БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59971-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства наблюдения, навигации, связи и автоматизации организации воздушного движения гражданской авиации Российской Федерации. Тактико-технические требования

6.4 Трассовые средства автоматизации управления воздушным движением

6.4.1 Общие сведения

Трассовые средства автоматизации управления воздушным движением (ТСА УВД) предназначены для интегрированного автоматизированного управления воздушным движением в трассовом и внетрассовом воздушном пространстве на основе автоматического сбора, обработки и отображения информации от средств наблюдения за воздушной обстановкой, автоматических радиопеленгаторов, информации планов полетов и метеоинформации.

6.4.2 Тактико-технические требования

6.4.2.1 ТСА УВД должны обеспечивать сопряжение со следующими источниками информации (при наличии):

- аэродромными и трассовыми обзорными радиолокаторами и радиолокационными комплексами;

- вторичными радиолокаторами;

- широкозонными многопозиционными системами наблюдения;

- средствами АЗН-В;

- автоматическими радиопеленгаторами;

- смежными аэродромными и районными СА (АС, КСА) УВД;

- источниками метеорологической информации;

- системой единого времени.

6.4.2.2 ТСА УВД должны обеспечивать отображение:

а) координатной информации:

- цифровой первичной, вторичной координатной информации и информации других средств наблюдения;

- объединенной координатной информации;

- цифровой дополнительной (полетной) информации вторичного канала;

- радиопеленгационной информации;

- плановой информации <*>;

- отображение движения ВС по плановым данным ("трека по плану") <*>;

--------------------------------

<*> Здесь и далее символом <*> обозначаются требования к ТСА УВД в районах с высокой интенсивностью воздушного движения.

 

- предыстории движения ВС;

- вектора-измерителя;

- вектора экстраполяции;

б) формуляров сопровождения ВС, которые должны содержать:

- код ответчика или признак отсутствия ответчика;

- позывной ВС (при наличии плана полета);

- тип ВС (при наличии плана полета);

- текущую высоту;

- признак пересчета высоты по аэродромному давлению;

- номер рейса (при наличии плана полета);

- путевую скорость;

- приборную скорость (при наличии режима S);

- вертикальную скорость;

- заданный эшелон;

- эшелон передачи управления;

- коды бедствия;

- сигнализацию об опасных ситуациях;

- магнитный курс;

- признак допуска ВС к полетам в слое сокращенных норм вертикального эшелонирования (при наличии плана полета);

- аэродром вылета/назначения (при наличии плана полета);

- категорию турбулентности спутного следа (при наличии плана полета);

в) аэронавигационной и картографической информации:

- границ коридоров и трасс воздушного движения;

- границ районов, секторов/подсекторов;

- пунктов обязательных донесений;

- маршрутов полетов в зонах ожидания;

- границ временных и постоянных зон ограничений воздушного пространства;

- вспомогательных линий для управления ВС в маневренных зонах;

- аэродромов;

- наземного оборудования радиотехнического обеспечения полетов (приводные радиостанции, азимутальные и дальномерные маяки, средства ОВЧ- и ВЧ-радиосвязи);

- условных маршрутов ОВД типов CDR1, CDR2, CDR3 <*>;

- маршрутов (схем) вылета, прибытия и захода на посадку;

- элементов картографии;

- секторов МБВ;

- азимутально-дальномерной сетки;

г) плановой информации: форм для ввода, корректировки и просмотра планов полетов;

д) метеорологической информации (при наличии соответствующих средств измерения):

- фактической погоды по аэродромам в кодовой форме METAR/SPECI;

- прогнозов погоды по аэродромам в кодовой форме TAF;

- информации о контурах зон опасных для полетов явлений погоды;

- расчетных траекторий радиозондов с формулярами;

- прогнозов особых явлений погоды, ветра и температуры по маршрутам полетов;

- предупреждений по районам (площадям) полетов, информации SIGMET, AIRMET, прогнозов GAMET;

- консультативных сообщений о вулканическом пепле, выпускаемых консультативным центром по вулканическому пеплу (VAAC);

- видимости (минимальное значение);

- высоты нижней границы облаков (вертикальная видимость);

- количества облаков (общее и нижнего яруса);

- формы облаков (только для кучево-дождевых и мощных кучевых);

- среднего направления приземного ветра, исправленного на магнитное склонение;

- средней скорости приземного ветра за 2 мин;

- максимальной скорости приземного ветра (порывы);

- фактических данных о ветре на высотах 30 - 100 м;

- давления QNH и QFE с сигнализацией об изменении;

- явлений текущей погоды;

- температуры воздуха;

- температуры точки росы или относительной влажности;

е) сигнализации о конфликтных и опасных ситуациях:

- о достижении граничных значений норм эшелонирования;

- возможности опасного сближения ВС в воздухе;

- возможности снижения ВС ниже минимальной безопасной высоты;

- специальные сигналы об аварийности, отказе радиосвязи, нападении на экипаж, неназначенном коде ответчика ВРЛ;

ж) формуляров ограничений воздушного пространства, которые должны содержать:

- символьное обозначение зоны;

- номер зоны;

- время начала и окончания действия ограничения;

- нижний и верхний пределы;

и) системной и справочной информации:

- табло времени (UTC);

- режима работы (рабочий, воспроизведение);

- выбранного масштаба отображения.

