БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 52399-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования

4.3 План и продольный профиль

 

4.3.1 В качестве элементов проектируемой трассы следует принимать прямые и кривые постоянной и переменной кривизны; в качестве элементов, определяющих продольный профиль, - прямые и кривые переменной кривизны. Переломы проектной линии в плане и продольном профиле следует сопрягать кривыми.

В целях обеспечения постоянства скорости и безопасности движения, а также учитывая возможности последующей реконструкции дороги за пределами перспективного периода, в качестве основных параметров элементов плана и продольного профиля автомобильной дороги рекомендуется принимать геометрические параметры, рекомендуемые в качестве основных параметров геометрических элементов плана и продольного профиля автомобильных дорог по ГОСТ 33475.

Трассу прокладывают из условия плавного сопряжения элементов плана трассы и проектной линии продольного профиля с учетом расчетной скорости движения.

При этом следует обеспечить для кривых в плане:

- скорость нарастания центробежного ускорения - не более 0,5 м/с3;

- наибольший коэффициент поперечной силы - в соответствии с таблицей 3.

Примечание - На криволинейных участках плана трассы с нелинейным изменением кривизны максимальную скорость нарастания центробежного ускорения следует проверять расчетом. При проектировании плана и профиля следует учитывать возможность реконструкции трассы и не принимать минимально допустимые параметры трассы.

 

Таблица 3

 

Наибольшие коэффициенты поперечной силы

 

Расчетная скорость, км/ч

150

120

100

80

60

50

40

Наибольший коэффициент поперечной силы

0,08

0,09

0,12

0,14

0,17

0,19

0,23

 

4.3.2 В случаях, когда выполнение требований 4.3.1 признается нецелесообразным (приводит к значительному увеличению стоимости строительства), допускается снижение требований к нормам проектирования отдельных геометрических элементов плана и продольного профиля автомобильной дороги исходя из расчетной скорости движения.

4.3.3 Предельно допустимые нормы следует принимать по таблице 4 исходя из расчетных скоростей движения по категориям дорог, приведенным в таблице 1. Для дорог с низкой интенсивностью движения параметры геометрических элементов плана и продольного профиля следует назначать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58818.

 

Таблица 4

 

Допустимые параметры геометрических элементов плана

и продольного профиля автомобильных дорог

 

Расчетная скорость, км/ч

Наибольшие продольные уклоны, ГОСТ Р 52399-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования

Наименьшие радиусы кривых, м

в плане

в продольном профиле

выпуклых

вогнутых

основные

в горной местности

основные

в горной местности

150

30

1200

1000

30 000

8000

4000

120

40

800

600

15 000

5000

2500

100

50

600

400

10 000

3000

1500

80

60

300

250

5000

2000

1000

60

70

150

125

2500

1500

600

50

80

100

100

1500

1200

400

40

90

60

60

1000

1000

300

Примечание - В условиях реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог, на съездах пересечений и примыканий автомобильных дорог, на трудных участках пересеченной и горной местностей, при устройстве дорог в застроенных районах, на ценных сельскохозяйственных угодьях и других приравненных к ним территориях наименьший радиус кривых в плане допускается обосновывать расчетом по 4.3.4. Независимо от результатов расчетов по методикам (формулам), приведенным в нормативных документах и нормативно-технической документации, минимально допустимые радиусы кривых в плане и продольном профиле следует принимать согласно таблице 4.

 

При сооружении автомобильных дорог на трудных участках горной и пересеченной местностей (за исключением мест с абсолютными отметками более 3000 м над уровнем моря) для участков протяженностью до 500 м допускается увеличение значений наибольших продольных уклонов, приведенных в ГОСТ 33475, но не более чем на ГОСТ Р 52399-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования.

На дорогах категории I с раздельными проезжими частями на трудных участках горной и пересеченной местностей, продольные уклоны на спуск допускается увеличивать по отношению к нормам, установленным ГОСТ 33475, но не более чем на ГОСТ Р 52399-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования.

4.3.4 При назначении параметров элементов плана, продольного и поперечных профилей дорог по нормам, допускаемым 4.3.3, следует проводить оценку проектных решений по показателям скорости, безопасности движения и пропускной способности. Оценку пропускной способности рекомендуется проводить по [1], оценку проектных решений по показателям скорости, безопасности движения рекомендуется проводить по [2].

4.3.5 При сопряжении кривых в плане, радиусы которых отличаются более чем в 1,3 раза, а также в местах сопряжения кривых радиусом менее 2000 м на дорогах категорий II - IV, а для дорог категории I - радиусом менее 3000 м с прямыми в плане предусматривают их плавное сопряжение кривыми с переменной кривизной - переходными кривыми.

