БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 34784-2021. Межгосударственный стандарт. Приборы наружного освещения и световой сигнализации железнодорожного подвижного состава. Технические требования и методы контроля

5 Требования к конструкции и светотехническим характеристикам

 

5.1 Прожектор

 

5.1.1 Прожектор должен работать в двух режимах: "яркий свет" и "тусклый свет".

Осевая сила света прожектора, источником света в котором является лампа накаливания или разрядная лампа, с учетом коэффициента пропускания защитного стекла подвижного состава, на котором он будет установлен, в диапазоне напряжений питания +/- 5% от номинального значения по 4.5 должна быть в пределах, кд:

    от ГОСТ 34784-2021. Межгосударственный стандарт. Приборы наружного освещения и световой сигнализации железнодорожного подвижного состава. Технические требования и методы контроля до ГОСТ 34784-2021. Межгосударственный стандарт. Приборы наружного освещения и световой сигнализации железнодорожного подвижного состава. Технические требования и методы контроля ........................... в режиме "яркий свет";

    от ГОСТ 34784-2021. Межгосударственный стандарт. Приборы наружного освещения и световой сигнализации железнодорожного подвижного состава. Технические требования и методы контроля до ГОСТ 34784-2021. Межгосударственный стандарт. Приборы наружного освещения и световой сигнализации железнодорожного подвижного состава. Технические требования и методы контроля ......................... в режиме "тусклый свет".

Осевая сила света светодиодного прожектора с учетом коэффициента пропускания защитного стекла (при его наличии) подвижного состава, на котором он будет установлен, в диапазоне напряжений питания +/- 5% от номинального значения по 4.5 и в диапазоне температур окружающей среды по 6.1, должна быть в пределах, кд:

    от ГОСТ 34784-2021. Межгосударственный стандарт. Приборы наружного освещения и световой сигнализации железнодорожного подвижного состава. Технические требования и методы контроля до ГОСТ 34784-2021. Межгосударственный стандарт. Приборы наружного освещения и световой сигнализации железнодорожного подвижного состава. Технические требования и методы контроля ........................... в режиме "яркий свет";

    от ГОСТ 34784-2021. Межгосударственный стандарт. Приборы наружного освещения и световой сигнализации железнодорожного подвижного состава. Технические требования и методы контроля до ГОСТ 34784-2021. Межгосударственный стандарт. Приборы наружного освещения и световой сигнализации железнодорожного подвижного состава. Технические требования и методы контроля .......................... в режиме "тусклый свет".

5.1.2 Угол рассеяния прожектора, в пределах которого сила света составляет 10% и более от осевой силы света, в горизонтальной плоскости должен быть в пределах от +/- 3° до +/- 6°, в вертикальной плоскости - не менее +/- 3°.

5.1.3 Для светодиодного прожектора значения координат цветности излучения в режимах "яркий свет" и "тусклый свет" в диапазоне напряжений питания +/- 5% от номинального значения по 4.5 и в диапазоне температур по 6.1 должны находиться на графике цветностей колориметрической системы Международной комиссии по освещению (МКО) 1931 г. (XYZ) в пределах области с координатами угловых точек, указанными в таблице 1 и приложении А.

 

Таблица 1

 

Область цветности излучения светодиодного прожектора

 

Обозначение координат

Значения координат угловых точек допустимой области цветности

1

2

3

4

5

x

0,285

0,480

0,480

0,453

0,285

y

0,264

0,388

0,440

0,440

0,332

 

5.1.4 Диаметр проекции выходного светового отверстия прожектора на вертикальную плоскость должен быть в диапазоне от 0,25 до 0,40 м. Допускается по согласованию с заказчиком устанавливать диаметр светового отверстия меньшего размера, но не менее 0,17 м.

