ГОСТ Р 59971-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства наблюдения, навигации, связи и автоматизации организации воздушного движения гражданской авиации Российской Федерации. Тактико-технические требования
6.10 Оборудование системы автоматической передачи информации экипажам воздушных судов в районе аэродрома
6.10.1 Общие сведения
Оборудование системы автоматической передачи информации экипажам воздушных судов в районе аэродрома (ATIS) предназначено для обеспечения экипажей воздушных судов метеорологической и оперативной информацией в районе аэродрома, а также для обеспечения экипажей ВС метеорологической и оперативной навигационной информацией в районе одного или нескольких аэродромов в цифровом виде по линии передачи данных.
6.10.2 Состав оборудования
В состав оборудования ATIS должны входить:
- серверы вещания (основной и резервный);
- рабочие места оператора;
- средства отображения информации;
- сервер предоставления сводок ATIS на борт воздушного судна по линии передачи данных (сервер D-ATIS)".
6.10.3 Тактико-технические требования
6.10.3.1 По своей архитектуре оборудование ATIS должно быть открытой модульной системой.
6.10.3.2 Оборудование ATIS должно обеспечивать модификационные возможности подключения различных источников метеорологической информации, наращивания инструментальной емкости и решаемых функциональных задач, модернизации или замены отдельных технических средств на более современные аналоги.
6.10.3.3 Оборудование ATIS должно функционировать как автономно, так и в сопряжении с источниками метеорологической информации - автоматизированными метеорологическими информационными и измерительными системами, а также комплексами средств автоматизации управления воздушным движением.
6.10.3.4 Оборудование ATIS должно обеспечивать прием и обработку информации:
а) поступающей от автоматизированных метеорологических информационных и измерительных систем;
б) вводимой с клавиатуры оператора.
6.10.3.5 Аппаратура и программное обеспечение оборудования ATIS должны обеспечивать:
а) автоматический прием и обработку местных метеорологических регулярных и специальных сводок, а также эксплуатационной (оперативной) информации об аэродроме;
б) автоматическое формирование текстовых и звуковых сообщений ATIS для прибывающих и вылетающих ВС на русском и/или английском языках, в которые в установленном порядке включаются следующие сведения:
- название аэродрома;
- название и тип передачи (ATIS для прибывающих и вылетающих ВС);
- индекс сообщения;
- время последнего нового сообщения ATIS;
- вид предполагаемого(ых) захода(ов) на посадку;
- используемая(ые) ВПП;
- особые условия на поверхности ВПП, коэффициент сцепления или расчетное сцепление;
- эшелон перехода и контрольная высота перехода (контрольная высота только для горных аэродромов);
- другая важная оперативная информация, не включенная в NOTAM;
- информация об орнитологической обстановке в районе аэродрома;
- направление и скорость, в том числе значительные изменения, приземного ветра и, если имеются датчики приземного ветра, установленные на конкретных участках используемой(ых) ВПП, указание ВПП и ее участка, к которому информация относится;
- направление и скорость ветра на высотах от 30 до 100 м и более и на высоте круга (при наличии сведений);
- видимость;
- дальность видимости на используемой(ых) ВПП в соответствующих случаях;
- явления текущей погоды;
- облачность ниже 1500 м или ниже наибольшей минимальной абсолютной высоты в секторе в зависимости от того, что больше, мощно-кучевая и кучево-дождевая облачность (если облачность сплошная - вертикальная видимость, когда такие данные имеются), закрытие облаками гор, мачт и других высоких препятствий;
- температура воздуха;
- температура точки росы;
- данные для установки высотомера: давление на уровне порога ВПП (QFE) в мм рт. ст. и гПа и/или давление на аэродроме, приведенное к уровню моря по стандартной атмосфере (QNH) в гПа;
- любая имеющаяся информация об особых метеорологических условиях в зонах захода на посадку и набора высоты, включая сдвиг ветра;
- прогноз типа "тренд", когда он имеется;
- особые указания в отношении ATIS;