6.4.2.3 ТСА УВД должны обеспечивать:

- зону обработки информации, соответствующую зоне ответственности объекта УВД;

- время реакции системы на выполнение пультовых операций диспетчером - не более 0,5 с.

Примечание - Под временем реакции системы понимается промежуток времени между вводом команды (запроса), не связанной с обработкой информации баз данных плановой и справочной информации, до получения результатов решения и открытия доступа для ввода следующей команды.

 

6.4.2.4 Аппаратура и программное обеспечение ТСА УВД должны обеспечивать:

- автоматический прием радиолокационной координатной и дополнительной информации о воздушных судах, оборудованных и не оборудованных ответчиками;

- объединение радиолокационной информации от нескольких средств наблюдения;

- автоматическое сопровождение ВС по данным первичного радиолокатора, вторичного радиолокатора и других средств наблюдения;

- автоматический ввод ВС в сопровождение оборудованных ответчиками;

- автоматический ввод ВС в сопровождение не оборудованных ответчиками;

- автоматическую привязку информации текущего плана полета к треку по ВС, оборудованным ответчиками;

- ручную привязку информации текущего плана полета к треку по ВС, не оборудованным ответчиками;

- автоматизированный процесс приема/передачи управления между диспетчерами смежных секторов УВД;

- ручную передачу/прием управления из списка потерь;

- сброс автосопровождения и снятие ВС с управления при выходе ВС за пределы зоны обработки координатной информации;

- ручное снятие ВС с управления;

- расчет вектора экстраполяции;

- автоматическое оповещение диспетчеров о неполучении координатной и дополнительной информации от средств наблюдения;

- автоматический перевод ФС в "список потерь" при непоступлении информации от средств наблюдения;

- автоматическое восстановление автосопровождения ВС, оборудованных ответчиками и находящихся в "списке потерь" при поступлении информации от средств наблюдения;

- ручной сброс информации из "списка потерь";

- ручное восстановление привязки ВС, не оборудованных ответчиками, при возобновлении поступления информации по данному ВС;

- автоматический расчет и отображение азимута и дальности ВС относительно заранее выбранной координаты (контрольной точки аэродрома, точки установки РСБН или РМА/РМД);

- измерение азимута и дальности между двумя точками (географическими координатами или/и треками) с помощью функции "вектор-измеритель";

- возможность просмотра формуляров сопровождения ВС, находящихся на управлении в соседних секторах УВД;

- автоматический отброс ФС при их наложении, ручной отброс ФС;

- перевод информации системы измерения высот с футовой в метрическую и обратно;

- автоматизированный прием и обработку пеленгационной информации и отображение линии пеленга и цифровых значений прямого и обратного пеленгов;

- автоматический расчет и отображение географических координат любой выбранной точки, указанной маркером;

- автоматический расчет и отображение скоростей ВС;

- формирование списков "ожидания" и "потерь";

- перевод информации из ФС в "список зоны ожидания" и обратно <*>;

- перевод информации из "списка потерь" в "список зоны ожидания" и обратно <*>;

- прием, обработку, хранение и отображение долгосрочных и суточных планов полетов, поступающих от систем планирования ОрВД и введенных вручную;

- автоматическое и ручное формирование на рабочих местах диспетчеров формализованных сообщений по УВД, их ввод и передачу по сети AFTN (АНС ПД и ТС);

- прием, автоматическую и ручную обработку формализованных сообщений УВД в национальном формате и формате ICAO, корректировку планов полетов по поступившим сообщениям;

- прием, обработку, хранение и отображение корректирующих сообщений по конкретному плану полета;

- прием, обработку, хранение и отображение суточных планов полетов, поступающих от систем планирования ОрВД и введенных вручную;

- корректировку, хранение и печать (по различным критериям) планов полетов;

- автоматический расчет пространственно-временных траекторий полета ВС в зависимости от типа полета, структуры воздушного пространства и организации УВД с учетом характеристик ВС, ветра, температуры <*>;

- автоматическое и ручное распределение плановой информации по рабочим местам диспетчеров в соответствии с расчетом траектории полета ВС и установленным критериям <*>;

- автоматическую коррекцию плановой информации по данным автосопровождения от системы наблюдения <*>;

- автоматическую коррекцию плановой информации по введенным вручную сообщениям <*>;

- отображение (по запросу) маршрута по плану полета <*>;

- отображение "трека по плану" при пропадании координатной информации <*>;

