ГОСТ Р 59971-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства наблюдения, навигации, связи и автоматизации организации воздушного движения гражданской авиации Российской Федерации. Тактико-технические требования
6.4 Трассовые средства автоматизации управления воздушным движением
6.4.1 Общие сведения
Трассовые средства автоматизации управления воздушным движением (ТСА УВД) предназначены для интегрированного автоматизированного управления воздушным движением в трассовом и внетрассовом воздушном пространстве на основе автоматического сбора, обработки и отображения информации от средств наблюдения за воздушной обстановкой, автоматических радиопеленгаторов, информации планов полетов и метеоинформации.
6.4.2 Тактико-технические требования
6.4.2.1 ТСА УВД должны обеспечивать сопряжение со следующими источниками информации (при наличии):
- аэродромными и трассовыми обзорными радиолокаторами и радиолокационными комплексами;
- вторичными радиолокаторами;
- широкозонными многопозиционными системами наблюдения;
- средствами АЗН-В;
- автоматическими радиопеленгаторами;
- смежными аэродромными и районными СА (АС, КСА) УВД;
- источниками метеорологической информации;
- системой единого времени.
6.4.2.2 ТСА УВД должны обеспечивать отображение:
а) координатной информации:
- цифровой первичной, вторичной координатной информации и информации других средств наблюдения;
- объединенной координатной информации;
- цифровой дополнительной (полетной) информации вторичного канала;
- радиопеленгационной информации;
- плановой информации <*>;
- отображение движения ВС по плановым данным ("трека по плану") <*>;
--------------------------------
<*> Здесь и далее символом <*> обозначаются требования к ТСА УВД в районах с высокой интенсивностью воздушного движения.
- предыстории движения ВС;
- вектора-измерителя;
- вектора экстраполяции;
б) формуляров сопровождения ВС, которые должны содержать:
- код ответчика или признак отсутствия ответчика;
- позывной ВС (при наличии плана полета);
- тип ВС (при наличии плана полета);
- текущую высоту;
- признак пересчета высоты по аэродромному давлению;
- номер рейса (при наличии плана полета);
- путевую скорость;
- приборную скорость (при наличии режима S);
- вертикальную скорость;
- заданный эшелон;
- эшелон передачи управления;
- коды бедствия;
- сигнализацию об опасных ситуациях;
- магнитный курс;
- признак допуска ВС к полетам в слое сокращенных норм вертикального эшелонирования (при наличии плана полета);
- аэродром вылета/назначения (при наличии плана полета);
- категорию турбулентности спутного следа (при наличии плана полета);
в) аэронавигационной и картографической информации:
- границ коридоров и трасс воздушного движения;
- границ районов, секторов/подсекторов;
- пунктов обязательных донесений;
- маршрутов полетов в зонах ожидания;
- границ временных и постоянных зон ограничений воздушного пространства;
- вспомогательных линий для управления ВС в маневренных зонах;
- аэродромов;
- наземного оборудования радиотехнического обеспечения полетов (приводные радиостанции, азимутальные и дальномерные маяки, средства ОВЧ- и ВЧ-радиосвязи);
- условных маршрутов ОВД типов CDR1, CDR2, CDR3 <*>;
- маршрутов (схем) вылета, прибытия и захода на посадку;
- элементов картографии;
- секторов МБВ;
- азимутально-дальномерной сетки;
г) плановой информации: форм для ввода, корректировки и просмотра планов полетов;
д) метеорологической информации (при наличии соответствующих средств измерения):
- фактической погоды по аэродромам в кодовой форме METAR/SPECI;
- прогнозов погоды по аэродромам в кодовой форме TAF;
- информации о контурах зон опасных для полетов явлений погоды;
- расчетных траекторий радиозондов с формулярами;
- прогнозов особых явлений погоды, ветра и температуры по маршрутам полетов;
- предупреждений по районам (площадям) полетов, информации SIGMET, AIRMET, прогнозов GAMET;
- консультативных сообщений о вулканическом пепле, выпускаемых консультативным центром по вулканическому пеплу (VAAC);
- видимости (минимальное значение);
- высоты нижней границы облаков (вертикальная видимость);
- количества облаков (общее и нижнего яруса);
- формы облаков (только для кучево-дождевых и мощных кучевых);
- среднего направления приземного ветра, исправленного на магнитное склонение;
- средней скорости приземного ветра за 2 мин;
- максимальной скорости приземного ветра (порывы);
- фактических данных о ветре на высотах 30 - 100 м;
- давления QNH и QFE с сигнализацией об изменении;
- явлений текущей погоды;
- температуры воздуха;
- температуры точки росы или относительной влажности;
е) сигнализации о конфликтных и опасных ситуациях:
- о достижении граничных значений норм эшелонирования;
- возможности опасного сближения ВС в воздухе;
- возможности снижения ВС ниже минимальной безопасной высоты;
- специальные сигналы об аварийности, отказе радиосвязи, нападении на экипаж, неназначенном коде ответчика ВРЛ;
ж) формуляров ограничений воздушного пространства, которые должны содержать:
- символьное обозначение зоны;
- номер зоны;
- время начала и окончания действия ограничения;
- нижний и верхний пределы;
и) системной и справочной информации:
- табло времени (UTC);
- режима работы (рабочий, воспроизведение);
- выбранного масштаба отображения.
