Закон Нижегородской области от 28.12.2021 № 163-З "О молодежной политике в Нижегородской области"
НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 28 декабря 2021 г. № 163-З
О молодежной политике в Нижегородской области
(В редакции Закона Нижегородской области от 06.02.2023 г. № 5-З)
Принят Законодательным Собранием | 21 декабря 2021 года |
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации") регулирует отдельные вопросы в сфере молодежной политики в Нижегородской области.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) молодежь, молодые граждане - социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 Федерального закона "О молодежной политике в Российской Федерации"), имеющих гражданство Российской Федерации;
2) молодая семья - лица, состоящие в заключенном в установленном законодательством Российской Федерации порядке браке, в том числе воспитывающие ребенка (детей), либо лицо, являющееся единственным родителем (усыновителем) ребенка (детей), в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 Федерального закона "О молодежной политике в Российской Федерации");
3) молодежное общественное объединение - международное, общероссийское, межрегиональное, региональное, местное добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное в установленном законом порядке молодыми гражданами, объединившимися на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения;
4) молодежная политика - комплекс мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового, научного и иного характера, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления при участии институтов гражданского общества, юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и граждан Российской Федерации, в том числе индивидуальных предпринимателей, и направленных на создание условий для развития молодежи, ее самореализации в различных сферах жизнедеятельности, на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности Российской Федерации;
5) специалист по работе с молодежью - гражданин Российской Федерации, имеющий соответствующую профессиональную квалификацию, осуществляющий трудовую деятельность в инфраструктуре молодежной политики;
6) молодой специалист - гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 Федерального закона "О молодежной политике в Российской Федерации"), завершивший обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающийся на работу в соответствии с полученной квалификацией;
7) субъекты, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики, - молодежь, молодые семьи, молодежные общественные объединения, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, иные органы и организации, в том числе объединения юридических лиц, работодателей, профессиональные союзы и их объединения, институты гражданского общества, редакции средств массовой информации, а также граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики;
8) инфраструктура молодежной политики - система государственных, муниципальных организаций, иных юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей и общественных объединений, обеспечивающих возможность оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического положения и развитие молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений;
9) самореализация молодежи - применение молодыми гражданами Российской Федерации имеющихся у них способностей и приобретенных ими знаний, умений, навыков, компетенций и опыта в целях удовлетворения их потребностей в профессиональном, социальном и личном развитии;
10) организация по работе с молодежью (молодежный центр, дворец молодежи, подростково-молодежный центр и иные) - государственная (муниципальная) организация Нижегородской области, реализующая методическую, социально-педагогическую, организационную, культурно-образовательную, досуговую и иную работу с молодежью в рамках основных направлений реализации молодежной политики;
11) трудовая подростковая бригада - добровольное объединение несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет из числа учащихся общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций, а также подростков, не являющихся учащимися по каким-либо причинам на момент обращения в государственное учреждение службы занятости населения, изъявивших желание в свободное от учебы время принять участие во временных работах; (В редакции Закона Нижегородской области от 06.02.2023 г. № 5-З)
12) студенческий (трудовой) отряд - добровольное объединение обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, создаваемое в целях организации временной занятости таких обучающихся в свободное от учебы время;
13) молодой ученый - гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно (кандидат наук) и в возрасте до 40 лет включительно (доктор наук), имеющий место жительства либо место пребывания на территории Нижегородской области;
14) детское общественное объединение - добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан в возрасте до 18 лет и совершеннолетних граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения;
15) молодежное предпринимательство - предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 35 лет (включительно), а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников, а также возраст руководителей которых не превышает 35 лет (включительно) либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 35 лет (включительно) превышает 75 процентов;
16) молодежное самоуправление - форма участия молодежи в формировании и реализации молодежной политики, определенная законодательством Российской Федерации, законодательством Нижегородской области и муниципальными нормативными правовыми актами, реализуемая через систему органов молодежного самоуправления при органах государственной власти Нижегородской области, органах местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и организациях.
