БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59971-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства наблюдения, навигации, связи и автоматизации организации воздушного движения гражданской авиации Российской Федерации. Тактико-технические требования

2 Термины и определения, обозначения и сокращения

 

2.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1.1 взлетно-посадочная полоса: Часть аэродрома, предназначенная для разбега при взлете и пробега после посадки воздушных судов.

2.1.2 визуальный заход на посадку: Заход на посадку при полете по правилам полетов по приборам, когда схема захода на посадку по приборам частично или полностью не соблюдается и заход выполняется по визуальным наземным ориентирам.

2.1.3 воздушное пространство обслуживания воздушного движения: Воздушное пространство определенных размеров с буквенным обозначением, в пределах которого могут выполняться конкретные виды полетов и для которого определены обслуживание воздушного движения и правила полетов.

2.1.4 воздушное судно: Летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

2.1.5 диспетчерский орган подхода: Орган, предназначенный для обеспечения диспетчерского обслуживания контролируемых полетов воздушных судов, прибывающих на один или несколько аэродромов или вылетающих с них.

2.1.6 диспетчерский район: Контролируемое воздушное пространство выше 200 м от земной или водной поверхности в пределах района полетной информации.

2.1.7 диспетчерское обслуживание воздушного движения (управление воздушным движением): Обслуживание, предоставляемое для предотвращения столкновений: между воздушными судами; воздушных судов с препятствиями на площади маневрирования и для ускорения и регулирования воздушного движения.

2.1.8 зональная навигация: Метод навигации, позволяющий воздушным судам выполнять полет по любой желаемой траектории в пределах зоны действия наземных или спутниковых навигационных средств или в пределах, определяемых возможностями автономных средств, или их комбинации.

2.1.9 интенсивность воздушного движения: Количество воздушных судов, фактически поступивших в зону управления воздушным движением за единицу времени.

2.1.10 начальный участок захода на посадку: Участок схемы захода на посадку по приборам между контрольной точкой начального этапа захода на посадку и контрольной точкой промежуточного этапа захода на посадку или, в соответствующих случаях, контрольной точкой (или точками) конечного этапа захода на посадку.

2.1.11 конечный этап захода на посадку: Часть схемы захода на посадку по приборам, который начинается в установленной контрольной точке конечного этапа захода на посадку или при отсутствии такой точки - в конце последнего стандартного разворота, в точке выхода на предпосадочную прямую и заканчивается в точке вблизи аэродрома, по прохождении которой может быть выполнена посадка или начат маневр по прекращении захода на посадку.

2.1.12 линия курса: Наиболее близкое к осевой линии взлетно-посадочной полосы в любой горизонтальной плоскости геометрическое место точек, в котором разность глубины модуляции равна нулю.

2.1.13 обнаружение: Нижний уровень процесса наблюдения и принятия решений, соответствующий выделению некоторого объекта на фоне помех.

Примечание - Согласно критерию Джонсона обнаружение объекта на основе оптико-электронной системы обеспечивается, если линейный размер изображения объекта составляет два элемента разрешения, а вероятность верного принятия решения оператором не хуже 0,5.

 

2.1.14 первичный обзорный радиолокатор: Радиолокационная система наблюдения, использующая отраженные радиосигналы.

2.1.15 правила визуальных полетов: Порядок выполнения полетов в условиях, позволяющих определить местоположение и пространственное положение воздушного судна по наземным ориентирам и естественному горизонту.

2.1.16 правила полетов по приборам: Порядок выполнения полетов в условиях, при которых местонахождение и пространственное положение воздушного судна определяются по пилотажным и навигационным приборам.

2.1.17 распознавание: Уровень процесса наблюдения и принятия решений, соответствующий определению класса объекта.

Примечание - Согласно критерию Джонсона распознавание объекта на основе оптико-электронной системы обеспечивается, если линейный размер изображения объекта составляет восемь элементов разрешения.

 

2.1.18 режим "RBS": Международный режим работы системы вторичной радиолокации на частотах 1030 МГц (запрос с радиолокатора) и 1090 МГц (ответ с воздушного судна).

2.1.19 режим "УВД": Отечественный режим работы системы вторичной радиолокации на частотах 1030 МГц (запрос с радиолокатора) и 740 МГц (ответ с воздушного судна).

