БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Федеральный закон от 30.12.2021 № 470-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

 

Принят Государственной Думой                               22 декабря 2021 года

Одобрен Советом Федерации                                   24 декабря 2021 года

 

Статья 1

 

Подпункт 8 пункта 2 приложения II к Закону Российской Федерации от 7 июля 1993 года № 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 32, ст. 1240; Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 1, ст. 29) изложить в следующей редакции:

"8) связанных с удалением затонувшего имущества;".

 

Статья 2

 

Статью 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3833; 2004, № 35, ст. 3607; 2008, № 49, ст. 5748; 2009, № 52, ст. 6440; 2012, № 53, ст. 7612; 2013, № 19, ст. 2314; 2017, № 30, ст. 4457; 2019, № 51, ст. 7483) дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5. Положения настоящей статьи не применяются к удалению затонувшего имущества.".

 

Статья 3

 

Внести в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2207; 2005, № 52, ст. 5581; 2007, № 46, ст. 5557; № 50, ст. 6246; 2009, № 1, ст. 30; 2011, № 25, ст. 3534; № 45, ст. 6335; 2012, № 18, ст. 2128; № 31, ст. 4321; 2013, № 30, ст. 4058; 2014, № 6, ст. 566; 2015, № 1, ст. 89; 2016, № 27, ст. 4215; 2017, № 30, ст. 4457; № 52, ст. 7923; 2018, № 1, ст. 44; № 32, ст. 5089; 2020, № 9, ст. 1126; 2021, № 22, ст. 3677) следующие изменения:

1) в абзаце восьмом статьи 2 слово "подъема" заменить словом "удаления";

2) в подпункте 2 пункта 1 статьи 4 слово "подъем" заменить словом "удаление";

3) в статье 13:

а) слово "Собственник" заменить словами "1. Собственник";

б) дополнить пунктом 2 следующего содержания:

"2. Затопление судна, то есть действие или бездействие, вследствие которых судно затонуло, не допускается. Затонувшие судно или его части подлежат удалению в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.";

4) пункт 1 статьи 47 дополнить абзацем следующего содержания:

"являющееся затонувшим имуществом, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными законами.";

5) в статье 76:

а) в абзаце одиннадцатом слова "выдача разрешений на подъем затонувшего в море имущества," исключить;

б) дополнить абзацами следующего содержания:

"издание распоряжений, касающихся удаления затонувшего имущества;

ведение учета сообщений о затонувшем имуществе, распоряжений и документации по удалению затонувшего имущества, распоряжений о порядке проведения работ по удалению затонувшего имущества, сообщений о завершении работ по удалению затонувшего имущества в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.";

6) главу VII изложить в следующей редакции:

 

"Глава VII. ЗАТОНУВШЕЕ ИМУЩЕСТВО

 

Статья 107. Сфера действия настоящей главы

 

1. Правила, установленные настоящей главой, применяются к удалению имущества, затонувшего во внутренних морских водах, в территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации.

2. К затонувшему имуществу относится затонувшее или севшее на мель судно или часть такого судна, включая имущество, которое находится или находилось на борту такого судна, либо имущество, которое было утеряно с судна и находится на мели, затонуло или дрейфует в море, либо судно, которое почти затонуло или село на мель или которое может затонуть или сесть на мель, если не будут предприняты меры по оказанию помощи находящемуся в опасности судну или находящемуся на нем имуществу.

3. Под удалением затонувшего имущества понимаются его подъем из воды, транспортировка и уничтожение любым безопасным способом, а также снятие судна с мели.

4. Правила настоящей главы не применяются к удалению затонувшего военного имущества.

5. В случае, если удаление затонувшего имущества в соответствии с главой XX настоящего Кодекса является спасательной операцией, к правилам об установлении вознаграждения и специальной компенсации для спасателей применяются положения главы XX настоящего Кодекса независимо от правил, установленных настоящей главой.

 

Статья 108. Сообщение о затонувшем имуществе

 

1. Капитан судна и судовладелец обязаны направить капитану ближайшего морского порта сообщение о затонувшем имуществе, содержащее следующие сведения:

1) данные о собственнике затонувшего имущества;

2) точное местонахождение затонувшего судна и (или) иного имущества;

3) тип, размеры и конструкция затонувшего судна и (или) характеристики иного затонувшего имущества;

4) характер повреждений затонувшего судна и его состояние;

5) характер и количество груза;

6) количество и типы нефтепродуктов на борту, в том числе количество и виды бункерного топлива и смазочного масла.