Статья 3. Цели и принципы молодежной политики в Нижегородской области
1. Целями молодежной политики в Нижегородской области являются:
1) защита прав и законных интересов молодежи;
2) обеспечение равных условий для духовного, культурного, интеллектуального, психического, профессионального, социального и физического развития и самореализации молодежи;
3) создание условий для участия молодежи в политической, социально-экономической, научной, спортивной и культурной жизни общества;
4) повышение уровня межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде;
5) формирование системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, проявлениям ксенофобии, коррупции, дискриминации по признакам социальной, религиозной, расовой, национальной принадлежности и другим негативным социальным явлениям;
6) формирование культуры семейных отношений и поддержка молодых семей, способствующие улучшению демографической ситуации в Нижегородской области;
7) создание условий для личностного развития и профессионального роста молодежи в целях обеспечения положительной миграционной динамики в Нижегородской области.
2. Молодежная политика в Нижегородской области реализуется на основе принципов, установленных Федеральным законом "О молодежной политике в Российской Федерации".
Статья 4. Основные направления реализации молодежной политики в Нижегородской области
Основными направлениями реализации молодежной политики в Нижегородской области являются:
1) воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации;
2) обеспечение межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде, профилактика и предупреждение проявлений экстремизма в деятельности молодежных объединений;
3) поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, инвалидов из числа молодых граждан, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) поддержка инициатив молодежи;
5) содействие общественной деятельности, направленной на поддержку молодежи;
6) организация досуга, отдыха, оздоровления молодежи, формирование условий для занятий физической культурой, спортом, содействие здоровому образу жизни молодежи;
7) предоставление социальных услуг молодежи;
8) содействие решению жилищных проблем молодежи, молодых семей;
9) поддержка молодых семей;
10) содействие образованию молодежи, научной, научно-технической деятельности молодежи;
11) организация подготовки специалистов по работе с молодежью и развитие кадрового потенциала в сфере молодежной политики;
12) выявление, сопровождение и поддержка молодежи, проявившей одаренность;
13) поддержка молодых ученых;
14) развитие института наставничества;
15) обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи, содействие трудоустройству молодых граждан, в том числе посредством трудовых подростковых бригад и студенческих (трудовых) отрядов, профессиональному развитию молодых специалистов;
16) поддержка и содействие предпринимательской деятельности молодежи;
17) поддержка деятельности молодежных общественных объединений;
18) содействие участию молодежи в добровольческой (волонтерской) деятельности;
19) содействие международному и межрегиональному сотрудничеству в сфере молодежной политики;
20) предупреждение правонарушений и антиобщественных действий молодежи;
21) поддержка деятельности по созданию и распространению, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации произведений науки, искусства, литературы и других произведений, направленных на укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей молодежи;
22) проведение научно-аналитических исследований по вопросам молодежной политики;
23) содействие в реализации на территории муниципальных образований Нижегородской области мероприятий и проектов в сфере молодежной политики.
Глава 2. Полномочия органов государственной власти Нижегородской области в сфере молодежной политики
Статья 5. Полномочия Законодательного Собрания Нижегородской области
К полномочиям Законодательного Собрания Нижегородской области (далее также - Законодательное Собрание) в сфере молодежной политики относится:
1) принятие законов и иных нормативных правовых актов в сфере молодежной политики в Нижегородской области;
2) принятие нормативного правового акта об утверждении порядка формирования и деятельности Молодежного парламента при Законодательном Собрании Нижегородской области;
3) рассмотрение проектов государственных программ по основным направлениям в сфере молодежной политики;
4) осуществление контроля за соблюдением и исполнением настоящего Закона и реализацией нормативных правовых актов в сфере молодежной политики;
5) решение вопросов, связанных с развитием молодежного парламентаризма, и иных вопросов в сфере молодежной политики.
