БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58341.9-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Краны групп А и Б блока атомной станции. Учет фактически выработанного и оценка остаточного ресурса

7.12 Проведение функциональных испытаний

 

7.12.1 Администрация АС должна провести испытания для подтверждения функционирования крана в соответствии с требованиями ПКД.

Выполнение работ не должно приводить к повреждению и/или потере работоспособности крана, находящегося в эксплуатации блока АС.

7.12.2 Статические и динамические испытания должны быть проведены в соответствии с указаниями ЭД.

Статические и динамические испытания следует выполнять согласно приложению У.

Для кранов, установленных в помещениях, в которые невозможно доставлять контрольные грузы для проведения испытаний, допускаются контрольные статические испытания с помощью специальных нагрузочных приспособлений.

Для проведения испытаний крана с помощью специальных нагрузочных приспособлений администрацией АС должна быть разработана дополнительная инструкция с учетом требований заводской или конструкторской документации. При использовании специальных нагрузочных приспособлений динамические испытания крана не проводят.

7.12.3 Кран подвергают статическим и динамическим испытаниям только после устранения выявленных дефектов.

7.12.4 Проверку работы крана без груза или с пробным грузом проводят, если при визуальном осмотре не обнаружены недопустимые дефекты. При испытаниях крана масса контрольного груза должна превышать указанную в паспорте грузоподъемность крана: при статических испытаниях на 25%, при динамических испытаниях - на 10%.

В зависимости от типа привода, рабочего оборудования, ходового устройства проверяют:

- пусковые характеристики приводного двигателя, его состояние;

- качество работы насосов, генератора;

- качество работы гидро- и электродвигателей, гидроцилиндров, гидро- и электротолкателей тормозов;

- качество работы основных механизмов.

Качество работы механизмов проверяют их поочередным включением при работающем двигателе. При этом проводят контроль плавности включения, отсутствия зазоров в соединительных муфтах, правильности регулировки тормозов, жесткости креплений механизмов на основаниях, отсутствия/наличия течи рабочей жидкости гидросистем, герметичности пневмосистем, отсутствия искрений электродвигателей.

Выявленные дефекты отмечаются в ведомости и подлежат устранению. Если дефекты не позволяют проводить статические и динамические испытания, то обследование должно быть приостановлено для устранения обнаруженных дефектов.

7.12.5 В ходе статических и динамических испытаний крана канатно-блочную систему проверяют:

- на правильность запасовки каната;

- наличие биения блоков и барабанов;

- правильность намотки каната на барабан;

- надежность удержания контрольного груза с последующей проверкой состояния каната и узлов его крепления к барабану или металлической конструкции крана.

7.12.6 При отсутствии рекомендаций по проверке работоспособности приборов и устройств безопасности в руководстве по эксплуатации крана необходимо пользоваться рекомендациями, приведенными в 7.12.7 - 7.12.11. По результатам проверки работоспособности приборов, в том числе средств измерений и устройств безопасности составляют протокол, пример которого приведен в приложении Р.

7.12.7 Проверка ограничителей рабочих движений

При проверке работоспособности ограничителей рабочих движений крана (подъема крюка, сматывания каната с барабана, угла поворота платформы, предельного наклона стрелы и пр.), координатной защиты (ограничителей типа "потолок", "стена", "угол поворота" и пр.) под пробной нагрузкой кран устанавливают в соответствии с инструкцией по эксплуатации в рабочее положение и выполняют движения, на которые установлен запрет, с наименьшей скоростью первоначально без груза, в последующем с грузом от 25% до 30% номинального значения по грузовой характеристике.

Фиксируют значения расстояний (м, град) от запретной границы, переход которой недопустим. Останов рабочего движения при приближении к границе должен произойти на расстоянии не более 2° по угловой координате и не более 0,5 м по линейной координате. В случае перехода границы испытания необходимо прекратить и продолжить после перенастройки или ремонта прибора защиты.

7.12.8 Проверка ограничителей грузоподъемности и тормозов

Ограничитель грузоподъемности проверяют в соответствии с руководством по эксплуатации крана и руководством по эксплуатации прибора безопасности. Ограничитель грузоподъемности должен позволять поднять груз номинальной массы и не допускать подъем груза с массой, превышающей номинальное значение более чем на 10%.

Приводы всех механизмов кранов должны иметь автоматически действующие тормоза (кроме механизма передвижения электрической тали). Каждый привод механизмов подъема должен иметь два тормоза - основной и дополнительный, действующие независимо друг от друга. Основной тормоз должен быть установлен либо на реборде барабана механизма подъема, либо на валу редуктора. Дополнительный тормоз может быть размещен в любом месте кинематической цепи механизма подъема. Для случая действия эксплуатационной нагрузки каждый из тормозов должен быть рассчитан с коэффициентом запаса торможения не менее 1,5.

Согласно [2] ускорения (замедления) механизмов кранов, возникающие при пуске, остановке и переходе с одной скорости на другую, не должны превышать 0,2 м/с2 для горизонтальных перемещений груза и 0,1 м/с2 для вертикальных перемещений, если иное не указано в паспорте на кран.

7.12.9 Проверка указателей угла наклона крана (креномеров)

На стреловых кранах устанавливают следующие креномеры:

- основной креномер на неповоротной части возле органов управления выносными опорами;

- выносной креномер на поворотной платформе в кабине крановщика.

На кранах-манипуляторах устанавливают основной креномер (основной блок цифрового креномера) на неповоротной части возле пульта управления.

Проверку креномеров проводят без груза на крюке путем установки крана на выносные опоры после контроля горизонтальности вывешивания. Стрелу устанавливают на определенном расстоянии (вылете), после чего поворачивают поворотную платформу и проводят измерение в трех точках через 85° - 90°. Проверять следует всю плоскость по обоим взаимно перпендикулярным направлениям. Разность вылетов не должна превышать 50 мм, воздушный шарик указателя угла наклона не должен выходить из центрального круга (для цифрового креномера - сегменты столбиков светодиодных индикаторов должны светиться в пределах центрального круга).

По результатам проверки креномеров оформляют протокол испытаний, форма которого приведена в приложение Р. Выявленные дефекты указывают в ведомости дефектов.

7.12.10 Проверка сигнализаторов

Проводят проверку сигнализаторов предельного состояния отдельных параметров узлов крана, информирующих крановщика звуковым и/или световым (красная, желтая, зеленая лампочки) сигналом (сигнализаторы концевых выключателей, положения поворотной платформы в плане, положения балок выносных опор, положения противовеса, наличия давления в системе управления, предельного значения температуры и давления рабочей жидкости, засоренности фильтра и пр.).

Испытания каждого вида сигнализатора проводят посредством создания на кране тех условий, при которых он должен выполнять свои функции, установленные в ПКД.

7.12.11 Считывание долговременной информации регистратора параметров

Все краны грузоподъемностью более 10 т должны быть оснащены в соответствии с [1] устройствами для регистрации параметров, необходимых для записи и оценки фактических режимов работы как самого крана, так и его механизмов.

Если кран оборудован регистратором параметров, то перед обследованием и после проведения испытаний крана, проводимых в процессе обследования, следует осуществить считывание из памяти прибора накопленной долговременной информации с оформлением отчетов.

7.12.12 Результаты испытаний оформляют в виде протокола, пример которого приведен в приложении Х. Содержание протокола определяется комиссией с учетом приложения Х.