2. В случае направления сообщения о затонувшем имуществе одним из лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, направление такого сообщения другим лицом не требуется.

3. Сообщение о затонувшем имуществе капитану морского порта может быть сделано любым лицом, обнаружившим затонувшее имущество. В таком случае указывать сведения, предусмотренные Найробийской международной конвенцией об удалении затонувших судов 2007 года, не требуется.

4. Сообщения о затонувшем имуществе учитываются капитаном морского порта в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

5. Капитан морского порта в трехдневный срок со дня получения сообщения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или со дня выявления факта затопления имущества направляет копию такого сообщения или информацию о выявлении факта затопления имущества:

1) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к побережью которого ближе всего расположено затонувшее имущество;

2) в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному экологическому контролю (надзору) в случае, если в сообщении о затонувшем имуществе указаны грузы или вещества, создающие опасность для морской среды;

3) в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, в случае, если собственник затонувшего имущества не известен;

4) в государство регистрации затонувшего судна и его собственнику, если он известен.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному экологическому контролю (надзору), указанный в подпункте 2 пункта 5 настоящей статьи, в срок не более десяти рабочих дней со дня поступления сообщения о затонувшем имуществе информирует капитана морского порта о наличии предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 109 настоящего Кодекса оснований для обязательного удаления затонувшего имущества либо об отсутствии угрозы причинения вреда окружающей среде затонувшим имуществом.

7. В случае, если собственник затонувшего имущества не известен:

1) капитан морского порта публикует информацию о сроках, установленных для подачи извещения о намерении приступить к удалению затонувшего имущества, в "Извещениях мореплавателям". В случае, если при этом известно, под каким флагом плавало затонувшее судно, капитан морского порта направляет также соответствующее уведомление в государство регистрации затонувшего судна;

2) органы государственной власти, указанные в подпунктах 1 и 3 пункта 5 настоящей статьи, размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о сроках, установленных для подачи извещения о намерении приступить к удалению затонувшего имущества.

 

Статья 109. Удаление имущества, затонувшего во внутренних морских водах, в территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации

 

1. Удаление имущества, затонувшего во внутренних морских водах, в территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации, обеспечивается собственником такого имущества или в случаях, предусмотренных настоящей главой, администрацией морских портов или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к побережью которого ближе всего расположено затонувшее имущество.

2. Собственник затонувшего имущества обязан начать его удаление в трехмесячный срок со дня издания капитаном морского порта распоряжений, предусмотренных соответственно пунктами 2 и 3 статьи 110 настоящего Кодекса, если указанное имущество:

1) создает угрозу безопасности мореплавания, в том числе препятствует работе навигационного оборудования;

2) создает угрозу причинения ущерба морской среде загрязнением.

3. Собственник затонувшего имущества обязан начать его удаление не позднее чем через шесть месяцев со дня издания капитаном морского порта распоряжений, предусмотренных соответственно пунктами 2 и 3 статьи 110 настоящего Кодекса, если указанное имущество:

1) препятствует осуществлению рыболовства и аквакультуре (рыбоводству);

2) затрудняет строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию гидротехнических сооружений, подводных кабелей, подводных трубопроводов.

4. В случаях, не указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, собственник затонувшего имущества обязан начать его удаление не позднее чем через один год со дня издания капитаном морского порта распоряжений, предусмотренных соответственно пунктами 2 и 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением случаев, если отсутствует возможность удаления такого имущества. Отсутствие возможности удаления затонувшего имущества по обращению собственника такого имущества подтверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

5. Обстоятельства, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, подтверждаются или устанавливаются:

1) капитаном морского порта в отношении случаев, указанных в подпункте 1 пункта 2 или подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи;

2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении случаев, указанных в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи;

3) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к побережью которого ближе всего расположено затонувшее имущество, в отношении случаев, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 3 настоящей статьи.

6. Удаление затонувшего имущества осуществляется на основании документации об удалении затонувшего имущества, согласованной капитаном морского порта.

7. В случае, если основанием для обязательного удаления затонувшего имущества являются обстоятельства, указанные в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, собственник затонувшего имущества вправе не осуществлять удаление всего затонувшего имущества при условии удаления загрязняющих водные объекты веществ и отсутствия возможности удаления затонувшего имущества.