Статья 6. Полномочия Правительства Нижегородской области
К полномочиям Правительства Нижегородской области в сфере молодежной политики относится:
1) реализация молодежной политики на территории Нижегородской области, в том числе разработка и осуществление мер и мероприятий, способствующих реализации основных направлений молодежной политики;
2) разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ по основным направлениям в сфере молодежной политики с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей Нижегородской области;
3) организация деятельности специалистов по работе с молодежью;
4) организация и осуществление мониторинга реализации молодежной политики на территории Нижегородской области;
5) содействие развитию инфраструктуры молодежной политики;
6) утверждение норматива минимального обеспечения молодежи региональными учреждениями по работе с молодежью;
7) определение уполномоченного органа исполнительной власти Нижегородской области по реализации молодежной политики в соответствии с законодательством Нижегородской области;
8) координация деятельности уполномоченных органов по работе с молодежью муниципальных образований Нижегородской области, в том числе в рамках соглашений между уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по реализации молодежной политики и администрацией муниципального округа, городского округа; (В редакции Закона Нижегородской области от 06.02.2023 г. № 5-З)
9) разработка и утверждение Стратегии государственной молодежной политики Нижегородской области;
10) разработка и утверждение критериев эффективности реализации молодежной политики;
11) формирование механизмов поддержки реализации молодежной политики в муниципальных образованиях Нижегородской области;
12) иные полномочия в сфере молодежной политики, отнесенные в соответствии с Федеральным законом "О молодежной политике в Российской Федерации", другими федеральными законами, законами Нижегородской области к полномочиям органов государственной власти Нижегородской области.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области
Органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области участвуют в формировании и реализации молодежной политики на территории соответствующих муниципальных образований Нижегородской области в соответствии с Федеральным законом "О молодежной политике в Российской Федерации" и настоящим Законом.
Глава 3. Основные гарантии реализации молодежной политики
Статья 8. Гарантии в сфере труда и занятости молодежи
1. В целях содействия занятости молодежи в Нижегородской области реализуются следующие мероприятия:
1) формирование системы доступной профориентации, гарантированного общего и профессионального образования и профессиональной подготовки, направленных на приобретение молодежью востребованных навыков;
2) создание рабочих мест для молодежи, в том числе квотированных рабочих мест для инвалидов и лиц моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и временных рабочих мест для приобретения молодежью практического опыта;
3) реализация комплекса мер по содействию трудоустройству молодежи, развитию молодежного предпринимательства и самозанятости.
2. Органы государственной власти Нижегородской области оказывают содействие занятости молодежи, в том числе испытывающей трудности в поиске работы.
3. В целях содействия занятости молодежи органы государственной власти Нижегородской области:
1) осуществляют меры, обеспечивающие процесс перехода молодежи от обучения к трудовой деятельности, включая карьерное сопровождение молодежи, подготовку и переподготовку молодых работников;
2) обеспечивают временную занятость молодежи.
4. В целях обеспечения временной занятости молодежи и организации общественных работ для молодежи поощряется создание трудовых подростковых бригад, студенческих (трудовых) отрядов, оказывается содействие в их развитии, а именно:
1) организация обучения и профессиональной подготовки (переподготовки) лиц из числа членов студенческих (трудовых) отрядов по специальностям, необходимым для работы в студенческом (трудовом) отряде, в рамках государственных программ Нижегородской области;
2) содействие в трудоустройстве членов трудовых подростковых бригад, студенческих (трудовых) отрядов;
3) оказание содействия в организации участия трудовых подростковых бригад, студенческих (трудовых) отрядов во всероссийских, межрегиональных и областных слетах, конкурсах;
4) организация и проведение мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в деятельность трудовых подростковых бригад и студенческих (трудовых) отрядов, популяризация их деятельности среди молодежи;
5) осуществление информационно-методического обеспечения формирования и деятельности трудовых подростковых бригад, студенческих (трудовых) отрядов на территории Нижегородской области, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статья 9. Содействие развитию молодежного предпринимательства
1. В целях содействия развитию молодежного предпринимательства на территории Нижегородской области реализуются следующие мероприятия:
1) проведение информационной кампании, направленной на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность;
2) организация обучения молодых граждан по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних предприятий;
3) проведение конкурсов бизнес - проектов;
4) оказание консультационных услуг молодым предпринимателям;
5) обеспечение участия в межрегиональных, общероссийских и международных мероприятиях, направленных на поддержку и развитие молодежного предпринимательства;
6) осуществление мониторинга эффективности мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность;
7) иные мероприятия, направленные на развитие молодежного предпринимательства.
2. Содействие развитию молодежного предпринимательства на территории Нижегородской области осуществляется в соответствии с Законом Нижегородской области от 5 декабря 2008 года № 171-З "О развитии малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области".
Статья 10. Содействие участию молодежи в добровольческой (волонтерской) деятельности
1. В целях развития добровольчества (волонтерства) в сфере молодежной политики поощряется создание добровольческих (волонтерских) организаций, центров поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений, а также оказывается содействие в их развитии.
