ГОСТ Р 59971-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства наблюдения, навигации, связи и автоматизации организации воздушного движения гражданской авиации Российской Федерации. Тактико-технические требования
6.3 Аэродромные средства автоматизации управления воздушным движением
6.3.1 Общие сведения
Аэродромные средства автоматизации управления воздушным движением (АСА УВД) предназначены для интегрированного автоматизированного управления воздушным движением в аэродромной (аэроузловой) зоне, включая зону взлета и посадки, на основе автоматического сбора, обработки и отображения информации от средств наблюдения за воздушной обстановкой, автоматических радиопеленгаторов, информации планов полетов и метеоинформации при оснащении средствами автоматизации УВД АДЦ, АКДП и АДП.
6.3.2 Тактико-технические требования
6.3.2.1 АСА УВД должны обеспечивать сопряжение со следующими источниками информации (при их наличии):
- аэродромными обзорными радиолокаторами и радиолокационными комплексами;
- радиолокационными станциями обзора летного поля;
- вторичными радиолокаторами;
- аэродромными и широкозонными многопозиционными системами наблюдения;
- средствами АЗН-В;
- автоматическими радиопеленгаторами;
- источниками метеорологической информации;
- комплексами документирования и воспроизведения информации;
- средствами единого времени.
6.3.2.2 АСА УВД должны обеспечивать отображение на рабочих местах диспетчеров:
а) координатной информации:
- первичной и вторичной координатной информации;
- объединенной координатной информации;
- цифровой дополнительной информации вторичного канала;
- радиопеленгационной информации;
- предыстории движения ВС;
- вектора-измерителя;
б) формуляров сопровождения ВС, которые должны содержать:
- код ответчика УВД или признак отсутствия ответчика УВД;
- позывной ВС;
- тип ВС;
- текущую высоту;
- признак пересчета высоты по аэродромному давлению;
- номер рейса;
- путевую скорость;
- приборную скорость;
- вертикальную скорость;
- заданный эшелон;
- эшелон передачи управления;
- коды бедствия;
- сигнализацию о конфликтных и опасных ситуациях;
- магнитный курс;
- признак допуска ВС к полетам в слое сокращенных норм вертикального эшелонирования;
- аэродром вылета/назначения;
- категорию турбулентности спутного следа;
в) картографической и аэронавигационной информации:
- границ коридоров и трасс воздушного движения;
- границ района, секторов/подсекторов;
- ВПП;
- продолжений осей ВПП;
- препятствий;
- пунктов обязательных донесений;
- маршрутов полетов в зонах ожидания;
- границ временных и постоянных зон ограничений воздушного пространства;
- вспомогательных линий для управления ВС в маневренных зонах;
- аэродромов;
- наземного оборудования радиотехнического обеспечения полетов (приводные радиостанции, азимутальные и дальномерные маяки, средства ОВЧ- и ВЧ-радиосвязи);
- условных маршрутов ОВД типов CDR1, CDR2, CDR3;
- маршрутов (схем) вылета, прибытия и захода на посадку;
- посадочных площадок;
- элементов картографии;
- стоянок ВС;
- секторов МБВ;
- азимутально-дальномерной сетки;
г) метеорологической информации:
- информации о контурах зон опасных метеоявлений погоды (при наличии АМРК);
- индекса действующей информации ATIS;
- текущих погодных условий по ВПП, соответствующих рабочему курсу, с сигнализацией при достижении критериев для выпуска местных специальных сводок (при наличии средств измерения):
дальности видимости на ВПП (два или три значения соответственно числу установленных датчиков видимости и одно значение при визуальных наблюдениях);
видимости (минимальное значение);
высоты нижней границы облаков (вертикальная видимость);
количества облаков (общее и нижнего яруса);
формы облаков (только для кучево-дождевых и мощных кучевых);
среднего направления приземного ветра, исправленного на магнитное склонение;
средней скорости приземного ветра за 2 мин;
максимальной скорости приземного ветра (порывы);
фактических данных о ветре на высоте 30 - 100 м;
давления QNH и QFE со световой сигнализацией об изменении;
явлений текущей погоды;
температуры воздуха;
температуры точки росы или относительной влажности;
времени окончания обработки измерений;
состояния ВПП и коэффициента сцепления.
- предупреждений по аэродрому;
- оповещений и предупреждений о сдвиге ветра;
- информации SIGMET, AIRMET;
- фактической погоды в кодовой форме METAR/SPECI по основному аэродрому, аэродромам назначения и запасным;
- прогнозов погоды по основному аэродрому, аэродромам назначения и запасным в кодовой форме TAF;
д) сигнализации о конфликтных и опасных ситуациях:
- достижение граничных значений норм эшелонирования;
- прогноз нарушения норм эшелонирования;
- возможность снижения ВС ниже минимальной безопасной высоты;
- специальные сигналы об аварийности, отказе радиосвязи, нападении на экипаж;
- неназначенный код ответчика;
- прогноз попадания в зону ограничений;
е) формуляров ограничений воздушного пространства, которые должны содержать:
- символьное обозначение зоны;
- номер зоны;
- время начала и окончания действия ограничения;
- нижний и верхний пределы;
ж) системной и справочной информации:
- текущего времени (UTC);
- обозначения кода сектора УВД;
- режима работы (рабочий, воспроизведение);
- выбранного масштаба отображения;
- аэродромного давления и давления, приведенного к уровню моря;
- списков плановой информации.
