6 Полосу опережения (дополнительную полосу проезжей части на подъем) следует начинать за 50 м до начала подъема и завершать за пределами подъема на расстоянии не менее приведенного в таблице 12.
Таблица 12
Требования к протяженности полос
опережения за пределами подъема
Интенсивность движения в сторону подъема, авт./сут <*> | Менее 4000 | От 4000 до 5000 | От 5000 до 8000 | Св. 8000 |
Протяженность полосы опережения (дополнительной полосы проезжей части на подъем) за пределами подъема, м | 50 | 100 | 150 | 200 |
<*> За интенсивность движения в сторону подъема следует принимать интенсивность, приведенную к легковому автомобилю. |
4.5.7 Ширину полосы опережения (дополнительной полосы проезжей части на подъем) принимают равной 3,5 м на всем протяжении подъема.
4.5.8 Ширина насыпей автомобильных дорог поверху на участке примыкания к мостам и путепроводам должна соответствовать требованиям ГОСТ 33384.
4.5.9 Ширину разделительной полосы на участках дорог, где в перспективе может потребоваться увеличение числа полос движения, увеличивают на 7,0 м по сравнению с показателями таблицы 9 и принимают не менее 13,0 м.
Поверхности разделительных полос в зависимости от их ширины, применяемых грунтов, вида укрепления и природно-климатических условий придают уклон к середине разделительной полосы или в сторону проезжей части. При уклоне поверхности разделительной полосы к середине предусматривают устройство специальных лотков и коллекторов для отвода воды.
4.5.10 Разделительные полосы предусматривают с разрывами не более чем через 5 км для организации пропуска движения автотранспортных средств и для проезда специальных машин в периоды ремонта дорог. Длину разрыва предусматривают равной 30 м.
4.5.11 Проезжую часть предусматривают с двускатным поперечным профилем на прямолинейных участках дорог всех категорий и на кривых в плане радиусом 3000 м и более для дорог категории I и радиусом 2000 м и более - для дорог других категорий.
На кривых в плане меньших радиусов предусматривают устройство проезжей части с односкатным поперечным профилем (виражей).
4.5.12 Поперечные уклоны проезжей части (кроме участков кривых в плане, на которых предусматривают устройство виражей) принимают в зависимости от климатических условий по таблице 13.
Таблица 13
Поперечные уклоны проезжей части
Категория дороги | Поперечный профиль проезжей части | Полоса движения | Поперечный уклон в различных дорожно-климатических зонах, | |||
I | II и III | IV | V | |||
I | Односкатный на каждом направлении движения | Первая и вторая от разделительной полосы | 15 | 20 | 20 | 15 |
Третья и последующие от разделительной полосы | 20 | 25 | 25 | 20 | ||
Двускатный на каждом направлении движения | Первая и вторая от оси проезжей части | 15 | 20 | 20 | 15 | |
Третья и последующие от оси проезжей части | 20 | 25 | 25 | 20 | ||
II - IV | Двускатный | Каждая | 15 | 20 | 20 | 15 |
На гравийных и щебеночных покрытиях поперечный уклон принимают от 25 до , а на покрытиях из грунтов, укрепленных местными материалами, и на мостовых из колотого и булыжного камней - от 25 до
.
4.5.13 Для недопущения застоя воды минимальный уклон проезжей части в любой точке отгона виража должен составлять не менее .
4.5.14 Поперечные уклоны обочин при двускатном поперечном профиле следует принимать на больше поперечных уклонов проезжей части. В зависимости от климатических условий и типа укрепления обочин предусматривают следующие поперечные уклоны:
- от 30 до - при укреплении с применением вяжущих;
- от 40 до - при укреплении гравием, щебнем, шлаком или замощении каменными материалами и бетонными плитами;
- от 50 до - при укреплении дернованием или засевом трав.
При технико-экономическом обосновании для обочин, укрепленных дернованием, может быть установлен поперечный уклон от 50 до .
Примечание - При устройстве земляного полотна из крупно- и среднезернистых песков, а также из тяжелых суглинистых грунтов и глин уклон обочин, укрепленных засевом трав, допускается принимать равным .
4.5.15 Уклоны виража на всем участке круговой кривой назначают по таблице 14.
