БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58341.9-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Краны групп А и Б блока атомной станции. Учет фактически выработанного и оценка остаточного ресурса

8.4 Указания по оценке остаточного ресурса для кранов различных групп классификации

 

В соответствии с [1] элементы металлических конструкций, механизмов и электрооборудования кранов группы Б должны быть выбраны и рассчитаны исходя из показателей групп классификации (режима) кранов, установленных [6], на которых используются подъемные сооружения, не ниже группы А5, а группы А - не ниже А6.

При оценке остаточного ресурса рассчитывают фактическую группу классификации крана, определяют периодичность замены основных узлов механизмов (обобщенно, для всей группы узлов механизмов крана), грузовых канатов, наличие ранее возникших и отремонтированных трещин, их особенности, а также наличие других дефектов элементов расчетной металлической конструкции и качество технического обслуживания при эксплуатации крана. При этом необходимо руководствоваться рекомендациями, приведенными в 8.4.1 и 8.4.2. Приведенные ниже рекомендации применимы только в том случае, если после выполнения оценки остаточного ресурса и продления срока эксплуатации крана будут сохранены порядок и периодичность проведения стандартных обследований для кранов установленных условий эксплуатации, предусмотренных НД.

8.4.1 Для кранов группы классификации А5 третьего класса по [1] применяют экспертный метод оценки остаточного ресурса с выполнением дополнительных расчетов:

а) при невыработанном ресурсе крана (с учетом ранее назначенных продлений) и соответствии:

1) срока службы стальных канатов не менее 3 лет,

2) средней периодичности замены (капитального ремонта) узлов механизмов не менее 5 - 10 лет,

3) удовлетворительном качестве технического обслуживания в эксплуатации механизмов, кранового пути и т.п.;

б) при невыработанном паспортном ресурсе крана (с учетом ранее назначенных продлений) и соответствии:

1) срока службы стальных канатов не менее 1,5 лет,

2) средней периодичности замены (капитального ремонта) узлов механизмов не менее 5 - 8 лет,

3) установленным в ПКД требованиям к техническому обслуживанию и эксплуатации механизмов, кранового пути и т.п.

Назначенный календарный остаточный ресурс осуществляется экспертным методом с момента проведения оценки (по сравнению с установленным по данным паспорта крана) не более 10 лет;

в) при превышении наработкой паспортного ресурса сверх установленной предельной нормы, но при остальных условиях в соответствии с перечислением а) возможно назначение календарного остаточного ресурса экспертным методом не более 10 лет при условии подтверждения этого расчетом;

г) независимо от наработки при наличии отремонтированных трещин усталостного характера (новых или ранее обнаруженных) обязательна проверка конструкции с применением методов неразрушающего контроля, а также подтверждения этого соответствующим усталостным расчетом. При положительных результатах проверки возможно назначение календарного остаточного ресурса экспертным методом не более 5 лет.

8.4.2 Для кранов группы классификации А6 и выше, а также для кранов группы классификации А5 первого и второго класса по [1] в качестве основного метода рассматривают расчетный или экспериментально-расчетный метод определения ресурса, при которых обязательна проверка элементов конструкции с использованием методов неразрушающего контроля.

Как правило, назначенный календарный остаточный ресурс с момента проведения оценки (по сравнению с установленным по данным паспорта крана) - не более 5 лет.

Экспертный метод допускается только для тех кранов, в конструкциях которых не выявлены усталостные повреждения. При этом группа классификации крана по паспорту должна быть не ниже определенной по фактическим данным.

Поперечные трещины, в особенности в растянутых поясах пролетных и концевых балок, трещины любой направленности в стенках балок (за исключением продольных трещин в средней зоне балки), трещины в поясах стоек опор и любых ферменных конструкций, расчетных элементах рам грузовых и ходовых тележек, а также балансирах ходовых частей, узловых фасонках не допускаются. Оценка остаточного ресурса крана с такими дефектами и повреждениями металлической конструкции может быть не выполнена по решению комиссии. Поврежденный элемент или кран в целом в этом случае подлежит замене.