БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58341.9-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Краны групп А и Б блока атомной станции. Учет фактически выработанного и оценка остаточного ресурса

7.5 Обследование механизмов и узлов (механического оборудования)

 

Механическое оборудование кранов состоит из узлов и сборочных единиц, характерных для любых ГПМ общего назначения (грузовые лебедки, механизмы передвижения, поворота и т.п.) и специфических узлов, механизмов и грузозахватных устройств, оснащение которыми соответствует требованиям [1].

7.5.1 Работы по проверке состояния узлов и механизмов включают:

- проверку соответствия установленного оборудования эксплуатационным документам;

- внешний осмотр в целях анализа общего состояния, работоспособности и необходимости проведения дальнейших измерений;

- проведение измерений в соответствии с требованиями ПКД.

7.5.2 Перед проведением обследования механизмы и другие подвергаемые осмотру узлы ГПМ должны быть очищены от грязи, коррозии, избытка влаги и смазки, кожуха и крышки редукторов - сняты, а также должен быть обеспечен доступ к осмотру каждого узла.

7.5.3 При внешнем осмотре механического оборудования выявляют:

- наличие и общее состояние всех механизмов, наличие повреждений их отдельных узлов и деталей;

- отсутствие остаточных деформаций, коррозии и необходимость их устранения;

- отсутствие вытекания смазки;

- наличие и качество затяжки элементов крепления механизмов;

- соответствие установки узлов механизмов (например, тормозов механизма передвижения и т.п.) требованиям ЭД и НД;

- наличие и техническое состояние предохранительных устройств (кожухов, крышек и т.д.).

Необходимость разборки механизмов при осмотре определяет комиссия. Разборке подлежат механизмы, при работе которых наблюдаются посторонний шум, вибрация, излишнее выделение тепла и т.п.

7.5.4 Повреждения, близкие к предельным, выявленные в результате внешнего осмотра механического оборудования, должны быть измерены. Результат измерения, например по износу, сравнивают либо с размером, при котором износ практически отсутствует, либо с размером, указанным в чертеже.

Необходимость измерений определяют в ходе обкатки и испытаний по косвенным признакам (шум, течь смазки, повышение температуры узла и т.п.).

7.5.5 Наличие смазки в редукторах проверяют с помощью щупа, маслоуказательных пробок, глазков либо через люк в крышке. Уровень масла должен находиться между верхней и нижней отметками маслоуказателя. Рекомендуемое положение устанавливается в ПКД для конкретного крана.

7.5.6 Основные дефекты и нормы выбраковки механизмов приведены в ПКД по каждому конкретному типу крана.

Параметры элементов сборочных единиц крана, подвергаемые контролю при проведении работ по обследованию кранов мостового типа, приведены в приложении Н, в котором указаны рекомендуемые виды контроля, необходимые средства измерений, а также значения параметров/характеристик дефектов, при наличии которых дальнейшая эксплуатация элемента не допускается.

7.5.7 Проверку работоспособности механизмов следует проводить на холостом ходу и совмещать со статическими и динамическими испытаниями крана. При этом проверяют: плавность срабатывания и надежность удержания тормоза механизмов подъема и передвижения, отсутствие биения шкивов, блоков и барабанов, опорно-поворотного устройства, характер шума и температуру в редукторах, двигателях, правильность установки колес на рельсах, забеги опор и т.п.

7.5.8 Дефекты, выявленные в ходе обследования, вносят в ведомость дефектов с указанием места дефекта и сроков устранения.