ГОСТ Р 59971-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства наблюдения, навигации, связи и автоматизации организации воздушного движения гражданской авиации Российской Федерации. Тактико-технические требования
2 Термины и определения, обозначения и сокращения
2.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1.1 взлетно-посадочная полоса: Часть аэродрома, предназначенная для разбега при взлете и пробега после посадки воздушных судов.
2.1.2 визуальный заход на посадку: Заход на посадку при полете по правилам полетов по приборам, когда схема захода на посадку по приборам частично или полностью не соблюдается и заход выполняется по визуальным наземным ориентирам.
2.1.3 воздушное пространство обслуживания воздушного движения: Воздушное пространство определенных размеров с буквенным обозначением, в пределах которого могут выполняться конкретные виды полетов и для которого определены обслуживание воздушного движения и правила полетов.
2.1.4 воздушное судно: Летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.
2.1.5 диспетчерский орган подхода: Орган, предназначенный для обеспечения диспетчерского обслуживания контролируемых полетов воздушных судов, прибывающих на один или несколько аэродромов или вылетающих с них.
2.1.6 диспетчерский район: Контролируемое воздушное пространство выше 200 м от земной или водной поверхности в пределах района полетной информации.
2.1.7 диспетчерское обслуживание воздушного движения (управление воздушным движением): Обслуживание, предоставляемое для предотвращения столкновений: между воздушными судами; воздушных судов с препятствиями на площади маневрирования и для ускорения и регулирования воздушного движения.
2.1.8 зональная навигация: Метод навигации, позволяющий воздушным судам выполнять полет по любой желаемой траектории в пределах зоны действия наземных или спутниковых навигационных средств или в пределах, определяемых возможностями автономных средств, или их комбинации.
2.1.9 интенсивность воздушного движения: Количество воздушных судов, фактически поступивших в зону управления воздушным движением за единицу времени.
2.1.10 начальный участок захода на посадку: Участок схемы захода на посадку по приборам между контрольной точкой начального этапа захода на посадку и контрольной точкой промежуточного этапа захода на посадку или, в соответствующих случаях, контрольной точкой (или точками) конечного этапа захода на посадку.
2.1.11 конечный этап захода на посадку: Часть схемы захода на посадку по приборам, который начинается в установленной контрольной точке конечного этапа захода на посадку или при отсутствии такой точки - в конце последнего стандартного разворота, в точке выхода на предпосадочную прямую и заканчивается в точке вблизи аэродрома, по прохождении которой может быть выполнена посадка или начат маневр по прекращении захода на посадку.
2.1.12 линия курса: Наиболее близкое к осевой линии взлетно-посадочной полосы в любой горизонтальной плоскости геометрическое место точек, в котором разность глубины модуляции равна нулю.
2.1.13 обнаружение: Нижний уровень процесса наблюдения и принятия решений, соответствующий выделению некоторого объекта на фоне помех.
Примечание - Согласно критерию Джонсона обнаружение объекта на основе оптико-электронной системы обеспечивается, если линейный размер изображения объекта составляет два элемента разрешения, а вероятность верного принятия решения оператором не хуже 0,5.
2.1.14 первичный обзорный радиолокатор: Радиолокационная система наблюдения, использующая отраженные радиосигналы.
2.1.15 правила визуальных полетов: Порядок выполнения полетов в условиях, позволяющих определить местоположение и пространственное положение воздушного судна по наземным ориентирам и естественному горизонту.
2.1.16 правила полетов по приборам: Порядок выполнения полетов в условиях, при которых местонахождение и пространственное положение воздушного судна определяются по пилотажным и навигационным приборам.
2.1.17 распознавание: Уровень процесса наблюдения и принятия решений, соответствующий определению класса объекта.
Примечание - Согласно критерию Джонсона распознавание объекта на основе оптико-электронной системы обеспечивается, если линейный размер изображения объекта составляет восемь элементов разрешения.
2.1.18 режим "RBS": Международный режим работы системы вторичной радиолокации на частотах 1030 МГц (запрос с радиолокатора) и 1090 МГц (ответ с воздушного судна).
2.1.19 режим "УВД": Отечественный режим работы системы вторичной радиолокации на частотах 1030 МГц (запрос с радиолокатора) и 740 МГц (ответ с воздушного судна).