2. Органы государственной власти Нижегородской области осуществляют координацию деятельности по вовлечению молодежи в добровольческую (волонтерскую) деятельность.
3. Государственная поддержка добровольческим (волонтерским) организациям оказывается в соответствии с Законом Нижегородской области от 7 мая 2009 года № 52-З "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области" и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области.
Статья 11. Поддержка молодежи, проявившей одаренность
Поддержка молодежи, проявившей одаренность, осуществляется в следующих формах:
1) формирование эффективной системы выявления, сопровождения и поддержки молодежи, проявившей одаренность, в интересах социально-экономического развития Нижегородской области;
2) выявление молодых граждан, проявляющих выдающиеся способности и таланты, сопровождение и мониторинг их дальнейшего развития;
3) организация и проведение олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, направленных на выявление и развитие у молодых граждан интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений;
4) обеспечение индивидуальной работы с проявившими выдающиеся способности молодыми гражданами по формированию и развитию их познавательных интересов, построению индивидуальных образовательных маршрутов, в том числе тьюторской и (или) тренерской поддержки;
5) формирование и развитие механизмов взаимодействия промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, организаций культуры и спорта, общественных организаций для обеспечения сопровождения и дальнейшего развития молодых граждан, проявивших выдающиеся способности;
6) проведение исследований в области выявления, сопровождения и дальнейшего развития проявивших выдающиеся способности молодых граждан в соответствии с задачами социально-экономического и научно-технологического развития Нижегородской области.
Статья 12. Поддержка молодых ученых
Поддержка молодых ученых осуществляется в следующих формах:
1) формирование эффективной системы поддержки научной деятельности молодежи в интересах социально-экономического развития Нижегородской области;
2) содействие информационному обеспечению научных исследований молодых ученых, популяризация научно-технического творчества молодежи;
3) организация и проведение научных конференций, семинаров, выездных школ и других мероприятий;
4) создание условий для профессионального роста молодых ученых;
5) проведение мониторинга и анализа профессиональных, социальных, жилищных и других проблем молодых ученых;
6) поддержка фундаментальных научных исследований, мероприятий и проектов в сфере науки, технологии и техники, реализуемых молодыми учеными, в том числе финансовая поддержка в форме грантов, субсидий и иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области;
7) развитие международного и межрегионального молодежного сотрудничества в сфере науки.
Статья 13. Поддержка молодой семьи, молодых граждан
Поддержка молодой семьи, молодых граждан осуществляется в следующих формах:
1) оказание молодым гражданам, членам молодых семей государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта;
2) социально-психологическое консультирование молодых семей, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений;
3) предоставление мер социальной поддержки молодым семьям, имеющим детей, в соответствии с действующим законодательством;
4) проведение мероприятий по укреплению и развитию института семьи, повышению роли и престижа семьи в жизни общества, направленных на выявление и поощрение молодых семей, успешно сохраняющих и развивающих традиции семейного воспитания, участие молодых семей в областных, региональных и всероссийских конкурсах;
5) поощрение молодых семей, молодых матерей за заслуги в воспитании детей, укрепление семейных традиций, создание условий для духовного и физического развития детей;
6) оказание мер поддержки молодым специалистам в соответствии с Законом Нижегородской области от 26 декабря 2018 года № 158-З "О мерах по развитию кадрового потенциала сельскохозяйственного производства Нижегородской области".
Статья 14. Поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, инвалидов из числа молодых граждан, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1. Поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, инвалидов из числа молодых граждан, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в следующих формах:
1) предоставление социальных услуг в организациях социального обслуживания, находящихся в ведении Нижегородской области, молодым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, инвалидам из числа молодых граждан, признанным нуждающимися в социальном обслуживании;
2) обеспечение путевками инвалидов из числа молодых граждан в санаторно-реабилитационные центры, социально-реабилитационные центры, пансионаты;
3) выдвижение молодых инвалидов в возрасте от 14 до 18 лет на соискание стипендии Правительства Нижегородской области за стремление к повышению образовательного и профессионального уровня, проявленную особую волю, трудолюбие, достигнутые успехи в сфере образования и науки, культуры и искусства, технического, прикладного и народного творчества, физической культуры и спорта, общественной деятельности.