в) автоматическое формирование текстовых и звуковых сообщений ATIS для прибывающих ВС на русском и/или английском языках, в которые в установленном порядке включаются следующие сведения:
- название аэродрома;
- название и тип передачи (ATIS для прибывающих ВС);
- индекс сообщения;
- время наблюдения последнего нового сообщения ATIS;
- вид предполагаемого(ых) захода(ов) на посадку;
- используемая(ые) ВПП;
- основная(ые) ВПП для посадки;
- состояние аэродромной системы аварийного торможения, представляющее потенциальную опасность, если таковая имеется;
- особые условия на поверхности ВПП, коэффициент сцепления или расчетное сцепление;
- эшелон перехода;
- другая важная оперативная информация, не включенная в NOTAM;
- информация об орнитологической обстановке в районе аэродрома;
- направление и скорость, в том числе значительные изменения, приземного ветра и, если имеются датчики приземного ветра, установленные на конкретных участках используемой(ых) ВПП, указание ВПП и ее участка, к которому информация относится;
- направление и скорость ветра на высотах от 30 до 100 м и более и на высоте круга (при наличии сведений);
- видимость;
- дальность видимости на используемой(ых) ВПП в соответствующих случаях;
- явления текущей погоды;
- облачность ниже 1500 м или ниже наибольшей минимальной абсолютной высоты в секторе в зависимости от того, что больше, мощно-кучевая и кучево-дождевая облачность (если облачность сплошная - вертикальная видимость, когда такие данные имеются), закрытие облаками гор, мачт и других высоких препятствий;
- температура воздуха;
- температура точки росы;
- данные для установки высотомера: давление на уровне порога ВПП (QFE) в мм рт. ст. и гПа и/или давление на аэродроме, приведенное к уровню моря по стандартной атмосфере (QNH) в гПа;
- любая имеющаяся информация об особых метеорологических условиях в зонах захода на посадку и набора высоты, включая сдвиг ветра;
- прогноз типа "тренд", когда он имеется;
- особые указания в отношении ATIS;
г) автоматическое формирование текстовых и звуковых сообщений ATIS для вылетающих ВС на русском и/или английском языках, в которые в установленном порядке включаются следующие сведения:
- название аэродрома;
- название и тип передачи (ATIS для вылетающих ВС);
- индекс сообщения;
- время наблюдения последнего нового сообщения ATIS;
- используемая(ые) ВПП;
- особые условия на поверхности ВПП, коэффициент сцепления или расчетное сцепление;
- эшелон перехода и контрольная высота перехода (контрольная высота только для горных аэродромов);
- другая важная оперативная информация, не включенная в NOTAM;
- информация об орнитологической обстановке в районе аэродрома;
- направление и скорость, в том числе значительные изменения приземного ветра, и если имеются датчики приземного ветра, установленные на конкретных участках используемой(ых) ВПП, и эта информация требуется эксплуатантами, то указание ВПП и ее участка, к которому информация относится;
- направление и скорость ветра на высотах от 30 до 100 м и более и на высоте круга (при наличии сведений);
- видимость;
- дальность видимости на используемой(ых) ВПП в соответствующих случаях;
- явления текущей погоды;
- облачность ниже 1500 м или ниже наибольшей минимальной абсолютной высоты в секторе в зависимости от того, что больше, мощно-кучевая или кучево-дождевая облачность (если облачность сплошная - вертикальная видимость, когда такие данные имеются), закрытие облаками гор, мачт и других высоких препятствий;
- температура воздуха;
- температура точки росы;
- данные для установки высотомера: давление на уровне порога ВПП (QFE) в мм рт. ст. и гПа и/или давление на аэродроме, приведенное к уровню моря по стандартной атмосфере (QNH) в гПа;
- любая имеющаяся информация об особых метеорологических условиях в зонах захода на посадку и набора высоты, включая сдвиг ветра, и информация о недавних явлениях погоды, влияющих на производство полетов;
- прогноз типа "тренд", когда он имеется;
- особые указания в отношении ATIS;
д) автоматическое формирование сообщений в формате D-ATIS, идентичных по содержанию со звуковыми и текстовыми сообщениями ATIS. Определение формата D-ATIS приведено в таблице 19.
