ГОСТ Р 52399-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования
4.3 План и продольный профиль
4.3.1 В качестве элементов проектируемой трассы следует принимать прямые и кривые постоянной и переменной кривизны; в качестве элементов, определяющих продольный профиль, - прямые и кривые переменной кривизны. Переломы проектной линии в плане и продольном профиле следует сопрягать кривыми.
В целях обеспечения постоянства скорости и безопасности движения, а также учитывая возможности последующей реконструкции дороги за пределами перспективного периода, в качестве основных параметров элементов плана и продольного профиля автомобильной дороги рекомендуется принимать геометрические параметры, рекомендуемые в качестве основных параметров геометрических элементов плана и продольного профиля автомобильных дорог по ГОСТ 33475.
Трассу прокладывают из условия плавного сопряжения элементов плана трассы и проектной линии продольного профиля с учетом расчетной скорости движения.
При этом следует обеспечить для кривых в плане:
- скорость нарастания центробежного ускорения - не более 0,5 м/с3;
- наибольший коэффициент поперечной силы - в соответствии с таблицей 3.
Примечание - На криволинейных участках плана трассы с нелинейным изменением кривизны максимальную скорость нарастания центробежного ускорения следует проверять расчетом. При проектировании плана и профиля следует учитывать возможность реконструкции трассы и не принимать минимально допустимые параметры трассы.
Таблица 3
Наибольшие коэффициенты поперечной силы
Расчетная скорость, км/ч | 150 | 120 | 100 | 80 | 60 | 50 | 40 |
Наибольший коэффициент поперечной силы | 0,08 | 0,09 | 0,12 | 0,14 | 0,17 | 0,19 | 0,23 |
4.3.2 В случаях, когда выполнение требований 4.3.1 признается нецелесообразным (приводит к значительному увеличению стоимости строительства), допускается снижение требований к нормам проектирования отдельных геометрических элементов плана и продольного профиля автомобильной дороги исходя из расчетной скорости движения.
4.3.3 Предельно допустимые нормы следует принимать по таблице 4 исходя из расчетных скоростей движения по категориям дорог, приведенным в таблице 1. Для дорог с низкой интенсивностью движения параметры геометрических элементов плана и продольного профиля следует назначать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58818.
Таблица 4
Допустимые параметры геометрических элементов плана
и продольного профиля автомобильных дорог
Расчетная скорость, км/ч | Наибольшие продольные уклоны, | Наименьшие радиусы кривых, м | ||||
в плане | в продольном профиле | |||||
выпуклых | вогнутых | |||||
основные | в горной местности | основные | в горной местности | |||
150 | 30 | 1200 | 1000 | 30 000 | 8000 | 4000 |
120 | 40 | 800 | 600 | 15 000 | 5000 | 2500 |
100 | 50 | 600 | 400 | 10 000 | 3000 | 1500 |
80 | 60 | 300 | 250 | 5000 | 2000 | 1000 |
60 | 70 | 150 | 125 | 2500 | 1500 | 600 |
50 | 80 | 100 | 100 | 1500 | 1200 | 400 |
40 | 90 | 60 | 60 | 1000 | 1000 | 300 |
Примечание - В условиях реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог, на съездах пересечений и примыканий автомобильных дорог, на трудных участках пересеченной и горной местностей, при устройстве дорог в застроенных районах, на ценных сельскохозяйственных угодьях и других приравненных к ним территориях наименьший радиус кривых в плане допускается обосновывать расчетом по 4.3.4. Независимо от результатов расчетов по методикам (формулам), приведенным в нормативных документах и нормативно-технической документации, минимально допустимые радиусы кривых в плане и продольном профиле следует принимать согласно таблице 4. |
При сооружении автомобильных дорог на трудных участках горной и пересеченной местностей (за исключением мест с абсолютными отметками более 3000 м над уровнем моря) для участков протяженностью до 500 м допускается увеличение значений наибольших продольных уклонов, приведенных в ГОСТ 33475, но не более чем на .
На дорогах категории I с раздельными проезжими частями на трудных участках горной и пересеченной местностей, продольные уклоны на спуск допускается увеличивать по отношению к нормам, установленным ГОСТ 33475, но не более чем на .
4.3.4 При назначении параметров элементов плана, продольного и поперечных профилей дорог по нормам, допускаемым 4.3.3, следует проводить оценку проектных решений по показателям скорости, безопасности движения и пропускной способности. Оценку пропускной способности рекомендуется проводить по [1], оценку проектных решений по показателям скорости, безопасности движения рекомендуется проводить по [2].