2.1.20 сектор курса: Сектор в горизонтальной плоскости, содержащий линию курса и ограниченный наиболее близкими к линии курса геометрическими местами точек, в которых разность глубины модуляции равна 0,155.

2.1.21 служба автоматической передачи информации в районе аэродрома: Автоматическое предоставление круглосуточно или в определенное время суток текущей установленной информации для прибывающих и вылетающих воздушных судов.

2.1.22 точный заход на посадку: Заход на посадку по приборам с навигационным наведением по азимуту и глиссаде, формируемым с помощью электронных средств.

2.1.23 трек: Информация о текущих координатах и параметрах движения воздушного судна, полученная в результате обработки сообщений от одного или нескольких средств наблюдения в разные моменты времени.

Примечание - Информация содержит следующее: метку времени, текущие оценки координат воздушного судна, параметры движения [вектор скорости, возможно, вектор ускорения, тип движения, дополнительную информацию от бортового ответчика воздушного судна (при ее наличии)].

 

2.2 В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:

ПЗ-90.11 - государственная геоцентрическая система координат;

АЗН-В - автоматическое зависимое наблюдение - радиовещательное/вещательное;

АДП - аэродромный диспетчерский пункт;

АДЦ - аэродромный диспетчерский центр;

АКДП - аэродромный командно-диспетчерский пункт;

АМН - автономный модуль наблюдения;

АМРК - автоматизированный метеорологический радиолокационный комплекс;

АНС ПД и ТС - авиационная наземная сеть передачи данных и телеграфной связи;

АПОИ РЛС - аппаратура первичной обработки информации радиолокационных станций;

АРЛК - аэродромный радиолокационный комплекс;

АРМ - автоматизированное рабочее место;

АРП - автоматический радиопеленгатор;

АСА УВД - аэродромные средства автоматизации управления воздушным движением;

АСПД - автоматизированная система передачи данных Росгидромета;

АСУ - автоматизированная система управления;

АТС - автоматическая телефонная станция;

АЧХ - амплитудно-частотная характеристика;

БАИ - бюро аэронавигационной информации;

БСПС - бортовые системы предупреждения столкновений;

ВВС - военно-воздушные силы;

ВМДП - вспомогательный местный диспетчерский пункт;

ВПП - взлетно-посадочная полоса;

ВРЛ - вторичный радиолокатор;

ВС - воздушное судно;

ВЧ - высокие частоты;

ГА - гражданская авиация;

ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации;

ГНСС - глобальная навигационная спутниковая система;

ГРМ - глиссадный радиомаяк;

ДВ - диспетчерское взаимодействие;

ДП - диспетчерский пункт;

ЕС - единая система;

ЗИП - комплект запасного имущества и принадлежностей;

ЗС - земная станция;

ИВП - использование воздушного пространства;

КДП - командно-диспетчерский пункт;

КП - командный пункт;

КРМ - курсовой радиомаяк;

КСА - комплекс средств автоматизации;

КСА НКАД - комплекс средств автоматизации наблюдения и контроля аэродромного движения;

КСА УВН - комплекс средств автоматизации удаленного видеонаблюдения;

ЛККС - локальная контрольно-корректирующая станция (система наземного функционального дополнения ГНСС);

ЛПД - линия передачи данных;

МДП - местный диспетчерский пункт;

МЛС - микроволновая система посадки;

МПСН - многопозиционная система наблюдения;

МПСН-А - многопозиционная система наблюдения аэродромная;

МПСН-Ш - многопозиционная система наблюдения широкозонная;

МРМ - маркерный радиомаяк;

ОВД - обслуживание воздушного движения;

ОВЧ - очень высокие частоты;

ОПВД - организация потоков воздушного движения;

ОрВД - организация воздушного движения;

ОРЛ-А - обзорный радиолокатор аэродромный;

ОРЛ-Т - обзорный радиолокатор трассовый;

ПАС ОПИ - программно-аппаратные средства обработки плановой информации;

ПВД - планирование воздушного движения;

ПВО - противовоздушная оборона;

ПД - передача данных;

ПИВП - планирование использования воздушного пространства;

РГМ - разность глубины модуляции;

РД - рулежная дорожка;

РЛИ - радиолокационная информация;

РЛС - радиолокационная станция;

