ГОСТ Р 58341.9-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Краны групп А и Б блока атомной станции. Учет фактически выработанного и оценка остаточного ресурса
7.10 Обследование путей и тупиковых упоров грузовых тележек
7.10.1 При обследовании кранов, установленных на рельсовых путях, проверке подлежит участок рельсовых путей, находящийся в зоне обследования кранов, протяженностью не менее трех баз крана. Остальные рабочие рельсовые пути, на которых согласно технологии работает данный кран, проходят периодическую комплексную проверку и являются самостоятельным видом работ.
7.10.2 Обследование крановых путей, рельсов и монорельсов грузовых тележек включает:
- внешний осмотр состояния элементов кранового пути;
- геодезические измерения в зоне трех баз крана (планово-высотная съемка).
7.10.3 Внешний осмотр состояния элементов крановых путей включает выполнение следующих работ:
- проверку требований паспортов на крановые пути и документации на тупиковые упоры (при наличии);
- выявление участков рельсов с наличием предельного износа;
- выявление трещин, вмятин, сколов и других дефектов рельсов;
- оценку целостности и комплектности элементов крепления рельсов;
- проверку по высоте тупиковых упоров и буферов крана (и/или тележки) требованиям ПКД на кран;
- оценку состояния и работоспособности тупиковых упоров и отключающих линеек;
- проверку наличия в них трещин, механических повреждений и других дефектов;
- проверку целостности заземления крановых путей.
7.10.4 При проверке состояния подтележечных рельсовых путей выполняют работы, аналогичные приведенным в 7.10.3.
В необходимых случаях при неудовлетворительной работе механизма передвижения тележки (шум, повышенная вибрация, наличие значительного износа колес тележки и т.п.) выполняют планово-высотную съемку подтележечных рельсов (монорельсов), при этом в качестве нормативных отклонений следует использовать величины, превышающие не более чем на 15% указанные для аналогичных параметров в ГОСТ 34589.
Планово-высотную съемку рельсов тележки целесообразно выполнять при обнаружении значительных (более 10 мм) смещений рельсов в горизонтальном направлении или несоосности в стыках (более 3 мм по горизонтали и вертикали), а также при обнаружении дефектов, мешающих нормальному перемещению грузовой тележки (шум, скрежет, повышенная вибрация, наличие значительного износа колес).
7.10.5 Оценка фактического состояния и безопасного функционирования крановых путей дополнительно включает рассмотрение результатов предыдущей планово-высотной съемки, выполненной при комплексном обследовании. При невыполнении сотрудниками АС мероприятий по рихтовке путей комиссия, проводящая обследование, фиксирует это в ведомости дефектов в соответствии с приложением В.
7.10.6 Выявленные в процессе внешнего осмотра участки изношенных головок рельсов подвергают измерениям, которые проводят согласно указаниям, приведенным в приложении С. Полученные результаты сравнивают с предельными, приведенными в [6] (приложении 3). Все дефекты, обнаруженные в результате внешнего осмотра, необходимо фиксировать в ведомости дефектов.
