ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-1-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии. Менеджмент сервисов. Часть 1. Требования к системе менеджмента сервисов
6 Планирование
6.1 Действия в отношении рисков и возможностей
6.1.1 При планировании СМС организация должна учесть факторы, указанные в п. 4.1, и требования, указанные в п. 4.2, и определить риски и возможности, подлежащие рассмотрению:
a) для обеспечения уверенности в том, что СМС может достичь своих намеченных результатов;
b) предупреждения или уменьшения нежелательного влияния;
c) достижения постоянного улучшения СМС и сервисов.
6.1.2 Организация должна определить и документировать:
a) риски, связанные:
1) с организацией;
2) несоответствием требованиям к сервисам;
3) вовлечением других сторон в жизненный цикл сервиса;
b) воздействие на потребителей рисков и возможностей СМС и сервисов;
c) критерии приемлемости риска;
d) подход, который должен быть выбран для менеджмента рисков.
6.1.3 Организация должна планировать:
a) действия в отношении этих рисков и возможностей и их приоритетность;
b) то, каким образом:
1) интегрировать и внедрить действия в процессы СМС;
2) оценивать результативность этих действий.
Примечания
1 Варианты реагирования на риски и возможности могут включать: избежание, допущение или повышение риска, с тем чтобы отследить возможности; устранение источника, изменение вероятности или последствий риска, сдерживание риска путем согласованных действий, разделение риска с другой стороной или принятие риска путем принятия решения, основанного на информации.
2 ИСО 31000 содержит принципы и общее руководство по менеджменту рисков.
6.2 Цели в области менеджмента сервисов и планирование их достижения
6.2.1 Установление целей
Организация должна установить цели в области менеджмента сервисов для соответствующих функций и уровней. Цели в области менеджмента сервисов должны:
a) быть согласованными с политикой менеджмента сервисов;
b) быть измеримыми;
c) учитывать применимые требования;
d) подлежать мониторингу;
e) быть доведенными до сведения;
f) актуализироваться по мере необходимости.
Организация должна сохранять документированную информацию о целях в области менеджмента сервисов.
6.2.2 Планирование достижения целей
При планировании действий по достижению своих целей в области менеджмента сервисов организация должна определить:
a) что должно быть сделано;
b) какие потребуются ресурсы;
c) кто будет нести ответственность;
d) когда эти действия будут завершены;
e) каким образом будут оцениваться результаты.
6.3 Планирование системы менеджмента сервисов
Организация должна создать, внедрить и поддерживать план менеджмента сервисов. При планировании необходимо учитывать политику менеджмента сервисов, цели в области менеджмента сервисов, риски и возможности, требования к сервисам и требования, приведенные в настоящем стандарте.
План менеджмента сервисов должен включать или содержать ссылку:
a) на перечень сервисов;
b) известные ограничения, которые могут воздействовать на СМС и сервисы;
c) обязательства, такие как соответствующие политики, стандарты, законодательные, регулирующие и договорные требования, и то, каким образом данные обязательства применимы к СМС и сервисам;
d) полномочия и ответственности за СМС и сервисы;
e) человеческие, технические, информационные и финансовые ресурсы, необходимые для функционирования СМС и сервисов;
f) подход, который должен быть принят для работы с другими сторонами, участвующими в жизненном цикле сервиса;
g) технологию, используемую для поддержания СМС;
h) то, каким образом результативность СМС и сервисов будет подлежать измерению, проверке, отчетности и улучшению.
Другие виды деятельности по планированию также должны быть согласованы с планом менеджмента сервисов.
