ГОСТ Р 52399-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования
4.4 Условия видимости
4.4.1 Расстояние видимости препятствия на покрытии проезжей части на всем протяжении дороги должно быть не менее остановочного пути при торможении автомобиля на покрытии, соответствующем ГОСТ Р 50597.
4.4.2 Наименьшее расстояние видимости для остановки должно обеспечивать видимость препятствий, имеющих высоту 0,2 м и более, находящихся на середине полосы движения, на уровне глаз водителя автомобиля, равном 1,0 м от поверхности проезжей части.
Наименьшие расстояния видимости следует назначать по таблице 7.
Таблица 7
Наименьшие расстояния видимости
Расчетная скорость движения, км/ч | Наименьшие расстояния видимости, м | |
для остановки | встречного автомобиля | |
150 | 300 | - |
120 | 250 | 450 |
100 | 200 | 350 |
80 | 150 | 250 |
60 | 85 | 170 |
50 | 75 | 130 |
40 | 55 | 110 |
В условиях реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог, на съездах пересечений и примыканий автомобильных дорог, на трудных участках пересеченной и горной местности, при устройстве дорог в застроенных районах, на ценных сельскохозяйственных угодьях и других приравненных к ним территориях, а также при необходимости учета продольного уклона наименьшее расстояние видимости покрытия проезжей части для остановки автомобиля Sост, м, допускается вычислять индивидуально по формуле
, (4)
где Vрасч - расчетная скорость движения в начале торможения, км/ч;
tр - время реакции водителя, принимаемое в зависимости от категории дороги:
- автомагистрали, скоростные дороги - 2,5 с;
- обычные дороги - 2,0 с;
Kэксп - коэффициент эксплуатационного состояния тормозной системы автомобиля, равный 1,1;
- расчетный коэффициент продольного сцепления, принимаемый 0,35 при расчетной скорости 80 - 120 км/ч; 0,4 - при расчетной скорости более 120 км/ч;
i - продольный уклон автомобильной дороги, в долях единицы.
Независимо от результатов расчетов, произведенных по формуле (4), наименьшее расстояние видимости для остановки автомобиля следует назначать по таблице 7.
4.4.3 На кривых в плане должна быть обеспечена видимость, достаточная для безопасной остановки автомобиля на многополосной проезжей части в крайней, внутренней по отношению к повороту оси трассы, полосе движения (при повороте налево - крайней левой полосе, при повороте направо - крайней правой полосе). Минимальное расстояние, достаточное для обеспечения видимости препятствия в точке C (см. рисунок 1), следует определять в соответствии с формулой (4).
B - положение глаз водителя; C - положение препятствия
на проезжей части; b - расстояние от уровня глаз водителя
до кромки полосы движения, равное 1,8 м; a - расстояние
между кромкой полосы движения и препятствием (шумозащитный
экран, барьерное ограждение, откос выемки и др.)
Рисунок 1 - Схема к определению расстояния
боковой видимости на многополосной проезжей части
4.4.4 Расположение барьерных ограждений, шумозащитных экранов и других препятствий должно обеспечивать расстояние видимости препятствия в точке C (см. рисунок 1), имеющего высоту 1,0 м и более, находящегося на середине полосы движения, которая является внутренней относительно радиуса кривой в плане, с высоты глаз водителя автомобиля, равной 1,0 м от поверхности проезжей части.
4.4.5 Оценку видимости на кривых в плане следует выполнять для каждого из двух направлений движения. При этом наименьшее расстояние видимости допускается назначать по формуле (4).
4.4.6 В случае, если не представляется возможным обеспечить минимальное расстояние видимости с внутренней полосы проезжей части на кривой в плане малого радиуса и отсутствует возможность проложения трассы с большим радиусом, минимальное расстояние видимости может быть обеспечено увеличением ширины разделительной полосы за счет увеличения ширины полосы безопасности (расстояние a на рисунке 1), в том числе путем раздельного размещения проезжих частей. На трудных участках пересеченной и горной местностей, а также в условиях капитального ремонта и реконструкции, на участках кривых в плане с необеспеченной видимостью допускается снижение расчетной скорости движения, но не более чем на 20%.
4.4.7 В пересеченной местности необходимо не реже чем через 3 - 4 км устраивать на прямых и кривых больших радиусов специальные обгонные участки для осуществления обгонов с обеспеченным расстоянием видимости как для равнинных участков.
4.4.8 На участках автомобильных дорог, где возможно появление на дороге с придорожной полосы людей и животных, следует обеспечить боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог категорий I - III и 15 м для дорог категории IV.