6.4.2.3 ТСА УВД должны обеспечивать:
- зону обработки информации, соответствующую зоне ответственности объекта УВД;
- время реакции системы на выполнение пультовых операций диспетчером - не более 0,5 с.
Примечание - Под временем реакции системы понимается промежуток времени между вводом команды (запроса), не связанной с обработкой информации баз данных плановой и справочной информации, до получения результатов решения и открытия доступа для ввода следующей команды.
6.4.2.4 Аппаратура и программное обеспечение ТСА УВД должны обеспечивать:
- автоматический прием радиолокационной координатной и дополнительной информации о воздушных судах, оборудованных и не оборудованных ответчиками;
- объединение радиолокационной информации от нескольких средств наблюдения;
- автоматическое сопровождение ВС по данным первичного радиолокатора, вторичного радиолокатора и других средств наблюдения;
- автоматический ввод ВС в сопровождение оборудованных ответчиками;
- автоматический ввод ВС в сопровождение не оборудованных ответчиками;
- автоматическую привязку информации текущего плана полета к треку по ВС, оборудованным ответчиками;
- ручную привязку информации текущего плана полета к треку по ВС, не оборудованным ответчиками;
- автоматизированный процесс приема/передачи управления между диспетчерами смежных секторов УВД;
- ручную передачу/прием управления из списка потерь;
- сброс автосопровождения и снятие ВС с управления при выходе ВС за пределы зоны обработки координатной информации;
- ручное снятие ВС с управления;
- расчет вектора экстраполяции;
- автоматическое оповещение диспетчеров о неполучении координатной и дополнительной информации от средств наблюдения;
- автоматический перевод ФС в "список потерь" при непоступлении информации от средств наблюдения;
- автоматическое восстановление автосопровождения ВС, оборудованных ответчиками и находящихся в "списке потерь" при поступлении информации от средств наблюдения;
- ручной сброс информации из "списка потерь";
- ручное восстановление привязки ВС, не оборудованных ответчиками, при возобновлении поступления информации по данному ВС;
- автоматический расчет и отображение азимута и дальности ВС относительно заранее выбранной координаты (контрольной точки аэродрома, точки установки РСБН или РМА/РМД);
- измерение азимута и дальности между двумя точками (географическими координатами или/и треками) с помощью функции "вектор-измеритель";
- возможность просмотра формуляров сопровождения ВС, находящихся на управлении в соседних секторах УВД;
- автоматический отброс ФС при их наложении, ручной отброс ФС;
- перевод информации системы измерения высот с футовой в метрическую и обратно;
- автоматизированный прием и обработку пеленгационной информации и отображение линии пеленга и цифровых значений прямого и обратного пеленгов;
- автоматический расчет и отображение географических координат любой выбранной точки, указанной маркером;
- автоматический расчет и отображение скоростей ВС;
- формирование списков "ожидания" и "потерь";
- перевод информации из ФС в "список зоны ожидания" и обратно <*>;
- перевод информации из "списка потерь" в "список зоны ожидания" и обратно <*>;
- прием, обработку, хранение и отображение долгосрочных и суточных планов полетов, поступающих от систем планирования ОрВД и введенных вручную;
- автоматическое и ручное формирование на рабочих местах диспетчеров формализованных сообщений по УВД, их ввод и передачу по сети AFTN (АНС ПД и ТС);
- прием, автоматическую и ручную обработку формализованных сообщений УВД в национальном формате и формате ICAO, корректировку планов полетов по поступившим сообщениям;
- прием, обработку, хранение и отображение корректирующих сообщений по конкретному плану полета;
- прием, обработку, хранение и отображение суточных планов полетов, поступающих от систем планирования ОрВД и введенных вручную;
- корректировку, хранение и печать (по различным критериям) планов полетов;
- автоматический расчет пространственно-временных траекторий полета ВС в зависимости от типа полета, структуры воздушного пространства и организации УВД с учетом характеристик ВС, ветра, температуры <*>;
- автоматическое и ручное распределение плановой информации по рабочим местам диспетчеров в соответствии с расчетом траектории полета ВС и установленным критериям <*>;
- автоматическую коррекцию плановой информации по данным автосопровождения от системы наблюдения <*>;
- автоматическую коррекцию плановой информации по введенным вручную сообщениям <*>;
- отображение (по запросу) маршрута по плану полета <*>;
- отображение "трека по плану" при пропадании координатной информации <*>;
- ввод данных, отображение, хранение, отмену и коррекцию информации об ограничениях воздушного пространства;
- корректировку информации ФС по данным модификации активного плана полета <*>;