Для прожектора, имеющего форму выходного светового отверстия отличную от круга, площадь проекции выходного светового отверстия должна быть в диапазоне от 0,05 до 0,16 м2 и отношение максимального и минимального отрезков прямых, соединяющих точки контура светового отверстия и проходящих через центр светового отверстия, не должно превышать 3:1.

Примечание - Требование введено с целью недопустимости проектирования прожектора со световым отверстием, имеющим вытянутую узкую форму.

 

5.1.5 Конструкция прожектора должна обеспечивать возможность его регулировки в вертикальной и горизонтальной плоскости в пределах угла не менее +/- 5°.

Примечание - Регулировку осуществляют из кабины машиниста, за исключением локомотивов капотного типа, специального подвижного состава и подвижного состава, на котором предусмотрено наличие резервного прожектора.

 

5.1.6 Конструкция прожектора должна обеспечивать возможность восстановления его функционирования после отказа при движении поезда в условиях эксплуатации подвижного состава, за исключением прожектора для локомотивов капотного типа, специального подвижного состава и подвижного состава, на котором предусмотрено наличие резервного прожектора.

В прожекторе могут быть предусмотрены замена или резервирование источников света или блоков питания.

Если для светодиодного прожектора предусмотрено питание светодиодов по группам от отдельных источников питания, то должно быть исключено снижение силы света менее минимально нормируемого значения (6,4·105 кд в режиме "яркий свет" и 0,7·105 кд в режиме "тусклый свет") при выходе из строя как минимум одного источника питания или одной группы светодиодов.

5.1.7 Расстояние фотометрирования прожектора, при котором выполняется закон "обратных квадратов" по ГОСТ 8.654, должно быть указано в технических условиях на прибор. Рекомендуемое расстояние фотометрирования - не более 20 м. При его значении более 20 м должна быть приведена зависимость величины осевой силы света от расстояния, на котором проводят измерение силы света, в диапазоне от 20 м до фактического значения расстояния фотометрирования.

 

5.2 Буферные фонари

 

5.2.1 Буферные фонари должны быть белого и красного цвета.

Допускается изготовление в одном корпусе буферных фонарей обоих цветов, включаемых раздельно.

Примечание - Буферные фонари белого цвета могут называться "прозрачно-белыми" <1>.

--------------------------------

<1> В соответствии с действующими в Российской Федерации Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286.

 

5.2.2 Требуемое распределение силы света буферных фонарей белого и красного цвета в диапазоне напряжений питания +/- 5% от номинального значения по 4.5, а для светодиодных фонарей - в диапазоне напряжений питания и в диапазоне температур окружающей среды по 6.1, приведено в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Распределение силы света буферных фонарей

белого и красного цвета

 

В канделах

 

Угол излучения в горизонтальной плоскости

Минимальное значение силы света при цвете сигнального огня и угле излучения в вертикальной плоскости

Максимальное значение силы света при цвете сигнального огня

Белый

Красный

Белый

Красный

+/- 2,5°

+/- 2,5°

530

270

160

80

2000

650

+/- 5°

500

-

150

-

+/- 10°

420

-

125

-

+/- 15°

330

-

100

-

+/- 20°

310

-

95

-

+/- 25°

290

-

90

-

+/- 30°

280

-

85

-

+/- 35°

270

-

80

-

 

При разработке и изготовлении буферных фонарей для компенсации уменьшения силы света в процессе эксплуатации рекомендуется учесть коэффициент запаса, равный 1,3, для минимальных значений силы света, приведенных в таблице 2, либо иные способы компенсации снижения силы света в течение срока службы.

Примечание - Рекомендуется учитывать, что на подвижном составе возможна установка буферных фонарей за защитным стеклом, являющимся частью подвижного состава.

 

5.2.3 Координаты цветности излучения буферных фонарей белого и красного цвета в диапазоне напряжений питания +/- 5% от номинального значения по 4.5, а для светодиодных фонарей - в диапазоне напряжений питания и в диапазоне температур окружающей среды по 6.1, должны находиться на графике цветностей колориметрической системы МКО 1931 г. в пределах областей с координатами угловых точек, указанными в таблице 3 и приложении А.