6.3.2.3 Аэродромные средства автоматизации должны обеспечивать:
- зону обработки информации, соответствующую зоне ответственности объекта ОВД.
- время реакции системы на выполнение пультовых операций диспетчером - не более 0,5 с. Время реакции системы не должно зависеть от текущей конфигурации группового и/или пультового оборудования.
Примечание - Под временем реакции системы понимается промежуток времени между вводом команды (запроса), не связанной с обработкой информации баз данных плановой и справочной информации, до получения результатов решения и открытия доступа для ввода следующей команды.
6.3.2.4 Аппаратура и программное обеспечение АСА УВД должны обеспечивать:
- автоматический прием координатной и дополнительной информации о ВС, оборудованных и не оборудованных ответчиками;
- мультирадарную или мультисенсорную обработку информации наблюдения;
- автоматическое сопровождение ВС по данным первичного радиолокатора, вторичного радиолокатора и средств АЗН;
- автоматический ввод ВС в сопровождение оборудованных ответчиками УВД;
- автоматизированный процесс приема/передачи управления между диспетчерами смежных секторов УВД;
- автоматический сброс автосопровождения и снятие ВС с управления при выходе ВС за пределы зоны обработки координатной информации;
- ручное снятие ВС с управления;
- расчет вектора экстраполяции;
- автоматическое оповещение диспетчеров о неполучении координатной и дополнительной информации от средств наблюдения;
- автоматический перевод ВС в "список потерь" при непоступлении информации от средств наблюдения;
- автоматическое восстановление автосопровождения ВС, оборудованных ответчиками и находящихся в "списке потерь" при поступлении информации от средств наблюдения;
- ручное восстановление привязки ВС, не оборудованных ответчиками, при возобновлении поступления информации по данному ВС;
- сброс автосопровождения при выходе ВС за пределы зоны обработки координатной информации;
- автоматический расчет и отображение азимута и дальности ВС относительно заранее выбранной координаты (контрольной точки аэродрома, точки установки РСБН или РМА/РМД);
- измерение азимута и дальности между двумя точками (географическими координатами или/и треками ВС);
- возможность просмотра формуляров сопровождения ВС, находящихся на управлении в соседних секторах УВД;
- автоматический отброс ФС при их наложении и ручной отброс ФС;
- автоматизированный прием, обработку пеленгационной информации и отображение линии пеленга и цифровых значений пеленга;
- автоматический расчет и отображение географических координат любой выбранной точки;
- автоматический расчет и отображение скоростей ВС;
- автоматический пересчет и отображение в ФС высоты полета ВС относительно уровня ВПП (аэродромного давления);
- перевод информации системы измерения высот с футовой в метрическую и обратно;
- формирование списков ожидания и потерь;
- ввод данных, отображение, хранение, отмену и коррекцию информации об ограничениях воздушного пространства;
- автоматическое обнаружение и сигнализацию о достижении граничных значений норм эшелонирования между ВС;
- автоматическое обнаружение и предупреждение диспетчера об угрозе возникновения конфликтных ситуаций между ВС;
- автоматическое обнаружение и предупреждение диспетчера о возможном снижении ВС ниже минимально-безопасной высоты;
- автоматическое документирование всей поступающей радиолокационной, координатной, радиопеленгационной, метеорологической информации, текущего времени и информации об ограничениях воздушного пространства;
- документирование информации о воздушной обстановке (радиолокационной, радиопеленгационной и метеорологической информации, информации наблюдения, информации об ограничениях воздушного пространства) каждого сектора УВД (группы секторов) и передающейся на отображение АРМ диспетчеров;
- документирование информации о выполняемых диспетчером операциях;
- архивацию записанной информации с обеспечением ее хранения в течение времени, установленного нормативными документами;
- документирование состояния и конфигурации АСА УВД;
- воспроизведение воздушной обстановки каждого сектора;
- воспроизведение информации в реальном, ускоренном и замедленном масштабах времени;
- воспроизведение (распечатку) состояния и конфигурации АСА УВД за выбранный интервал времени;
- автоматический прием, обработку и отображение метеорологической информации;
- обеспечение масштабирования и смещение центра изображения на ИВО;
- отображение состояния функционирования АСА УВД.
6.3.2.5 В качестве индикатора воздушной обстановки в аэродромных средствах автоматизации УВД должен использоваться цветной монитор с диагональю не менее 53 см и с разрешающей способностью не менее 1280x1024 пикселя.
6.3.2.6 Индикаторные устройства, входящие в состав аэродромных средств автоматизации, должны обеспечивать полноценное наблюдение воздушной обстановки и отображение информации в условиях освещенности в плоскости экрана до 250 люкс.
6.3.2.7 В качестве средств ввода информации должны использоваться функциональная клавиатура и индикатор курсора.
6.3.2.8 Человеко-машинный интерфейс должен быть разработан с учетом особенностей технологии управления воздушным движением. При реализации интерфейса должны использоваться буквы латинского алфавита или кириллицы.