ГОСТ Р 59971-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства наблюдения, навигации, связи и автоматизации организации воздушного движения гражданской авиации Российской Федерации. Тактико-технические требования
6.9 Программно-аппаратные средства управления и контроля за наземным движением
6.9.1 Общие сведения
Комплекс средств автоматизации наблюдения и контроля аэродромного движения предназначен для обслуживания движения объектов (воздушных судов и транспортных средств) на рабочей площади аэродрома (ВПП, рулежных дорожках, перроне, местах стоянок) на основе информации о местоположении и идентификации на рабочей площади аэродрома подвижных объектов, обеспечения контроля доступа на ВПП и ее занятости, обнаружения и сигнализации о конфликтных ситуациях, поддержания пропускной способности аэродрома, в том числе в условиях ограниченной видимости.
КСА НКАД предназначен для обслуживания движения подвижных объектов на рабочей площади аэродрома (ВПП, РД, перроне, местах стоянок) при сопряжении с системами наблюдения.
6.9.2 Состав оборудования
В состав оборудования КСА НКАД должны входить:
- аппаратно-программные средства приема и обработки информации;
- средства распределения и отображения;
- средства защиты информации;
- средства технического управления и контроля;
- комплект ЗИП;
- комплект эксплуатационной документации.
Полный состав КСА НКАД определяется требованиями к конфигурации оборудования применительно к условиям конкретного аэродрома.
6.9.3 Тактико-технические требования
6.9.3.1 КСА НКАД должен сопрягаться со следующими источниками информации:
- радиолокационными станциями обзора летного поля;
- обзорными радиолокаторами аэродромными;
- вторичными радиолокаторами или аэродромным радиолокационным комплексом;
- аэродромной многопозиционной системой наблюдения;
- наземной станцией радиовещательного автоматического зависимого наблюдения;
- смежными средствами автоматизации управления воздушным движением;
- системой единого времени;
- метеосервером;
- системами и средствами управления операционной деятельностью аэропорта;
- светосигнальным оборудованием.
6.9.3.2 КСА НКАД должен обеспечивать прием, обработку и отображение первичной радиолокационной информации не менее чем от трех РЛС ОЛП.
6.9.3.3 Вероятностные характеристики по объединению (отождествлению) радиолокационной информации должны быть следующими:
- вероятность объединения радиолокационной плот-информации от РЛС ОЛП - не менее 0,99;
- вероятность объединения (отождествления) информации от РЛС ОЛП с информацией от других источников наблюдения или СА УВД - не менее 0,99.
6.9.3.4 Аппаратура и программные средства КСА НКАД должны обеспечивать следующие функциональные возможности:
а) обнаружение, автосопровождение, объединение (отождествление) и отображение местоположения воздушных судов, спецтранспорта и технических средств на рабочей площади аэродрома (ВПП, РД, перрон и стоянки ВС);
б) отображение аналоговой радиолокационной информации от РЛС ОЛП, отметок ВС и ТС после обработки, снабженных буквенно-цифровым формуляром сопровождения, предысторией движения и прогнозом положения объекта;
в) обнаружение и отображение ВС и ТС в 150-метровой зоне, прилегающей к ВПП и РД;
г) обнаружение и автосопровождение не менее чем 500 подвижных объектов на рабочей площади аэродрома;
д) расчет и отображение результатов решения информационно-расчетных задач по объектам, сопровождаемым на рабочей площади аэродрома:
- времени приближения ВС к торцам ВПП при выполнении посадки по данным от СА УВД;
- величины расстояния или времени сближения между выбранными объектами;
- формирование визуальной и звуковой сигнализации о конфликтных ситуациях:
приближение объекта к ВПП при наличии на ней другого объекта;
наличие объекта на ВПП;
взлетающим и заходящим на посадку ВС при использовании одной и той же ВПП;
- наличие объектов на закрытой ВПП или РД;
е) возможность использования графического редактора для создания произвольных элементов карты (схемы) аэродрома, их редактирования, сохранения и отображения;
ж) плавное изменение масштаба изображения, смещение центра и поворот отображаемой информации.
6.9.3.5 Время реакции технических средств КСА НКАД на ввод пультовой операции должно быть не более 0,5 с по информации наблюдения, 1,0 с при запросе списочной плановой информации и не более 5,0 с при обращении к справочной информации.
6.9.3.6 Время задержки выдачи на экран монитора радиолокационной отметки от момента поступления ее на вход КСА НКАД должно быть не более 0,5 сек.