 

Таблица 3

 

Области цветности излучения буферных фонарей

белого и красного цвета

 

Цвет сигнального огня

Обозначение координат

Значения координат угловых точек допустимых областей цветности

1

2

3

4

5

Белый

x

0,285

0,480

0,480

0,453

0,285

y

0,264

0,388

0,440

0,440

0,332

Красный

x

0,735

0,703

0,704

0,725

-

y

0,265

0,297

0,290

0,267

-

 

5.2.4 Для буферного фонаря, имеющего форму круга, диаметр проекции выходного светового отверстия на вертикальную плоскость должен быть в диапазоне от 0,15 до 0,25 м.

Для буферного фонаря, имеющего форму выходного светового отверстия, отличную от круга, площадь проекции выходного светового отверстия должна быть в диапазоне от 0,017 до 0,050 м2. При этом отношение максимального и минимального отрезков прямых, соединяющих точки контура светового отверстия и проходящих через центр светового отверстия, не должно превышать 3:1, и размер максимального отрезка должен быть не более 0,35 м.

Примечание - Требование введено с целью недопустимости проектирования приборов со световым отверстием, имеющим вытянутую узкую форму.

 

Допускается по согласованию с заказчиком устанавливать диаметр светового отверстия меньшего размера, но не менее 0,11 м, и площадь не менее 0,0095 м2.

 

5.3 Хвостовые сигнальные фонари

 

5.3.1 Хвостовые сигнальные фонари должны быть красного цвета.

5.3.2 Требуемое распределение силы света хвостовых сигнальных фонарей в диапазоне напряжений питания +/- 5% от номинального значения по 4.5, а для светодиодных фонарей - в диапазоне напряжений питания и в диапазоне температур окружающей среды по 6.1, приведено в таблице 4.

 

Таблица 4

 

Распределение силы света хвостовых сигнальных фонарей

красного цвета

 

В канделах

 

Угол излучения в горизонтальной плоскости

Минимальное значение силы света с углом излучения в вертикальной плоскости

Максимальное значение силы света

+/- 2,5°

130

70

650

+/- 5°

90

-

+/- 10°

50

-

+/- 15°

10

-

+/- 20°

9,5

-

+/- 25°

9

-

+/- 30°

8,5

-

+/- 35°

8

-

 

При разработке и изготовлении хвостовых сигнальных фонарей для компенсации уменьшения силы света в процессе эксплуатации рекомендуется учесть коэффициент запаса, равный 1,3, для минимальных значений силы света, приведенных в таблице 4, либо иные способы компенсации снижения силы света в течение срока службы.

Примечание - Рекомендуется учитывать, что на подвижном составе возможна установка хвостовых сигнальных фонарей за защитным стеклом, являющимся частью подвижного состава.

 

5.3.3 Координаты цветности излучения хвостовых сигнальных фонарей в диапазоне напряжений питания +/- 5% от номинального значения по 4.5, а для светодиодных фонарей - в диапазоне напряжений питания и в диапазоне температур окружающей среды по 6.1, должны находиться на графике цветностей колориметрической системы МКО 1931 г. в пределах области с координатами угловых точек, указанными в таблице 5 и приложении А.

 

Таблица 5

 

Область цветности излучения хвостовых сигнальных фонарей

красного цвета

 

Обозначение координат

Значения координат угловых точек допустимой области цветности

1

2

3

4

x

0,735

0,703

0,704

0,725

y

0,265

0,297

0,290

0,267

 

5.3.4 Площадь проекции выходного светового отверстия хвостового сигнального фонаря на вертикальную плоскость должна быть в диапазоне от 0,004 до 0,050 м2. При этом не рекомендуется изготавливать хвостовые сигнальные фонари с площадью выходного светового отверстия менее 0,008 м2.

