БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59971-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства наблюдения, навигации, связи и автоматизации организации воздушного движения гражданской авиации Российской Федерации. Тактико-технические требования

6.3 Аэродромные средства автоматизации управления воздушным движением

6.3.1 Общие сведения

Аэродромные средства автоматизации управления воздушным движением (АСА УВД) предназначены для интегрированного автоматизированного управления воздушным движением в аэродромной (аэроузловой) зоне, включая зону взлета и посадки, на основе автоматического сбора, обработки и отображения информации от средств наблюдения за воздушной обстановкой, автоматических радиопеленгаторов, информации планов полетов и метеоинформации при оснащении средствами автоматизации УВД АДЦ, АКДП и АДП.

6.3.2 Тактико-технические требования

6.3.2.1 АСА УВД должны обеспечивать сопряжение со следующими источниками информации (при их наличии):

- аэродромными обзорными радиолокаторами и радиолокационными комплексами;

- радиолокационными станциями обзора летного поля;

- вторичными радиолокаторами;

- аэродромными и широкозонными многопозиционными системами наблюдения;

- средствами АЗН-В;

- автоматическими радиопеленгаторами;

- источниками метеорологической информации;

- комплексами документирования и воспроизведения информации;

- средствами единого времени.

6.3.2.2 АСА УВД должны обеспечивать отображение на рабочих местах диспетчеров:

а) координатной информации:

- первичной и вторичной координатной информации;

- объединенной координатной информации;

- цифровой дополнительной информации вторичного канала;

- радиопеленгационной информации;

- предыстории движения ВС;

- вектора-измерителя;

б) формуляров сопровождения ВС, которые должны содержать:

- код ответчика УВД или признак отсутствия ответчика УВД;

- позывной ВС;

- тип ВС;

- текущую высоту;

- признак пересчета высоты по аэродромному давлению;

- номер рейса;

- путевую скорость;

- приборную скорость;

- вертикальную скорость;

- заданный эшелон;

- эшелон передачи управления;

- коды бедствия;

- сигнализацию о конфликтных и опасных ситуациях;

- магнитный курс;

- признак допуска ВС к полетам в слое сокращенных норм вертикального эшелонирования;

- аэродром вылета/назначения;

- категорию турбулентности спутного следа;

в) картографической и аэронавигационной информации:

- границ коридоров и трасс воздушного движения;

- границ района, секторов/подсекторов;

- ВПП;

- продолжений осей ВПП;

- препятствий;

- пунктов обязательных донесений;

- маршрутов полетов в зонах ожидания;

- границ временных и постоянных зон ограничений воздушного пространства;

- вспомогательных линий для управления ВС в маневренных зонах;

- аэродромов;

- наземного оборудования радиотехнического обеспечения полетов (приводные радиостанции, азимутальные и дальномерные маяки, средства ОВЧ- и ВЧ-радиосвязи);

- условных маршрутов ОВД типов CDR1, CDR2, CDR3;

- маршрутов (схем) вылета, прибытия и захода на посадку;

- посадочных площадок;

- элементов картографии;

- стоянок ВС;

- секторов МБВ;

- азимутально-дальномерной сетки;

г) метеорологической информации:

- информации о контурах зон опасных метеоявлений погоды (при наличии АМРК);

- индекса действующей информации ATIS;

- текущих погодных условий по ВПП, соответствующих рабочему курсу, с сигнализацией при достижении критериев для выпуска местных специальных сводок (при наличии средств измерения):

дальности видимости на ВПП (два или три значения соответственно числу установленных датчиков видимости и одно значение при визуальных наблюдениях);

видимости (минимальное значение);

высоты нижней границы облаков (вертикальная видимость);

количества облаков (общее и нижнего яруса);

формы облаков (только для кучево-дождевых и мощных кучевых);

среднего направления приземного ветра, исправленного на магнитное склонение;

средней скорости приземного ветра за 2 мин;

максимальной скорости приземного ветра (порывы);

фактических данных о ветре на высоте 30 - 100 м;

давления QNH и QFE со световой сигнализацией об изменении;

явлений текущей погоды;

температуры воздуха;

температуры точки росы или относительной влажности;

времени окончания обработки измерений;

состояния ВПП и коэффициента сцепления.

- предупреждений по аэродрому;

- оповещений и предупреждений о сдвиге ветра;

- информации SIGMET, AIRMET;

- фактической погоды в кодовой форме METAR/SPECI по основному аэродрому, аэродромам назначения и запасным;

- прогнозов погоды по основному аэродрому, аэродромам назначения и запасным в кодовой форме TAF;

д) сигнализации о конфликтных и опасных ситуациях:

- достижение граничных значений норм эшелонирования;

- прогноз нарушения норм эшелонирования;

- возможность снижения ВС ниже минимальной безопасной высоты;

- специальные сигналы об аварийности, отказе радиосвязи, нападении на экипаж;

- неназначенный код ответчика;

- прогноз попадания в зону ограничений;

е) формуляров ограничений воздушного пространства, которые должны содержать:

- символьное обозначение зоны;

- номер зоны;

- время начала и окончания действия ограничения;

- нижний и верхний пределы;

ж) системной и справочной информации:

- текущего времени (UTC);

- обозначения кода сектора УВД;

- режима работы (рабочий, воспроизведение);

- выбранного масштаба отображения;

- аэродромного давления и давления, приведенного к уровню моря;

- списков плановой информации.