2. Поддержка лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области о мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Статья 15. Поддержка молодых граждан, молодых семей в решении жилищных проблем
1. Поддержка молодых граждан, молодых семей в решении жилищных проблем осуществляется в следующих формах:
1) предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение или строительство жилья;
2) предоставление социальных выплат на приобретение или строительство жилья специалистам, принимаемым на работу в государственные и муниципальные учреждения сфер образования, здравоохранения, спорта, культуры, системы социальной защиты населения Нижегородской области, расположенные в муниципальных и городских округах Нижегородской области. (В редакции Закона Нижегородской области от 06.02.2023 г. № 5-З)
2. Содействие решению жилищных проблем молодых граждан, молодых семей на территории Нижегородской области осуществляется в рамках принятых государственных и муниципальных программ.
Статья 16. Содействие межрегиональному и международному сотрудничеству в сфере молодежной политики
1. Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере молодежной политики осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
2. Органы государственной власти Нижегородской области, иные государственные органы Нижегородской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области осуществляют взаимодействие в сфере молодежной политики с органами государственной власти и иными государственными органами субъектов Российской Федерации, с международными организациями, иностранными государственными органами, а также иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в следующих формах:
1) разработка и реализация программ и проектов в сфере молодежной политики;
2) поддержание межрегиональных и международных связей, содействие обеспечению представительства интересов молодых граждан Российской Федерации в международных и межгосударственных организациях по вопросам международного сотрудничества, международных молодежных обменов;
3) обмен опытом в области государственной молодежной политики;
4) иные формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Патриотическое воспитание молодых граждан
Патриотическое воспитание молодых граждан осуществляется по направлениям деятельности в сфере патриотического воспитания, предусмотренным Законом Нижегородской области от 1 августа 2016 года № 102-З "О патриотическом воспитании граждан в Нижегородской области", в следующих формах:
1) популяризация в молодежной среде идей гражданской ответственности, федерализма, целостности и независимости Российской Федерации;
2) воспитание уважительного отношения к истории России, государственным символам Российской Федерации;
3) привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к реализации проектов, направленных на патриотическое, в том числе военно-патриотическое, воспитание граждан Российской Федерации, на поисковую работу, выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
4) изучение и внедрение передового опыта в практику патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания молодежи, формирование позитивного отношения к военной и государственной службе в молодежной среде;
5) содействие деятельности патриотических клубов, поисковых объединений и историко-краеведческих организаций;
6) содействие развитию системы военно-спортивных соревнований среди молодежи;
7) формирование системы непрерывного патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания молодежи;
8) создание и развитие центров патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания;
9) иные формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Информационное обеспечение реализации молодежной политики в Нижегородской области
1. Органы государственной власти Нижегородской области и организации, подведомственные субъектам, осуществляющим деятельность в сфере молодежной политики, обеспечивают открытость и доступность информации о реализации молодежной политики.
2. Информация о реализации молодежной политики включает в себя данные официального статистического учета, касающиеся реализации молодежной политики, данные мониторинга реализации молодежной политики и иные данные, получаемые при осуществлении своих функций органами государственной власти Нижегородской области, а также организациями, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики. Информационное обеспечение реализации молодежной политики осуществляется в том числе посредством федеральной государственной автоматизированной информационной системы.
3. В целях информационного обеспечения государственной молодежной политики уполномоченный орган исполнительной власти Нижегородской области по реализации молодежной политики (далее - уполномоченный орган) осуществляет следующие мероприятия:
1) популяризация в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" целей и задач государственной молодежной политики;
2) создание медиаконтента (теле-, радиопередачи, видеоролики), рассчитанного на молодежную аудиторию;
3) освещение в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проектов (программ), реализуемых с участием молодежи;
4) применение новых информационных технологий;
5) организация производства и размещения социальной рекламы в средствах массовой информации;
6) оказание содействия субъектам государственной молодежной политики в создании и развитии собственных средств массовой информации;
7) создание центров информации и информационных порталов для молодежи;
8) информирование субъектов государственной молодежной политики о планируемых и реализуемых мероприятиях;
9) обеспечение деятельности общедоступного сайта, страниц в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
10) иные мероприятия.