РЛС ОЛП - радиолокационная станция обзора летного поля;

РМА - радиомаяк азимутальный;

РМД - радиомаяк дальномерный;

РМД-НП - радиомаяк дальномерный навигационно-посадочный;

РМС - радиомаячная система;

РСБН - радиотехническая система ближней навигации;

РТОП - радиотехническое обеспечение полетов;

СА УВД - средства автоматизации управления воздушным движением;

СВН - система визуального наблюдения;

СВЧ - сверхвысокочастотное излучение;

СЕВ - система (средства) единого времени;

СКО - среднеквадратическая ошибка;

СКРС - система коммутации речевой связи;

СН - станция наземная;

СТКУ - системы технического контроля и управления;

ТЛГ - телеграфный;

ТС - транспортное средство;

ТСА УВД - трассовые средства автоматизации управления воздушным движением;

ТПИ - трансляция плановой (телеграфной) информации;

ТРИ - трансляция радиолокационной информации;

ТРЛК - трассовый радиолокационный комплекс;

ТСИ - трансляция связной (речевой) информации;

УВД - управление воздушным движением;

УПАТС - учрежденческо-производственная автоматическая телефонная станция;

ФС - формуляр сопровождения;

ЦКС - центр коммутации сообщений;

ЭПР - эффективная поверхность рассеяния;

ACARS - адресно-отчетная система авиационной бортовой радиосвязи;

AIRMET - информация о фактическом или ожидаемом возникновении определенных явлений погоды по маршруту полета, которые могут повлиять на безопасность полетов воздушных судов на малых высотах и которые не были уже включены в прогноз, составленный для полетов на малых высотах в соответствующем районе полетной информации или его субрайоне;

AFTN - сеть авиационной фиксированной электросвязи;

ATIS - служба автоматической передачи информации в районе аэродрома;

ATN - сеть авиационной цифровой электросвязи;

CAVOK - метеорологические условия, при которых горизонтальная видимость у поверхности земли 10 км и более; нет облаков ниже 1500 м (5000 футов) и отсутствуют кучево-дождевые облака; нет осадков, грозы, пыльной или песчаной бури, приземного тумана, пыльного, песчаного или снежного поземка;

D-AITS - служба автоматической передачи информации в районе аэродрома, основанная на использовании линии передачи данных;

DTE - оконечное оборудование данных;

EIRP - эквивалентная изотропно излучаемая мощность - произведение мощности, подводимой к антенне, на коэффициент усиления антенны в данном направлении относительно изотропной антенны (абсолютный или изотропный коэффициент усиления);

EHS - расширенное наблюдение ВС;

ELM - расширенные сообщения;

ELS - стандартное наблюдение ВС;

GAMET - зональный прогноз для полетов на малых высотах;

GAST - вид обслуживания при заходе на посадку по ЛККС (GBAS);

GICB - сообщение, инициируемое с земли;

GPS - глобальная система определения местоположения;

GSC - канал глобальной сигнализации;

ICAO - международная организация гражданской авиации;

IOD - признак набора данных;

METAR - кодовая форма для передачи регулярных сводок о фактической погоде;

MLAT - мультилатерация - технология, позволяющая определять местоположение ВС;

NOTAM - извещение, передаваемое по каналам связи и содержащее информацию о состоянии аэронавигационного оборудования, элементов структуры воздушного пространства, своевременное предупреждение о котором имеет важное значение для персонала, связанного с выполнением полетов воздушных судов, а также иную аэронавигационную информацию;

RAB - индикатор полевого контрольного устройства;

RRS - коррекция скорости изменения дальности;

SAC - системный код региона;

SIC - системный код идентификации;

SIGMET - информация о фактическом или ожидаемом возникновении определенных явлений погоды по маршруту полета, которые могут повлиять на безопасность полетов воздушных судов;

SPECI - кодовая форма для передачи специальных метеорологических сводок о фактической погоде;

TAF - кодовая форма для передачи прогнозов погоды по аэродрому;

UTC - универсальное координированное время;

VDB - линия передачи данных ЛККС в ОВЧ-диапазоне;

VOLMET - автоматическая передача метеорологической информации для экипажей воздушных судов, находящихся на маршруте;

WGS-84 - всемирная геодезическая система 1984 года.