2.1.20 сектор курса: Сектор в горизонтальной плоскости, содержащий линию курса и ограниченный наиболее близкими к линии курса геометрическими местами точек, в которых разность глубины модуляции равна 0,155.
2.1.21 служба автоматической передачи информации в районе аэродрома: Автоматическое предоставление круглосуточно или в определенное время суток текущей установленной информации для прибывающих и вылетающих воздушных судов.
2.1.22 точный заход на посадку: Заход на посадку по приборам с навигационным наведением по азимуту и глиссаде, формируемым с помощью электронных средств.
2.1.23 трек: Информация о текущих координатах и параметрах движения воздушного судна, полученная в результате обработки сообщений от одного или нескольких средств наблюдения в разные моменты времени.
Примечание - Информация содержит следующее: метку времени, текущие оценки координат воздушного судна, параметры движения [вектор скорости, возможно, вектор ускорения, тип движения, дополнительную информацию от бортового ответчика воздушного судна (при ее наличии)].
2.2 В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:
ПЗ-90.11 - государственная геоцентрическая система координат;
АЗН-В - автоматическое зависимое наблюдение - радиовещательное/вещательное;
АДП - аэродромный диспетчерский пункт;
АДЦ - аэродромный диспетчерский центр;
АКДП - аэродромный командно-диспетчерский пункт;
АМН - автономный модуль наблюдения;
АМРК - автоматизированный метеорологический радиолокационный комплекс;
АНС ПД и ТС - авиационная наземная сеть передачи данных и телеграфной связи;
АПОИ РЛС - аппаратура первичной обработки информации радиолокационных станций;
АРЛК - аэродромный радиолокационный комплекс;
АРМ - автоматизированное рабочее место;
АРП - автоматический радиопеленгатор;
АСА УВД - аэродромные средства автоматизации управления воздушным движением;
АСПД - автоматизированная система передачи данных Росгидромета;
АСУ - автоматизированная система управления;
АТС - автоматическая телефонная станция;
АЧХ - амплитудно-частотная характеристика;
БАИ - бюро аэронавигационной информации;
БСПС - бортовые системы предупреждения столкновений;
ВВС - военно-воздушные силы;
ВМДП - вспомогательный местный диспетчерский пункт;
ВПП - взлетно-посадочная полоса;
ВРЛ - вторичный радиолокатор;
ВС - воздушное судно;
ВЧ - высокие частоты;
ГА - гражданская авиация;
ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации;
ГНСС - глобальная навигационная спутниковая система;
ГРМ - глиссадный радиомаяк;
ДВ - диспетчерское взаимодействие;
ДП - диспетчерский пункт;
ЕС - единая система;
ЗИП - комплект запасного имущества и принадлежностей;
ЗС - земная станция;
ИВП - использование воздушного пространства;
КДП - командно-диспетчерский пункт;
КП - командный пункт;
КРМ - курсовой радиомаяк;
КСА - комплекс средств автоматизации;
КСА НКАД - комплекс средств автоматизации наблюдения и контроля аэродромного движения;
КСА УВН - комплекс средств автоматизации удаленного видеонаблюдения;
ЛККС - локальная контрольно-корректирующая станция (система наземного функционального дополнения ГНСС);
ЛПД - линия передачи данных;
МДП - местный диспетчерский пункт;
МЛС - микроволновая система посадки;
МПСН - многопозиционная система наблюдения;
МПСН-А - многопозиционная система наблюдения аэродромная;
МПСН-Ш - многопозиционная система наблюдения широкозонная;
МРМ - маркерный радиомаяк;
ОВД - обслуживание воздушного движения;
ОВЧ - очень высокие частоты;
ОПВД - организация потоков воздушного движения;
ОрВД - организация воздушного движения;
ОРЛ-А - обзорный радиолокатор аэродромный;
ОРЛ-Т - обзорный радиолокатор трассовый;
ПАС ОПИ - программно-аппаратные средства обработки плановой информации;
ПВД - планирование воздушного движения;
ПВО - противовоздушная оборона;
ПД - передача данных;
ПИВП - планирование использования воздушного пространства;
РГМ - разность глубины модуляции;
РД - рулежная дорожка;
РЛИ - радиолокационная информация;
РЛС - радиолокационная станция;
РЛС ОЛП - радиолокационная станция обзора летного поля;