Таблица 19
Определение формата D-ATIS
Наименование поля | Длина поля | Содержание | Комментарии | |
Название аэродрома | идентификатор ICAO | 4 | XXXX |
|
разделитель между словами | 1 | <sp> |
| |
Тип передачи | тип | 3 | ARR или DEP | ARR - для вылетающих ВС и для единой сводки ATIS; DEP - для прибывающих ВС |
разделитель между словами | 1 | <sp> |
| |
Название передачи | название | 4 | ATIS |
|
разделитель между словами | 1 | <sp> |
| |
Индекс сообщения | название |
|
|
|
разделитель между строками | 2 | <cr/lf> |
| |
Время наблюдения | время | 4 | hhmm |
|
указатель UTC | 1 | Z |
| |
разделитель между словами | 1 | <sp> |
| |
Информация ATIS | информация | до 800 | Свободный текст |
|
е) автоматическое формирование звуковых сообщений ATIS с помощью генератора синтетической речи и/или записанных речевых файлов;
ж) возможность контроля и регулировки скорости звучания речевого сообщения, которая должна быть не более 100 слов в минуту;
и) возможность контроля продолжительности цикла передачи сообщения, которая не должна превышать 1 минуты при раздельном вещании по языкам и 45 с при комбинированном вещании;
к) выдачу информации в форме сообщения на русском и/или английском языках в виде формализованного текста сообщения на принтер;
л) возможность ввода и корректировки информации ATIS с рабочего места оператора/администратора;
м) формирование и хранение словарей терминов (лексической базы), необходимых для формирования сводок ATIS, включая метеорологическую, эксплуатационную (оперативную) и орнитологическую информацию для аэродрома и возможность ее автоматизированной коррекции;
н) автоматическую передачу сформированных сообщений - выходного электрического сигнала в аналоговой форме - на вход передатчика радиостанции и в канал связи для прослушивания;
п) автоматическую передачу сформированных сообщений - выходного электрического сигнала в цифровой форме - на вход передатчика радиостанции по протоколам [11] и [17];
р) автоматическую передачу информации в виде формализованного текста сообщения от сервера вещания на средства отображения (при наличии);
с) автоматическую передачу информации в виде формализованного текста сообщения, а также индекса информации ATIS, в каналы связи с автоматизированными информационными системами и комплексами средств автоматизации управления воздушным движением;
т) отображение на рабочем месте оператора/администратора принимаемой информации и отформатированного текста (на русском и английском языках) передаваемых сводок;
у) автоматическое одновременное параллельное воспроизведение звуковых сообщений по нескольким независимым каналам (на русском и английском языках; для прилетающих и вылетающих ВС);
ф) автоматический и полуавтоматический (с подтверждением оператора) режимы вещания и смены сводок:
- после окончания вещания полного цикла сообщения;
- с прерыванием вещания;
х) непрерывную (с повторением) трансляцию сообщений ATIS;
ц) возможность управления продолжительностью цикла смены сводок (задание регулярной продолжительности или условий смены сводок);
ш) синтаксический и логический контроль принятой информации;
щ) автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) на рабочем месте оператора/администратора о наличии синтаксических и логических ошибок в принятой информации;
э) автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) на рабочем месте оператора/администратора при задержке поступления обновленных данных от источников метеорологической информации;
ю) регистрацию и архивирование (на съемных носителях) за период не менее 30 суток всей принимаемой и передаваемой информации, а также действий оператора и системных событий.
6.10.3.6 Время готовности оборудования ATIS к функционированию должно быть не более 5 мин с момента подачи электропитания (включения).
6.10.3.7 Оборудование ATIS должно обеспечивать время реакции на ввод пультовой операции не более 0,5 с.
Примечание - Под временем реакции оборудования понимается промежуток времени между вводом запроса (команды) в систему до получения результатов решения и открытия доступа для ввода следующей команды.
6.10.3.8 Оборудование ATIS должно обеспечивать акустический контроль выходного сигнала.
6.10.3.9 Оборудование ATIS должно обеспечивать передачу информации в радиоканал с шириной полосы частот не менее 300 - 3400 Гц.
6.10.3.10 Должна быть обеспечена передача сигналов от серверов вещания на входные устройства средств отображения (при наличии) на удаленные устройства.
6.10.3.11 В оборудовании ATIS должны быть предусмотрены встроенные аппаратные и программные средства диагностики и сигнализации о состоянии оборудования. Должна обеспечиваться диагностика состояния серверов вещания и АРМ с визуализацией результатов диагностики и сигнализацией (звуковой, световой) на рабочем месте оператора в случае неисправностей, при аварийных режимах и выходе из строя основных частей.
