БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59983-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Сооружения противоналедные. Правила проектирования

5 Правила проектирования противоналедных сооружений

 

5.1 Общие требования

 

5.1.1 Противоналедные сооружения и устройства на автомобильных дорогах следует проектировать с учетом зимнего стока заданной обеспеченности на стадии изысканий по СП 33-101-2003 и требований пункта 5.23 СП 35.13330 2011:

1:100 (1%) для автомобильных дорог IА, IБ, IВ, II и III категорий;

1:50 (2%) для автомобильных дорог IV и V категорий.

5.1.2 Исходными данными для выбора вида и типа противоналедных мероприятий и устройств на этапе подготовки задания на проектирование являются:

- по поверхностным водотокам - расход и температура воды в осенне-зимний период; скорость потока, ширина, глубина и уклон русла; предполагаемые изменения теплового и ледового режимов водотока при строительстве и степень влияния этих изменений на наледный процесс;

- по подземным водам, вскрываемым выемками, канавами и карьерами, - ожидаемый приток и температура воды, мощность и протяженность вдоль пути водоносного слоя, возможные изменения режима вод в связи со строительством;

- по всем природным наледям - генетический тип наледи, время ее формирования (начало и окончание), линейные размеры, площадь и объем наледи, возможные изменения в режиме наледи в связи со строительством, степень опасности наледи для проектируемых сооружений.

5.1.3 Рабочие чертежи противоналедных мероприятий и устройств разрабатывают согласно ГОСТ Р 21.101, а также на основе уточненных данных по всем наледным участкам, в том числе:

- описания рельефа, геологической, гидрогеологической обстановки и мерзлотно-грунтовых условий;

- расхода и температуры воды наледных водотоков в осенне-зимний период, их теплового и ледового режимов, скорости потока;

- ширины, глубины и уклона русел;

- климатических показателей, необходимых для теплотехнических расчетов;

- показателей природных наледей, их генетического типа, линейных размеров, площади и объема наледного льда, периода формирования наледей;

- прогнозирования степени опасности наледи;

- рекомендуемых проектных решений с использованием графических материалов, в том числе плана наледного участка (масштаба 1:500 - 1:2000) геологических разрезов по ГОСТ 32869, ГОСТ Р 21.101;

- опросных данных или журналов наблюдений за наледями на существующих сооружениях.

5.1.4 При проектировании вариантов трасс автомобильных дорог в наледных районах направление необходимо выбирать с таким расчетом, чтобы исключить или сделать минимальным образование наледей у искусственных сооружений и земляного полотна дороги согласно ГОСТ 33100, ГОСТ 33149.

5.1.5 Размещение трасс автомобильных дорог следует производить с учетом следующих особенностей физико-географических условий:

- наиболее благоприятными для размещения трассы являются водораздельные участки, склоны антиклинальных долин, борта моноклинальных долин с падением слоев пород в глубь склона, верхние части склонов, сложенных породами с горизонтальным залеганием слоев, южные склоны и поверхность речных террас, сложенных дренирующими грунтами;

- менее благоприятными являются речные долины с синклинальным залеганием пород и субсеквентные долины в зонах тектонических разломов, являющихся путями выхода на поверхность подземных вод, способствующих образованию больших и гигантских наледей;

- неблагоприятными участками являются: в пределах Сибирской платформы зоны контакта водоносных песчано-известковистых пород с водоупорными аргиллито-мергиллистыми толщами, в Якутии и горных системах Забайкалья - неотектонические зоны разломов с нисходящими источниками подземных вод;

- особо неблагоприятными являются участки с выходами грунтовых родников (трещино-карстовых, пластовых или связанных с зонами тектонических нарушений) и склоны северной экспозиции с распространением вечномерзлых грунтов, имеющих надмерзлотные воды. При трассировании линии целесообразно рассматривать варианты обхода таких мест с нагорной стороны или переноса трассы на склоны южной экспозиции.

5.1.6 Водотоки рекомендуется пересекать на прямых участках с концентрированным руслом, избегая перекатов, островов, конусов выноса, устьевых участков рек и их притоков.

5.1.7 Рекомендуется рассматривать варианты обхода наледных участков, производя их технико-экономическое сравнение с учетом строительства постоянных противоналедных сооружений и эксплуатационных затрат на борьбу с наледями.

5.1.8 Проектирование земляного полотна на территориях, подверженных наледеобразованию, осуществляется с учетом требований ГОСТ 33149-2014, пункты 7.3.3.1 и 7.3.3.9.

5.1.9 На участках природных наледей земляное полотно следует проектировать с учетом условий 5.5.5:

- в насыпях с возвышением бровки над расчетной отметкой поверхности наледи более чем на 1 м;

- в насыпях с бермой, устраиваемой с нагорной стороны;

- совместно с противоналедными устройствами.

5.1.10 Земляное полотно совместно с противоналедными устройствами (земляные валы или заборы) следует проектировать на участках действующих ключевых наледей, когда можно каптировать источники и отвести их по утепленным лоткам и канавам за пределы земляного полотна.

5.1.11 На участках прогнозируемых наледей в районах глубокого сезонного промерзания и островного распространения вечномерзлых грунтов земляное полотно следует проектировать с таким расчетом, чтобы глубина промерзания под насыпью не превышала промерзания грунтов в естественных условиях.

5.1.12 В районах сплошного распространения вечномерзлых грунтов земляное полотно должно быть запроектировано совместно с мерзлотным грунтовым поясом (широкая, но мелкая канава) или с водонепроницаемым экраном, активизирующими наледный процесс в удалении от полотна дороги.

5.1.13 В районах глубокого сезонного промерзания грунтов при вскрытии водоносных слоев выемками перехват и отвод грунтовых и надмерзлотных вод следует осуществлять глубокими полуоткрытыми лотками или удерживать наледь выше по склону. Когда применение указанных мероприятий затруднено, следует предусматривать уширение выемок и устройство противоналедных заборов.

5.1.14 На участках природных наледей, образующихся по руслам водотоков, следует проектировать:

- преимущественно мосты вместо труб;

- мосты с увеличенными отверстиями;

- мосты и трубы совместно с утепленными лотками;

- мосты со спрямленными и углубленными руслами;

- засыпные мосты.

5.1.15 В местах возможного образования наледи в виде исключения может быть допущено применение прямоугольных железобетонных труб (шириной не менее 3 м и высотой не менее 2 м) в комплексе с постоянными противоналедными сооружениями.