- автоматическое обнаружение и сигнализацию о достижении граничных значений норм эшелонирования между ВС;
- автоматическое обнаружение и предупреждение диспетчера об угрозе возникновения конфликтных ситуаций между ВС;
- автоматическое обнаружение и предупреждение диспетчера о возможном снижении ВС ниже минимальной безопасной высоты;
- контроль движения ВС по линии заданного пути согласно плану полета, предупреждение диспетчера в случае недопустимых отклонений и обеспечение санкционирования диспетчером отклонений ВС от маршрута полета <*>;
- автоматическое обнаружение "среднесрочных" конфликтов между ВС на основе расчета пространственно-временных траекторий полета ВС по планам полета <*>;
- автоматический контроль за использованными кодами ВРЛ в режиме RBS и выдачу очередного свободного кода <*>;
- автоматическое документирование всей информации наблюдения, радиопеленгационной, метеорологической и плановой информации, поступающей в систему, текущего времени и информации об ограничениях воздушного пространства;
- документирование информации о воздушной обстановке (информации наблюдения, радиопеленгационной и метеорологической информации и информации об ограничениях воздушного пространства) каждого сектора УВД (группы секторов);
- документирование информации о выполняемых диспетчером операциях;
- архивацию записанной информации с обеспечением ее хранения в течение времени, установленного нормативными документами;
- документирование состояния и конфигурации ТСА УВД;
- воспроизведение воздушной обстановки каждого сектора;
- воспроизведение задокументированной информации о воздушной обстановке синхронно с речевой (при наличии соответствующего оборудования) информацией по любому рабочему месту за выбранный интервал времени на резервных и выделенных (не связанных с ТСА УВД) для этого рабочих местах <*>;
- воспроизведение информации в реальном, ускоренном и замедленном масштабах времени;
- воспроизведение информации о состоянии и конфигурации системы на момент начала интервала воспроизведения;
- воспроизведение (распечатку) состояния и конфигурации ТСА УВД за выбранный интервал времени;
- документирование (архивацию) плановой информации, входящих и исходящих сообщений с обеспечением долговременного ее хранения <*>;
- сбор информации об использовании воздушного пространства;
- формирование суточной справки по аэронавигационному обслуживанию в виде файла и сброс его на сменные носители для обработки вне ТСА УВД или передачи в АС ПВД <*>;
- автоматический ввод, корректировку, хранение, распределение и отображение на рабочих местах ТСА УВД справочной информации <*>;
- ввод, корректировку и отображение данных по аэронавигационной структуре воздушного пространства зоны ответственности объекта ОВД <*>;
- ввод, корректировку и отображение данных, связанных с описанием действий диспетчеров при выполнении УВД в особых условиях <*>;
- хранение и ведение нормативно-справочной информации, включая информацию об аэронавигационной инфраструктуре контролируемого воздушного пространства и пропускной способности элементов организации воздушного движения <*>;
- автоматический прием, обработку и отображение метеорологической информации;
- обеспечение масштабирования и смещение центра изображения на ИВО;
- отображение состояния функционирования ТСА УВД;
- изменение функциональной конфигурации ТСА УВД.
6.4.2.5 В качестве индикатора воздушной обстановки (ИВО) в ТСА УВД должен использоваться цветной индикатор с диагональю не менее 53 см и с разрешающей способностью не менее 1280x1024 пикселя.
6.4.2.6 В качестве средств ввода информации должны использоваться функциональная клавиатура и указатель курсора.
6.4.2.7 Индикаторные устройства, входящие в состав ТСА УВД, должны обеспечивать наблюдение воздушной обстановки и отображение информации в условиях освещенности в плоскости экрана до 250 люкс.
6.4.2.8 Программное обеспечение ТСА УВД должно удовлетворять следующим основным требованиям:
- обладать функциональной достаточностью (полнотой);
- быть модифицируемым;
- обеспечивать минимальное количество операций для выполнения функциональных задач;
- обеспечивать оперативный доступ к дополнительной информации без потери информативности и контроля за основным рабочим окном.
6.4.2.9 Программное обеспечение должно обеспечивать решение следующих задач:
- подготовку, модификацию структуры воздушного пространства, включающей сектора, трассы, точки, аэродромы, летно-технические характеристики ВС;
- администрирование СА УВД;
- ввод и корректировку изменяемых параметров, картографической и аэронавигационной информации.
6.4.2.10 Человеко-машинный интерфейс должен быть разработан с учетом особенностей технологии управления воздушным движением. При реализации интерфейса должны использоваться буквы латинского алфавита или кириллицы.
6.4.2.11 ТСА УВД должны иметь возможность адаптации к конкретному району оснащения.