БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59620-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Части опорные комбинированные сферические (шаровые сегментные) для мостовых сооружений. Общие технические условия

3 Термины, определения, обозначения и сокращения

 

3.1 Термины и определения

 

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 анкеровка: Совокупность анкерных элементов конструкции опорной части.

3.1.2 антифрикционный материал: Материал с низким коэффициентом трения.

3.1.3 антифрикционная пластина: Конструктивная деталь пары скольжения, обеспечивающая низкий коэффициент трения.

3.1.4 всесторонне-подвижная опорная часть: Конструкция, способная воспринимать и передавать вертикальную нагрузку, допускающая линейные перемещения в горизонтальной плоскости и угловые перемещения пролетного строения относительно всех пространственных осей.

3.1.5 выточка: Углубление в элементе опорной части, предназначенное для установки в него антифрикционной пластины.

3.1.6 допуск формы: Наибольшее допускаемое значение отклонения формы.

3.1.7 зазор скольжения: Расстояние между элементами опорной части, определяемое толщиной антифрикционной прокладки, обеспечивающее свободное взаимное линейное перемещение элементов опорной части, составляющих пару скольжения.

3.1.8 зазор поворота: Расстояние между элементами опорной части, определяемое толщиной антифрикционной прокладки, обеспечивающее свободное взаимное угловое перемещение элементов опорной части, составляющих пару скольжения.

3.1.9 конструктивный зазор: Расстояние между элементами опорной части, назначаемое из условия обеспечения свободного взаимного перемещения элементов опорной части и обеспечиваемое конструкцией опорной части.

3.1.10 коэффициент трения: Отношение горизонтальной силы (сопротивление трению) к вертикальной силе (нагрузке).

3.1.11 линейно-подвижная опорная часть: Конструкция, способная воспринимать и передавать вертикальную и горизонтальную (в одном направлении) нагрузки, допускающая линейные перемещения пролетного строения в одном направлении, а угловые - относительно всех пространственных осей.

3.1.12

 

мостовое сооружение: Инженерное сооружение, состоящее из опор и пролетных строений, предназначенное для пропуска через препятствие разных видов транспортных средств, пешеходов, водотоков, селей и коммуникаций различного назначения (мосты, путепроводы, пешеходные мосты, виадуки, эстакады, акведуки, селедуки); часто подменяется термином "мост".

[ГОСТ 33384-2015, пункт 3.7]

3.1.13 направляющая: Элемент опорной части, который ограничивает опорную часть от смещения по одной оси.

3.1.14 неподвижная опорная часть: Конструкция, способная воспринимать и передавать вертикальную и горизонтальные нагрузки, допускающая только угловые перемещения пролетного строения относительно всех пространственных осей.

3.1.15 опора моста: Несущая конструкция мостового сооружения, поддерживающая пролетное строение и передающая нагрузки от него на основание.

3.1.16 опорная часть: Конструктивный элемент мостового сооружения, размещаемый между опорой и пролетным строением, передающий опорные реакции от пролетного строения на опору и обеспечивающий угловые и линейные, либо только угловые перемещения пролетного строения.

3.1.17 опорное сечение пролетного строения: Поперечный разрез пролетного строения на опоре, включающий в себя конструктивные элементы, передающие опорные реакции от пролетного строения на опорные части.

3.1.18 опорная площадка пролетного строения: Нижняя плоская поверхность узла пролетного строения в опорном сечении, по которой происходит контакт и опирание пролетного строения на опорные части.

3.1.19 пара скольжения: Две сопряженных поверхности, скользящие друг относительно друга.

3.1.20 прокладная плита: Металлический лист, прокладываемый между опорной частью и пролетным строением (подферменником) для обеспечения равномерной передачи усилия на опорную часть, пролетное строение и подферменник опоры и возможности замены опорной части без выполнения мокрых работ, сварки или огневой резки.

3.1.21

 

пролетное строение: Конструкция, которая перекрывает пролет между опорами моста и опирается на них.

[ГОСТ Р 59181-2021, пункт 3.1.3]

3.1.22 поверхность скольжения: Поверхность, по которой происходит взаимное перемещение деталей, составляющих пару скольжения.

3.1.23

 

подферменник: Железобетонный выступ на оголовке опоры, предназначенный для установки опорной части пролетного строения.

[ГОСТ 33384-2015, пункт 3.12]

3.1.24 поперечное смещение: Горизонтальное смещение перпендикулярно к оси X опорной части (поперек моста).

3.1.25 предварительная установка опорной части: Взаимное смещение элементов подвижной опорной части, соответствующее предварительно заданной величине перемещения опорного сечения пролетного строения при принятой температуре установки пролетного строения на опорную часть.

3.1.26 продольное смещение: Горизонтальное смещение вдоль оси X опорной части (вдоль моста).

3.1.27 рабочий диапазон температур: Интервал температур, определяемый для конкретной местности, в котором конструкция опорной части должна сохранять свои потребительские свойства.

Примечание - За верхнюю границу рабочего интервала температур принимают среднюю максимальную температуру воздуха наиболее теплого месяца с учетом солнечной радиации. За нижнюю границу принимают температуру воздуха наиболее холодных суток, а для бетонных и железобетонных конструкций - температуру воздуха наиболее холодной пятидневки. Параметры определяют по СП 131.13330, при этом обеспеченность принимают согласно ГОСТ 33390-2015 (раздел 6).

 

3.1.28 система опирания: Комбинация неподвижных, линейно-подвижных и всесторонне-подвижных опорных частей, установленных на опорах моста и взаимодействующих при передаче опорных реакций и перемещений пролетного строения на опоры.

3.1.29 смазка: Специальный состав, используемый для снижения трения и износа на поверхности скольжения.

3.1.30 температура установки: Температура пролетных строений в момент опускания пролетного строения на конструкцию опорной части и передачи на опорную часть всех нагрузок и перемещений от пролетного строения.

3.1.31 анкерный элемент: Элемент анкеровки конструкции опорной части, служащий для жесткого объединения конструкции опорной части с пролетным строением или опорой и способный воспринимать воздействующие на него нагрузки и передавать их на основные конструкции.

TOC