6.10.3.12 Оборудование ATIS должно обеспечивать автоматический контроль технического состояния каналов связи с источниками метеорологической информации и комплексами средств автоматизации управления воздушным движением.
6.10.3.13 Сервер вещания оборудования ATIS должен иметь 100%-ный "горячий" резерв и обеспечивать автоматический переход на резервный сервер вещания, при этом процесс переключения должен быть не более 5 с.
6.10.3.14 Оборудование ATIS должно обеспечивать возможность сопряжения с системой/оборудованием единого времени и получение информации от нее.
6.10.3.15 Информация на средствах отображения (при наличии) должна соответствовать информации, содержащейся в текстовой сводке на автоматизированном рабочем месте оператора.
6.10.3.16 Дисплеи рабочих мест оборудования ATIS должны иметь размер по диагонали не менее 19 дюймов и разрешающую способность не хуже 1280x1024 пикселей.
6.10.3.17 На дисплеях рабочих мест оборудования ATIS должна обеспечиваться возможность регулировки (цвет, яркость, контраст) изображения информации.
6.10.4 Тактико-технические требования к серверу предоставления сводок ATIS на борт воздушного судна по линии передачи данных (сервер D-ATIS)
Сервер D-ATIS предназначен для обеспечения экипажей ВС метеорологической и оперативной навигационной информацией в районе одного или нескольких аэродромов в цифровом виде по линии передачи данных.
6.10.4.1 В состав оборудования должны входить:
- средства приема/передачи данных;
- средства документирования и хранения данных;
- средства технического управления и контроля;
- источники бесперебойного питания (опционально);
- комплект ПО (системного, прикладного, сервисного).
6.10.4.2 Сервер D-ATIS должен обеспечивать:
- сбор сводок D-ATIS, поступающих от оборудования ATIS центров ОВД;
- формирование сводки D-ATIS в соответствии со спецификацией [18];
- отправку сводки ATIS по протоколу MATIP/BATAP поверх протокола TCP/IP на сервер оператора ЛПД для передачи на борт воздушного судна;
- хранение информации D-ATIS, поступающей от оборудования ATIS центров ОВД и отправленной на сервер оператора ЛПД;
- отображение текущего статуса всех подсистем сервера D-ATIS;
- отображение текущего задействованного оборудования;
- отображение всех системных событий, включая пропуски;
- отображение информации о статусе каналов связи с аэропортами, являющимися источниками сводок ATIS;
- отображение информации о состоянии линии связи с оператором ЛПД;
- конфигурирование каналов связи;
- конфигурирование других системных параметров, относящихся к серверу D-ATIS;
- перезагрузку, отключение и запуск различных компонентов;
- ручное переключение между резервированными компонентами различных подсистем;
- 100%-ное резервирование оборудования (при нормальной работе комплекса должна осуществляться параллельная работа обоих комплектов оборудования);
- синхронизацию в среде всемирного координированного времени UTC от средств АС ОрВД по протоколу NTP, при пропадании внешней синхронизации должна быть обеспечена возможность синхронизации от внутреннего таймера до восстановления внешней синхронизации.
6.10.4.3 Общие требования к серверу D-ATIS
Оборудование сервера D-ATIS должно эксплуатироваться в закрытых отапливаемых помещениях без принудительного кондиционирования.
Оборудование сервера D-ATIS должно сохранять работоспособность при следующих внешних условиях эксплуатации:
- рабочая температура окружающей среды от 10 °C до 35 °C;
- относительная повышенная влажность воздуха не более 80% при температуре 25 °C;
- пониженное атмосферное давление до 700 гПа (525 мм рт. ст.).
Оборудование сервера D-ATIS должно быть рассчитано на непрерывную круглосуточную работу.
Конструкция оборудования сервера D-ATIS должна обеспечивать легкосъемность его составных частей (блоков) при эксплуатационном обслуживании. Время замены блока должно быть не более 30 мин.
Конструкция оборудования сервера D-ATIS должна обеспечивать механическую и электрическую взаимозаменяемость без дополнительной подстройки и регулировки.