РМА - радиомаяк азимутальный;
РМД - радиомаяк дальномерный;
РМД-НП - радиомаяк дальномерный навигационно-посадочный;
РМС - радиомаячная система;
РСБН - радиотехническая система ближней навигации;
РТОП - радиотехническое обеспечение полетов;
СА УВД - средства автоматизации управления воздушным движением;
СВН - система визуального наблюдения;
СВЧ - сверхвысокочастотное излучение;
СЕВ - система (средства) единого времени;
СКО - среднеквадратическая ошибка;
СКРС - система коммутации речевой связи;
СН - станция наземная;
СТКУ - системы технического контроля и управления;
ТЛГ - телеграфный;
ТС - транспортное средство;
ТСА УВД - трассовые средства автоматизации управления воздушным движением;
ТПИ - трансляция плановой (телеграфной) информации;
ТРИ - трансляция радиолокационной информации;
ТРЛК - трассовый радиолокационный комплекс;
ТСИ - трансляция связной (речевой) информации;
УВД - управление воздушным движением;
УПАТС - учрежденческо-производственная автоматическая телефонная станция;
ФС - формуляр сопровождения;
ЦКС - центр коммутации сообщений;
ЭПР - эффективная поверхность рассеяния;
ACARS - адресно-отчетная система авиационной бортовой радиосвязи;
AIRMET - информация о фактическом или ожидаемом возникновении определенных явлений погоды по маршруту полета, которые могут повлиять на безопасность полетов воздушных судов на малых высотах и которые не были уже включены в прогноз, составленный для полетов на малых высотах в соответствующем районе полетной информации или его субрайоне;
AFTN - сеть авиационной фиксированной электросвязи;
ATIS - служба автоматической передачи информации в районе аэродрома;
ATN - сеть авиационной цифровой электросвязи;
CAVOK - метеорологические условия, при которых горизонтальная видимость у поверхности земли 10 км и более; нет облаков ниже 1500 м (5000 футов) и отсутствуют кучево-дождевые облака; нет осадков, грозы, пыльной или песчаной бури, приземного тумана, пыльного, песчаного или снежного поземка;
D-AITS - служба автоматической передачи информации в районе аэродрома, основанная на использовании линии передачи данных;
DTE - оконечное оборудование данных;
EIRP - эквивалентная изотропно излучаемая мощность - произведение мощности, подводимой к антенне, на коэффициент усиления антенны в данном направлении относительно изотропной антенны (абсолютный или изотропный коэффициент усиления);
EHS - расширенное наблюдение ВС;
ELM - расширенные сообщения;
ELS - стандартное наблюдение ВС;
GAMET - зональный прогноз для полетов на малых высотах;
GAST - вид обслуживания при заходе на посадку по ЛККС (GBAS);
GICB - сообщение, инициируемое с земли;
GPS - глобальная система определения местоположения;
GSC - канал глобальной сигнализации;
ICAO - международная организация гражданской авиации;
IOD - признак набора данных;
METAR - кодовая форма для передачи регулярных сводок о фактической погоде;
MLAT - мультилатерация - технология, позволяющая определять местоположение ВС;
NOTAM - извещение, передаваемое по каналам связи и содержащее информацию о состоянии аэронавигационного оборудования, элементов структуры воздушного пространства, своевременное предупреждение о котором имеет важное значение для персонала, связанного с выполнением полетов воздушных судов, а также иную аэронавигационную информацию;
RAB - индикатор полевого контрольного устройства;
RRS - коррекция скорости изменения дальности;
SAC - системный код региона;
SIC - системный код идентификации;
SIGMET - информация о фактическом или ожидаемом возникновении определенных явлений погоды по маршруту полета, которые могут повлиять на безопасность полетов воздушных судов;
SPECI - кодовая форма для передачи специальных метеорологических сводок о фактической погоде;
TAF - кодовая форма для передачи прогнозов погоды по аэродрому;
UTC - универсальное координированное время;
VDB - линия передачи данных ЛККС в ОВЧ-диапазоне;
VOLMET - автоматическая передача метеорологической информации для экипажей воздушных судов, находящихся на маршруте;
WGS-84 - всемирная геодезическая система 1984 года.