Статья 19. Научное и методическое обеспечение реализации молодежной политики в Нижегородской области
1. Методическое обеспечение реализации молодежной политики осуществляется уполномоченным органом посредством:
1) проведения мониторинга, социологических исследований данных о положении молодежи в Нижегородской области, в том числе в муниципальных образованиях Нижегородской области;
2) создания банка данных социологических и иных научных исследований по вопросам, касающимся молодежи;
3) прогнозирования демографических и иных социальных последствий принятия нормативных правовых актов Нижегородской области, затрагивающих интересы молодежи;
4) разработки методических рекомендаций по реализации государственной молодежной политики;
5) проведения мероприятий по развитию и поддержке инновационных форм работы с молодежью.
2. Уполномоченный орган для методического обеспечения государственной молодежной политики вправе определять государственные учреждения Нижегородской области - методические центры, а также создавать научно-методические советы и иные консультативные органы.
Статья 20. Обеспечение гарантий молодых граждан на объединение, поддержка молодежных и детских общественных объединений
1. В Нижегородской области в целях реализации основных направлений молодежной политики поощряется создание молодежных и детских общественных объединений и оказывается поддержка их деятельности.
2. Статус молодежного и детского общественного объединения определяется соответствующим федеральным законодательством.
3. Государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений в Нижегородской области, их проектов (программ) оказывается в соответствии с Законом Нижегородской области от 7 мая 2009 года № 52-З "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области".
4. Молодежные и детские общественные объединения, претендующие на государственную поддержку, должны пройти государственную регистрацию на территории Нижегородской области в установленном законодательством порядке, иметь статус юридического лица и действовать не менее одного года с момента их государственной регистрации.
5. Уполномоченным органом формируется реестр молодежных объединений Нижегородской области в целях оказания органами государственной власти Нижегородской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области содействия деятельности молодежных объединений Нижегородской области.
Порядок формирования и ведения указанного реестра, условия и критерии для включения в него молодежных объединений определяются уполномоченным органом.
6. Информация, содержащаяся в реестре, указанном в части 5 настоящей статьи, является общедоступной и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Статья 21. Формы поддержки общественно значимых инициатив молодежи, молодежных и детских общественных объединений
Поддержка общественно значимых инициатив молодежи, молодежных и детских общественных объединений осуществляется в следующих формах:
1) информационное обеспечение деятельности молодежных и детских общественных объединений;
2) оказание консультационной и методической поддержки;
3) осуществление мер по поддержке общественных инициатив молодых граждан и молодежных общественных объединений по созданию условий для реализации созидательной активности, потенциала молодых граждан и добровольческой (волонтерской) деятельности во всех сферах общественной жизни;
4) организация молодежных форумов, конкурсов и иных мероприятий в сфере молодежной политики;
5) оказание содействия в участии молодежи в межрегиональных, окружных, всероссийских и международных мероприятиях в сфере молодежной политики;
6) финансовая поддержка в форме грантов, субсидий и иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области;
7) иные формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.
Статья 22. Молодежное самоуправление, участие молодежи в деятельности консультативных, совещательных и иных органов
1. В целях обеспечения участия молодежи в реализации молодежной политики в Нижегородской области органы государственной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и организации могут создавать консультативные, совещательные и иные органы из числа молодых граждан, членов молодежных и детских общественных объединений, представителей научных, образовательных и иных организаций.
2. Систему органов молодежного самоуправления образуют молодежные парламенты (палаты), молодежные избирательные комиссии, молодежные правительства (администрации), действующие при Правительстве Нижегородской области, Законодательном Собрании Нижегородской области, иных органах государственной власти Нижегородской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, советы молодых специалистов и иные органы молодежного, ученического и студенческого самоуправления на базе государственных и муниципальных организаций Нижегородской области.
3. С целью привлечения молодежи, проживающей на территории Нижегородской области, к участию в нормотворческой деятельности Законодательного Собрания, повышения активности молодежи в общественной жизни Нижегородской области при Законодательном Собрании создается совещательный и консультативный орган - Молодежный парламент при Законодательном Собрании Нижегородской области.
4. С целью взаимодействия молодежи, проживающей на территории Нижегородской области, с органами исполнительной власти Нижегородской области, привлечения ее к участию в общественно-политической и социально-экономической жизни Нижегородской области Правительством Нижегородской области создается действующий на постоянной основе коллегиальный совещательный орган при Правительстве Нижегородской области - Молодежное правительство Нижегородской области.
