ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-1-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии. Менеджмент сервисов. Часть 1. Требования к системе менеджмента сервисов
7 Средства обеспечения системы менеджмента сервисов
7.1 Ресурсы
Организация должна определить и обеспечить наличие человеческих, технических, информационных и финансовых ресурсов, необходимых для разработки, внедрения, поддержания и постоянного улучшения СМС и функционирования сервисов в целях соответствия требованиям к сервисам и достижения целей в области менеджмента сервисов.
7.2 Компетентность
Организация должна:
a) определять необходимую компетентность лиц, выполняющих работу под ее управлением, которая оказывает влияние на результаты деятельности и результативность СМС и сервисов;
b) обеспечивать компетентность этих лиц на основе соответствующего образования, подготовки или опыта;
c) если применимо, предпринимать действия, направленные на получение требуемой компетентности и оценивать результативность предпринятых действий;
d) сохранять соответствующую документированную информацию как свидетельство компетентности.
Примечание - Применимые действия могут включать, например, проведение обучения, наставничество или перераспределение обязанностей среди имеющихся работников; или прием на работу, или привлечение компетентных лиц для выполнения контрактных работ.
7.3 Осведомленность
Лица, выполняющие работы под управлением организации, должны быть осведомлены:
a) о политике в области менеджмента сервисов;
b) целях в области менеджмента сервисов;
c) сервисах, относящихся к их работе;
d) их вкладе в результативность СМС, включая пользу от улучшения результатов деятельности;
e) последствиях несоответствия требованиям СМС.
7.4 Обмен информацией
Организация должна определить порядок внутреннего и внешнего обмена информацией, относящейся к СМС и сервисам, включая следующие вопросы:
a) какая информация будет передаваться;
b) когда будет передаваться информация;
c) кому будет передаваться информация;
d) каким образом будет передаваться информация;
e) кто будет нести ответственность за обмен информацией.
7.5 Документированная информация
7.5.1 Общие положения
СМС организации должна включать:
a) документированную информацию, требуемую настоящим стандартом;
b) документированную информацию, определенную организацией как необходимую для обеспечения результативности СМС.
Примечание - Объем документированной информации СМС одной организации может отличаться от другой в зависимости от:
- размера организации и вида ее деятельности, процессов, продукции и услуг;
- сложности процессов, сервисов и их взаимодействия;
- компетентности лиц.
7.5.2 Создание и актуализация документированной информации
При создании и актуализации документированной информации организация должна обеспечить соответствующие:
a) идентификацию и описание (например, название, дата, автор или ссылочный номер);
b) формат (например, язык, версия программного обеспечения, графические средства) и носитель (например, бумажный или электронный);
c) анализ и одобрение с точки зрения пригодности и адекватности.
7.5.3 Управление документированной информацией
7.5.3.1 Документированная информация, требуемая СМС и настоящим стандартом, должна находиться под управлением в целях обеспечения:
a) доступности и пригодности, где и когда она необходима;
b) достаточной защиты (например, от несоблюдения конфиденциальности, ненадлежащего использования или потери целостности).
7.5.3.2 Для управления документированной информацией организация должна предусматривать следующие действия, насколько это применимо:
a) распределение, обеспечение доступа, поиск и использование;
b) хранение и защита, включая сохранение разборчивости;
c) управление изменениями (например, управление версиями);
d) хранение и уничтожение.
Документированная информация внешнего происхождения, определенная организацией как необходимая для планирования и функционирования СМС, должна быть соответствующим образом идентифицирована и находиться под управлением.
Примечание - Доступ может подразумевать решение в отношении разрешения только просмотра документированной информации или разрешения просмотра с полномочиями по внесению изменений в документированную информацию.
7.5.4 Документированная информация системы менеджмента сервисов
Документированная информация для СМС должна включать:
a) область применения СМС;
b) политику и цели в области менеджмента сервисов;
c) план менеджмента сервисов;
d) политику управления изменениями, политику информационной безопасности и план(ы) непрерывности сервисов;
e) процессы СМС организации;
f) требования сервисов;
g) каталог(и) сервисов;
h) соглашения об уровне сервисов (SLA);
i) договоры с внешними поставщиками;
j) соглашения с внутренними поставщиками или потребителями, выступающими в качестве поставщиков;
k) процедуры, требуемые настоящим стандартом;
l) записи, необходимые для демонстрации свидетельств соответствия требованиям настоящего стандарта и СМС организации.
Примечание - Пункт 7.5.4 содержит перечень основных документов для СМС. В настоящем стандарте также приведены другие требования относительно необходимости сохранять информацию в виде документированной информации, ее документирования или записи. ИСО/МЭК 20000-2 предоставляет дополнительное руководство.
7.6 Знания
Организация должна определить и поддерживать знания, необходимые для обеспечения функционирования СМС и сервисов.
Знания должны быть соответствующими, пригодными и доступными для соответствующих лиц.
Примечание - Знания специфичны для организации, ее СМС, сервисов и заинтересованных сторон. Знания используются и распространяются для содействия достижению намеченных результатов и функционированию СМС и сервисов.