Таблица 14
Поперечные уклоны проезжей части на виражах
Радиусы кривых в плане, м | Поперечный уклон проезжей части на виражах, | |
основной | допускаемый в районах с гололедом не более трех дней в году и продолжительностью снегового покрова не более 30 дней в году | |
От 1000 до 3000 на дорогах категории I и от 1000 до 2000 на дорогах других категорий | От 20 до 30 | |
От 700 до 1000 | От 30 до 40 | |
От 650 до 700 | 40 | От 40 до 50 |
От 600 до 650 | От 40 до 60 | |
Менее 600 | От 40 до 60 <*> | |
<*> В равнинных районах дорожно-климатической зоны V наибольший поперечный уклон проезжей части на виражах допускается увеличивать до |
Если расстояние между двумя смежными круговыми кривыми, обращенными радиусами в одну сторону, менее суммы длин отгонов виражей для этих кривых, то между ними предусматривают также односкатный профиль.
4.5.16 Переход от двускатного профиля дороги к односкатному следует осуществлять на протяжении переходной кривой, а при ее отсутствии - на прилегающем к кривой прямом участке. Длина участка отгона виража должна обеспечивать значение дополнительного уклона наружной кромки проезжей части по отношению к проектному продольному уклону не более значений, приведенных в таблице 15, но не менее .
На вираже поперечный уклон обочин и уклон проезжей части дороги следует принимать одинаковыми. Допускается на верховой стороне в поперечном профиле обратный уклон обочины на виражах во избежание загрязнения покрытия проезжей части, для обеспечения водоотвода (при условии обеспечения безопасности дорожного движения путем установки барьерных ограждений).
Переход от нормального уклона обочин при двускатном профиле к уклону проезжей части рекомендуется проводить на протяжении 10 м до начала отгона виража.
Таблица 15
Наибольшие значения максимального дополнительного
продольного уклона наружной кромки проезжей части
Категория дороги | Тип местности | Максимальный дополнительный продольный уклон, |
I и II | Любой | 5 |
III и IV | В равнинной местности | 10 |
III и IV | На трудных участках пересеченной и горной местности | 20 |
4.5.17 При радиусах кривых в плане 650 м и менее предусматривают уширение проезжей части, как правило, с внутренней стороны за счет обочин. Ширина обочин должна быть не менее 1,5 м для дорог категорий I и II и не менее 1 м - для дорог остальных категорий. Уширение на кривых в плане следует принимать по таблице 16 (расстояние от переднего бампера до задней оси расчетного автомобиля принято 11,0 м). При наличии в составе транспортного потока автомобилей, расстояние от переднего бампера до задней оси которых составляет более 11,0 м, уширения на кривых в плане допускается определять в соответствии с ГОСТ 33475.
Таблица 16
Уширение проезжей части автомобильных дорог
Радиусы кривых в плане, м | Значение уширения, м, на каждую полосу движения |
От 615 до 650 | 0,2 |
От 375 до 615 | 0,25 |
От 275 до 375 | 0,3 |
От 185 до 275 | 0,4 |
От 120 до 185 | 0,45 |
От 90 до 120 | 0,55 |
От 75 до 90 | 0,6 |
От 65 до 75 | 0,65 |
От 55 до 65 | 0,7 |
От 45 до 55 | 0,75 |
От 35 до 45 | 0,9 |
От 30 до 35 | 1,1 |
Менее 30 | По расчету в соответствии с формулой (5) |
Уширения на кривых в плане , м, при радиусе менее 30 м вычисляют по формуле
, (5)
где L - расстояние от переднего бампера до задней оси расчетного автомобиля, м;
R - радиус кривой в плане, м.
Отгоны уширения полосы движения проезжей части дорог проводят в пределах переходных кривых, а при их отсутствии - на расстоянии 50 м.
При недостаточной ширине обочин для размещения уширений проезжей части с соблюдением этих условий предусматривают уширение земляного полотна.
Уширение проезжей части выполняют пропорционально расстоянию от начала криволинейного участка трассы.
В горной местности в виде исключения допускается размещать уширения проезжей части на кривых в плане частично с внешней стороны закругления.
Целесообразность применения кривых с уширениями проезжей части более 2,2 м необходимо обосновывать сопоставлением с вариантами увеличения радиусов кривых в плане, при которых не требуется устройств таких уширений.