 

Статья 110. Удаление затонувшего имущества его собственником

 

1. Собственник затонувшего имущества направляет капитану морского порта извещение о намерении приступить к удалению затонувшего имущества:

1) в течение десяти рабочих дней со дня затопления имущества в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 109 настоящего Кодекса;

2) в течение одного месяца со дня затопления имущества в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 109 настоящего Кодекса;

3) в течение шести месяцев со дня затопления имущества в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 109 настоящего Кодекса;

4) в течение одного года в иных случаях, при которых собственник намерен приступить к удалению затонувшего имущества.

2. Капитан морского порта в срок не более чем десять рабочих дней со дня поступления извещения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, издает распоряжение об условиях удаления затонувшего имущества.

3. В случае непоступления в сроки, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи, от собственника затонувшего имущества извещения о намерении приступить к удалению затонувшего имущества капитан морского порта не позднее чем через десять рабочих дней со дня истечения указанных сроков издает распоряжение о требовании удалить затонувшее имущество и направляет его собственнику такого имущества. Собственник затонувшего имущества в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения такого распоряжения должен уведомить капитана морского порта о намерении приступить к удалению затонувшего имущества.

4. В распоряжении капитана морского порта указываются:

1) наименование собственника, в отношении которого издано распоряжение;

2) описание затонувшего имущества, подлежащего удалению;

3) сроки разработки документации по удалению затонувшего имущества, которые не могут быть более двух месяцев для случаев, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 109 настоящего Кодекса, и более шести месяцев для иных случаев;

4) сроки удаления затонувшего имущества, которые определяются с учетом местных природных условий, сложности работ по удалению затонувшего имущества, необходимости в срочном удалении затонувшего имущества, но не могут быть более чем один год;

5) условия удаления затонувшего имущества, обеспечивающие безопасность судоходства и надлежащую работу порта (причала).

5. Распоряжение капитана морского порта об условиях удаления затонувшего имущества может быть оспорено в суде.

6. О завершении удаления затонувшего имущества его собственник в десятидневный срок извещает капитана морского порта, согласовавшего документацию по удалению затонувшего имущества.

7. Срок, предусмотренный распоряжением капитана морского порта об условиях удаления затонувшего имущества для удаления затонувшего имущества, продлевается капитаном морского порта на срок, в течение которого удаление затонувшего имущества было неосуществимо в силу гидрометеорологической, ледовой или навигационной обстановки.

 

Статья 111. Удаление затонувшего имущества администрацией морских портов или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации

 

1. Удаление затонувшего имущества осуществляется администрацией морских портов или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 109 настоящего Кодекса, в случае, если:

1) собственник затонувшего имущества не уведомил капитана морского порта о намерении приступить к удалению затонувшего имущества в сроки, предусмотренные пунктом 3 статьи 110 настоящего Кодекса;

2) в соответствующем реестре судов отсутствует информация о собственнике затонувшего судна либо юридическое лицо, являющееся собственником затонувшего судна, ликвидировано;

3) собственник затонувшего имущества, направивший капитану морского порта извещение о намерении удалить затонувшее имущество или уведомивший его о намерении приступить к удалению затонувшего имущества в соответствии с пунктом 3 статьи 110 настоящего Кодекса, не представил капитану морского порта для согласования документацию по удалению затонувшего имущества в срок, установленный для ее разработки;

4) собственник затонувшего имущества, по обращению которого согласована документация по удалению затонувшего имущества, неоднократно нарушил условия, предусмотренные данной документацией, или просрочил удаление затонувшего имущества на три месяца и более.

2. В случаях, установленных пунктом 1 настоящей статьи, капитан морского порта издает требование об удалении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации затонувшего имущества в срок не позднее чем тридцать дней со дня истечения сроков или установления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и незамедлительно направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если удаление затонувшего имущества обеспечивается администрацией морского порта, издание капитаном морского порта требования об удалении затонувшего имущества не требуется.