- ввод данных, отображение, хранение, отмену и коррекцию информации об ограничениях воздушного пространства;

- корректировку информации ФС по данным модификации активного плана полета <*>;

- автоматическое обнаружение и сигнализацию о достижении граничных значений норм эшелонирования между ВС;

- автоматическое обнаружение и предупреждение диспетчера об угрозе возникновения конфликтных ситуаций между ВС;

- автоматическое обнаружение и предупреждение диспетчера о возможном снижении ВС ниже минимальной безопасной высоты;

- контроль движения ВС по линии заданного пути согласно плану полета, предупреждение диспетчера в случае недопустимых отклонений и обеспечение санкционирования диспетчером отклонений ВС от маршрута полета <*>;

- автоматическое обнаружение "среднесрочных" конфликтов между ВС на основе расчета пространственно-временных траекторий полета ВС по планам полета <*>;

- автоматический контроль за использованными кодами ВРЛ в режиме RBS и выдачу очередного свободного кода <*>;

- автоматическое документирование всей информации наблюдения, радиопеленгационной, метеорологической и плановой информации, поступающей в систему, текущего времени и информации об ограничениях воздушного пространства;

- документирование информации о воздушной обстановке (информации наблюдения, радиопеленгационной и метеорологической информации и информации об ограничениях воздушного пространства) каждого сектора УВД (группы секторов);

- документирование информации о выполняемых диспетчером операциях;

- архивацию записанной информации с обеспечением ее хранения в течение времени, установленного нормативными документами;

- документирование состояния и конфигурации ТСА УВД;

- воспроизведение воздушной обстановки каждого сектора;

- воспроизведение задокументированной информации о воздушной обстановке синхронно с речевой (при наличии соответствующего оборудования) информацией по любому рабочему месту за выбранный интервал времени на резервных и выделенных (не связанных с ТСА УВД) для этого рабочих местах <*>;

- воспроизведение информации в реальном, ускоренном и замедленном масштабах времени;

- воспроизведение информации о состоянии и конфигурации системы на момент начала интервала воспроизведения;

- воспроизведение (распечатку) состояния и конфигурации ТСА УВД за выбранный интервал времени;

- документирование (архивацию) плановой информации, входящих и исходящих сообщений с обеспечением долговременного ее хранения <*>;

- сбор информации об использовании воздушного пространства;

- формирование суточной справки по аэронавигационному обслуживанию в виде файла и сброс его на сменные носители для обработки вне ТСА УВД или передачи в АС ПВД <*>;

- автоматический ввод, корректировку, хранение, распределение и отображение на рабочих местах ТСА УВД справочной информации <*>;

- ввод, корректировку и отображение данных по аэронавигационной структуре воздушного пространства зоны ответственности объекта ОВД <*>;

- ввод, корректировку и отображение данных, связанных с описанием действий диспетчеров при выполнении УВД в особых условиях <*>;

- хранение и ведение нормативно-справочной информации, включая информацию об аэронавигационной инфраструктуре контролируемого воздушного пространства и пропускной способности элементов организации воздушного движения <*>;

- автоматический прием, обработку и отображение метеорологической информации;

- обеспечение масштабирования и смещение центра изображения на ИВО;

- отображение состояния функционирования ТСА УВД;

- изменение функциональной конфигурации ТСА УВД.

6.4.2.5 В качестве индикатора воздушной обстановки (ИВО) в ТСА УВД должен использоваться цветной индикатор с диагональю не менее 53 см и с разрешающей способностью не менее 1280x1024 пикселя.

6.4.2.6 В качестве средств ввода информации должны использоваться функциональная клавиатура и указатель курсора.

6.4.2.7 Индикаторные устройства, входящие в состав ТСА УВД, должны обеспечивать наблюдение воздушной обстановки и отображение информации в условиях освещенности в плоскости экрана до 250 люкс.

6.4.2.8 Программное обеспечение ТСА УВД должно удовлетворять следующим основным требованиям:

- обладать функциональной достаточностью (полнотой);

- быть модифицируемым;

- обеспечивать минимальное количество операций для выполнения функциональных задач;

- обеспечивать оперативный доступ к дополнительной информации без потери информативности и контроля за основным рабочим окном.

6.4.2.9 Программное обеспечение должно обеспечивать решение следующих задач:

- подготовку, модификацию структуры воздушного пространства, включающей сектора, трассы, точки, аэродромы, летно-технические характеристики ВС;

- администрирование СА УВД;

- ввод и корректировку изменяемых параметров, картографической и аэронавигационной информации.

6.4.2.10 Человеко-машинный интерфейс должен быть разработан с учетом особенностей технологии управления воздушным движением. При реализации интерфейса должны использоваться буквы латинского алфавита или кириллицы.

6.4.2.11 ТСА УВД должны иметь возможность адаптации к конкретному району оснащения.