4.3.5 При сопряжении кривых в плане, радиусы которых отличаются более чем в 1,3 раза, а также в местах сопряжения кривых радиусом менее 2000 м на дорогах категорий II - IV, а для дорог категории I - радиусом менее 3000 м с прямыми в плане предусматривают их плавное сопряжение кривыми с переменной кривизной - переходными кривыми.
4.3.6 При сопряжении круговой кривой и прямой при помощи переходной кривой наименьшую длину переходной кривой следует определять по таблице 5.
Таблица 5
Наименьшие значения длин переходных кривых
Расчетная скорость, км/ч | Длина переходной кривой, м, для радиуса кривой в плане R, м | |||||||||||
от 30 до 60 | от 60 до 100 | от 100 до 150 | от 150 до 200 | от 200 до 250 | от 250 до 300 | от 300 до 400 | от 400 до 500 | от 500 до 800 | от 800 до 1200 | от 1200 до 2000 | от 2000 до 3000 | |
Менее 120 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | 100 | 100 | 100 | - |
120 и более | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 120 | 0,1R | 200 |
В сложных условиях (трудные участки пересеченной и горной местности, застроенные территории, ценные сельскохозяйственные угодья, условия капитального ремонта и реконструкции) наименьшую длину переходной кривой L, м, допускается вычислять по формуле
, (1)
где V - расчетная скорость движения, км/ч;
I - скорость нарастания центробежного ускорения, м/с3, принимаемая по таблице 6;
R - радиус кривой в плане, сопрягаемый переходной кривой, м.
Таблица 6
Скорость нарастания центробежного ускорения
Радиус кривой в плане, м | Скорость нарастания центробежного ускорения, м/с3 | |
Основное значение | Допускаемый при капитальном ремонте и реконструкции дорог, а также в горных условиях | |
Св. 300 | 0,3 | 0,5 |
От 150 до 300 | 0,4 | 0,7 |
Менее 150 | 0,9 |
При сопряжении круговых кривых, направленных в одну сторону с помощью переходной кривой, наименьшую длину участка переходной кривой L, м, вычисляют по формуле
, (2)
где R1, R2 - радиусы кривых в плане, сопрягаемых переходной кривой, м.
Скорость нарастания центробежного ускорения следует принимать по нормам меньшего радиуса сопрягаемых круговых кривых.
Допускается не устраивать переходные кривые в условиях реконструкции при соответствующем технико-экономическом обосновании и при капитальном ремонте автомобильных дорог, а также в случаях, если сдвижка круговой кривой от вписывания переходной P оказывается менее 0,1 м. Величину P вычисляют по формуле
, (3)
где L - длина переходной кривой, м;
R - радиус круговой кривой, м.
4.3.7 Наибольшие продольные уклоны на участках кривых в плане радиусом 50 м и менее следует уменьшать согласно ГОСТ 33475.
4.3.8 Максимальная длина участка с уклонами более не должна превышать значений, приведенных в ГОСТ 33475.
При продольных уклонах более предельную длину участка с затяжным уклоном следует определять по результатам расчетов в зависимости от динамических характеристик транспортных средств, материала покрытия дорожной одежды и высоты расположения участка дороги над уровнем моря.
4.3.9 На дорогах, расположенных в горной местности с уклонами более , необходимо проектировать участки с уменьшенными на
продольными уклонами или площадки для остановки автомобилей с расстояниями (длинами) между ними не более указанных в ГОСТ 33475.
Вместимость площадок для остановки автомобилей должна назначаться не менее трех грузовых автомобилей, а выбор места их расположения определяют из условий безопасности стоянки, исключающей возможность появления осыпей и камнепадов.
На затяжных спусках с уклонами более необходимо предусматривать противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми в плане радиусом менее 600 м, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8 - 1,0 км.
4.3.10 В случаях необходимости резкого изменения направления плана трассы дорог категорий II - IV в горных условиях допускается устройство серпантина с параметрами, принимаемыми по ГОСТ 33475. Серпантины радиусом менее 30 м проектируют только на дорогах категории IV и при запрещении движения автопоездов длиной свыше 11 м.
4.3.11 Расстояние между концом вспомогательной кривой одного серпантина и началом вспомогательной кривой другого следует принимать возможно , но не менее 400 м для дорог категорий II и III, 300 м - для дорог категории IV.
4.3.12 Проезжую часть на серпантинах необходимо уширять на 0,5 м за счет внешней обочины, а остальную часть уширения предусматривают за счет внутренней обочины и дополнительного уширения земляного полотна.