3. В случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, удаление затонувшего имущества обеспечивает:

1) администрация морских портов, если затонувшее имущество находится в акватории морского порта и препятствует безопасному судоходству, в том числе работе навигационного оборудования;

2) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случаях, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

4. В требовании об удалении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации затонувшего имущества указываются сведения, предусмотренные пунктом 4 статьи 110 настоящего Кодекса, с учетом следующих особенностей:

1) в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи, вместо собственника затонувшего имущества в таком требовании указывается орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающий удаление затонувшего имущества;

2) в случае, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, в таком требовании указывается орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающий удаление затонувшего имущества, и предписывается осуществлять удаление затонувшего имущества в соответствии с согласованной документацией по удалению затонувшего имущества, копия которой прилагается к такому требованию.

5. Администрация морских портов, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для целей удаления затонувшего имущества вправе использовать согласованную документацию по удалению затонувшего имущества, подготовленную собственником затонувшего имущества. При необходимости указанные органы вправе изменить указанную документацию в порядке, установленном для ее согласования.

6. Собственник затонувшего имущества, удаление которого осуществляется органами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, вправе уведомить капитана морского порта о продолжении удаления затонувшего имущества за свой счет после возмещения понесенных указанными органами затрат на удаление затонувшего имущества.

7. Органы, указанные в пункте 3 настоящей статьи, имеют право требовать возмещения понесенных затрат на удаление затонувшего судна от организации, осуществившей страхование или предоставившей иное финансовое обеспечение ответственности за удаление затонувшего судна в соответствии с главой XIX2 настоящего Кодекса, или от собственника затонувшего судна (бывшего собственника затонувшего судна, если право собственности на затонувшее судно возникло у субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 113 настоящего Кодекса).

8. Администрация морских портов имеет право возместить затраты на удаление затонувшего судна за счет продажи затонувшего имущества в части расходов, не покрытых организацией, осуществившей страхование или предоставившей иное финансовое обеспечение ответственности за удаление затонувшего судна в соответствии с главой XIX2 настоящего Кодекса, или собственником затонувшего судна (бывшим собственником затонувшего судна, если право собственности на затонувшее судно перешло к субъекту Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 113 настоящего Кодекса).

9. Бюджету субъекта Российской Федерации, к побережью которого ближе всего расположено затонувшее имущество, предоставляется субсидия из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации по удалению затонувшего имущества.

10. Софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации по удалению затонувшего имущества осуществляется в размере разницы между затратами на удаление затонувшего имущества и доходами от реализации указанного имущества в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации. Такое софинансирование осуществляется в отношении затонувшего имущества, включенного в перечень затонувшего имущества, удаление которого является обязательным в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 109 настоящего Кодекса, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, по согласованию с субъектом Российской Федерации, к побережью которого ближе всего расположено затонувшее имущество.

11. Правила разработки и утверждения перечня затонувшего имущества, предусмотренного пунктом 10 настоящей статьи, утверждаются Правительством Российской Федерации.

 

Статья 112. Документация по удалению затонувшего имущества

 

1. Удаление затонувшего имущества осуществляется на основании документации по удалению затонувшего имущества (далее также в настоящей статье - документация), которая содержит описание способа и средств удаления затонувшего имущества, последовательность действий и требования к безопасности их проведения.

2. Требования к составу и содержанию документации по удалению затонувшего имущества, а также критерии оценки такой документации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

3. Документация по удалению затонувшего имущества разрабатывается собственником затонувшего имущества на основании распоряжения капитана морского порта об условиях удаления затонувшего имущества или распоряжения капитана морского порта о требовании удалить затонувшее имущество либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или администрацией морских портов в случаях, когда в соответствии со статьей 111 настоящего Кодекса ими обеспечивается удаление затонувшего имущества.

4. Документация по удалению затонувшего имущества до ее согласования капитаном морского порта направляется лицом, обязанным осуществить удаление затонувшего имущества, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному экологическому контролю (надзору). Указанный федеральный орган исполнительной власти оценивает документацию на соответствие критериям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления и выдает обязательные для исполнения требования по предотвращению вреда морской среде, если исполнение документации по удалению затонувшего имущества может причинить такой вред, или направляет уведомление об отсутствии замечаний к документации. В случае поступления уведомления об отсутствии замечаний к документации или ненаправления указанным федеральным органом исполнительной власти в установленный срок обязательных для исполнения требований по предотвращению вреда морской среде документация по удалению затонувшего имущества считается согласованной.