6.9.3.7 В системе должно быть обеспечено наблюдение на экранах видеомониторов, устанавливаемых на рабочих местах диспетчеров, обстановки на рабочей площади аэродрома в условиях освещенности в плоскости экрана до 1000 люкс.
6.9.3.8 В КСА НКАД должны обеспечиваться:
- отдельная регулировка яркости или цвета символов целей и отображения подстилающей поверхности;
- регистрация и хранение изменений состояния и конфигурации системы и всех источников информации наблюдения;
- регистрация всех действий операций диспетчеров, связанных с вводом и корректировкой информации;
- воспроизведение записанной информации за выбранный интервал времени на предназначенных для этого технических средствах;
- регистрация отображаемой информации и ее хранение не менее 30 сут, возможность записи информации на съемный носитель;
- непрерывная запись входной информации и ее хранение не менее 3 сут, возможность перезаписи информации на съемный носитель;
- воспроизведение зарегистрированной информации в реальном, ускоренном и замедленном масштабах времени;
- воспроизведение (распечатку) состояния и конфигурации КСА НКАД за выбранный интервал времени;
- сохранение стандартных и индивидуальных настроек пользователей.
6.9.3.9 КСА НКАД должен обеспечивать одновременное автоматическое сопровождение объектов, движущихся в диапазоне скоростей от 0 до 250 км/ч на ВПП и РД, по информации РЛС ОЛП со следующими показателями качества:
а) по объектам, находящимся на ВПП и РД:
- вероятность получения траектории не менее 0,99;
- вероятность образования ложной траектории не более 0,001;
- время автозахвата не более 3 с;
- среднеквадратическая погрешность определения координат ВС не более 7,5 м;
б) по движущимся объектам, находящимся на перроне, стоянках и площади газонов, до 150 м смежных с площадью маневрирования и в 150-метровой зоне, прилегающей к ВПП и РД:
- вероятность получения траектории не менее 0,95;
- вероятность образования ложной траектории не более 0,01;
- время автозахвата не более 3 с;
- среднеквадратическая погрешность определения координат ВС не более 15 м.
6.9.3.10 КСА НКАД должен обеспечивать следующие функциональные возможности автоматизации взаимосвязи "человек - машина":
- обеспечение изображения района аэродрома в соответствии с введенной картографической информацией с возможностью плавного изменения масштаба и смещения центра;
- автоматическое и ручное изменение местоположения формуляров сопровождения ВС и ТС при их наложении;
- выделение координатного символа ВС при наличии признаков бедствия на борту;
- измерение дальности и азимута между двумя точками экрана;
- оперативный выбор размеров символов;
- оперативный выбор одно-, двух-, трех- или четырехстрочных формуляров сопровождения;
- ввод информации в ФС и список потерь, а также корректировку указанной информации;
- оперативное изменение в условиях эксплуатации сменных констант и изменяемых параметров.
6.9.3.11 Содержание отображаемого формуляра в зависимости от рабочего места диспетчера должно включать следующую информацию:
- вектор-связку;
- позывной ВС/идентификатор ТС;
- тип ВС;
- маркировку подвижных объектов.
При этом должна быть обеспечена возможность выбора сокращенного формуляра, содержащего только позывной ВС/идентификатор ТС.
6.9.3.12 КСА НКАД должен обеспечивать следующие функциональные возможности обработки плановой информации:
- прием, хранение и распределение по рабочим местам плановой информации;
- формирование списков прилета/вылета;
- идентификацию и построение маршрута ВС по плановой информации;
- автоматический сброс плановой информации.
6.9.3.13 КСА НКАД должен обеспечивать обработку и отображение на экранах мониторов метеорологической информации о фактической погоде на ВПП аэродрома.
6.9.3.14 В КСА НКАД должна обеспечиваться возможность контроля за целями на всей площади маневрирования аэродрома и бланкирования выбранных зон.
6.9.3.15 Аппаратно-программные средства контроля и управления КСА НКАД должны обеспечивать:
- непрерывный контроль технического состояния и управление с рабочего места инженерно-технического персонала режимом работы КСА НКАД и его элементов;
- отображение результатов контроля работоспособности основных узлов КСА НКАД и взаимодействующих систем;
- контроль юстировки РЛС ОЛП, расчет юстировочных поправок и автоматическую юстировку РЛС ОЛП;
- формирование визуальной и звуковой сигнализации при отказах основных элементов КСА НКАД и разъюстировке РЛС ОЛП;
- автоматическую реконфигурацию КСА НКАД при отказах его зарезервированных элементов;
- автоматическую индикацию текущей конфигурации КСА НКАД, изменений технического состояния и режимов работы оборудования;
- обработку и отображение сообщений функционального контроля элементов.