5.3.5 Для моторвагонного подвижного состава рекомендуется применение хвостовых фонарей с распределением силы света как у буферных фонарей красного цвета. Допускается применение буферных фонарей красного цвета в качестве хвостовых фонарей, устанавливаемых в верхней части лобовой стенки головного вагона.

 

5.4 Сигнальные фонари желтого цвета

 

5.4.1 Требуемое распределение силы света сигнальных фонарей желтого цвета в диапазоне напряжений питания +/- 5% от номинального значения по 4.5, а для светодиодных фонарей - в диапазоне напряжений питания и в диапазоне температур окружающей среды по 6.1, приведено в таблице 6.

 

Таблица 6

 

Распределение силы света сигнальных фонарей желтого цвета

 

В канделах

 

Угол излучения в горизонтальной плоскости

Минимальное значение силы света с углом излучения в вертикальной плоскости

Максимальное значение силы света

+/- 2,5°

30

30

300

+/- 5°

30

-

+/- 10°

29

-

+/- 15°

28

-

+/- 20°

27

-

+/- 25°

26

-

+/- 30°

25

-

+/- 35°

24

-

 

При разработке и изготовлении сигнальных фонарей для компенсации уменьшения силы света в процессе эксплуатации рекомендуется учесть коэффициент запаса, равный 1,3, для минимальных значений силы света, приведенных в таблице 6.

Примечание - Рекомендуется учитывать, что на подвижном составе возможна установка сигнальных фонарей за защитным стеклом, являющимся частью подвижного состава.

 

5.4.2 Координаты цветности излучения сигнальных фонарей желтого цвета в диапазоне напряжений питания +/- 5% от номинального значения по 4.5, а для светодиодных фонарей - в диапазоне напряжений питания и в диапазоне температур окружающей среды по 6.1, должны быть на графике цветностей колориметрической системы МКО 1931 г. в пределах областей с координатами угловых точек, указанными в таблице 7 и приложении А. Для сигнальных фонарей желтого цвета при воздействии верхнего и нижнего значения рабочих температур допускается расширение области цветности до границы, обозначенной точками 2' и 3'.

 

Таблица 7

 

Область цветности излучения сигнальных фонарей

желтого цвета

 

Обозначение координат

Значения координат угловых точек допустимой области цветности

1

2 (2')

3 (3')

4

x

0,617

0,561

(0,535)

0,545

(0,522)

0,604

y

0,383

0,439

(0,464)

0,427

(0,455)

0,383

 

5.5 Светильники для освещения ходовых частей локомотивов

 

5.5.1 Светильник для освещения ходовых частей локомотивов, устанавливаемый под кузовом локомотивов, должен создавать освещенность по оптической оси не менее 50 лк на расстоянии 0,5 м от светильника. При разработке и изготовлении рекомендуется учесть коэффициент запаса, равный 1,5.

5.5.2 Рекомендуемый тип кривой силы света светильников - широкая, полуширокая или косинусная по ГОСТ 17677 <1>, в зависимости от их конкретного расположения относительно освещаемых поверхностей. Технические условия на светильники для подвижного состава конкретного типа должны содержать требования к световым параметрам светильников, которые зависят от типа подвижного состава.

--------------------------------

<1> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 54350-2015 "Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний" (пункт 5.1.1).

 

5.5.3 Коррелированная цветовая температура излучения светодиодных светильников должна соответствовать одному из номинальных значений цветовой температуры, указанных в таблице 8.

 

Таблица 8

 

Номинальные значения и область допустимых значений

коррелированной цветовой температуры излучения

светодиодных светильников

 

В кельвинах

 

Номинальное значение цветовой температуры

Область допустимых значений коррелированной цветовой температуры

2700

2725 +/- 145

3000

3045 +/- 175

3500

3465 +/- 245

4000

3985 +/- 275

4500

4503 +/- 243

5000

5028 +/- 282

5700

5665 +/- 355

6500

6530 +/- 510