5. Капитан морского порта в срок не более чем десять рабочих дней со дня поступления документации по удалению затонувшего имущества согласовывает указанную документацию или отказывает в ее согласовании и уведомляет лицо, представившее такую документацию, о принятом решении. Копия документации остается на хранении у капитана морского порта до завершения удаления затонувшего имущества.

6. Капитан морского порта отказывает в согласовании документации по удалению затонувшего имущества в случае, если:

1) не соблюдены условия, содержащиеся в распоряжении капитана морского порта об условиях удаления затонувшего имущества или распоряжении капитана морского порта о требовании удалить затонувшее имущество;

2) не выполнены требования, указанные в пункте 4 настоящей статьи, либо документация не согласована в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

 

Статья 113. Права собственности на затонувшее имущество

 

1. Собственник затонувшего судна, не представивший в установленный срок капитану морского порта документацию по удалению затонувшего имущества либо не осуществивший удаление затонувшего имущества в сроки, установленные в статье 109 настоящего Кодекса, утрачивает право собственности на затонувшее судно. Лицо, утратившее право собственности на затонувшее судно, вправе восстановить право собственности на такое судно в суде. В случае восстановления в суде права собственности на затонувшее судно собственник затонувшего судна обязан возместить органам, указанным в пункте 3 статьи 111 настоящего Кодекса, понесенные ими затраты на удаление затонувшего имущества.

2. Капитан морского порта в случае обнаружения просрочки представления документации по удалению затонувшего имущества, являющегося затонувшим судном, либо просрочки удаления такого затонувшего имущества более чем на три месяца, а также в случае, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи, исключает затонувшее судно из соответствующего реестра судов. При этом согласие судовладельца не требуется. Указанное судно не подлежит государственной регистрации.

Если затонувшее судно зарегистрировано под флагом иностранного государства, то капитан морского порта направляет в государство регистрации затонувшего судна извещение о необходимости исключения затонувшего судна из государственного реестра этого государства.

В случае, если по истечении тридцати календарных дней не получен ответ от государства регистрации затонувшего судна, такое судно считается исключенным из реестра государственной регистрации затонувших судов, о чем капитан морского порта направляет уведомление государству регистрации затонувшего судна.

3. Право собственности на затонувшее судно после исключения затонувшего судна из соответствующего реестра судов возникает у субъекта Российской Федерации, к побережью которого ближе всего расположено затонувшее судно.

4. Об исключении затонувшего судна из соответствующего реестра судов капитан морского порта в десятидневный срок уведомляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при этом приводится описание затонувшего судна.

5. Лицо, являющееся собственником затонувшего имущества на день его затопления, несет ответственность по обязательствам, связанным с затонувшим имуществом до его затопления, по обязательствам, возникшим в результате затопления имущества, а также в связи с расходами на его удаление вне зависимости от прекращения прав на затонувшее имущество, за исключением случаев, если такое имущество находится в собственности Российской Федерации.

6. В случае, если в соответствующем реестре судов отсутствует информация о собственнике затонувшего судна либо собственником затонувшего судна являлось юридическое лицо, которое ликвидировано, такое судно с момента исключения из соответствующего реестра судов считается собственностью субъекта Российской Федерации, к побережью которого ближе всего расположено затонувшее судно.

7. На отношения, связанные с удалением затонувшего имущества, не распространяются требования законодательства в области обращения с отходами. Лицензия на удаление затонувшего имущества не требуется.

 

Статья 114. Случайно поднятое затонувшее имущество

 

1. Лицо, случайно поднявшее затонувшее имущество, обязано незамедлительно заявить о случайно поднятом имуществе в полицию или в орган местного самоуправления.

2. Лицо, случайно поднявшее затонувшее имущество, имеет право требовать от собственника затонувшего имущества вознаграждение за поднятие затонувшего имущества в соответствии с гражданским законодательством, но не менее чем в размере затрат на его удаление.";

7) дополнить главой XIX2 следующего содержания:

 

"Глава XIX2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УДАЛЕНИЕ ЗАТОНУВШИХ СУДОВ

 

Статья 33611. Страхование или иное финансовое обеспечение
ответственности за удаление затонувших судов

 

Собственник судна вместимостью 300 и более для покрытия своей ответственности за удаление затонувшего судна должен осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение такой ответственности в соответствии с требованиями Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года.

