ГОСТ Р ИСО 10015-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по менеджменту компетентности и развитию персонала
4.2 Определение потребностей в компетентности
4.2.1 Организационная компетентность
Среда организации непосредственно влияет на компетентность.
При определении типа и уровня требуемой компетентности организация должна учитывать, в том числе:
a) внешние факторы (например, законодательные и нормативные требования, технологический прогресс);
b) внутренние факторы (например, миссию, видение, стратегические цели, ценности и культуру организации, область деятельности, доступные ресурсы, знания организации);
c) потребности и ожидания соответствующих заинтересованных сторон (например, органов власти, потребителей, общества).
По мере необходимости должна поддерживаться и/или сохраняться следующая документированная информация:
- потребности в компетентности: организационной, групповой (установленной группы или результаты подготовки неформальных групп) и индивидуальной (квалификация, результаты деятельности, данные о поощрениях);
- программы развития и другие инициативы;
- оценка влияния развития и компетентности и соответствующих действий.
4.2.2 Командная или групповая компетентность
В рамках организации различные команды или группы могут обладать потребностями в различной компетентности в зависимости от выполняемых задач и намеченных результатов.
При определении потребностей различных команд или групп организация должна учитывать:
a) лидерство;
b) цели и предполагаемые результаты работы команды или группы;
c) деятельность, процессы и системы;
d) структуру команды или группы: иерархию, количество участников, функции и ответственность;
e) культуру команды или группы, и способность сотрудничать и добиваться уважения.
4.2.3 Индивидуальная компетентность
Требования к индивидуальной компетентности должны быть определены на всех уровнях организации в целях обеспечения результативности различных ролей или функций.
При определении индивидуальной компетентности организация должна учитывать:
a) внешние требования к компетентности;
b) функции и ответственность;
c) деятельность, относящуюся к должности или функции;
d) поведение (например, эмоциональный интеллект, способность сохранять спокойствие в кризисной ситуации, способность сохранения концентрации при выполнении монотонной работы, способность сотрудничать в рамках своей команды, внутри организации либо с потребителями).