4.3.6 При сопряжении круговой кривой и прямой при помощи переходной кривой наименьшую длину переходной кривой следует определять по таблице 5.

 

Таблица 5

 

Наименьшие значения длин переходных кривых

 

Расчетная скорость, км/ч

Длина переходной кривой, м, для радиуса кривой в плане R, м

от 30 до 60

от 60 до 100

от 100 до 150

от 150 до 200

от 200 до 250

от 250 до 300

от 300 до 400

от 400 до 500

от 500 до 800

от 800 до 1200

от 1200 до 2000

от 2000 до 3000

Менее 120

30

40

50

60

70

80

90

100

100

100

100

-

120 и более

-

-

-

-

-

-

-

-

-

120

0,1R

200

 

В сложных условиях (трудные участки пересеченной и горной местности, застроенные территории, ценные сельскохозяйственные угодья, условия капитального ремонта и реконструкции) наименьшую длину переходной кривой L, м, допускается вычислять по формуле

 

ГОСТ Р 52399-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования, (1)

 

где V - расчетная скорость движения, км/ч;

I - скорость нарастания центробежного ускорения, м/с3, принимаемая по таблице 6;

R - радиус кривой в плане, сопрягаемый переходной кривой, м.

 

Таблица 6

 

Скорость нарастания центробежного ускорения

 

Радиус кривой в плане, м

Скорость нарастания центробежного ускорения, м/с3

Основное значение

Допускаемый при капитальном ремонте и реконструкции дорог, а также в горных условиях

Св. 300

0,3

0,5

От 150 до 300

0,4

0,7

Менее 150

0,9

 

При сопряжении круговых кривых, направленных в одну сторону с помощью переходной кривой, наименьшую длину участка переходной кривой L, м, вычисляют по формуле

 

ГОСТ Р 52399-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования, (2)

 

где R1, R2 - радиусы кривых в плане, сопрягаемых переходной кривой, м.

Скорость нарастания центробежного ускорения следует принимать по нормам меньшего радиуса сопрягаемых круговых кривых.

Допускается не устраивать переходные кривые в условиях реконструкции при соответствующем технико-экономическом обосновании и при капитальном ремонте автомобильных дорог, а также в случаях, если сдвижка круговой кривой от вписывания переходной P оказывается менее 0,1 м. Величину P вычисляют по формуле

 

ГОСТ Р 52399-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования, (3)

 

где L - длина переходной кривой, м;

R - радиус круговой кривой, м.

4.3.7 Наибольшие продольные уклоны на участках кривых в плане радиусом 50 м и менее следует уменьшать согласно ГОСТ 33475.

4.3.8 Максимальная длина участка с уклонами более ГОСТ Р 52399-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования не должна превышать значений, приведенных в ГОСТ 33475.

При продольных уклонах более ГОСТ Р 52399-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования предельную длину участка с затяжным уклоном следует определять по результатам расчетов в зависимости от динамических характеристик транспортных средств, материала покрытия дорожной одежды и высоты расположения участка дороги над уровнем моря.

4.3.9 На дорогах, расположенных в горной местности с уклонами более ГОСТ Р 52399-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования, необходимо проектировать участки с уменьшенными на ГОСТ Р 52399-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования продольными уклонами или площадки для остановки автомобилей с расстояниями (длинами) между ними не более указанных в ГОСТ 33475.

Вместимость площадок для остановки автомобилей должна назначаться не менее трех грузовых автомобилей, а выбор места их расположения определяют из условий безопасности стоянки, исключающей возможность появления осыпей и камнепадов.

На затяжных спусках с уклонами более ГОСТ Р 52399-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования необходимо предусматривать противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми в плане радиусом менее 600 м, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8 - 1,0 км.

4.3.10 В случаях необходимости резкого изменения направления плана трассы дорог категорий II - IV в горных условиях допускается устройство серпантина с параметрами, принимаемыми по ГОСТ 33475. Серпантины радиусом менее 30 м проектируют только на дорогах категории IV и при запрещении движения автопоездов длиной свыше 11 м.

4.3.11 Расстояние между концом вспомогательной кривой одного серпантина и началом вспомогательной кривой другого следует принимать возможно ГОСТ Р 52399-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования, но не менее 400 м для дорог категорий II и III, 300 м - для дорог категории IV.

4.3.12 Проезжую часть на серпантинах необходимо уширять на 0,5 м за счет внешней обочины, а остальную часть уширения предусматривают за счет внутренней обочины и дополнительного уширения земляного полотна.

TOC