БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58341.9-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Краны групп А и Б блока атомной станции. Учет фактически выработанного и оценка остаточного ресурса

Приложение У

(обязательное)

 

ПРОВЕДЕНИЕ СТАТИЧЕСКИХ И ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ КРАНА

 

У.1 Подготовка к испытаниям

 

У.1.1 К испытаниям предъявляется кран, находящийся в работоспособном состоянии, укомплектованный в соответствии с технической документации и ЭД.

У.1.2 Испытательная площадка должна быть освобождена от постороннего оборудования, затрудняющего проведение испытаний.

У.1.3 Для проведения статических и динамических испытаний крана заказчик подготавливает грузы массой 1,0Qном, 1,1Qном и 1,25Qном, где Qном - номинальная грузоподъемность крана согласно паспорту.

У.1.4 Протяженность рельсового пути должна обеспечивать разгон крана до номинальной скорости, его движение с номинальной скоростью на длине пути не менее трех баз крана и последующее торможение до полной остановки.

 

У.2 Последовательность проведения статических испытаний

 

У.2.1 Тележку устанавливают в середине пролета (или в крайнем рабочем вылете консоли - при проведении испытания на консоли козлового крана).

У.2.2 Выполняют проверку внешнего состояния металлической конструкции, механизмов и грузозахватных органов на предмет отсутствия трещин, видимых остаточных деформаций и других подобных дефектов.

У.2.3 К верхнему поясу пролетной балки в середине моста (или в крайнем рабочем вылете консоли козлового крана) прикрепляют стальную струну с грузиком, который обеспечивает ее натяжение. Для отсчета величины деформации на полу здания (или на земле) рядом с грузиком в вертикальном направлении закрепляют линейку таким образом, чтобы перемещения подвешенного грузика можно было отсчитывать по ее шкале. Допускается применение других средств измерений, например лазерный дальномер.

У.2.4 Отсчитывают по шкале линейки и фиксируют начальное положение подвешенного грузика.

У.2.5 Испытательный груз, равный 1,25Qном, поднимают на 100 - 200 мм от поверхности пола (земли) и выдерживают в таком положении в течение 10 мин.

Сразу после подъема испытательного груза фиксируют относительно линейки (требования даны в ПКД на кран) новое положение подвешенного на стальной струне грузика, контролирующего прогиб металлической конструкции под нагрузкой, и результат записывают в протокол испытаний.

Внимание! Если после подъема испытательного груза будет зафиксировано постепенное или внезапное опускание грузика, подвешенного на стальной струне, испытательный груз немедленно опускают и испытания прекращают до выяснения причин обнаруженного явления.

У.2.6 По окончании 10 мин испытательный груз опускают на поверхность пола (земли) и по шкале линейки выполняют повторную фиксацию положения грузика, подвешенного на стальной струне, а результат записывают в протокол испытаний.

Результаты статических испытаний считают удовлетворительными, если статический прогиб моста (консоли) во время испытаний не превысил расчетную (для металлической конструкции данного крана) величину, не обнаружено нарастание прогиба после подъема или остаточного прогиба после опускания испытательного груза.

Примечания

1 Допускается стальную струну с грузиком прикреплять непосредственно к строительным конструкциям, расположенным над центром пролета крана. В этом случае линейку закрепляют непосредственно на главной балке крана и отсчет последующего перемещения линейки ведут относительно неподвижного положения грузика.

2 Для кранов редкого применения, расположенных в научно-исследовательских центрах, объектах энергетики и т.п., по согласованию со специализированной организацией, имеющей лицензию на конструирование или изготовление кранов, разрешается проводить статические испытания с использованием нагрузочных приспособлений.

3 В сомнительных случаях при проведении статических испытаний козловых кранов рекомендуется одновременно измерять и перемещения колес от просадки кранового пути.

 

У.3 Последовательность проведения динамических испытаний

 

У.3.1 Динамические испытания проводят в целях проверки работоспособности механизмов крана и действия тормозов при повышенных нагрузках.

Кран считают выдержавшим динамические испытания, если будет установлено, что при трех-четырех рабочих циклах подъема, перемещения и опускания груза механизмы крана полностью сохраняют проектную работоспособность и после окончания испытаний в результате последующего осмотра не обнаружено повреждений, ослабления соединений и перегрева отдельных элементов механизмов.

Управление краном во время испытаний должно быть осуществлено согласно правилам, приведенным в технической документации.

У.3.2 Динамические испытания крана следует проводить при совместной работе механизмов, которые разрешены паспортом крана и создают максимальные испытательные нагрузки.

Испытания должны включать повторный пуск и останов крана, в том числе и из промежуточных положений с поднятым испытательным грузом, при этом не должно происходить возвратного движения испытательного груза.

У.3.3 Масса испытательного груза во время испытаний должна быть равна 1,1Qном, если иное не указано в ЭД на кран.

У.3.4 По окончании проведения испытаний проводят внешний осмотр всех механизмов крана и при наличии внешних признаков перегрева (появления постороннего запаха, дыма и т.п.) выполняют измерения температуры обмоток электродвигателей и/или тормозных обкладок.

При наличии доступа измерение температуры выполняют с помощью контактного термометра.

Температуру обмоток электродвигателей измеряют путем определения изменения их сопротивления в результате нагрева с использованием измерительного моста постоянного тока.