5. В целях обеспечения эффективного сотрудничества представителей молодежи с органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, а также создания условий для системного выявления социально активных молодых людей, приобщения молодежи к нормотворческой деятельности органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области вправе создавать молодежные коллегиально-совещательные органы.
6. Полномочия, порядок формирования и деятельности консультативных, совещательных и иных органов, их персональный состав утверждаются органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и организациями, при которых они созданы.
Статья 23. Мониторинг реализации молодежной политики
1. Мониторинг реализации молодежной политики представляет собой систематическую, комплексную и плановую деятельность по сбору, обобщению, анализу и оценке информации о достижении критериев эффективности реализации молодежной политики, положении молодежи, молодых семей и молодежных общественных объединений, об обеспечении межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде, о предотвращении формирования экстремистских молодежных объединений и иных проявлений идеологии экстремизма, национализма в целях подготовки доклада о положении молодежи в Нижегородской области (далее - доклад).
2. Организация мониторинга реализации молодежной политики и подготовка доклада осуществляются уполномоченным органом.
3. Мониторинг реализации молодежной политики и подготовка доклада осуществляются в порядке, установленном уполномоченным органом в соответствии с положениями Федерального закона "О молодежной политике в Российской Федерации".
4. Уполномоченный орган ежегодно не позднее чем через три месяца после окончания календарного года направляет доклад Губернатору Нижегородской области, а также представляет доклад Законодательному Собранию Нижегородской области.
5. Доклад доводится до сведения органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, других субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, и подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статья 24. Развитие инфраструктуры молодежной политики
1. Органы государственной власти Нижегородской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области создают условия для создания и развития единой системы государственных и муниципальных организаций, обеспечивающих возможность оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического положения и развитие молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений.
2. Уполномоченный орган определяет формы поддержки муниципальных организаций, обеспечивающих возможность оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического положения и развитие молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений.
3. При разработке критериев эффективности реализации молодежной политики уполномоченный орган формирует критерии по оценке обеспеченности молодежи региональной и муниципальной инфраструктурой молодежной политики.
4. С целью реализации отдельных мероприятий в сфере молодежной политики (форумы, фестивали и иные мероприятия) органы государственной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, иные органы и организации создают объекты временной инфраструктуры молодежной политики.
5. Иные формы, условия и порядок поддержки муниципальных организаций, обеспечивающих возможность оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического положения и развитие молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений, определяются Правительством Нижегородской области.
Статья 25. Финансовое обеспечение молодежной политики
Финансирование расходных обязательств, установленных настоящим Законом, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Глава 4. Заключительные положения
Статья 26. Признание утратившими силу отдельных законов (положений законов) Нижегородской области
Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
1) Закон Нижегородской области от 25 апреля 1997 года № 70-З "О молодежной политике в Нижегородской области";
2) Закон Нижегородской области от 17 марта 2006 года № 23-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О молодежной политике в Нижегородской области";
3) Закон Нижегородской области от 5 мая 2008 года № 56-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О молодежной политике в Нижегородской области";
4) Закон Нижегородской области от 25 декабря 2008 года № 189-З "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Закона Нижегородской области "О молодежной политике в Нижегородской области";
5) Закон Нижегородской области от 6 мая 2010 года № 64-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О молодежной политике в Нижегородской области";
6) Закон
Нижегородской области от 27 июня
2011 года № 85-З "О внесении изменений в статьи 6 и 26
Закона Нижегородской области "О молодежной политике в Нижегородской
области";
7) Закон Нижегородской области от 5 февраля 2013 года № 11-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О молодежной политике в Нижегородской области";
8) Закон Нижегородской области от 6 мая 2015 года № 53-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О молодежной политике в Нижегородской области";
9) статью 2 Закона Нижегородской области от 2 декабря 2015 года № 161-З "О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области в части приведения их в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации";
10) статью 2 Закона Нижегородской области от 28 апреля 2018 года № 33-З "О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области по вопросам стратегического планирования";
11) статью 1 Закона Нижегородской области от 4 февраля 2019 года № 1-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О молодежной политике в Нижегородской области" и статью 7 Закона Нижегородской области "О полномочиях органов государственной власти Нижегородской области по взаимодействию с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Нижегородской области".
Статья 27. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Губернатор Нижегородской области |
Г.С. Никитин |
Нижний Новгород 28 декабря 2021 года № 163-З |
Ссылки