 

Статья 33612. Свидетельство о страховании или ином финансовом обеспечении ответственности за удаление затонувших судов

 

1. Свидетельство о страховании или ином финансовом обеспечении ответственности за удаление затонувших судов, удостоверяющее наличие страхования или иного финансового обеспечения ответственности, предусмотренное Найробийской международной конвенцией об удалении затонувших судов 2007 года, выдается в отношении каждого судна капитаном морского порта, осуществляющим государственную регистрацию судов, если требования, предусмотренные Найробийской международной конвенцией об удалении затонувших судов 2007 года, выполнены.

2. Условия, порядок выдачи и проверки свидетельства, указанного в настоящей статье, определяются правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

3. Организация и осуществление проверки свидетельства, указанного в настоящей статье, осуществляются в рамках государственного портового контроля.";

8) абзац шестой статьи 356 изложить в следующей редакции:

"в связи с удалением затонувшего имущества;";

9) пункт 3 статьи 386 признать утратившим силу;

10) абзац шестой статьи 389 изложить в следующей редакции:

"расходами на удаление затонувшего имущества;".

 

Статья 4

 

Внести в статью 11 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001) следующие изменения:

1) слово "Вред" заменить словами "1. Вред";

2) дополнить пунктом 2 следующего содержания:

"2. Затопление судна, то есть действие или бездействие, не допускается. Затонувшие судно или его части подлежат удалению в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.".

 

Статья 5

 

Пункт 8 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 23, ст. 2381; 2017, № 31, ст. 4757; 2021, № 24, ст. 4181, 4211, 4225; № 27, ст. 5130) изложить в следующей редакции:

"8) удаления затонувшего имущества;".

 

Статья 6

 

В подпункте "д" пункта 3 части 2 статьи 13 Федерального закона от 3 ноября 2015 года № 297-ФЗ "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 45, ст. 6198) слово "подъема" заменить словом "удаления".

 

Статья 7

 

1. До 1 марта 2022 года федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере морского транспорта, утверждает перечень затонувшего имущества, удаление которого является обязательным (далее - перечень затонувшего имущества), и уведомляет собственников такого имущества о необходимости удаления затонувшего имущества, а также направляет указанный перечень в соответствующие субъекты Российской Федерации. В случае, если собственник затонувшего имущества, включенного в перечень затонувшего имущества, не известен, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере морского транспорта, и уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о сроках, установленных для подачи извещения о намерении приступить к удалению затонувшего имущества.

2. Перечень затонувшего имущества подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, а также с высшим должностным лицом соответствующего субъекта Российской Федерации в части списка затонувшего имущества, подлежащего удалению, и сроков выполнения работ по его удалению.

3. В случае, если собственник затонувшего судна, включенного в перечень затонувшего имущества, до 1 июня 2022 года не направит капитану морского порта извещение о намерении удалить затонувшее имущество, такой собственник утрачивает право собственности на затонувшее судно. В этом случае затонувшее судно считается погибшим и исключается из соответствующего реестра судов без согласия лица, утратившего право собственности на данное судно. Указанное судно не подлежит государственной регистрации. Право собственности на данное судно возникает у субъекта Российской Федерации, к побережью которого ближе всего расположено затонувшее судно. Лицо, утратившее право собственности на затонувшее судно, вправе восстановить право собственности на данное судно в суде. В случае восстановления в суде права собственности на затонувшее судно собственник затонувшего судна обязан возместить органам, указанным в пункте 3 статьи 111 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), понесенные ими затраты на удаление затонувшего имущества.

4. Капитан морского порта, ближайшего к указанному в части 2 настоящей статьи затонувшему имуществу, в срок не позднее чем за один месяц до наступления срока подъема такого имущества, включенного в перечень затонувшего имущества, направляет органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации требование об удалении затонувшего имущества. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает удаление затонувшего имущества в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

5. Затонувшее имущество, включенное в перечень затонувшего имущества, подлежит удалению со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 января 2031 года.

6. Действие положений пунктов 9 и 10 статьи 111 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.

 

Статья 8

 

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2022 года, за исключением пункта 7 статьи 3 и частей 1 - 5 статьи 7 настоящего Федерального закона.

2. Части 1 - 5 статьи 7 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Пункт 7 статьи 3 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 марта 2023 года.

 

 

Президент Российской Федерации                              В.Путин

 

Москва, Кремль

30 декабря 2021 года

№ 470-ФЗ

TOC