6.3.2.3 Аэродромные средства автоматизации должны обеспечивать:

- зону обработки информации, соответствующую зоне ответственности объекта ОВД.

- время реакции системы на выполнение пультовых операций диспетчером - не более 0,5 с. Время реакции системы не должно зависеть от текущей конфигурации группового и/или пультового оборудования.

Примечание - Под временем реакции системы понимается промежуток времени между вводом команды (запроса), не связанной с обработкой информации баз данных плановой и справочной информации, до получения результатов решения и открытия доступа для ввода следующей команды.

 

6.3.2.4 Аппаратура и программное обеспечение АСА УВД должны обеспечивать:

- автоматический прием координатной и дополнительной информации о ВС, оборудованных и не оборудованных ответчиками;

- мультирадарную или мультисенсорную обработку информации наблюдения;

- автоматическое сопровождение ВС по данным первичного радиолокатора, вторичного радиолокатора и средств АЗН;

- автоматический ввод ВС в сопровождение оборудованных ответчиками УВД;

- автоматизированный процесс приема/передачи управления между диспетчерами смежных секторов УВД;

- автоматический сброс автосопровождения и снятие ВС с управления при выходе ВС за пределы зоны обработки координатной информации;

- ручное снятие ВС с управления;

- расчет вектора экстраполяции;

- автоматическое оповещение диспетчеров о неполучении координатной и дополнительной информации от средств наблюдения;

- автоматический перевод ВС в "список потерь" при непоступлении информации от средств наблюдения;

- автоматическое восстановление автосопровождения ВС, оборудованных ответчиками и находящихся в "списке потерь" при поступлении информации от средств наблюдения;

- ручное восстановление привязки ВС, не оборудованных ответчиками, при возобновлении поступления информации по данному ВС;

- сброс автосопровождения при выходе ВС за пределы зоны обработки координатной информации;

- автоматический расчет и отображение азимута и дальности ВС относительно заранее выбранной координаты (контрольной точки аэродрома, точки установки РСБН или РМА/РМД);

- измерение азимута и дальности между двумя точками (географическими координатами или/и треками ВС);

- возможность просмотра формуляров сопровождения ВС, находящихся на управлении в соседних секторах УВД;

- автоматический отброс ФС при их наложении и ручной отброс ФС;

- автоматизированный прием, обработку пеленгационной информации и отображение линии пеленга и цифровых значений пеленга;

- автоматический расчет и отображение географических координат любой выбранной точки;

- автоматический расчет и отображение скоростей ВС;

- автоматический пересчет и отображение в ФС высоты полета ВС относительно уровня ВПП (аэродромного давления);

- перевод информации системы измерения высот с футовой в метрическую и обратно;

- формирование списков ожидания и потерь;

- ввод данных, отображение, хранение, отмену и коррекцию информации об ограничениях воздушного пространства;

- автоматическое обнаружение и сигнализацию о достижении граничных значений норм эшелонирования между ВС;

- автоматическое обнаружение и предупреждение диспетчера об угрозе возникновения конфликтных ситуаций между ВС;

- автоматическое обнаружение и предупреждение диспетчера о возможном снижении ВС ниже минимально-безопасной высоты;

- автоматическое документирование всей поступающей радиолокационной, координатной, радиопеленгационной, метеорологической информации, текущего времени и информации об ограничениях воздушного пространства;

- документирование информации о воздушной обстановке (радиолокационной, радиопеленгационной и метеорологической информации, информации наблюдения, информации об ограничениях воздушного пространства) каждого сектора УВД (группы секторов) и передающейся на отображение АРМ диспетчеров;

- документирование информации о выполняемых диспетчером операциях;

- архивацию записанной информации с обеспечением ее хранения в течение времени, установленного нормативными документами;

- документирование состояния и конфигурации АСА УВД;

- воспроизведение воздушной обстановки каждого сектора;

- воспроизведение информации в реальном, ускоренном и замедленном масштабах времени;

- воспроизведение (распечатку) состояния и конфигурации АСА УВД за выбранный интервал времени;

- автоматический прием, обработку и отображение метеорологической информации;

- обеспечение масштабирования и смещение центра изображения на ИВО;

- отображение состояния функционирования АСА УВД.

6.3.2.5 В качестве индикатора воздушной обстановки в аэродромных средствах автоматизации УВД должен использоваться цветной монитор с диагональю не менее 53 см и с разрешающей способностью не менее 1280x1024 пикселя.

6.3.2.6 Индикаторные устройства, входящие в состав аэродромных средств автоматизации, должны обеспечивать полноценное наблюдение воздушной обстановки и отображение информации в условиях освещенности в плоскости экрана до 250 люкс.

6.3.2.7 В качестве средств ввода информации должны использоваться функциональная клавиатура и индикатор курсора.

6.3.2.8 Человеко-машинный интерфейс должен быть разработан с учетом особенностей технологии управления воздушным движением. При реализации интерфейса должны использоваться буквы латинского алфавита или кириллицы.